Напоминание

Этапы комплексной коррекционной помощи детям с детским церебральным параличем (ДЦП) раннего и младшего дошкольного возраста


Авторы: Бондарева Ирина Станиславовна, Солдатенкова Мария Юрьевна
Должность: учитель-дефектолог, учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУЗ
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Этапы комплексной коррекционной помощи детям с детским церебральным параличем (ДЦП) раннего и младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Этапы комплексной коррекционной помощи детям с детским

церебральным параличем (ДЦП) раннего и младшего

дошкольного возраста:

Составители: Учитель - дефектолог Бондарева Ирина Станиславовна,

Учитель – дефектолог Солдатенкова Мария Юрьевна.

Введение. Одним из наиболее тяжелых заболеваний центральной нервной системы

является детский церебральный паралич (ДЦП), проявляющийся в виде

различных двигательных, психических и речевых нарушений. Тяжесть этих

нарушений определяет прогноз в отношении социальной адаптации детей с

церебральным параличом.

В результате наблюдений можно сделать вывод, что эффективным является лечение

данного заболевания в самом раннем возрасте, практически с первых дней и месяцев

жизни. Огромное значение имеет ранняя диагностика данного заболевания и начатое

лечение. В этом случае, при правильно организованной коррекционной работе о

заболевании, иногда, может говорить только анамнез.

Вывод однозначен: восстановительное лечение должно начинаться как можно раньше и

включать в себя, как медицинскую, так и психолого-педагогическую коррекцию.

В наиболее важные для развития речи годы ребёнок много времени проводит в лечебных

учреждениях, если там не ведётся педагогическая коррекция, то всегда отмечается

отставание в развитии познавательных функций и речи. В большинстве случаев

результатом этих нарушений становится тяжёлая дезадаптация ребёнка.

На

современном

этапе

одним

из

самых

актуальных

направлений

специальной педагогики, как в России, так и во всем мире является ранняя

помощь

детям

с

отклонениями

в

развитии.

Таким

образом,

для

реализации

своевременной ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ДЦП были

разработаны этапы работы с такими детьми.

Этапы комплексной коррекционной помощи детям с детским церебральным

параличем (ДЦП) раннего и младшего дошкольного возраста:

1.Установление с детьми личностного, эмоционального и делового сотрудничества:

наблюдение за детьми в группе, совместные игры.

2. Комплексное обследование ребенка:

врачами – специалистами (педиатр, детский невропатолог, психоневролог, врача

ЛФК, ортопед, отоларинголог)

узкими специалистами (учитель–дефектолог, учитель–логопед, педагог–психолог,

инструктор по ЛФК, музыкальный руководитель)

педагогами группы (воспитатели)

3. Определение направлений и стратегии комплексной помощи ребенку: работа

ПМП(к) внутри учреждения.

4. Перспективное планирование:

проводится педагогами, узкими специалистами с

учетом выявленных нарушений развития.

5. Комплексное курсовое лечение: в комплексное восстановительное лечение ДЦП

включается: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура

(ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

6. Коррекционно-педагогическая работа с детьми: подгрупповая, индивидуальная.

7. Взаимодействие специалистов в коррекционном

процессе: ребенок, врачи –

специалисты, учитель-дефектолог, психолог, инструктор по ЛФК, музыкальный работник.

8. Анализ результатов комплексного медико – психолого – педагогического

воздействия,

внесение

необходимых

корректировок:

работа

ПМП

(к)

внутри

учреждения.

Каждый специалист проводит коррекционную работу по своему направлению,

координатором коррекционно – развивающего процесса является учитель – дефектолог.

1

ЭТАП.

Установление

с

детьми личностного,

эмоционального

и

делового

сотрудничества.

Необходимым условием данного этапа является прохождение ребенком адаптационного

периода. Учитель–дефектолог наблюдает за ребенком в ситуации общения с педагогами,

со сверстниками в самостоятельной и в игровой деятельности. Логопед предлагает

ребенку или группе детей поиграть, приносит с собой яркие игрушки, чтобы

заинтересовать детей, вызвать их доверие. Длительность первого этапа с каждым

ребенком может быть разной, это зависит от того, как быстро педагог наладит контакт с

конкретным ребенком.

