Напоминание

Психолого-педагогический аспект продуктивной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе выполнения живописной работы в жанре "портрет"


Автор: Баскакова Оксана Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦДТ "Юность"
Населённый пункт: Белая Березка
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: Психолого-педагогический аспект продуктивной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе выполнения живописной работы в жанре "портрет"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психолого-педагогический аспект продуктивной деятельности детей

дошкольного и младшего школьного возраста в процессе выполнения

живописной работы в жанре «портрет»

Продуктивная деятельность детей дошкольного и младшего школьного

возраста в рамках реализации художественно-эстетического направления -

это

динамичный

процесс,

требующий

подкрепления

и

расширения

изобразительного, конструктивного, пластического опыта ребенка на всех

возрастных этапах.

В художественно-эстетическом развитии детей обозначены целевые

ориентиры, направленные на позитивные изменения в развитии личности,

готовой к творчеству, саморазвитию и самореализации.

Успешность

художественно-эстетической

деятельности

определяется

увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные

знания,

умения

и

навыки

в

самом

процессе

деятельности

и

находить

оригинальные решения поставленных задач. В процессе преобразовательной

деятельности изобразительного характера у детей совершенствуются гибкое

мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде

д е я т е л ь н о с т и

п р о в о д и т

к

п о л о ж и т е л ь н ы м

р е з у л ь т а т а м

.

Рассмотрим основные психические процессы детей, задействованные и

совершенствующиеся

в

учебном

взаимодействии

при

выполнении

живописного изображения.

Восприятие

-

определенная

ступень

чувственного

познавательного

процесса

-

отражение

человеком

и

животными

предметов

при

их

непосредственном

воздействии

на

органы

чувств,

в

виде

целостных

чувственных

образов.

Восприятие

тесно

связано

с

развитием

наглядно-

образного

мышления,

совершенствованием

системы

представлений

и

способности оперировать ею достаточно свободно

при решении учебной задачи.

Восприятие как форма чувственного отражения действительности в

сознании, способно обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления

внешнего мира и формировать их образ.

Одна

из

первых

характеристик

окружающего

мира,

которую

воспринимают дети - это цвет. Развитие цветового восприятия – одна из

важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом,

так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам

цветоведения,

развитию

умений

по

цветопередачи

является

одним

из

факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству и к

живописи

в

частности,

поскольку

цвет,

как

средство

выразительности,

выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему дошкольнику

он

помогает

выразить

эмоциональное

отношение

к

образу.

В

младшем

школьном

возрасте

цветом

дети

начинают

передавать

настроение

героев

своих рисунков. Обычно дети используют яркую окраску, которая делает

рисунок привлекательным.

В результате наблюдений, а также знакомства с произведениями

(репродукциями)

живописи

ребёнок

начинает

использовать

цвет

более

разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и

“подражательный”, близкий к реальному, и “неподражательный”. У ребёнка

должно быть право выбора. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы,

выполняя рисунок, ребёнок не был равнодушен, чтобы объект изображения

волновал его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным.

В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Подьякова установлено,

что дошкольники способны в процессе восприятия произведений живописи

выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи

между

отдельными

предметами

и

явлениями

и

отражать

их

в

своей

продуктивной

деятельности.

Живопись

способствует

формированию

обобщенных

способов

анализа,

синтеза,

сравнения

и

сопоставления,

развивает

умение

самостоятельно

находить

способы

решения

творческих

задач.

В исследованиях Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой

показано, что художественное восприятие формируется наиболее полно в

старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать

живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и

нем.

Н.М. Зубарева доказывает доступность восприятия детьми живописи, и в

практической педагогической работе использует различные методы и приемы

художественного

восприятия

живописи.

Педагог

использует

беседы

об

искусстве, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по

художественной

выразительности

художественные

образы,

комплексно

использует различные дополнительные средства воздействия на эстетическое

восприятие детей: музыкальное сопровождение, поэзию, прозу.

Следующий познавательный процесс, который, на наш взгляд, активно

совершенствуется

в

рамках

проектной

технологии,

связан

с

созданием

объектов учебного труда, является мышление.

Мышление - высшая психическая функция она рассматривается как

деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат.

Наглядно - образное мышление – основной вид мышления в дошкольном

возрасте. Оно постоянно опирается на восприятие или представления. В

условиях вариативного обучения по различным программам, важно отметить

общность поставленных целей изучения изобразительного искусства. Оно

призвано обеспечить формирование художественно - образного мышления

как

основы

развития

творческой

личности,

ее

эстетических

вкусов

и

потребностей.

