Автор: Каганова Ирина Леонидовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Компьютерные презентации в работе учителя-логопеда
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 165 комбинированного вида» Ново-Савиновского района
г.Казани
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-
ЛОГОПЕДА ДОУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ
УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Казань 2021 г.
1
Пособие посвящено проблеме использования компьютерных технологий в
коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста. В нем
раскрываются преимущества использования мультимедийных презентаций,
отражаются основные педагогические требования к их содержанию,
оформлению и проведению.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ - ОДИН ИЗ ВИДОВ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОЕКТОВ……………………………………………4
2. ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ
ПРЕЗЕНТАЦИЙ…………………………………………………………………..6
3. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
ПРЕЗЕНТАЦИИ…………………………………………………………………..9
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ………………14
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ……………….17
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….21
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
2
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят
значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной,
методической и материальной базы обучения и воспитания детей
дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является
использование новых информационных технологий (далее - НИТ), в первую
очередь компьютерных.
Использование современных информационных технологий позволяет
значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного
процесса, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития
(Р.Ф. Абдеев, В.П.Беспалько, Ю.Б. Зеленская, Е.И.Машбиц, О.И. Кукушкина,
И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.). Современные технические средства
позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии,
основанные на системном, деятельностном, полисенсорном, интерактивном
подходах к коррекционному воздействию. В результате активизации
компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия и
развития положительной мотивации они повышают эффективность
коррекции речевых расстройств, преодоления вторичных нарушений, а также
общего развития детей.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения факт, что «в условиях
информатизации образования меняется парадигма педагогической науки,
изменяется структура и содержание образования» (И.В. Роберт, 1994).
Активное внедрение современных компьютерных технологий способствует
коренным изменениям широко используемых в традиционной методике
демонстрационных и иллюстративно-объяснительных методов,
ориентированных в основном на коллективное восприятие информации.
Широко используются в настоящее время компьютерные презентации,
позволяющие акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой
информации и создавать наглядные эффектные образы в виде схем,
диаграмм, рисунков, графических композиций.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных
технологий в образовательный процесс учебного заведения являются
мультимедийные презентационные технологии. Использование
презентационных инструментальных средств позволяют логопеду,
психологу, воспитателю привнести эффект наглядности в занятия и
помогают ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить
материал быстрее и в полном объеме.
1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ - ОДИН ИЗ ВИДОВ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОЕКТОВ
В настоящее время, время повсеместной компьютеризации и прихода в
образование новых технологий, у педагогов возникает настоятельная
потребность в использовании мультимедийных средств, в том числе в
создании электронных презентаций для использования их на коррекционных
занятиях и уроках для детей с особенностями в развитии.
3
Внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности
послужило толчком для изучения и использования мультимедийных
технологий. Рождение презентации состоялось не так давно. С появлением
персонального компьютера стало возможно широкое использование
презентационных материалов. В каком-то смысле презентация
- это оживший буклет или каталог. Только, если последний ограничен
площадью, качеством печати и правилами верстки, то в презентации можно с
легкостью обойти все эти сложности. Презентации предоставляют большие
возможности. Мегабайты звука, красочной информации, динамичных
роликов и масса подробнейшей информации на удобном носителе - вот
основные преимущества презентационного фильма.
Обратимся к основным понятиям, используемым по отношению к
мультимедийным технологиям.
Мультимедиа - это технология, позволяющая объединить текстовые данные,
звук, графику и анимацию. Термин «мультимедиа» - можно перевести с
английского языка как «многие среды» (от multi - много и media
- среда), или, говоря более понятным языком, множество различных способов
хранения и представления разных видов информации: числовой, текстовой,
логической, графической, звуковой и видео информации. Мультимедиа
презентация - это программа, которая может содержать текстовые
материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое
оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию,
трехмерную графику.
Устройства мультимедиа - это устройства компьютера, предназначенные
для работы со звуковой и видеоинформацией. К таким устройствам также
относят устройства для записи и воспроизведения мультимедийных данных
— дисководы CD-ROM, DVD и т.п.
Мультимедийные программные средства - это специальные программы,
позволяющие создавать, редактировать и воспроизводить мультимедийные
данные.
К мультимедийным программным продуктам можно отнести энциклопедии
из разных областей жизни, обучающие программы и так далее. Многие
мультимедийные программные продукты могут быть интерактивными, то
есть пользователь может активно взаимодействовать с программой,
управлять ею.
У термина презентация (от лат. praesento— передаю, вручаю или англ. present
— представлять) два значения— широкое и узкое. В широком смысле слова
презентация — это выступление, доклад, защита законченного или
перспективного проекта, представление на обсуждение рабочего проекта,
результатов внедрения и т.п. В узком смысле слова презентации — это
электронные документы особого рода. Они отличаются комплексным
мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления
воспроизведением (может быть автоматическим или интерактивным). Далее
этот термин будет использоваться в узком смысле этого слова.
4
Компьютерные презентации являются одним из видов мультимедийных
проектов. В настоящее время они широко используются для устных
выступлений, так как позволяют акцентировать внимание аудитории на
значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные
эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций.