2 ЭТАП. Комплексное обследование ребенка.

Работу на данном этапе начинать необходимо с тщательного сбора и изучения

анамнестических данных.

Следующий шаг – обследование. Основной целью индивидуальной диагностики является

выявление

и описание

особенностей развития

каждого ребенка

(познавательной

деятельности, речевого развития, эмоционально – волевой и двигательной сферы, его

актуальных знаний, умений и навыков, а также потенциальных возможностей). Анализ

результатов обследования позволяет определить прогноз дальнейшего развития ребенка,

отобрать содержание коррекционно-развивающего воздействия и наиболее эффективные

методы психолого-педагогического воздействия применительно к каждому воспитаннику.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это полиэтиологическое заболевание мозга,

которое возникает в результате воздействия вредоносных экзогенных или эндогенных

факторов во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов (интранатальном)

или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде).

Наиболее частые случаи возникновения ДЦП связаны с поражением мозга во

внутриутробном периоде и в момент родов. При поражении мозга на ранних этапах

онтогенеза наиболее тяжело страдают его «молодые» отделы – большие полушария,

которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции.

При

ДЦП

страдают

двигательные,

познавательные,

речевые

функции,

эмоционально - волевая сфера и личность.

Классификация ДЦП

Формы ДЦП

Основные признаки

Перспективы

Спастическая

диплегия

повышение мышечного тонуса

(спастичность) в конечностях с

ограничением силы

и объема

движений

в

сочетании

с

сохраняющимися

тоническими

рефлексами.

Тяжесть

речевых,

психических

и

двигательных

расстройств

варьируется

в

широких пределах.

Благоприятная

форма

заболевания

в

плане

преодоления

психических

и

речевых расстройств и менее

благоприятная

в

отношении

становления

двигательных

функций.

Двойная

гемиплегия

самая тяжелая форма ДЦП, при

которой имеет место тотальное

поражение мозга, прежде всего

его

больших

полушарий.

Двигательные

расстройства

выражены в равной степени в

руках, и в ногах, либо руки

поражены

сильнее,

чем ноги.

Произвольная

моторика

отсутствует

или

резко

ограничена. Дети не сидят, не

стоят, не ходят. Функции рук

практически

не

развиваются.

Отмечаются грубые нарушения

речи по типу анартрии, тяжелой

дизартрии.

Прогноз

двигательного

развития

неблагоприятный.

Стояние и ходьба невозможны.

Дети

с

трудом

овладевают

навыком сидения, но даже в

этом

случае

тяжелые

отклонения

в

психическом

развитии

препятствуют

их

социальной

адаптации.

В

большинстве

случаев

дети

необучаемы.

Тяжелые

двигательные нарушения рук,

сниженная

мотивация

исключают самообслуживание

и

простую

трудовую

деятельность. Это указывает на

полную

или

почти

полную

инвалидность ребенка.

Гемипаретическая

форма

Одностороннее

повреждение

одноименных (левых или правых)

конечностей.

Рука

обычно

поражается

больше,

чем

нога.

Имеет

место

поражение

преимущественно

одного

полушария, его корковых отделов

и ближайших подкорковых ядер.

Дети с гемипарезами овладевают

возрастными

двигательными

навыками позже, чем здоровые.

Формируется

стойкая

патологическая

установка

конечностей

и

туловища:

приведение

плеча,

сгибание

и

пронация предплечья, сгибание и

отклонение

кисти,

приведение

большого пальца руки, сколиоз

позвоночника.

Патология

речи

отмечается по типу дизартрии или

моторной

алалии.

Степень

интеллектуальных

нарушений

вариабельна от легкой до грубого

интеллектуального дефекта.

Прогноз

двигательного

развития

благоприятный.

Возможность

самообслуживания

зависит

от степени поражения руки.

Дети

оказываются

обучаемыми.

Гиперкинетическая

связана

с

поражением

Прогноз

развития

форма

подкорковых

отделов

мозга.

Двигательные

расстройства

проявляются

в

виде

непроизвольных насильственных

движений

гиперкинезов.

Произвольная

моторика

развивается с большим трудом.

