Напоминание

"Конструирование из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста"


Автор: Романова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад с.Корнилово" Томского района
Населённый пункт: с.Корнилово, Томская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Конструирование из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конструирование из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста.

Конструирование из бумаги как вид продуктивной деятельности дошкольников направлено

на получение конкретного результата — поделки. Это познавательное занятие тесно связано с

игрой, и поэтому очень интересно для ребенка.

Изготовление поделок из бумаги, хотя и увлекательное занятие, однако является для

дошкольников довольно сложным видом деятельности. Оно требует развития пространственных

представлений, внимательности и точности действий. Методика бумажного конструирования

предусматривает, как правило, наглядное и обстоятельное объяснение процесса изготовления

каждой поделки. При этом большее значение имеет образец, сделанный педагогом (даже в

старшем дошкольном возрасте).

В старшей группе у дошкольников уже достаточно развита мелкая моторика, координация

движений рук. В этом возрасте дети учатся сгибать бумажный лист вчетверо, разрезать детали по

сгибу. Ребята успешно комбинируют в поделке различные формы материала. У воспитанников

старшей группы уже хорошо развито пространственное мышление, они разбираются в различных

техниках. В процессе конструирования совершенствуется репродуктивная деятельность (работа по

образцу), но в то же время педагог стимулирует творческую фантазию детей — побуждает их

вносить в поделку свои отличительные особенности, предоставляет выбор материала разного

цвета и фактуры. В старшем дошкольном возрасте вводится конструирование по замыслу, когда

каждый ребенок придумывает свою идею для поделки. Методика конструирования в старшей

группе предполагает постепенное усложнение заданий, а также их разнообразную тематику.

Чтобы стимулировать интерес детей, воспитатель предлагает им поделки для театральных

инсценировок или коллективные композиции. В подготовительную группу дошкольники приходят

уже

со

сформированным

набором

умений

и

навыков,

необходимых

для

бумажного

конструирования. Поэтому в данном возрасте первостепенно значение уделяется развитию

творческой фантазии. Дети подводятся педагогом к пониманию выразительных возможностей

видов бумаги, разных по фактуре. Кроме того, ребята учатся работать по разметке — сгибать и

разрезать заготовки по намеченным воспитателем пунктирным линиям. Отметим, что образец в

старшем дошкольном возрасте уже не так важен, как раньше. В ряде случаев его могут заменить

словесные указания. Однако если конструкция поделки новая и достаточно сложная, то

воспитатель использует полный показ с обстоятельным комментированием последовательности

выполнения работы.

Разновидности

проектов

конструирования:

на

плоскости,

объёмное,

оригами,

конструирование из полосок и пр.

Бумага — универсальный материал для творчества в детском саду. Конструирование из

этого материала представлено различными способами. Прежде всего, поделки подразделяются на

плоскостные и объемные. В первом варианте основная часть заготовки приклеивается к основе

(картону или плотной бумаге), при этом присутствует частичный объем — некоторые части

выступают над поверхностью либо приклеиваются не полностью.

Более выразительны и интересны для детей объемные поделки, ведь с ними можно

поиграть. Это разнообразные домики, коробочки, шкатулки, мебель для кукол. Объемная форма

здесь достигается за счет сгибов плотной бумаги.

Часто на занятиях конструированием педагог использует технику оригами: изделие

складывается из бумаги без применения клея и ножниц. Таким способом можно смастерить самых

разных животных, птиц, цветы и неодушевленные предметы (самолет, кораблик и пр.). Изделие,

созданное в технике оригами, также может приклеиваться к основе.

Еще одна разновидность объемного конструирования — поделки из бумажных полосок.

Здесь уже используются ножницы и клей. Этим способом оформляются изделия, традиционно

состоящие из круглых форм (неваляшка, снеговик, фонарик, колодец), однако при наличии

желания и фантазии так можно смастерить любого зверя или птицу.

Наиболее уместный материал для создания поделок (оригами, объемных и пр.), их

оптимальный размер.