Компьютерные презентации часто применяются при выступлениях на
конференциях и совещаниях, они также используются на
занятиях в процессе объяснения материала преподавателем или докладов
детей.
Презентации бывают следующих видов:
-Презентация общественной организации (ДОУ).
Целями такой презентации являются: создание имиджа.
-Презентация опыта работы.
Цели такой презентации: формирование знания о путях повышения
эффективности коррекционно-развивающей работы, обмен опытом,
ознакомление логопедов с инновационными подходами к осуществлению
коррекционного процесса.
-Презентация проекта.
Цель этого вида презентации — информирование людей о каком-либо
проекте, определение обратной реакции к проекту, поиск заинтересованных в
поддержке разработки и реализации проекта.
-Презентация объема и содержания выполненных работ (отчет).
Цель - ознакомить, предоставить определенной узкой группе людей
результаты работ.
-Презентация плана будущих работ.
Такая презентация аналогична предыдущему виду презентаций.
Важным фактором для широкого внедрения компьютерных презентаций в
учебный процесс, является: наличие программного средства, позволяющего
непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию
насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с
мультимедийными эффектами. Таким программным средством является
программа Microsoft PowerPoint. С помощью приложения PowerPoint
текстовая и числовая информация легко превращается в красочно
оформленные слайды и диаграммы.
2. ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ
ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Мультимедийные презентации год от года становятся все более
востребованной и эффективной формой проведения логопедических занятий.
Стремительное развитие и масштабность их применения в сфере образования
объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами
использования мультимедиа. К ним относятся:
Информационная емкость
5
Основным отличием презентаций от остальных способов представления
информации является их особая насыщенность содержанием. Возможность в
одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем
графической, текстовой и звуковой информации. В последнее время
появилось много мультимедийных продуктов, энциклопедических и
обучающих. Одним из видов мультимедиа является компьютерная
презентация, которая (достаточно легко) создаётся с помощью программы
Power Point (которая является одним из компонентов программы Microsoft
Office), и которая представляет собой возможность создания
последовательных слайдов, содержащих числа, текст, графику, анимацию,
видео и звук.
Компактность
В качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть
использованы различные типы дисков, USB-карты или электронные
визитные карточки, но независимо от формы и емкости, все эти типы
носителей отличаются компактностью и удобством хранения. Мини-диск,
USB-карта или USB-часы можно носить в кармане, портмоне или даже на
руке, при этом в каждом из носителей может быть размещено до нескольких
десятков мультимедийных презентаций, что избавляет педагога от
трудоемкого процесса изготовления наглядных пособий и определения места
для их хранения. Преимущество компьютерной презентации состоит в
облегчении труда логопеда и в упорядочивании и сохранности наглядного
материала, необходимого для конкретного занятия. Компьютерная
презентация не сможет целиком заменить собой работу педагога с доской, но
она значительно упростит работу по предоставлению наглядности. Мы
приносим с собой на занятия рисунки, схемы, диаграммы, аудио и видео
записи (к которым необходимо еще и оборудование для их воспроизведения).
Все это заполоняет наш рабочий стол. Компьютерная презентация помогает
упорядочить наглядные пособия и выстроить их, следуя логике изложения
материала на занятии, а также хранить их в одном файле. Сохранность
наглядных материалов и возможность их корректирования также важна для
логопеда. У каждого преподавателя есть свои наработки, так называемый
«портфель преподавателя». Весь наш багаж можно уместить на компакт
диске, размещать на нем новые материалы и продолжать работу с уже
существующей наглядностью. На один компакт диск можно разместить до
700 мегабайт информации (в зависимости от типа диска), т. е. около одного
часа качественного видео, или 12-48 часов (в зависимости от качества)
звуковой информации, или около 5000 иллюстраций, размером на весь экран,
или текстовую информацию размером с книжную полку. Срок хранения
современных CD дисков достаточно долог.
Еще одно неоспоримое преимущество представления информации в виде
презентации состоит в том, что при необходимости, ребенок может
самостоятельно вернуться к той части материала, которую не усвоил.
6
Комментируя слайды, логопед может подробнее остановиться на наиболее
сложных моментах.
Доступность
Достоинства презентации в том, что ее просто сделать. Картинки
сканируются из книжек, либо ищутся в интернете, после чего вставляются
как слайды в Microsoft PowerPoint.
Небольшую презентацию можно сделать за пару часов. Для записи звука в
PowerPoint выбираем меню Показ слайдов >Звукозапись ... В появившемся
окне нужно поставить галочку в нижней строке (на скриншоте отмечено
красным) если вы намерены редактировать звук в другой программе,
например, Adobe Audition - тогда звуковые файлы будут сохранены отдельно
от самой презентации. Для того, чтобы впоследствии можно было удалить
шум, нужно записывать звук с частотой не менее 44 kHz (проверьте
настройки звукозаписи - кнопка слева). После того, как шум удален, делаем в
презентации Save As... и звуковые дорожки оказываются внутри нее.
