Напоминание

"Формирование познавательных УУД на уроках географии".


Автор: Саяхова Айгуль Сабирьяновна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: город Октябрьский, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование познавательных УУД на уроках географии".
Раздел: полное образование





Назад




Формирование познавательных УУД на уроках географии.

На процесс развития познавательных УУД при изучении географии влияет ряд

условий:

содержание

знаний,

последовательность

курсов

географии,

учебное

время,

отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.

В

работах

методистов-географов

развито

положение

о

необходимости

усложнения

характера

деятельности

учащихся

от

класса

к

классу

с

различными

источниками

географической

информации.

Высказываются

положения

о

связи

практической деятельности учащихся с приемами умственной деятельности. Предлагается

усложнение

практических

работ

по

ступеням

обучения

на

основе

аналитико-

синтетической деятельности учащихся, развитие практических умений и навыков, методов

обучения. Причем усложнение деятельности должно идти на основе этапов познания. Так,

например, вначале предлагается наблюдение, отбор фактического материала, затем анализ

фактов и явлений, поиск и объяснение причин отдельных явлений, далее установление

причинно-следственных

связей

между

рядом

явлений,

сравнение,

необходимое

для

обобщающих выводов.

Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также

влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с

познавательными

особенностями

каждого

источника.

Наибольшее

внимание

в

курсах

географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным

знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту

очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и

явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и

причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление.

Например,

Найти на карте крупнейшие горы мира.

Показать на карте зоны землетрясений и вулканизма.

Используя карту дать характеристику равнинной и горной реки.

Сопоставив

физическую,

геологическую

и

тектоническую

карты

России,

определите характер рельефа России, взаимосвязь форм рельефа, тектонического

строения и размещения полезных ископаемых.

Используя

различные

карты,

дайте

комплексную

характеристику

Северного

экономического района.

Основным источником информации для школьников остается учебник. Специфика

работы с учебником географии заключается в одновременном привлечении обширного

методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы,

диаграммы и т.д.) и других источников географической информации.

Виды

работ

с

методическим

аппаратом

учебника

географии,

формирующих

познавательные УУД.

Составить план параграфа и изложить текст по плану.

Подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту. (Найдите в тексте

параграфа описание внешних черт основных рас человечества, изображенных на

иллюстрациях)

Найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий.

Привести доказательства из текста карты, иллюстрации, статистической таблицы.

(Найдите в тексте параграфа причину, почему вулканы и зоны землетрясений

располагаются по границам литосферных плит, как показано на карте).

Смоделируйте

текст

на

контурную

карту.

(Например,

в

параграфе

«Северная

Америка.

Особенности

природы»

выделите

необходимые

сведения

для

отображения на контурной карте.)

Характерная

черта

современной

методики

обучения

географии

широкое использование

типовых

планов

описания или

характеристики

природных,

социально-экономических объектов и явлений. Чаще всего типовые планы применяют при

чтении карт различного содержания. Однако такие планы полезны и при работе с текстом

учебника, описания содержания видеофрагментов, картин и т.д.

Также учитель знакомит школьников с другими источниками географической

информации: энциклопедии, периодические издания, образовательные сайты Интернет,

кинофильмы, статистические материалы, графики, художественная литература и т.д.

Познакомив учащихся с различными источниками географической информации,

умение работать с которыми является информационными познавательными УУД, мы

начинаем формировать логические и исследовательские УУД.

Умение давать определения понятиям.

Понятия в школьной географии – это единицы усвоения, наиболее важная часть

содержания

дисциплины.

Умение

давать

определения

понятиям

это

логическая

операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо на установление

значения термина. Определение понятия – необходимое умение, позволяющее раскрыть

его содержание, а, следовательно, позволяющее в дальнейшем отличать одно понятие от

другого.

Примеры.

Прочитайте определения понятия «гранит»:

1.

Это широко распространенная в земле горная порода;

2.

Это глубинная кристаллическая порода серого или розовато-серого цвета;

3.

Это глубинная магматическая горная порода, имеющая зернистое строение;

4.

Магматическая горная порода.

Какое из приведенных определений верное? Объясните в чем неточность остальных

определений.

Прочитайте определение понятия:

Параллель – это линия, с помощью которой можно определить направления запад и

восток.

Полное ли это определение? Назовите, какие признаки понятия «параллель» в этом

определении не указаны. «Отредактируйте» данное определение.

Прочитайте и объясните, в чем ошибочность определения:

Магматическая горная порода – это застывшая магма.

Прочитайте определение:

Вулканический кратер – это чашеобразное углубление на суше, на глубине которого

находится

одно

или

несколько

жерл,

через

которые

на

земную

поверхность

поступают лава и другие продукты вулканической деятельности.

Проанализируйте:

верно

ли

это

определение

и

можно

ли

сформулировать

его

короче.

Умение классифицировать.

Классификацией называют операцию деления понятий по определенному

основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации –

указание

на

принцип

деления.

Давая

школьникам

задания

на

классификацию,

мы

развиваем у них способность к комбинаторике. Чем больше вариантов деления на группы

понятий и явлений, тем выше продуктивность мышления. А данное качество очень важно

в творческой деятельности.