Дети длительное время не могут

научиться самостоятельно сидеть,

стоять

и

ходить.

Походка

не

плавная,

толчкообразная,

асимметричная. Равновесие при

ходьбе

легко

нарушается,

но

стоять на месте больным труднее,

чем

идти.

Произвольные

движения

маловыразительные,

размашистые,

дискоординированные;

затруднена

автоматизация

двигательных навыков. Речевые

нарушения

в

форме

гиперкинетической дизартрии. В

20 – 30 % случаев выявляют

снижение

слуха,

преимущественно

на

высокие

тона.

двигательных

функций

зависит

от

тяжести

поражения

нервной

системы, от характеров и

интенсивности

гиперкинезов. Интеллект в

большинстве

случаев

развивается

удовлетворительно. У 50%

детей наблюдается ЗПР.

1.

Атоническая –

астатическая

форма

Связана с поражением мозжечка и

лобных отделов мозга. Со стороны

двигательной

сферы:

низкий

мышечный

тонус,

нарушение

равновесия тела в покое при ходьбе,

нарушение ощущения равновесия и

координации

движений,

тремор,

гиперметрия

(несоразмерность,

черзмерность

движений).

Речевые

нарушения в виде задержки речевого

развития, дизартрии; может иметь

место

моторная

алалия.

При

поражении

лобных

отделов

мозга

дети малоэмоциональны, безразличны

к

окружающим,

малоинициативны,

могут быть очень агрессивными.

Интеллект

варьирует

от

ЗПР

до

УО

различной

степени тяжести.

В

качестве

базовых

методик

при

диагностике

психомоторного

развития

детей

младенческого возраста, страдающих ПЭП можно рекомендовать методики: Г.В.

Пантюхиной, Г.Л. Печоры, Э.Л.Фрухт (1983), О.В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной

(2004), методику Гриффитс, в переводе Е.С. Кешинян (2000), М.Л. Дунайкиной (2001).

Для исследования психомоторного развития детей с детским церебральным параличем

второго года жизни можно рекомендовать шкалу Гриффитс (перевод Е.С. Кешинян,

2000г.) – скриннинговая система.

Для психолого-логопедического обследования детей с детским церебральным параличем в

возрасте двух – трех лет можно использовать систему, предложенную Е.Ф. Архиповой в

монографии «Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трех лет жизни».

3 ЭТАП. Определение направлений и стратегии комплексной помощи ребенку.

После

того,

как

всеми

участниками

коррекционного

процесса

было

проведено

обследование,

к

работе

приступает

медико-психолого-педагогический

консилиум.

Педагоги и специалисты анализируют результаты обследования, определяют дальнейшую

стратегию в работе с детьми. Педагогами. Составляют план комплексной помощи для

каждого ребенка, определяется последовательность действий, и уточняются сроки

исполнения. Обязанности по реализации плана распределяются между всеми участниками

коррекционного процесса.

4 ЭТАП. Перспективное планирование.

Осуществляется каждым педагогом, с учетом стратегии, выбранной на ПМП (к).

Планируя

работу

на

год,

учитель-дефектолог

руководствуется

методическими

рекомендациями авторов, занимающихся проблемой нарушений психического развития и

их коррекции при ДЦП – Л.А, Даниловой, Э.С. Калижнюк, Г.В. Кузнецовой, И.Ю.

Левченко, Е.М. Мастюковой, О.Г. Приходько, К.А. Семеновой.

В группах от 0 до 2 лет учитель-дефектолог проводит индивидуальные занятия 5 раз в

неделю, от 2 до 4 лет индивидуальные и подгрупповые.

Коррекционное воздействие осуществляется с учетом следующих принципов:

Принцип максимальной личностной направленности.

Принцип системного подхода к коррекционно-педагогической работе, который

предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и

психических нарушений.

Принцип раннего начала комплексного воздействия с опорой на сохранные

функции.

Принцип

организации

работы

в

рамках

ведущей

деятельности

с

учетом

закономерностей онтогенетического развития.

Принцип наблюдения за динамикой психоречевого развития.

Принцип сочетания различных видов и форм коррекционно-педагогической

работы.

Оптимальный вариант предполагает раннее, на первом году жизни, начало

комплексной медико-психолого-педагогической коррекции.