Наглядность и эмоциональная привлекательность
Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно
подготовленную информацию. Наглядность - это ключевой apгумент
использования мультимедийных презентаций. Хорошо известно, что человек
воспринимает информацию с помощью органов чувств: зрения, слуха, вкуса,
обоняния, осязания. По данным исследований более 90 % информации
поступает к нам через зрительный и слуховой анализаторы. Зрение и слух -
самые мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма
информации. Чем ярче и разнообразнее будет представление информации,
тем эффективней будет процесс ее усвоения. Отличительные особенности,
специфические свойства изучаемых предметов и явлений можно предельно
реалистично продемонстрировать именно с помощью
современных графических и видео технологий мультимедийных
презентаций. Мультимедийные презентации дают возможность представить
информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и
эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие
цвета и цветовые сочетания, которые создадут у дошкольников позитивное
отношение к представляемой информации. Использование мультимедийных
презентаций способствует комплексному восприятию и лучшему
запоминанию материала. Действительно, презентации облегчают показ
фотографий, рисунков, графиков, гербарных материалов. Кроме того,
используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация
динамичных процессов. Еще одно преимущество — проигрывание
аудиофайлов. Все вместе это обеспечивает "эффективность" восприятия
информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами
и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется
подсознательно. Во-вторых, преимуществом мультимедийных презентаций
является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий,
графиков и т. п. В-третьих, презентации дают возможность показать
7
структуру занятия. На слайды стоит выносить все ключевые слова и
непонятные термины. Это облегчит их восприятие и запоминание детьми.
Конечно, практически все указанные преимущества можно обеспечить и без
презентации, а с помощью обычной доски. Однако при этом информация не
будет столь наглядной, на изображение схем, рисунков и графиков уйдет
значительно больше времени. Наиболее важную информацию на слайде
можно выделить, придав ей эффект анимации.
Анимация - очень важный элемент в презентации. Движение отдельных
частей слайда привлечет внимание дошкольников, и они заострят свое
внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы
сообщения логопеда будут услышаны и увидены детьми. Всё это повышает
интерес к обучению и способствует более качественному
усвоению нового материала, а это и является целью логопеда, психолога,
воспитателя.
Мобильность
Все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер, телевизор или
даже карманный компьютер. Оптимальным решением может стать
презентация в сочетании с ноутбуком.
Интерактивность
Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их
интерактивность, т. е. способность определенным образом изменяться и
реагировать на действия пользователя. Пользователь является не пассивным
слушателем, а играет роль активного деятеля. Возможность непосредственно
воздействовать на ход презентации - это одно из важнейших преимуществ
мультимедиа. Выбор языка презентации, нужного для представления дает
возможность фокусировать внимание дошкольников на выбранных
логопедом ключевых моментах занятия.
Многофункциональность
Следует учитывать возможность многократного использования одной
мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и
графическими материалами, модификации. Однажды созданная презентация
может иметь до десятка различных способов использования, начиная от
применения мультимедиа для проведения занятий с детьми, открытых
мероприятий, при обмене опытом с коллегами, воспитателями, организации
консультаций с родителями.
3. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
ПРЕЗЕНТАЦИИ
Несмотря на многообразие применяемых в образовательных учреждениях
форм организации обучения с использованием средств новых
информационных технологий (научно-исследовательская и проектная
деятельность, самостоятельная работа), занятие (урок), бесспорно, остается
основной формой обучения. При этом, естественно, требования к нему
поднимаются на качественно новый уровень. Конструирование урока с
8
использованием новых информационных технологий требует соблюдения
определенных дидактических принципов и научно-методических положений,
сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются
новым содержанием при использовании информационных технологий.
Так, в настоящее время все большее распространение получает термин
«визуальное мышление», которое определяется как «...человеческая
деятельность, продуктом которой является порождение новых образов,
создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую
нагрузку и делающих значение видимым» (Кравцова А.Ю., Мануйлов В.Г.,
1999). Интерес педагогики к формированию визуального мышления в ходе
учебной деятельности возрастает именно в связи с быстро расширяющимися
и становящимися все доступнее педагогу техническими возможностями
компьютера в сочетании различных форм представления информации.
Электронные презентации предназначены, как правило, для решения
локальных педагогических задач. Так, например, использование электронных
презентаций позволяет значительно повысить информативность и
эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует
увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.
Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так
как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия
(принцип модальности).
Написание презентации к занятию всегда большая, кропотливая и полезная
работа. Полезная, так как приводит в порядок мысли, классифицирует
материал, позволяет вскрыть «узкие» места. Презентация — квинтэссенция
всего перечисленного, поскольку весь отобранный и подготовленный
автором материал наглядно отображается на экране в концентрированном,
сжатом виде, и все огрехи здесь становятся достаточно рельефны. Поэтому
один из главных положительных моментов при создании электронных
презентаций - максимальная дисциплинизация педагога. И, как результат,
логопед, работающий с мультимедийными презентационными технологиями,
постоянно повышает свое методическое мастерство, а именно оно является
одним из главных условий повышения качества обучения детей.
При этом на электронные презентации, используемые в образовательном
процессе, должны распространяться основные требования, предъявляемые к
педагогическим программным средствам:
• педагогические требования (дидактические; обоснование выбора тематики;
проверка на педагогическую целесообразность использования и
эффективность применения);
• технические требования;
• эргономические требования;
• эстетические требования.