Для бумажного конструирования в детском саду используется бумага разного качества и

цвета. Плотность и цветовая гамма заготовки зависит, прежде всего, от вида конструирования.

Так, для оригами обычно предлагается плотная бумага ярких цветов (например, специальная

цветная бумага, предназначенная для принтера). Также подойдет промасленная бумага с

глянцевым или матовым эффектом — на ней не будут образовываться трещины от сгибов.

Отметим, что для создания лодочки или кораблика можно предложить ребятам вощеную или

пергамент — в таком случае они смогут запустить самодельную игрушку в воду. Тон основы,

конечно же, зависит от изображаемого объекта (зеленый цвет подойдет для создания лягушки,

белый — лебедя, желтый — рыбки и т.д.). Для объемных поделок, которые впоследствии будут

использоваться для игр и театральных инсценировок (например, маски), можно использовать

плотную бумагу, тонкий картон и даже обои. Некоторые вещи можно делать из оберточной

бумаги, которая имеет свойство топорщиться: подключив фантазию, из нее можно оформить

оригинальное дерево.

Отдельные вещи можно мастерить из пестрой журнальной бумаги, например, сказочную

птицу.

Изделия из полосок также делают из плотной бумаги — тонкая не будет держать форму. Но

также не подойдет и картон — полоски в этом случае будут плохо склеиваться. Отметим, что в

объемных поделках из полосок воспитатель может дополнительно зафиксировать детали —

скрепить их степлером, но так, чтобы это не очень бросалось в глаза. При конструировании из

бумаги в поделку вполне можно включать бросовый материал. Например, втулку от рулона

туалетной бумаги можно превратить в тело бабочки или в ствол дерева (кроной при этом может

стать картонная тарелочка).

Картонные спичечные коробки — идеальный материал для создания кукольной мебели,

останется только обклеить их яркой цветной бумагой.

Что касается размера поделок, то они не должны быть слишком большими: в этом случае

ребенку неудобно будет, например, прижимать детали пальчиками по всей длине для лучшего

приклеивания. С другой стороны, неудобна и работа со слишком мелкими элементами.

Для плоскостной поделки оптимальный размер основы — лист картона формата А5,

изображение при этом занимает почти всю его поверхность. Для изделия в технике оригами

обычно предлагается основа формата А4. Бумажные игрушки из полосок обычно не превышают

десяти сантиметров в высоту или длину.

Способы изготовления исходных деталей, степень участия детей в этом процессе.

В старшем дошкольном возрасте ребята уже принимают участие в изготовлении деталей,

например, они вполне могут нарезать лист бумаги на полоски примерно одинаковой ширины и

длины, сделать надрезы по краю. Для большей выразительности изделия педагог иногда

предлагает воспитанникам фигурные ножницы. Дополнительные техники, используемые в

создании поделки (элементы рисования, раскрашивание, аппликация и пр.). Уместность

индивидуального подхода при конструировании из бумаги в ДОУ Бумажное конструирование

очень тесно связано с аппликацией, особенно если речь идет о плоскостных поделках.

Аппликативные элементы делают изделие более ярким и выразительным, особенно если предмет

изображения — бабочка, сказочная птица, или дерево.

В поделку также уместно включать и пластилин — из него можно оформить глазки и носик

бумажного зверька. Чтобы композиция была более реалистичной, отдельные детали можно

дорисовывать карандашами или фломастерами, например, мордочку животного или личико

неваляшки. В старшем дошкольном возрасте уже четко видны способности детей к тому или

иному виду деятельности. Ребятам, которые проявляют интерес к конструированию из бумаги,

быстро справляются с работой, можно усложнять задание, предлагая им дополнительные

элементы для украшения поделки. Например, если тема занятия «Диван для кукол», то его можно

не просто смастерить, а нанести на воображаемую ткань узор в виде горошка, полосок или цветов.

Точно так же можно украсить и бумажный стаканчик.



В раздел образования