Проведите классификацию: Яна, Байкал, Кавказ, Памир, Кама, Селигер, Енисей,

Онежское, Яблоновый, Сихотэ-Алинь, Уральские.

(Ученики должны выделить из списка реки, озера, горы, хребты)

Найдите лишнее слово из списка, объясните выбор:

Верхнее, Мичиган, Эри, Виннипег, Гурон, Онтарио.

(Озеро Виннипег не входит в систему Великих озер Северной Америки)

Разделите слова на группы несколькими способами:

Иваново, Сыктывкар, Кострома, Липецк, Челябинск, Нижний Новгород, Москва,

Архангельск, Мурманск, Череповец, Ижевск, Екатеринбург, Тольятти, Казань.

(возможно

несколько

принципов

классификации:

областные

центры,

города-

миллионеры,

столицы

республик,

морские

порты,

города

на

Волге,

центры

автомобилестроения, центры черной металлургии и т.д.)

Умение сравнивать.

«Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире

мы узнаем не иначе, как через сравнение…» К.Д.Ушинский.

Для того чтобы сравнивать объекты или явления необходимо понимать

сущность сравнения, знать не только фактический материал, но и причинно-следственные

связи, географические закономерности, уметь выбрать нужные источники информации.

Сравните Уральские и Кавказские горы. Объясните причины их сходства или

различия.

Сравните ресурсообеспеченность стран мира.

Дайте сравнительную характеристику двух стран Европы.

На первых этапах учащимся предлагаются признаки для сравнения (сначала 1-2,

далее количество признаков можно увеличить), затем учащиеся самостоятельно

определяют признаки для сравнения.

Умение моделировать.

Модель

это

искусственно

или

мысленно

построенная

конструкция,

отображающая объективную реальность так, что изучение этой модели дает на новую

дополнительную информацию об объекте. Самым распространенным в географии видом

моделирования является картографирование. Моделирование в школьном курсе географии

применяется при изучении:

закономерностей размещения географических явлений и процессов;

территориальных связей и взаимодействий;

оптимального развития геосистем разного ранга.

Чаще всего моделирование сочетается с проектной деятельностью.

Определение оптимального места для размещения пищевого комбината.

Составление памятки туристу для посещения Австралии.

Составление экскурсионного тура по городам Центральной России.

Умение наблюдать.

Это

вид

восприятия,

характеризующийся

целью,

соответствующей

познавательной

задаче. Государственным

стандартом

предусмотрены

наблюдения

за

объектами гидросферы, за погодой, за растительным и животным миром, за природными

компонентами и географическими объектами. Значение наблюдение заключается в том,

что они помогают учащимся выделять главное в окружающих их предметах и явлениях,

выделять существенные признаки предметов и явлений путем сравнения и сопоставления,

выделять существующие взаимосвязи.

Провести наблюдение за погодой в течение месяца, оформить результаты в виде

календаря погоды. По данным наблюдений описать погоду.

Правда

ли,

что

подо

мхом

почва

всегда

холоднее,

чем

под

обычной

растительностью? И почему?

Напишите заметки о вашем летнем путешествии и укажите как можно больше

географических подробностей и объектов.

Умение делать выводы и умозаключения.

Умозаключение

это

форма

мышления,

посредством

которой

на

основе

имеющихся

знаний

выводится

новое

знание.

Выделяются

три

вида

умозаключений:

индукция (от частного к общему), дедукция и умозаключение по аналогии.

Определите, что общего между этими фактами:

1.

Реки текут в море;

2.

Круговорот воды в природе;

3.

Крупнейшие животные нашей планеты обитают в море;

4.

На дне океана откладываются осадочные горные породы;

5.

Планеты вращаются вокруг Солнца.

(Все явления основаны на законе всемирного тяготения)

Приведите географический аналог реки Миссисипи в России.

Это

может

быть

река

Волга,

т.к.

течет

с

севера

на

юг,

является

символом

государства, имеет похожую речную систему и т.д.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Усвоение

причинно-следственных

связей

является

условием

умственного

развития школьников. Это умение позволяет не только объяснить процессы и явления, но

и прогнозировать будущее. Задания на усвоение связей начинаются со слова объяснить,

причем

в

одних

случаях

необходимо

объяснить

причины

того

или

иного

явления

(образования атмосферных осадков, демографического кризиса), а в других – влияние

одного объекта на другие (влияние оледенения на природу материка, влияние близости

океана на климат территории).

Объясните влияние типа воспроизводства населения на его половозрастную

структуру.

Почему

западные

склоны

Уральских

гор

получают

больше

осадков,

чем

восточные?

Определите причинно-следственные связи, отражая причину и следствия:

1.

Образование ветра

2.

Разница атмосферного давления

3.

Географическая широта местности

4.

Различие в нагревании земной поверхности

5.

Угол падения солнечных лучей

Интерактивные формы обучения географии в формировании познавательных УУД.

Интерактивные методы обучения реализуются во взаимодействии педагога и

учащихся. К наиболее популярным методам относятся: ролевые и деловые игры, учебные

дискуссии, проекты, мозговой штурм, кейс-метод, решение и составление различных

занимательных задач, проблемные ситуации и другие.