Мышление

помогает

дошкольнику

анализировать

окружающий мир и передавать его в рисунке, что в свою очередь развивает

мелкую

моторику,

точность

движений

и

восприятие.

Интеллектуальные

умения и мыслительные процессы эффективнее развиваются через мелкие

движения рук.

Все, что узнают дети и наглядным образом подкрепляют на занятии,

оставляет след, который долго остается в сознании, поэтому

в процессе

изображения значительную роль играет память.

Суть памяти в том, что воспринятое ранее накладывает отпечаток на

практическую изобразительную деятельность дошкольника.

Изобразительное творчество невозможно без оперирования образами

памяти и представлений, которые в совокупности со зрительными образами,

полученные

непосредственно

в

процессе

рисования

по

образцу

или

с

натуры, создают полноценный образ, необходимый ребенку для реализации

учебной задачи .

У детей дошкольного возраста очень богат и разнообразен мир

воображения, что влияет на познавательную деятельность, эмоциональную

сферу и саму личность ребенка.

Воображение-создание образов таких предметов и явлений, которые

никогда не воспринимались ранее. Основное значение воображения в том,

что без него невозможна любая продуктивная деятельность ребенка, так как

невозможно

рисовать,

не

имея

представления

о

конечном

результате.

Различают виды изображения: произвольное, непроизвольное, творческое и

воссоздающее

воображение.

В

непосредственной

образовательной

деятельности

художественно-эстетической

направленности

ведущую

роль

играет

творческое

воображение,

которое

является

более

сложной

психической деятельностью, чем воссоздающее .

На занятиях живописью, дети в процессе творчества, порой

переделывают, изменяют образы творческого воображения по сравнению с

первоначальным

замыслом.

У

детей

дошкольного

возраста

образы

воображения

могут

быть

яркими,

живописными

и

давать

сильнейшую

эмоциональную реакцию к деятельности.

На основе вышеизложенного материала можно сделать вывод, что в

процессе

выполнения

живописной

работы

в

жанре

«портрет»

у

дошкольников развиваются такие познавательные психические процессы как:

восприятие,

творческое

воображение,

мышление,

образная

(зрительная)

память, деятельность.

Освоение техники портретного изображения происходит в соответствии с

возрастными

особенностями

детей

и

позволяет

последовательно

совершенствовать технику изображения.

Знакомство детей с портретом как жанром искусства происходит

в средней группе. Дети знакомятся с основными признаками портрета, его

назначением и отличием от других жанров. Дошкольники создают образы

Колобка, Солнышка, «оживляют» свои рисунки «лицом»: пририсовывают нос

и рот в виде черточек и глаза в виде точек в пределах нарисованного круга.

Таким

образом,

создаваемые

образы

«оживают»

и

ст ан овят ся

индивидуальностью, получив свой характер, свое «лицо» .

Опыт работы показывает, что дети часто затрудняются при изображении

фигуры человека, поэтому стараются обходить этот образ в самостоятельной

творческой

деятельности.

В

таком

случае

целесообразно

использовать

занимательные приемы – рисование ладошкой. Так, с помощью «ладошковой

живописи и графики» дети рисуют портреты Буратино, Карандаша и др.в

профиль, обмакнув ладонь в краску и приложив ее к листу. Помощницы-

ладошки учат детей рисовать человека и во весь рост (ладонь прикладывается

к листу, обводятся большой и указательный пальцы левой руки, остается

дорисовать голову, руки и человек готов – появляются выразительные образы

космонавта, лыжника, малыша и др.)

Кроме того, в начале обучения изображению человека можно

использовать

готовые

трафареты,

которые

просто

обводятся

и

дорисовываются (как статичные, так и в динамике). Темы занятий: «Моя

семья», «Наша группа» и др. Данные приемы позволяют заинтересовать

детей, избавляют их от неуверенности и

системно подводят к обучению

детей

классическим

способам

изображения

человека

(схематичному,

комбинированному, конструктивному)

Опираясь на анализ программного материала, мы выяснили, что

в старшей

группе происходит

знакомство

с

видами

портрета,

его

особенностями. Рассматривая пропорции лица, определяя настроение, дети

осваивают средства передачи внутреннего мира человека, его характер и

рисуют

портреты

мам,

пап,

друзей,

себя

по

памяти,

сказочных

героев

(Буратино, Дюймовочку, Карабаса, Деда Мороза)

Для обучения детей изображению разных мимических состояний

используются

схемы,

показ

способов

рисования,

листы-пробники,

«волшебные досточки» для упражнений в изображении движений бровей,

глаз, губ, игра. Сначала дети схематично передают мимику лица человека. А

затем заменяют схемы реальными изображениями. Подбирая необходимое

выражение лица, учат изображать настроение человека, используя широкий

диапазон эмоциональных состояний.