Планирование

занятий

осуществляется

по

тематическому

плану,

принятому

в

учреждении.

5 ЭТАП. Комплексное курсовое лечение. Во время прохождения полного курсового

лечения с детьми проводятся только индивидуальные занятия.

6 ЭТАП. Коррекционная работа с детьми при ДЦП.

Коррекционная работа с детьми, страдающими церебральным параличом, проводимая в

комплексе с медицинскими мероприятиями, должна быть направлена на развитие всех

нарушенных

функций.

Комплексная

коррекционно-педагогическая

работа

предусматривает развитие всех сторон: эмоциональной, сенсорной, познавательной,

голосовой активности, манипулятивной функции рук, нормализацию артикуляционного

аппарата; т.е. создает необходимую сенсомоторную базу для развития речевой,

психической и двигательной деятельности ребенка.

Коррекционно-педагогическая

работа

строится

исходя

из

структуры

дефекта

с

использованием сохранных функций.

Содержание коррекционно-педагогической работы в младенческом периоде.

Целью

коррекционно-педагогической

работы

является

последовательное

развитие

функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и

личности ребенка.

Основными задачами коррекционно-педагогической работы в доречевой период

являются (по О.Г. Приходько):

1.

Развитие

эмоционального

общения

с

взрослыми

(стимуляция

«комплекса

оживления», стремление продлить эмоциональный контакт с взрослым, включение

общения в практическое сотрудничество ребенка со взрослым).

2.

Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

3.

Стимуляция

голосовых

реакций,

звуковой

и

речевой

активности

(недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов).

4.

Коррекция кормления (сосания, глотания, жевания).

5.

Развитие

сенсорных

процессов

(зрительного

сосредоточения

и

плавного

прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве,

восприятия

различно

интонируемого

голоса

взрослого;

двигательно-

кинестетических ощущений и пальцевого осязания).

6.

Развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема,

длительности

и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений

ребенка).

7.

Формирование движений руки и действий с предметами.

8.

Формирование подготовительных этапов понимания речи.

Выбор позы для занятий «Рефлекс-запрещающие позиции».

Цель: выбрать для занятия положение ребенка, в котором патологические тонические

рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись вовсе.

1.

Поза эмбриона – в положении на спине следует приподнимать и опускать голову

ребенка на грудь, руки и колени согнуть и привести к животу. В этой позе

производятся плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение

максимально возможного мышечного расслабления (метод, предложенный Б. и К.

Бобат).

2.

В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий

несколько приподнять плечи и откинуть назад голову, ноги при этом согнуты в

коленях.

3.

В положении на спине с обеих сторон голову ребенка фиксируют валиками,

позволяющими удерживать ее на средней линии.

4.

В положении на боку ребенок помещается в «позу эмбриона»

5.

В положении на животе под грудь ребенка подкладывается валик, а ягодицы

фиксируются поясом и грузом.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на

I доречевом уровне развития, является стимуляция голосовых реакций.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

вокализация выдоха;

развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента;

стимуляция голосовых реакций;

развитие зрительной фиксации и прослеживания;

выработка слухового сосредоточения;

нормализация положения кисти и пальцев, необходимая для формирования

зрительно-моторной координации.

Занятия с детьми проводятся индивидуально, как до кормления, так и после него. Во

время занятий ребенок находится в положении «Рефлекс-запрещающие позиции».

Длительность занятия 7-10 минут.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на

II доречевом уровне развития, является стимуляция гуления.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией, стимуляция

гуления;

развитие устойчивости фиксации, плавности прослеживания;

формирование умения локализовать звук в пространстве и воспринимать различно

интонируемый голос взрослого;

развитие хватательной функции рук.

Занятия, проводимые в этот период, носят индивидуальный характер, по длительности не

превышают 10-15 минут. Занятия рекомендуется проводить специально оборудованном

помещении, изолированном от посторонних шумов. Во время занятия ребенок находится

в адекватной для него позе «Рефлекс-запрещающие позиции». Для занятия используются

часы бодрствования ребенка до кормления или после него. В течение дня с ребенком

должен заниматься воспитатель по плану, составленному специалистом. (Это требование

также следует учитывать при проведении занятий с детьми III и IV уровня доречевого

развития.)

