Автор: Романова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад с.Корнилово" Томского района
Населённый пункт: с.Корнилово, Томская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Конструирование из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Конструирование из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста.
Конструирование из бумаги как вид продуктивной деятельности дошкольников направлено
на получение конкретного результата — поделки. Это познавательное занятие тесно связано с
игрой, и поэтому очень интересно для ребенка.
Изготовление поделок из бумаги, хотя и увлекательное занятие, однако является для
дошкольников довольно сложным видом деятельности. Оно требует развития пространственных
представлений, внимательности и точности действий. Методика бумажного конструирования
предусматривает, как правило, наглядное и обстоятельное объяснение процесса изготовления
каждой поделки. При этом большее значение имеет образец, сделанный педагогом (даже в
старшем дошкольном возрасте).
В старшей группе у дошкольников уже достаточно развита мелкая моторика, координация
движений рук. В этом возрасте дети учатся сгибать бумажный лист вчетверо, разрезать детали по
сгибу. Ребята успешно комбинируют в поделке различные формы материала. У воспитанников
старшей группы уже хорошо развито пространственное мышление, они разбираются в различных
техниках. В процессе конструирования совершенствуется репродуктивная деятельность (работа по
образцу), но в то же время педагог стимулирует творческую фантазию детей — побуждает их
вносить в поделку свои отличительные особенности, предоставляет выбор материала разного
цвета и фактуры. В старшем дошкольном возрасте вводится конструирование по замыслу, когда
каждый ребенок придумывает свою идею для поделки. Методика конструирования в старшей
группе предполагает постепенное усложнение заданий, а также их разнообразную тематику.
Чтобы стимулировать интерес детей, воспитатель предлагает им поделки для театральных
инсценировок или коллективные композиции. В подготовительную группу дошкольники приходят
уже
со
сформированным
набором
умений
и
навыков,
необходимых
для
бумажного
конструирования. Поэтому в данном возрасте первостепенно значение уделяется развитию
творческой фантазии. Дети подводятся педагогом к пониманию выразительных возможностей
видов бумаги, разных по фактуре. Кроме того, ребята учатся работать по разметке — сгибать и
разрезать заготовки по намеченным воспитателем пунктирным линиям. Отметим, что образец в
старшем дошкольном возрасте уже не так важен, как раньше. В ряде случаев его могут заменить
словесные указания. Однако если конструкция поделки новая и достаточно сложная, то
воспитатель использует полный показ с обстоятельным комментированием последовательности
выполнения работы.
Разновидности
проектов
конструирования:
на
плоскости,
объёмное,
оригами,
конструирование из полосок и пр.
Бумага — универсальный материал для творчества в детском саду. Конструирование из
этого материала представлено различными способами. Прежде всего, поделки подразделяются на
плоскостные и объемные. В первом варианте основная часть заготовки приклеивается к основе
(картону или плотной бумаге), при этом присутствует частичный объем — некоторые части
выступают над поверхностью либо приклеиваются не полностью.
Более выразительны и интересны для детей объемные поделки, ведь с ними можно
поиграть. Это разнообразные домики, коробочки, шкатулки, мебель для кукол. Объемная форма
здесь достигается за счет сгибов плотной бумаги.
Часто на занятиях конструированием педагог использует технику оригами: изделие
складывается из бумаги без применения клея и ножниц. Таким способом можно смастерить самых
разных животных, птиц, цветы и неодушевленные предметы (самолет, кораблик и пр.). Изделие,
созданное в технике оригами, также может приклеиваться к основе.
Еще одна разновидность объемного конструирования — поделки из бумажных полосок.
Здесь уже используются ножницы и клей. Этим способом оформляются изделия, традиционно
состоящие из круглых форм (неваляшка, снеговик, фонарик, колодец), однако при наличии
желания и фантазии так можно смастерить любого зверя или птицу.
Наиболее уместный материал для создания поделок (оригами, объемных и пр.), их
оптимальный размер.