Дидактические требования предполагают, прежде всего, обеспечение:
• научности содержания, т.е. предъявление детям научно-достоверных
сведений;
9
• доступности, т.е. представляемый учебный материал, формы и методы
организации учебной деятельности должны соответствовать уровню
подготовки воспитанников и их возрастным особенностям;
• адаптивности (приспосабливаемости к индивидуальным особенностям
обучаемых), которая поддерживается различными средствами наглядности,
несколькими уровнями дифференциации предъявляемого учебного
материала по сложности, объему, содержанию;
• систематичности и последовательности обучения, т.е. необходимость
изложения в электронной презентации системы понятий, фактов и способов
деятельности в их логической связи с целью обеспечения
последовательности и преемственности в овладении знаниями, умениями и
навыками;
• визуализации учебной информации, объектов, процессов, явлений, а также
их моделей за счет технологических возможностей современных средств
мультимедийных презентационных технологий;
• прочности результатов усвоения обучения (обеспечение осознанного
усвоения обучаемым содержания, внутренней логики и структуры учебного
материала, представляемого с помощью электронного пособия).
Методические требования к электронным презентациям предполагают
необходимость учитывать своеобразие и особенности коррекционно-
логопедических занятий каждого вида (индивидуальных, подгрупповых и
фронтальных; направленных на коррекцию звукопроизношения,
формирования элементарных навыков чтения и письма развитию лексико-
грамматических средств языка, развитию связной речи).
Эргономические требования к содержанию и оформлению электронных
презентаций обусловливают необходимость:
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, особенности
протекания психических процессов, степень
речевого недоразвития, различные типы организации нервной деятельности,
различные типы мышления, закономерности восстановления
интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;
• обеспечивать повышение уровня мотивации обучения;
• устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма,
разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания
изображения, к расположению текста на экране;
• выбора оптимального темпа представления информации, так как
эффективность деятельности человека снижается не только при
избыточности информации, но и при ее недостаточности. Имеется немало
данных, которые показывают, что при монотонности и бедности внешних
воздействий у человека развиваются явления, сходные, как это ни
парадоксально, с утомлением: учащаются ошибки, снижается
эмоциональный тонус, развивается сонливость.
Эстетические требования к педагогическим программным средствам
устанавливают соответствие эстетического оформлению функциональному
10
назначению презентации, соответствие цветового колорита эргономическим
требованиям, упорядоченность и выразительность графических и
изобразительных элементов презентации.
Необходимость использования мультимедийных презентационных
технологий определяется следующими факторами:
• дефицит источников учебного материала;
• возможность представления в мультимедийной форме уникальных
информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов,
звукозаписей и др.);
• необходимость систематизации и структурного представления учебного
материала;
• визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между
объектами;
• необходимость изучения свойств объектов, явлений или процессов и др.
Содержание занятия (урока), подача материала варьируются в зависимости
от уровня подготовленности дошкольников, однако основа неизменна - это
тема занятия. На любом занятии логопед решает множество различных задач.
Нужно сообщить необходимые сведения по изучаемой теме, проверить
качество усвоения материала, поддержать внимание в течение занятия,
задействовать чувственное и эмоциональное восприятие, сообразительность
дошкольников. Для развития познавательных способностей детей большое
значение должно уделяться объектам реальной действительности. Поэтому
необходимо создать банк изображений, анимаций и видеофрагментов. Этот
процесс довольно трудоемкий, но является необходимым для построения
логопедических занятий вообще и с электронными презентациями в
частности. Тематический принцип построения банка изображений должен
быть продиктован удобством использования. Каждый тема содержит
множество подтем, в результате материал по каждой из них логично было бы
собрать в отдельных папках. Такой подход намного облегчает поиск нужного
материала и сокращает время на поиски нужной информации, предоставляя
возможность преподавателю больше времени уделять методической стороне
занятия. Параллельно с накоплением материала может осуществляться
второй этап работы - создание электронных презентаций в среде Power Point.
Создавая презентацию нужно не забывать о цели ее использования. Для этого
необходима презентация определенного объема, так как зрительный ряд из
большего числа слайдов вызовет утомление, отвлечет детей от сути
изучаемого материала. Не должно быть "лишних" слайдов, которые не
сопровождаются пояснением.
Нужно продумать и обеспечить понимание смысла каждого слова, опираться
на знания и опыт дошкольников, использовать образные сравнения.
Желательно реализовывать индивидуальный подход к обучаемому,
учитывать индивидуальные возможности восприятия. В учебных
презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму,
заменив ее схемами, рисунками, фотографиями, фрагментами фильмов.
11
Текст может быть представлен в виде основополагающих моментов
сообщения. Необходимо постоянно переключать внимание воспитанников
для поддержки остроты восприятия. Включение (без ущерба содержанию) в
презентацию смешных сюжетов и забавных фактов оживляет занятие,
создает положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению
материала и более прочному запоминанию.
Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в
оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Необходимо подобрать
оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.
В связи с этим немаловажным представляется то, что возможность задавать
параметры смены слайдов и анимаций заложена в среде Power Point.