Знакомя детей с частями тела, на помощь могут прийти жесты: обвести

руками форму, как бы рисуя контур, обхватить руками; затем предложить

жестом в воздухе показать форму, так они узнают, что это та или иная часть

тела, как правило, овальной формы, поменьше или побольше и т. д. Рисуя

лицо человека, дети учатся соблюдать необходимые пропорции и правильно

размещать части лица, используя деление его на 3 равные части. С помощью

систематических

упражнений

дети

легко

справляются

с

этой

задачей

и

изображают лицо человека в разном ракурсе (фас, профиль, в полоборота).

Словарь

пополняется

новыми

словами:

«веко»,

«крылья

носа»,

«ушная

раковина»

и

др.

Для

закрепления

полученных

знаний

используются

дидактические

игры,

например,

«Найди

ошибку

в

портрете»,

«Угадай

настроение», «Свет мой зеркальце, скажи», «Живой портрет», «Портреты

цветочных человечков», «Расколдуй фигуры» и др.

В

ходе

тематических

занятий

по

живописи

необходимо

постоянно

поддерживать

диалог

учить

называть

предметы,

привлекать

внимание,

заинтересовывать

детей,

применяя

игровые

приемы

взаимодействия,

повышающие эмоциональный фон занятий.

Обобщая вышесказанное, можно определить наиболее целесообразную

систему

методов

и

приёмов

развития

художественно-эстетической

деятельности.

Методы художественного обучения дошкольников:

- Игровые методы (создание воображаемой ситуации, привлечение игровых

персонажей комментированию действий детей, приемы «живая кисточка» и

«волшебный

карандаш»,

«разговаривающие

краски»,

прием

словесного

рисования в процессе выполнения роли, социоигровой метод) и др.

- Наглядные методы (метод целостного восприятия картины, наблюдение,

рассматривание

предмета

(обследование),

образец,

показ

картины,

показ

способов изображения и действия).

-

Словесные

методы

(метод

беседы,

метод

сравнения

картин,

прием

демонстрации детям образца рассказа педагога).

-

Метод

схематизации

или

символического

моделирования

с

помощью

циклограмм.

- Метод проектов

Методы художественного воспитания дошкольников:

-

Методы

формирования

эстетического

воспитания

(метод

побуждения

к

сопереживанию,

метод

формирования

эмоциональной

отзывчивости

на

прекрасное, метод убеждения).

-

Метод

организации

художественной

деятельности

(метод

приучения,

упражнения в практических действиях).

- Метод стимулирования и активизации художественного творчества ( методы

поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждении детей к творческим

проявлениям).

На наш взгляд, осуществляя преобразовательную деятельность

изобразительного характера в рамках жанра «портрет», дети не только учатся

изображать

человека,

но

и

отражают

свое

эстетическое

отношение

к

окружающему миру людей, проявляют творчество фантазию.

Технолого-экономический аспект

Масляная живопись - вид живопись масляными красками, которые

готовят

растиранием

неорганических

пигментов

в

отбеленном

льняном

масле, иногда с добавлением орехового или подсолнечного масла. Основным

средством передачи цвета в живописи являются краски. Важный компонент,

определяющий

качественные

свойства

красок

и

являющийся

связующим

веществом – масло ( мед, воск, яйцо и др.) Если краски сухие, их можно

разбавить маслом.

приспособления

расчетное

обоснование

технология

материалы

В условиях дошкольного учреждения дети не пользуются масляными

красками, они пишут акварелью и гуашевыми красками.

Для масляной живописи применяются жесткие кисти, сделанные из

щетины, а для детского творчества применяются кисти из колонка или белки.

Масляные

краски

пишут

преимущественно

на

холсте:

натянутом

на

подрамник, наклеенном на картон или оргалит. На занятиях по рисованию

дети пишут на рисовальной бумаге.