Для бумажного конструирования в детском саду используется бумага разного качества и
цвета. Плотность и цветовая гамма заготовки зависит, прежде всего, от вида конструирования.
Так, для оригами обычно предлагается плотная бумага ярких цветов (например, специальная
цветная бумага, предназначенная для принтера). Также подойдет промасленная бумага с
глянцевым или матовым эффектом — на ней не будут образовываться трещины от сгибов.
Отметим, что для создания лодочки или кораблика можно предложить ребятам вощеную или
пергамент — в таком случае они смогут запустить самодельную игрушку в воду. Тон основы,
конечно же, зависит от изображаемого объекта (зеленый цвет подойдет для создания лягушки,
белый — лебедя, желтый — рыбки и т.д.). Для объемных поделок, которые впоследствии будут
использоваться для игр и театральных инсценировок (например, маски), можно использовать
плотную бумагу, тонкий картон и даже обои. Некоторые вещи можно делать из оберточной
бумаги, которая имеет свойство топорщиться: подключив фантазию, из нее можно оформить
оригинальное дерево.
Отдельные вещи можно мастерить из пестрой журнальной бумаги, например, сказочную
птицу.
Изделия из полосок также делают из плотной бумаги — тонкая не будет держать форму. Но
также не подойдет и картон — полоски в этом случае будут плохо склеиваться. Отметим, что в
объемных поделках из полосок воспитатель может дополнительно зафиксировать детали —
скрепить их степлером, но так, чтобы это не очень бросалось в глаза. При конструировании из
бумаги в поделку вполне можно включать бросовый материал. Например, втулку от рулона
туалетной бумаги можно превратить в тело бабочки или в ствол дерева (кроной при этом может
стать картонная тарелочка).
Картонные спичечные коробки — идеальный материал для создания кукольной мебели,
останется только обклеить их яркой цветной бумагой.
Что касается размера поделок, то они не должны быть слишком большими: в этом случае
ребенку неудобно будет, например, прижимать детали пальчиками по всей длине для лучшего
приклеивания. С другой стороны, неудобна и работа со слишком мелкими элементами.
Для плоскостной поделки оптимальный размер основы — лист картона формата А5,
изображение при этом занимает почти всю его поверхность. Для изделия в технике оригами
обычно предлагается основа формата А4. Бумажные игрушки из полосок обычно не превышают
десяти сантиметров в высоту или длину.
Способы изготовления исходных деталей, степень участия детей в этом процессе.
В старшем дошкольном возрасте ребята уже принимают участие в изготовлении деталей,
например, они вполне могут нарезать лист бумаги на полоски примерно одинаковой ширины и
длины, сделать надрезы по краю. Для большей выразительности изделия педагог иногда
предлагает воспитанникам фигурные ножницы. Дополнительные техники, используемые в
создании поделки (элементы рисования, раскрашивание, аппликация и пр.). Уместность
индивидуального подхода при конструировании из бумаги в ДОУ Бумажное конструирование
очень тесно связано с аппликацией, особенно если речь идет о плоскостных поделках.
Аппликативные элементы делают изделие более ярким и выразительным, особенно если предмет
изображения — бабочка, сказочная птица, или дерево.
В поделку также уместно включать и пластилин — из него можно оформить глазки и носик
бумажного зверька. Чтобы композиция была более реалистичной, отдельные детали можно
дорисовывать карандашами или фломастерами, например, мордочку животного или личико
неваляшки. В старшем дошкольном возрасте уже четко видны способности детей к тому или
иному виду деятельности. Ребятам, которые проявляют интерес к конструированию из бумаги,
быстро справляются с работой, можно усложнять задание, предлагая им дополнительные
элементы для украшения поделки. Например, если тема занятия «Диван для кукол», то его можно
не просто смастерить, а нанести на воображаемую ткань узор в виде горошка, полосок или цветов.
Точно так же можно украсить и бумажный стаканчик.