Преимущества логопедических занятий с использованием мультимедийных
презентаций в программе Power Point:
• Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети
имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном
объеме;
• Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный
процесс интересным и выразительным;
Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны
компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым
оформлением;
• Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций
в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей
к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление
речевых нарушений.
Презентационные материалы могут применяться для:
• развития речевого дыхания с использованием звуковых волн различного
цвета;
• автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной
речи;
• нормализации просодических характеристик речи;
• дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
• развития фонематического восприятия;
• развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и
синтеза;
• усвоения лексических тем;
• развития навыков словообразования и словоизменения;
• развития связной речи и познавательных способностей и т.д.
Для успешного применения презентационных материалов в коррекционной
работе логопеда необходимо:
• Провести достаточную компьютеризацию образовательных учреждений;
Пополнить медиатеку для логопедов общедидактическими, специальными
программами;
12
• Сформировать методический банк разработок занятий с использованием
компьютерных презентаций;
• Обеспечить специальную подготовку специалистов-логопедов;
• Обеспечить доступ к современным средствам логопедической коррекции.
Технология создания электронных презентаций предусматривает выполнение
следующих видов работ:
• подготовку и структурирование учебного материала, его методическую
обработку;
• разработку компьютерных графических материалов и подготовку их для
размещения на слайдах;
• формирование и интеграцию информационных компонентов на слайдах;
• техническую отладку презентации.
Заметим, что методика проведения занятий с применением электронных
презентаций может быть различной. Например, презентация может быть
использована при изучении нового материала и (или только) его
закреплении. В рамках комбинированного занятия она может помочь
актуализировать знания учащихся при повторении и обобщении изученного
материала. Кроме того, на слайды презентации могут быть вынесены
«опорные конспекты» к занятиям, неоспоримыми достоинствами которых
являются:
• сжатие большой дозы информации во внешне малые размеры с
использованием символов и выделением главного;
• наличие элементов обобщения и систематизации знаний по изучаемой теме
и т.п.
При проектировании «опорного конспекта» с помощью электронных
презентаций расширяется возможность создания большого объема
символьных образов, являющихся основой опорного конспекта. Кроме того,
эти образы могут быть анимационными, что невозможно традиционными
способами.
Ценность педагогической презентации возрастает, если в ней реализован
потенциал, обеспечивающий вариативность применения (ориентация на
разную глубину усвоения учебного материала, разную исходную
подготовленность обучаемых и т.п.).
Основными факторами, свидетельствующими об интенсификации учебного
процесса с помощью электронных презентаций, могут стать:
• повышение целенаправленности обучения;
• усиление мотивации и повышение интереса к предмету;
• улучшение эмоционального состояния дошкольников и т.п.
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций
оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых,
скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных
показателей. Поэтому дизайн презентации не должен разрабатываться на
интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и
13
продуманный системный подход. Наглядный материал, по мнению
М.П.Концевого, «не просто некоторая информация в чувственной форме
представления, а информационная модель определенного педагогического
опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики и
дизайна» (2002).
Какие же аспекты использования презентаций обычно считаются
проблемными? Во-первых, это наличие нескольких параллельных потоков
информации (инструкции и объяснения логопеда отдельно, зрительный и/или
звуковой ряд отдельно). Во-вторых, слишком быстрый темп смены слайдов.
В-третьих, мелкий нечитаемый шрифт и отсутствие поэтапности при
воспроизведении сложных рисунков. Хуже всего, когда все эти негативные
черты сочетаются в одной презентации: каждые 10-20 секунд меняются
перегруженные рисунками и мельчайшим текстом слайды, все это
происходит под музыку и с обилием анимации, а логопед очень быстро
комментирует материал, не связывая его с показываемыми иллюстрациями.
Однако, должно быть понятно, что все перечисленные минусы связаны не
использованием презентаций, а с их неудачным построением. Значительно
улучшить общее впечатление от занятия с использованием мультимедийной
презентации может следование нескольким советам.
1. Необходимо использовать так называемые рубленые шрифты (например,
различные варианты Arial или Tahoma), причем размер шрифта должен быть
довольно крупный — 35 - 60 пунктов и более для заголовков и 25 - 50
пунктов для основного текста. Предпочтительно не пользоваться курсивом
или шрифтами с засечками, так как при этом иногда восприятие текста
ухудшается. В некоторых случаях лучше писать большими (заглавными)
буквами (тогда можно использовать меньший размер шрифта). В ряде
случаев хорошо смотрится жирный шрифт. При выборе шрифтов для
вербальной информации следует учитывать, что прописные буквы
воспринимаются тяжелее, чем строчные; отношение толщины основных
штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее
удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами:
от 1:0,375 до 1:0,75.
2. Стоит учитывать, что на большом экране текст и рисунки будет видно
также (не лучше и крупнее), чем на экране компьютера. Часто для подписей к
рисункам или таблицам выставляется мелкий шрифт (менее 10 пунктов) с
оговоркой: "на большом экране все будет видно". Это заблуждение: конечно
шрифт будет проецироваться крупнее, но и расстояние до зрителя будет
значительно больше. Можно провести следующий расчет:
если шрифт можно прочитать на экране компьютера с обычного расстояния
(около 40 - 60 см, или иначе это — 1-2 диагонали экрана, то и в аудитории
шрифт будет хорошо виден на расстоянии 1 - 2 диагоналей экрана).