Для того, чтобы приступить к работе, необходимо изготовить основу

картины.

Холст

можно

натягивать

на

подрамник

или

наклеивать.

Перед

грунтовкой, холст проклеивают жидким столярным или казеиновым клеем,

чтобы

закрыть

поры

между

нитями

ткани.

Высохший

слой

проклейки

шлифуют,

чтобы убрать ворсинки, волокна, затем можно приступить к

повторной проклейке и к грунтовке.

МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ

(ПОРТРЕТ)

Грунт - это связующее звено между краской и основой, он создает

желаемый цветовой фон и препятствует проникновению масла из красочного

слоя в основу. Для грунта используется эмульсионная краска.

В

процессе

разработки

проектной

идеи

проделана

большая

подготовительная

работа:

набро ски,

эскизы,

этюды

в размере,

колористические разработки. И как итог — композиция с фигурой человека

(женский портрет).

В проектной работе использовано поясное изображение.

Делать набросок удобно углем.

Уголь легко удаляется ластиком,

поэтому рисунок легко править и изменять. Когда идет поиск композиции,

формы,

уголь

незаменим.

Но работать

углем

надо

осторожно,

так

как

он мажется,

осыпается.

Контур

рисунка

следует

выполнять

тонкими

линиями, светотеневую моделировку не перегружать плотными и толстыми

наслоениями угля.

Затем

изображение

слегка

фиксируется

даммарным

лаком,

жидко

разведенным на петроле (керосине). После того как лак хорошо просыхает

можно приступать к живописи.

Технологическая карта изготовления проектного изделия

№ Наименование операций и

последовательность

выполнения работ

Иллюстрация

1.

Подготовка холста(плотная

льняная ткань выкраивается

с учетом залома под

подрамник)

2.

Натягивание холста на

подрамник с помощью

строительного степлера.

3.

Проклейка холста

желатиновым раствором.

Данная операция позволяет

нивелировать неровности

холста (желатин для

проклейки должен быть не

очень жидкий).

4.

Сушка холста (12 часов).

Сушить холст с проклейкой

нужно при комнатной

температуре.

5.

Грунтовка холста

акриловым грунтом.

Грунтовка сохнет

приблизительно 7 часов .

Композиционным центром данной работы является лицо девушки. Взгляд

направлен

на зрителя,

что

немного

добавляет

интриги.

Мимика

лица

сдержанна, немного строга, что заставляет зрителя задуматься над тем, о чём

думает девушка.

Нельзя

не отметить

индивидуальные

особенности

натуры:

зачаровывающий

взгляд

молодой

девушки

кажется

немного

задумчивым,

от того еще более интересным и приковывающим, светлые, почти пшеничные

волосы ниспадают по плечам из – под завязанного платка.

Стоит также отметить, что солнечное освещение сыграло не маловажную

роль в выборе ракурса.

В практической работе использованы традиционные методы написания

портрета:

фон,

позволяющий

выделить

в работе

фигуру

человека;

сосредоточенность на главном (лицо и руки); характер натуры.

После изготовления проектного изделия нами произведено расчетное

обоснование:

Наименование

Количество

Цена

Стоимость

Желатин

2 шт.

25р.

50 р.

Водоэмульсионная

краска

0,5 л

65 р.

65 р.

Мастихин

1 шт.

75 р.

75 р.

Флейц (кисть)

1 шт.

67 р.

67 р.

Художественные

масляные краски (набор)

1 шт.

670 р.

670 р.

Р а з б а в и т е л ь

д л я

художественно

живописных работ №4

1 шт.

50 р.

50 р.

Кисти

жесткие

№10,

8,6,4.

4 шт.

(40+35+67

+55)

197р.

Холст

1 м.

145 р. за 1

м.

145 р.

Рама оформительская

1 шт

-

-

Краска

(баллон)

для

рамы

1 шт.

180 р.

180р.

Итого:

1499 р.

Себестоимость изделия составила 1499 рублей. В расчет себестоимости

не

входит

стоимость

труда,

так

как

живописная

работа

написана

самостоятельно.

Поэтому

изготовление

проектного

продукта,

в

целом,

экономически целесообразно и отвечает заявленным требованиям.

Данное изделие может использоваться как наглядное пособие на занятиях

по

живописи

в

дошкольных

учреждениях

или

в

качестве

украшения

интерьера жилого помещения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Живописная работа в жанре «портрет»



В раздел образования