Напоминание

"Пересказ с использованием опорных картинок. "Кошка и мышка"


Автор: Веселова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад №23
Населённый пункт: МО город Долгопрудный
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи
Тема: "Пересказ с использованием опорных картинок. "Кошка и мышка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной

группе.

Тема: Знакомство со стихотворением «Мышка или кошка». Работа

с текстом, заучивание с опорой на картинки. Звукопроизношение (звук

«ш»).

Программное содержание: Закреплять знания по грамоте, учить выделять

заданный звук в словах. Развивать интеллектуальные способности и

логическое мышление детей.

Образовательные задачи:

Учить заучиванию стихотворного текста с

опорой на картинки, учить подбирать однокоренные слова, практиковаться в

словообразовании, развивать фонетический слух.

Развивающие задачи: Развивать речь, мышление, творческие способности.

Воспитательные

задачи:

Воспитывать

уверенность,

интерес

к

художественным произведениям, усидчивость, внимательность.

Интеграция областей: социализация, познание, коммуникация,

Активизация словаря: Знакомство с сложными прилагательными,

образованными от двух основ.

Методы и приемы: Наглядно - словесные.

Предварительная работа: Заучивание чистоговорок, скороговорок, чтение

художественной литературы

Цель занятия: Развивать речевую активность детей. Отрабатывать

правильное произношение шипящего звука «ш». Развивать фонетический

слух. Тренироваться в словообразовании. Вырабатывать навыки пересказа

текста своими словами, но близко к оригиналу. Развивать внимательность,

логику, память. Учиться работать в парах, помогая друг другу.

Материалы для работы:

Опорные картинки к тексту и текст

стихотворения

«Мышка

или

кошка»,

подготовленные

заранее

зашифрованные слова, простые карандаши.

Ход занятия:

Вступительная часть: Артикуляционная гимнастика.

Звукопроизношение. Развитие фонетического слуха.

А) Предложить детям имитировать звук воздуха, выходящего из шарика,

длительный звук «ш». Предложить поменять напор в том случае, если шарик

большой и если маленький.

Б) Упражнение на закрепление произношения звука «ш»:

Шу-ша-шо

Ши-ше-ша

Шо-шу-ши

Ше-шо-шу

Ша-ши-ше

Шашу

Шуши

Шише

Шушо

1

Шеша

В) Развитие фонетического слуха. Подбор рифмовок.

Ша-ша-ша нянчит мама (малыша)

Ши-ши-ши зашумели (камыши)

Шо-шо-шо это очень (хорошо)

Шу-шу-шу я конфетками (шуршу)

Аш-аш-аш у Наташи (карандаш)

Ош-ош-ош до чего же я (хорош)

Аш-аш-аш берет девочка (гуашь)

Ыш-ыш-ыш мы поймали в доме (мышь)

В заключении первой части отмечаем, что «ш»-это согласная буква,

которая обозначает звук «ш». Данный согласный звук всегда твердый. На

схеме он обозначается всегда синим цветом.

Основная часть. Прослушивание стихотворения С. Иванова

«Кошка или мышка». Работа с текстом стихотворения. Пересказ его с

помощью опорных картинок.

А) Выразительное чтение стихотворения с вывешиванием опорных картинок.

Мышка или кошка?

Жил на свете кот-котишка

по прозванью Хитрый Тишка.

И жила на свете мышка

по прозванью просто Мышка.

Тише, тише, тише, тишь.

В темноте крадётся Мышь.

А за нею очень тихо,

а за ней крадётся Тихон.

Что ж произошло потом

с этой мышкой и котом?

Я не знаю — темнота.

В ней не рассмотреть кота.

И кругом такая тишь,

что не слышно даже мышь...

Только знаю: утром в норке

грызла мышь сухие корки.

Грызла корки? Очень странно!

Ну а где ж тогда сметана?

Кто же пробовал творог?

Сыр и лакомый пирог?

Корки грызла мышка...

Кто ж тогда воришка? (С. Иванов)

Б) Предложить детям ответить на вопросы

Кто герои этого стихотворения?

Как их зовут?

Что делала мышка?

Что сделал кот?

2

Что помешало узнать подробности этой истории?

Какие продукты стащил ночной воришка?

Кто был этим воришкой?

Что досталось на завтрак мышке?

В) Дидактическая игра «Подбери слово» Цель: тренироваться в подборе

слов-признаков к предметам, стремиться не повторять уже сказанное,

работать дисциплинированно, не перебивать друг друга, проявлять смекалку.

Подбираем признаки к словам кот (пушистый, рыжий, полосатый, смелый,

ловкий….) и мышь (серая, маленькая, пугливая, прожорливая, мягкая….).

Г) Предложить детям пересказать историю своими словами, но близко к

тексту. Остальные дети должны дополнить рассказчика. Выслушать двух-

трех человек.

Физкультминутка:

Упражнение на внимательность «Золотая рыбка»

Упражнение, тренирующее чувство ритма: колпак мой треугольный,

треугольный мой колпак, а если он не треугольный, то это не мой колпак.

Постепенно некоторые слова заменяем условными жестами, которые

выполняем согласно тексту.

В заключении второй части занятия прочитать стихотворение еще раз,

предложить детям сосчитать все звуки «ш», которые встречаются в

тексте( их 17). При наличии времени поиграть в дидактическую игру

«Назови слово», в которой практиковаться в подборе слов на букву «ш».

Играть с передачей мяча.

Заключительная часть. Игра-отгадывание шифровок. Результаты

игры вывешиваются на доску и оцениваются вместе с детьми. Надо

найти лишнее слово (не содержащее звук «ш»).

Детям раздаются карточки, где зашифрованы слова, буквы надо

определить

по

первым

буквам

в

названии

предметов

на

картинке.

Зашифрованные слова: кошмар, камыши, шуба, пшено, кошка, каштан,

комар, мушка, мешок, штора). Работаем попарно.

В случае наличия времени можно также попрактиковаться в

образовании сложных прилагательных

У кота толстые бока, значит он (толстобокий)

У мыши длинный хвост, значит она (длиннохвостая)

У кота широкие лапы, значит он (широколапый)

У мыши острый нос, значит она (остроносая)

У кота большие глаза, значит он (большеглазый)

У мыши узкие глаза, значит она (узкоглазая)

У кота короткие уши, значит он (короткоухий)

У мыши длинные усы, значит она (длинноусая)

У кота черные глаза, значит он (черноглазый)

У мыши серые глаза, значит она (сероглазая)

У кота громкий голос, значит он (громкоголосый)

У мыши белая грудь, значит она (белогрудая)

У кота большая голова, значит он (большеголовый)

3

У мыши короткие лапы, значит она (коротколапая)

У мыши серый хвост, значит она (серохвостая)

У кота острые зубы, значит он (острозубый)

У мыши большие уши, значит она (большеухая)

У кота пышный хвост, значит он (пышнохвостый)

В конце подводим итоги занятия, вспоминаем звук, который

повторяли. Заучиваем скороговорку с этим звуком, стараемся произнести ее

четко и быстро.

Мыла мышка шишки мишке

Мало мыла дали мышке

Мышка шишки не домыла

Слишком много шишек было.

4



В раздел образования