3. Одним из основных компонентов дизайна педагогической презентации
является учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм. К
наиболее значимым из них относят (Кречетников К.Г., 2002):
14
• стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют
как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия):
красный, оранжевый, желтый;
• дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное
состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый,
зеленый;
• нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый,
коричневый;
• сочетание двух цветов — цвета знака и цвета фона — существенно влияет
на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют
зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном
фоне);
• составление цветовой схемы презентации начинается с выбора трех
главных функциональных цветов, которые используются для представления
обычного текста, гиперссылок и посещенных ссылок. Цветовая схема должна
быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у обучающегося ощущение
связности, преемственности, стильности, комфортности;
3. Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они
должны контрастировать, например, фон — светлый, а шрифт - темный,
или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как текст читается
лучше. Черный текст — белый фон не всегда можно назвать удачным
сочетанием для презентаций, так как при этом в глазах часто начинает рябить
(особенно если шрифт мелкий), а, кроме того, иногда не достигается тот
визуальный эффект, который необходим для аффективного восприятия
материала. Хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона:
белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом,
желтый на синем.
4. Использование фотографий в качестве фона также не всегда удачно, из-за
трудностей с подбором шрифта. В этом случае надо либо использовать
более-менее однотонные, иногда чуть размытые фотографии, либо
располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке. В ряде
случаев целесообразно использование "тематического" фона: сочетание
цветов, несущее смысловую нагрузку и т. п. Важно помнить, что любой
фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает
эффективность восприятия материала. Фон является элементом заднего
(второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию,
находящуюся на слайде, но не заслонять ее.
5. Слайдов не должно быть много, иначе они будут слишком быстро
меняться, и времени для запоминания информации не останется. При
продолжительности занятия 35 минут слайдов должно быть максимум 17 -20,
так чтобы смена происходила каждые 2 (1,5) минуты.
6. Слайды не надо перегружать ни текстом, ни картинками. Лучше избегать
дословного "перепечатывания" текста занятия на слайды. Слайды,
перегруженные текстом, вообще не смотрятся. Лучше не располагать на
15
одном слайде более 2-3 рисунков, так как иначе внимание детей будет
рассеиваться. При той легкости, с которой презентации позволяют
показывать иллюстративный материал, хочется продемонстрировать как
можно больше картинок. Однако не стоит злоупотреблять этим. Скорее
всего, не все слайды презентации будут предназначены для запоминания.
Тогда стоит использовать различное оформление (шрифты, цвета,
специальные значки, подписи) слайдов только для просмотра и слайдов для
запоминания. Это облегчит восприятие материала.
7. Пожалуй, одним из самых сложных и важных является следующее
условие. Слайды должны быть синхронизированы с комментарием логопеда.
Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на
занятии. При этом сна не должна становиться главной частью занятия, и не
должна полностью дублировать изучаемый материал. Идеальным вариантом
является такое сочетание текста и презентации, когда ребенок, упустив
какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из того, что
говорит логопед, и наоборот увидеть на демонстрируемых слайдах то, что он
прослушал. Естественно, что для этого логопеду лучше самому управлять
сменой слайдов или же, если это невозможно и проектором управляет другой
человек, настолько точно рассчитать смену слайдов, чтобы от оператора,
следящего за проектором, требовалось лишь начать показ слайдов, а дальше
иллюстрации уже менялись бы автоматически. Однако, даже с тем, чтобы
начать показ слайдов у некоторых операторов бывают проблемы (часто они
просто не работали с соответствующими программами). Если вы работаете с
"Microsoft PowerPoint", то выходом может быть сохранение итоговой
презентации не в формате "Презентация PowerPoint" (.ppt), а в формате
"Демонстрация PowerPoint" (сокращение .pps). Тогда при запуске программы
сразу же начнется показ слайдов.
8. Усилить эффект от использования презентаций можно раздавая распечатки
сложных рисунков, схем, особенно тех, которые приводятся лишь в качестве
дополнительного иллюстративного материала, а не для запоминания. В
случае если рисунок или схема действительно важны для понимания сути
занятия, стоит показывать их не в окончательном варианте, а выводить
постепенно (как при рисовании на доске). Это позволит пояснить,
как зарисовать схему или рисунок и будет способствовать лучшему
запоминанию, развитию логики.
9. В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если
оно не несет смысловую нагрузку, так как музыка будет сильно отвлекать и
рассеивать внимание дошкольников — трудно одновременно слушать
логопеда и музыку. Включение в качестве фонового сопровождения
нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости
обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности
обучения.
В принципе тоже относится и к анимационным эффектам: они не должны
использоваться как самоцель. Не стоит думать, что чем больше различных
16
эффектов — тем лучше. Чаще всего неудобочитаемые быстро появляющиеся
и сразу исчезающие надписи или картинки не вызывают ничего кроме
раздражения. Любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект
понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее
воздействие, нарушает динамику внимания.
