Автор: Парунина Анна Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №55
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Дистанционное обучение в начальной школе в современных условиях.
Раздел: начальное образование
А.А. Парунина
Дистанционное обучение в начальной школе в современных условиях.
Статья
посвящена
актуальной
проблеме
современного
образования
-
дистанционному обучению. В наше время мы воспринимаем дистанционное
обучение,
как
вполне
естественное.
Множество
учебных
заведений
используют в своей практике дистанционные технологии.
Что же это такое? Ответ содержится уже в самом определении. Это обучение
"на дистанции", т.е. на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый
находятся на неограниченном расстоянии.
Это самостоятельная форма
обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются
ведущим средством.
Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся между
собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу
компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства
обучения) и реализуемое специфичными средствами.
Для получения результатов дистанционного обучения, важны следующие
факторы и условия: наличие современной компьютерной базы и хорошего
доступа к интернету у дистанционных учеников, наличие у дистанционных
учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного
образования, хорошей подготовки дистанционных уроков, систематическое
проведение
дистанционных
занятий,
моральное
и
материальное
стимулирование дистанционной деятельности.
Дистанционная форма обучения быстро завоевала огромную популярность в
образовательном
мире.
Прежде
всего
следует
отметить
то,
что
дистанционное
обучение позволяет
учиться
в
своем
собственном
темпе, исходя
из
своих
потребностей
в
образовании
и
личностных
особенностей.
Э
то обучение в максимально комфортной и привычной
обстановке, что способствует продуктивному обучению.
Наряду
с
преимуществами
дистанционное
обучение
обладает
и
недостатками.
Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То
есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием,
исключаются.
Необходимость
наличия
целого
ряда
индивидуально-психологических
условий. Для дистанционного обучения необходима самодисциплина, а его
результат
напрямую
зависит
от
самостоятельности
и
сознательности
учащегося. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие
учиться имеют компьютер и выход в Интернет.
Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
Отсутствует постоянный контроль над обучающимися.
Главная
мысль,
которая
проскальзывает: дистанционное
обучение
не
работает для младших школьников. Его, действительно, намного проще
организовать со старшеклассниками, которые могут проявить бóльшую
независимость и самостоятельность в обучении.
Но это не означает, что дистанционное обучение невозможно для учащихся
начальных классов.
Оно должно быть структурировано по-другому. И должно начинаться с
предпосылки, что родители являются нашими «партнёрами» в процессе
удалённого обучения, когда сработало пандемическое отключение всех
других форм развития малышей.
Прежде всего, учитель начальных классов должен:
учесть условия каждой семьи, их возможности, особенно там, где на один
компьютер 2-3 и более детей;
объяснить,
что
необходимо
для
создания
комфортных
условий
дистанционного обучения;
помочь родителям вникнуть в азы педагогики;
ни в коем случае не перегружать родителей.
Главное, чтобы всё, что вы скажете или напишете им, было максимально
прозрачно и прописано по шагам. В конце концов, если родители
собираются быть нашими «партнёрами» в этом процессе дистанционного
обучения, наши учебные программы должны быть разработаны с учётом
родителей.
Если
то,
что
мы
предлагаем,
является
подавляющим
инициативу родителей, запутанным или невыполнимым, то стоит ли
удивляться,
когда
родители
в
конечном
итоге
отказываются
от
дистанционного обучения для своих младших детей.
Я считаю, что дистанционное образование для начальных классов – это не
очень удобная форма работы. Основное образование получать таким
способом только в том случае, если не доступен обычный формат обучения.
Мы ещё не знаем, каким будет следующий учебный год, и какое место в нём
будет занимать дистанционное обучение. И стоит к этим новым условиям
заранее готовиться.
Литература
1. Актуальные вопросы современного образования : моногр. / под ред. Д. Ю.
Трушникова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 404 с.
2. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века.
Ростов - на - Дону: «Мысль», 1999. - 368 с.
3. Епишева О. Б. Технологические проблемы современной дидактики : учеб.
пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 160 с.
4. Майер В. В., Моор С. М. Некоторые вопросы организации электронного
образования // Тенденции и перспективы развития электронного образования
: материалы Междунар. науч.-практ. видеоконф. (г. Тюмень, 22 ноября 2013
г.) / под ред. В. В. Майера, С. М. Моор, С. В. Соколковой. - Тюмень:
ТюмГНГУ, 2014. -С. 46-51.
5. Майер В. В., Моор С. М. Электронное образование: инновационная
обучающая
модель
Тюменского
государственного
нефтегазового
университета // Информационно-коммуникационные технологии в реальном
и виртуальном образовательном пространстве : материалы Междунар. науч.-
практ. видеоконф. (г. Тюмень, 21 ноября 2014 г.) / под ред. В. В. Майера, С.
М. Моор. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. - С. 53-55.
6. Taylor, J. (2001). Fifth Generation Distance Education. Higher education,
Report No. 40, 1-8.