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на

III доречевом уровне развития, является стимуляция интонированного голосового

общения и лепета.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;

выработка ритмичности дыхания и движений ребенка;

стимуляция лепета;

формирование положительного эмоционального отношения к занятиям;

выработка зрительных дифференцировок;

стимуляция кинестетических ощущений и развитие на их основе пальцевого

осязания;

выработка акустической установки на звуки и голос;

развитие слуховых дифференцировок;

формирование подготовительных этапов понимания речи.

Занятия проводятся индивидуально, ежедневно. Длительность занятий не превышает 20

минут. Занятия проходят в кабинете, оснащенном специальной мебелью и набором

необходимых игрушек. В зависимости от своих двигательных возможностей во время

занятия ребенок находится на пеленальнике, в специальном стулу или кресле, т.е. в позе,

адекватной возможностям данного ребенка.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на

IV доречевом уровне развития, является развитие общения со взрослым посредством

интонационных звуков лепета и лепетных слов.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

увеличение силы и длительности выдоха;

стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов;

развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев

рук;

формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации.

Занятия проводятся в специальном кабинете. Особое внимание уделяется правильному

положению ребенка во время занятий, в котором минимально проявлялись бы

патологические рефлексы. С этой целью используются специальные кресла-качалки,

стулья, позволяющие удерживать верхнюю часть корпуса ребенка в вертикальном

положении, а голову по средней линии.

Нередко

ребенок

во

время

занятий

усаживается

в

резиновый

надувной

круг

соответствующего диаметра, в котором его поза приближается к эмбриональной.

Занятия проводятся индивидуально, их длительность 25-30 минут. В силу того, что дети

этого уровня понимают обращенную к ним речь, особое внимание уделяется привлечению

самого ребенка к выполнению задания.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ДЦП в возрасте от одного года до

трех лет

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте

являются:

Формирование

предметной

деятельности

(использование

предметов

по

их

функциональному

назначению),

способности

произвольно

включаться

в

деятельность.

Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого

внимания, переключения в деятельности.

Формирование речевого и предметно-действенного общения с окружающими

(развитие

понимания

обращенной

речи,

собственной

речевой

активности;

формирование

всех

форм

безречевой

коммуникации

мимики,

жеста

и

интонации).

Развитие элементарных представлений об окружающем.

Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического

восприятия).

Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

Развитие зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и

активных действий).

Е.Ф. Архипова в монографии «Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых

трех лет жизни» в раннем возрасте (от года до трех лет) выделяет два этапа коррекционно-

логопедической работы с детьми с детским церебральным параличем.

Основной задачей коррекционно-логопедической работы с детьми на I

этапе

является стимуляция лепета, лепетных слов, однословного предложения.

Основными направлениями коррекционно-логопедической работы являются:

нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;

выработка ритмичности дыхания и движений ребенка;

стимуляция лепета, общения;

вызывание положительного эмоционального отношения к занятиям;

выработка зрительных дифференцировок;

развитие правильных кинестетических ощущений и на их основе пальцевого

осязания;

выработка акустической установки на звуки и голос;

развитие слуховых дифференцировок

формирование понимания речи.

Логопедические занятия проводятся индивидуально, ежедневно. Длительность занятий не

превышает 20 минут. Занятия проводят в логопедическом кабинете. В зависимости от

двигательных возможностей ребенок во время занятия находится на пеленальном столе, в

специальном стуле или в кресле, т.е. в позе, адекватной для данного ребенка. В течение

дня с ребенком занимается воспитатель по плану составленному специалистом.

Основной задачей коррекционно-логопедической работы с детьми на II

этапе

является стимуляция и совершенствование общения со взрослыми при помощи

интонационных звуков лепета и лепетных слов, простой фразы.

Основными направлениями коррекционно-логопедической работы являются:

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

увеличение силы и длительности выдоха;

стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов, простого предложения,

развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев

рук;

формирование понимания речевых реакций.

Коррекционно-логопедические занятия проводят индивидуально, длительность 25минут.