Анимация допустима либо для создания определенного настроения или
атмосферы презентации (в этом случае анимация тем более должна быть
сдержанна и хорошо продумана), либо для демонстрации динамичных
процессов, изобразить которые иначе просто не возможно (например, для
поэтапного вывода на экран рисунка). Большое влияние на подсознание
ребенка оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем
действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки
легко «впечатываются» в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем
оно сильнее.
10. Если презентация предназначена только для показа (не для печати), то
целесообразно "сжимать" картинки до экранного разрешения (76 точек на
дюйм), а также использовать рисунки в формате джипег (расширение "jpg").
Это уменьшит объем презентации и значительно ускорит и упростит работу.
Конечно, все приведенные советы не универсальны. Бывают случаи, когда
музыкальное сопровождение идет презентации только на пользу и когда
фотографический фон лишь усиливает эффект. Что касается приведенных
цифр, относящихся к размеру шрифтов, то данный совет лучше всего
подходит для аудитории объемом с обычный школьный класс и экран с
диагональю около 2-3 метров.
Учет указанных особенностей оформления презентации в значительной
степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней
информации.
Общие требования к оформлению презентации представлены в таблице
Стиль
• Соблюдайте единый стиль
оформления.
• Избегайте стилей, которые будут
отвлекать от самой презентации.
• Вспомогательная информация
(управляющие кнопки) не должны
преобладать над основной
информацией (текст, рисунки).
Фон
• Для фона выбирайте более холодные
тона (синий или зеленый).
Использо
вание
цвета
• На одном слайде рекомендуется
использовать не более трех цветов:
один для фона, один для заголовков,
один для текста.
• Для фона и текста используйте
контрастные
17
цвета.
• Обратите особое внимание на цвет гиперссылок
(до и после использования).
Анимаци-
онные
эффекты
• Используйте возможности
компьютерной анимации для
представления информации на слайде.
• Не стоит злоупотреблять различными
анимационными эффектами, они не
должны отвлекать внимание от
содержания информации на слайде.
Содержа-
ние
информа-
ции
• Используйте короткие слова и
предложения.
• Минимизируйте количество
предлогов, наречий, прилагательных.
• Заголовки должны привлекать
внимание аудитории.
Располо-
жение
информа-
ции на
странице
• Предпочтительно горизонтальное
расположение информации.
• Наиболее важная информация должна
располагаться в центре экрана.
• Если на слайде располагается
картинка, надпись должна
располагаться под ней.
Шрифты
• Для заголовков - не менее 24 пт.
• Для информации - не менее 18 пт.
• Шрифты без засечек легче читать с
большого расстояния.
• Нельзя смешивать разные типы
шрифтов в одной презентации.
• Для выделения информации следует
использовать жирный шрифт или
подчеркивание.
• Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже
строчных).
Способы выделения информации:
Следует использовать:
• Рамки, границы, заливку.
• Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки.
• Рисунки, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации:
18
• Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации:
дети могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов,
определений,
• Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты
отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
• С текстом.
• С таблицами.
• С диаграммами.
Режимы проведения презентации
Показ слайдов наглядно демонстрирует результат работы в программе
PowerPoint. Обычно презентация просматривается на экране монитора
компьютера или с помощью проектора. Существует несколько режимов
проведения презентации:
- Управляемый логопедом. Педагог получает полный контроль над
презентацией.
- Управляемый оператором. Слайды отображаются в отдельном окне,
содержащем специальные команды и меню, которые предоставляют
пользователю возможность самостоятельно управлять презентацией.
- Автоматический. Презентация демонстрируется автоматически, без
непосредственного управления логопедом или оператором.
Рекомендуется оставить режим проведения презентации управляемый
логопедом.
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Презентация редко обходится без средств наглядности. Их задача - усилить,
упростить и придать убедительность презентации.
Использование средств наглядности усилит воздействие презентации на
детскую аудиторию, поскольку даст возможность донести до воспитанников
вашу мысль более доступным невербальным способом. Правильное
использование этих средств значительно оживит презентацию и зафиксирует
материал в памяти, поскольку в этом случае будут использованы различные
каналы передачи информации.
Эффективные приемы:
• Используйте средства наглядности только тогда, когда они могут реально
усилить воздействие вашего высказывания.
• Следует стоять с левой стороны (от детей) от изображения (предмета).
При демонстрации слайдов и обращении к аудитории лучше всего стоять
слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того, что мы читаем слева
направо, сначала слушатели будут смотреть на вас, а потом переведут взгляд
направо на экран, где представлена более подробная информация.
• Педагог будет выглядеть более естественно, если будет располагаться под
небольшим углом к детской аудитории, тем самым позволяя
19
присутствующим легко усваивать предлагаемую информацию. Можно занять
более «сильную» позицию, полностью развернуться лицом к дошкольникам.
Можно кратко посмотреть на изображение (предмет) и жестом левой руки
привлечь к нему внимание детей.
Жест должен быть очень коротким; затем следует снова повернуться и
обратиться к аудитории.
