Автор: Веселова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад №23
Населённый пункт: МО город Долгопрудный
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи
Тема: "Пересказ с использованием опорных картинок. "Кошка и мышка"
Раздел: дошкольное образование
Занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной
группе.
Тема: Знакомство со стихотворением «Мышка или кошка». Работа
с текстом, заучивание с опорой на картинки. Звукопроизношение (звук
«ш»).
Программное содержание: Закреплять знания по грамоте, учить выделять
заданный звук в словах. Развивать интеллектуальные способности и
логическое мышление детей.
Образовательные задачи:
Учить заучиванию стихотворного текста с
опорой на картинки, учить подбирать однокоренные слова, практиковаться в
словообразовании, развивать фонетический слух.
Развивающие задачи: Развивать речь, мышление, творческие способности.
Воспитательные
задачи:
Воспитывать
уверенность,
интерес
к
художественным произведениям, усидчивость, внимательность.
Интеграция областей: социализация, познание, коммуникация,
Активизация словаря: Знакомство с сложными прилагательными,
образованными от двух основ.
Методы и приемы: Наглядно - словесные.
Предварительная работа: Заучивание чистоговорок, скороговорок, чтение
художественной литературы
Цель занятия: Развивать речевую активность детей. Отрабатывать
правильное произношение шипящего звука «ш». Развивать фонетический
слух. Тренироваться в словообразовании. Вырабатывать навыки пересказа
текста своими словами, но близко к оригиналу. Развивать внимательность,
логику, память. Учиться работать в парах, помогая друг другу.
Материалы для работы:
Опорные картинки к тексту и текст
стихотворения
«Мышка
или
кошка»,
подготовленные
заранее
зашифрованные слова, простые карандаши.
Ход занятия:
Вступительная часть: Артикуляционная гимнастика.
Звукопроизношение. Развитие фонетического слуха.
А) Предложить детям имитировать звук воздуха, выходящего из шарика,
длительный звук «ш». Предложить поменять напор в том случае, если шарик
большой и если маленький.
Б) Упражнение на закрепление произношения звука «ш»:
Шу-ша-шо
Ши-ше-ша
Шо-шу-ши
Ше-шо-шу
Ша-ши-ше
Шашу
Шуши
Шише
Шушо
1
Шеша
В) Развитие фонетического слуха. Подбор рифмовок.
Ша-ша-ша нянчит мама (малыша)
Ши-ши-ши зашумели (камыши)
Шо-шо-шо это очень (хорошо)
Шу-шу-шу я конфетками (шуршу)
Аш-аш-аш у Наташи (карандаш)
Ош-ош-ош до чего же я (хорош)
Аш-аш-аш берет девочка (гуашь)
Ыш-ыш-ыш мы поймали в доме (мышь)
В заключении первой части отмечаем, что «ш»-это согласная буква,
которая обозначает звук «ш». Данный согласный звук всегда твердый. На
схеме он обозначается всегда синим цветом.
Основная часть. Прослушивание стихотворения С. Иванова
«Кошка или мышка». Работа с текстом стихотворения. Пересказ его с
помощью опорных картинок.
А) Выразительное чтение стихотворения с вывешиванием опорных картинок.
Мышка или кошка?
Жил на свете кот-котишка
по прозванью Хитрый Тишка.
И жила на свете мышка
по прозванью просто Мышка.
Тише, тише, тише, тишь.
В темноте крадётся Мышь.
А за нею очень тихо,
а за ней крадётся Тихон.
Что ж произошло потом
с этой мышкой и котом?
Я не знаю — темнота.
В ней не рассмотреть кота.
И кругом такая тишь,
что не слышно даже мышь...
Только знаю: утром в норке
грызла мышь сухие корки.
Грызла корки? Очень странно!
Ну а где ж тогда сметана?
Кто же пробовал творог?
Сыр и лакомый пирог?
Корки грызла мышка...
Кто ж тогда воришка? (С. Иванов)
Б) Предложить детям ответить на вопросы
Кто герои этого стихотворения?
Как их зовут?
Что делала мышка?
Что сделал кот?
2
Что помешало узнать подробности этой истории?
Какие продукты стащил ночной воришка?
Кто был этим воришкой?
Что досталось на завтрак мышке?
В) Дидактическая игра «Подбери слово» Цель: тренироваться в подборе
слов-признаков к предметам, стремиться не повторять уже сказанное,
работать дисциплинированно, не перебивать друг друга, проявлять смекалку.
Подбираем признаки к словам кот (пушистый, рыжий, полосатый, смелый,
ловкий….) и мышь (серая, маленькая, пугливая, прожорливая, мягкая….).
Г) Предложить детям пересказать историю своими словами, но близко к
тексту. Остальные дети должны дополнить рассказчика. Выслушать двух-
трех человек.
Физкультминутка:
Упражнение на внимательность «Золотая рыбка»
Упражнение, тренирующее чувство ритма: колпак мой треугольный,
треугольный мой колпак, а если он не треугольный, то это не мой колпак.
Постепенно некоторые слова заменяем условными жестами, которые
выполняем согласно тексту.
В заключении второй части занятия прочитать стихотворение еще раз,
предложить детям сосчитать все звуки «ш», которые встречаются в
тексте( их 17). При наличии времени поиграть в дидактическую игру
«Назови слово», в которой практиковаться в подборе слов на букву «ш».
Играть с передачей мяча.
Заключительная часть. Игра-отгадывание шифровок. Результаты
игры вывешиваются на доску и оцениваются вместе с детьми. Надо
найти лишнее слово (не содержащее звук «ш»).
Детям раздаются карточки, где зашифрованы слова, буквы надо
определить
по
первым
буквам
в
названии
предметов
на
картинке.
Зашифрованные слова: кошмар, камыши, шуба, пшено, кошка, каштан,
комар, мушка, мешок, штора). Работаем попарно.
В случае наличия времени можно также попрактиковаться в
образовании сложных прилагательных
У кота толстые бока, значит он (толстобокий)
У мыши длинный хвост, значит она (длиннохвостая)
У кота широкие лапы, значит он (широколапый)
У мыши острый нос, значит она (остроносая)
У кота большие глаза, значит он (большеглазый)
У мыши узкие глаза, значит она (узкоглазая)
У кота короткие уши, значит он (короткоухий)
У мыши длинные усы, значит она (длинноусая)
У кота черные глаза, значит он (черноглазый)
У мыши серые глаза, значит она (сероглазая)
У кота громкий голос, значит он (громкоголосый)
У мыши белая грудь, значит она (белогрудая)
У кота большая голова, значит он (большеголовый)
3
У мыши короткие лапы, значит она (коротколапая)
У мыши серый хвост, значит она (серохвостая)
У кота острые зубы, значит он (острозубый)
У мыши большие уши, значит она (большеухая)
У кота пышный хвост, значит он (пышнохвостый)
В конце подводим итоги занятия, вспоминаем звук, который
повторяли. Заучиваем скороговорку с этим звуком, стараемся произнести ее
четко и быстро.
Мыла мышка шишки мишке
Мало мыла дали мышке
Мышка шишки не домыла
Слишком много шишек было.
4