Кейс-метод.

Это

проблемно-поисковый

анализ,

позволяющий

учащимся,

опираясь

на

собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания,

предлагать собственный взгляд на проблему.

Загрязнение океана.

Уже в течении нескольких десятков лет ученые и экологи заняты вопросом — как

защитить

океан

от

загрязнения?

Поскольку

около

трех

четвертей

населения

мира

живет на побережьях, не удивительно, что океаны страдают от загрязнения и других

последствий

человеческой

деятельности.

К

сожалению,

люди

всегда

относились

к

океанам как к свалке мусора. Даже люди, живущие далеко от берегов, не безвинны: реки

каждый год несут 9,3 млрд. тонн ила и отходов к прибрежным водам. Каждый человек,

будь то ребенок или взрослый, живет он на берегу моря или никогда его не видел, должен

знать, что от его личного поведения зависит проблема загрязнения океанов. Если бы все

люди Земли проявляли настоящую заботу об океане, проблема его загрязнения не стояла

бы сейчас так остро. Хочется еще раз напомнить, что, если каждый житель нашей

планеты выльет в ближайший ручей всего лишь по одному ведру оставшейся после

стирки

воды

с

синтетическим

моющим

средством,

общее

количество

загрязнений

увеличится на 40 миллионов кубометров.

Вопросы к кейсу.

1.

Сформулируйте проблему.

2.

Подумайте и назовите причины загрязнения океанов.

3.

Человек – друг или враг океана? Приведите примеры негативного влияния человека

на океан. При ответе на данный вопрос, опирайтесь на те знания, которые у вас

уже есть.

4.

Как

защитить

океан

от

загрязнения?

Предложите

мероприятия

по

охране

океана.

5.

Что можешь сделать ты?

6.

Вывод.

Проблемные ситуации.

Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у

школьников

интеллектуальных

умений:

анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения,

установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в

себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.

У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за

один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление.

Растения

и

животные

выполняют

двойную

роль

в

жизни

человека.

Но

если

биологические

ресурсы

приносят

кроме

пользы

еще

и

вред,

то

стоит

ли

их

охранять.

Вы - фермер. Вам предлагают для освоения большой участок земли, изображенный

на плане. Вы решили, прежде всего, ознакомиться с этим участком по плану и

только после этого принять предложение. Итак, пригоден ли этот участок для

развития здесь сельского хозяйства?

Занимательные задачи.

Занимательные задачи непосредственно вызывают интерес и познавательную

активность у учащихся. В некоторых задачах заложена проблема, чтоб решить другие

задачи необходимо установить межпредметные связи. Решение этих задач активизирует

мыслительную деятельность.

Шла Великая Отечественная война. Однажды ранним утром во второй половине

сентября 1942 г. мальчик Миша, посланный на разведку в тыл врага, обнаружил в

роще у деревни скопления ремонтируемых фашистских танков. «Как объяснить

потом командиру, где находятся танки, чтобы он направил сюда авиацию?» В

это время на мальчика упала длинная тень от колокольни деревенской церкви –

вставало, поднимаясь над рощей, солнце. Как раз по другую сторону церкви

находились танки. «Название деревни я знаю,- обрадовался Миша, - осталось

узнать немногое». Вечером того же дня наши самолеты нанесли точный удар по

вражеским

танкам.

Что

сделал

юный

разведчик,

чтобы

определить

местонахождение танков?

Герой Советского Союза А.В.Беляков, готовясь к полету через Северный полюс в

Америку, сказал, что «во время полета мы будем придерживаться более удобного

для нас счета времени по Гринвичскому меридиану. Но когда мы сядем в Америке и

переставим свои часы на местное поясное время, то окажется, что при полете с

Северного полюса были одни сутки продолжительностью в …35 часов»

Из Ленинграда и из пункта на северном берегу озера Эдуард, расположенного в

Африке, немного западнее озера Виктория, одновременно вылетели два самолета.

Оба пункта отправления находятся на 30

в.д. Самолеты летели с одинаковой

скоростью вдоль параллелей на восток. Первый приземлился в Магадане, второй,

отклонившись перед посадкой несколько к югу,- на берегу Маклая в Новой Гвинее

(оба пункта расположены приблизительно на 150

в.д.) Какой самолет прилетел

месту назначения быстрее? Во сколько раз? Почему?

Заключение.

Развитие

универсальных

учебных

действий

обеспечивает

формирование

психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь

определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных

дисциплин,

в

том

числе,

географии.

У

каждого

учителя

географии

ярко

выражено

стремление

не

только

научить,

передать

ученику

все

свои

знания,

но

и

стремление

раскрыть удивительный мир географии. Мир, который не укладывается ни в один учебник

и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого

необходимо научиться добывать знания.

В

заключение

хочется

отметить,

что

формирование

универсальных

учебных

действий возможно на уроках географии при использовании различных современных

педагогических

технологий,

при

условии

готовности

учителя

к

сотрудничеству

с

учащимися и другими учителями предметниками.



В раздел образования