Особенностью работы является максимальное привлечение самого ребенка к активному

выполнению задания, опираясь на возможность понимания обращенной речи.

С 3 лет с детьми с ДЦП коррекционно-педагогическая работа строится с опорой на

программно-методические материалы, разработанные Е.Ф. Архиповой, Л.А. Даниловой,

Г.В. Кузнецовой, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Н.В. Симоновой, И.В. Смирновой.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы являются:

Развитие игровой деятельности.

Развитие речевого общения с окружающими.

Расщирение запаса знаний и представлений об окружающем.

Развитие сенсорных функций.

Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их

нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза.

Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного).

Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Значительное

место

в

коррекционно-педагогичекой

работе

при

ДЦП

отводится

логопедической коррекции.

Её основная цель – развитие вербальных средств общения,

совершенствование

произносительной стороны речи, ее разборчивости.

О.Г. Приходько указывает на следующие задачи логопедической работы:

Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания и голоса.

Нормализация темпо-ритмической и интонационной речи.

Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и

дифференциации звуков речи.

Развитие функций кистей и пальцев рук.

Развитие

лексико-грамматической

стороны

речи,

формирование

навыков

построения развернутого высказывания.

7 ЭТАП. Взаимодействие специалистов в коррекционном процессе.

Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов

различного профиля: невролога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога,

психолога, воспитателя.

Ведущим в клинической картине данного заболевания является двигательный дефект:

задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.

Поэтому

вся

коррекционная

работа

в

этом

направлении

осуществляется

после

консультации и под контролем детского невролога, врача ЛФК.

Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования эмоционально

– волевой сферы и личности. Расстройства эмоционально – волевой сферы могут

проявляться в виде эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной

расторможенности или, напротив, заторможенности, застенчивости, робости. Личностное

развитие также имеет особенности. Чаще всего отмечается личностная незрелость:

наивность суждений, слабая ориентированность в бытовых и практических вопросах.

Коррекционная работа в этом направлении осуществляется педагогом-психологом,

который проводит тренинги, релаксацию, психогимнастику. Он учит детей управлять

своим настроением, мимикой, поддерживать положительный эмоциональный тонус,

совершенствует коммуникативные навыки, воспитывает доброжелательное отношение к

окружающим, развивает внимание и наблюдательность. Педагог-психолог знакомит

педагогов с технологиями оказания помощи проблемным детям.

Отклонения

в познавательной деятельности у детей с церебральным параличем

характеризуются

неравномерным,

дисгармоничным

характером

интеллектуальной

недостаточности, выраженностью психоорганических проявлений, недостаточностью

сведений и представлений об окружающем.

У многих детей наблюдается низкая познавательная активность.

По состоянию интеллекта дети с ДЦП составляют разнородную группу. В ряде случаев

интеллект может быть близок к норме, в других отмечается умственная отсталость, чаще

всего имеет место задержка психического развития церебрально-органического генеза.

Основными формами речевых нарушений являются дизартрия, алалия. На ранних этапах

наблюдается задержка речевого развития, а в дальнейшем недоразвитие речи носит

системный характер.

Отклонениями в познавательной деятельности и речи занимается учитель-дефектолог. Он

является и координатором коррекционно–развивающего процесса в целом. Воспитатель

занимается с ребенком в течение дня по плану, составленному специалистом.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор в повседневную жизнь ребенка

музыкально-терапевтические

произведения,

прослушивание

которых

приводит

к

нормализации

поведения.

На

музыкальных

и

логоритмических

занятиях

совершенствуется общая и мелкая моторика, развивается речевое внимание и память,

фонематический слух и речевое дыхание, формируется ориентировка в окружающем.

8 ЭТАП. Анализ результатов комплексного медико – психолого – педагогического

воздействия,

внесение

необходимых

корректировок:

работа

ПМП

(к)

внутри

учреждения.

Работа на данном этапе осуществляется в рамках деятельности МПП (к). Проводится

плановый консилиум три раза в год. В работе МПП (к), помимо его членов, принимают

участие все, кто был задействован в коррекционном процессе. Целью этапа является

определение дальнейшей стратегии и внесение необходимых корректировок в работу с

учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей каждого ребенка.



В раздел образования