Напоминание

Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках


Автор: Оболонина Юлия Львовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Дюймовочка"
Населённый пункт: ЯНАО, Ноябрьск
Наименование материала: Развитие произношения
Тема: Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и

коротких предложений; — познакомить с понятием «слово».

Коррекционно-развивающие:

— развивать фонематическое восприятие детей;

— развивать слуховое внимание;

— развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

— развивать дыхание, голос и мимические мышцы.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.

Оборудование: ватные шарики, зеркала для каждого ребенка, плакат с изображением ротовой

полости.

1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто повторит за мной ряды слогов без ошибок:

Ход занятия ка-ко-ку

ку-ка-ко

ко-ку-ка

пу-пы-пи

пи-пы-па

па-по-пу

2. Развитие общей моторики. «Лошадка»

Я люблю свою лошадку, Скачут на воображаемой лошадке.

Причешу ей шерстку гладко, Поглаживающие движения сверху вниз по туловищу.

Гребешком приглажу хвостик «Гладят хвостик».

И верхом поеду в гости. А Барто Скачут на воображаемой лошадке.

3. Развитие мелкой моторики.«Барабан»

Левой, правой! Левой, правой! Стучат по столу левой, затем правой рукой.

На парад Идет отряд. «Ходят» пальчиками по столу вперед-назад.

На парад Идет отряд. «Ходят» пальчиками по столу вперед-назад.

Барабанщик Очень рад:

Барабанит, барабанит, Полтора часа подряд! А Барто Ритмично стучат кулачками по ст

4. Массаж лица. Знакомство с основными массажными движениями. Перед зеркалом

дети выполняют массаж лица совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание,

а затем показывает детям спиралевидные движения. Логопед: Стали пальчики плясать, лобик,

щечки растирать. Массажные движения осуществляются в следующих направлениях: — от

середины лба к вискам; — вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам); — по

мышцам щек (от крыльев носа к вискам); — от середины подбородка к ушам. Массаж

заканчивается поглаживанием.

5. Развитие мимических мышц. Изобразить, каким может быть взгляд: добрый, хитрый,

печальный, злобный, радостный.

6. Развитие артикуляционной моторики. — «Окошко». Удержать рот открытым под

счет до пяти. — «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание

рта. — «Улыбка» — «Трубочка». — «Лопаточка». — «Накажем непослушный язычок».

Шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя...

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра «Фокус». Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, сдуть ватку с

ладони. Плавно соединить руки округло над головой и произнести протяжно: «О______ ».

Резко опустить руки вниз и произнести коротко: «О».

8. Объявление темы занятия.

Логопед: На прошлом занятии мы учились различать звуки вокруг нас и угадывали звуки,

которые издают различные предметы. А сегодня мы поговорим о тех звуках, которые мы

произносим. Мы умеем говорить. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, а слоги

образуют слова. Послушайте стихотворение и дополните его.

Где-то собаки рычали: Дети: Р-р-р!

Логопед: В стойле коровы мычали: Дети: М-м-м-му-у!

Логопед: В комнате мухи жужжали: Дети: Ж-ж-ж!

Логопед: Мимо машины бежали: Дети: Тр-р-р!

Логопед: Гудели от ветра все провода: Дети: 3-з-знь!

Логопед: Капала в кухне из крана вода: Дети: Кап-кап!

Логопед: Перекликались в ночи поезда: Дети: У-у-у! У-у-у!

9. Знакомство с артикуляционным аппаратом. Логопед: Это были звуки, которые

издают животные и предметы вокруг нас. А теперь давайте поговорим о звуках, которые

произносит человек. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки. Правильно, чтобы

произнести звуки — нам нужен рот.

Рот — это домик звуков.

В домике этом Красные двери,

Рядом с дверями — Белые звери

Любят зверушки Конфеты и плюшки.

Н. Новоторцева

Когда мы произносим любой звук, нам в этом помогают губы, зубы и язык.

10. Развитие фонематического восприятия. Игра «Хлопай, не зевай». Логопед просит

детей хлопнуть, если они услышат определенный звук (А, У, Б или М), и произносит ряд

звуков.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед читает стихи, а дети дополняют их словами,

подходящими по смыслу.

Своей младшей дочке Тосе Заплетает мама... (Косы.)

Под землею он живет. Землю роет старый... (Крот.)

Словно дом огромен он. В зоопарке живет... (Слон.)

Написал письмо я Знайке. Но забыл наклеить... (Марки.)

Подарили нам игрушки: Целый день стреляют... (Пушки.)

Логопед: Ребята! Вы досказали стихотворения. Косы, крот, слон, марки, пушки — это

слова.

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным полно,

А безымянных нету!

И все, что только видит глаз —

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибаев

Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так, тик-так!

Налево — раз! Направо — раз!

Мы тоже можем так! С, Михалков

Игра «Звук заблудился». Логопед предлагает детям послушать стихотворения и исправить

слова, не подходящие по смыслу, назвав правильное слово.

На поляне весной

Вырос зуб молодой. (Дуб.)

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме: —

Там ползет зеленый л у к

С длинными усами! (Жук.) А. Шибаев

— Где обедал, воробей?

— В зоопарке у дверей. (Зверей.)

С. Маршак

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку. (Точку.)

Игра «Слушай и показывай».

Логопед предлагает детям послушать слова-паронимы и показать подходящие картинки.

(Мишка — миска, дочка — точка и т.д.)

Игра «Какое слово лишнее?».

Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее. Например, в ряду «Таня, Таня,

Маня, Таня» лишнее слово — Маня. От остальных оно отличается одним звуком.

Дом, дом, том, дом.

Банки, панки, банки, банки.

Балка, балка, балка, палка.

Порт, борт, борт, борт.

11. Итог занятия. Логопед: О каких звуках мы сегодня говорили? (О звуках речи.) Что

такое: косы, крот, слон, марки, пушки? (Слова.) 12. Оценка работы детей. 13. Домашнее

задание. К занятию 2 (альбом 1, с. 4).



В раздел образования