При временном выключении проекционного оборудования, перерыве в
показе или по его окончании постарайтесь переместиться в центр кабинета и
продолжить свою презентацию.
Если вы более не планируете использовать средств наглядности, встаньте
вполоборота к детям слева от вашего оборудования и продолжите занятие.
Не следует:
Говорить, повернувшись спиной к детям.
Читать конспект занятия.
Загораживать демонстрируемое изображение.
Допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в вашей
презентации.
Выдавать раздаточный материал во время презентации.
Приложение 1
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ФФН
20
Тема: Дифференциация звуков С-З
Задачи:
1. Учить дифференцировать звуки /с/ - /з/.
2. Развивать звуковой анализ и синтез. .
4. Уточнять словарь по теме «Зима».
5. Развивать зрительное внимание.
6. Познакомить с понятием «Родственные слова»
7. Развивать словесно-логическое мышление.
8. Развивать фонематический слух.
9. Развивать общую моторику.
Ход занятия:
Логопед: Дети, сегодня мы будем учиться различать звуки С и З с которыми
мы познакомились на предыдущих занятиях. А поможет нам наш друг –
компьютер.
Но сначала давайте выполним упражнения для язычка.
Глядя в зеркала дети выполняют упражнения «Заборчик», «Лопаточка»,
«Почистим зубки», «Кошка выгнула спинку», «Чашечка», «Фокусник».
Логопед рассказывает сказку о Волшебной стране звуков (Веселая
грамматика. В.Волина).
Логопед: Скажите, ребята, а звуки С и З умеют петь?
Дети отвечают, что звуки С и З петь не умеют, поэтому они согласные.
Логопед: Мы уже познакомились с буквами, которые называют звуки С и З
по имени. Давайте поиграем в игру «Кто внимательный» Буквы резвились,
бегали, а когда устали, все перепутались. Давайте сосчитаем, сколько на
рисунке букв С и букв З.
У детей на столах листки с изображением букв С и З. На экране та же
картинка Дети считают буквы, а затем вместе с логопедом проверяют ответы.
Логопед: Ребята, мы знаем что гласные звуки обозначаются красными
кружками, согласные твердые – синими, а мягкие – зелеными. На экране вы
видите схемы слов. Давайте соединим слова и их схемы стрелками.
(Слова стужа, мороз, снег).
На экране слова с пропущенными буквами С и З. Нужно поставить нужную
букву на место и прочитать слово.
Логопед: Ребята, вы еще не устали? Давайте сделаем паузу и немножко
подвигаемся.
Физкультминутка.
Логопед: Вы любите разгадывать загадки? Давайте попробуем, а проверить
себя нам поможет картинка на экране.
Ответы детей: снег, снежинка, снегурочка, снегирь, Снежная баба.
Логопед: А вы не заметили, что все отгадки чем-то пожожи друг на друга:
Правильно, они образованы от одного слова – снег. Слова, образованные от
одного называются слова-родственники.
21
Логопед: Ребята, давайте сочинять стихи! Вы умеете? Я вам помогу. Я начну,
а вы кончайте, хором дружно отвечайте. (На экране появляются картинки с
изображением недостающего слова.)
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?.......... (Зайка)
Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
-Спать ложитесь, поздно!-
Потому что мать-луна,
А дочурки …….. (Звезды)
Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это …….. (Солнце)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это ….. (Снигери)
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла ……. (Зима)
Трещала с самого утра:
П-о-р-р-ра! П-о-р-р-ра!
А что – пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит ….. (Сорока)
Логопед: Молодцы, дети! Какие красивые стихи получились! А можно еще
рассказывать стихи руками. Давайте лепить снеговика. ( На экране
появляются картинки, изображающие фрагменты снеговика)
22
А ну, дружок……
Логопед: Но наш снеговичок не собирается таять. Он погостит у нас до
весны.
А теперь быстро дайте мне ответ, так бывает или нет?
На экране небылицы.
Логопед: Ребята, а вы умеете играть на музыкальных инструментах? У вас на
столах колокольчики, в них мы позвоним, если услышим в слове звук З, а
если услышим С постучим пальчиками как барабанными палочками.
Логопед читает слова со звуками С и З.
Логопед: Мы сегодня узнали много нового, а в конце нашего занятия давайте
придумаем предложения с зимними словами.
Логопед: С и З прощаются с вами и желают вам успехов в обучении.
Молодцы, ребята!
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ОHP
Тема: Мой город
23
Задачи:
-Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к
родному краю, Родине.
-Продолжить работу над чистотой произношения звуков, учить детей
выразительно и грамматически правильно излагать свои мысли.
-Развивать творческо-художественные способности детей.
-Обогащение словарного запаса детей.
-Познакомить детей с национальной символикой (герб, флаг) Казани и
Татарстана.
Расширить круг знаний об истории и современности города, в котором мы
живем
-Развивать познавательный интерес, формировать интерес к учебной
деятельности.
-Развивать мелкую моторику.
-Формировать историческое мышление, учить уважать, ценить культурное
наследие народа, формировать основы человеческой личности.
Словарная работа:
Столица, государственный флаг, герб, Ак Барс, змей Зилант, башня
Сююмбике, Универсиада.
Оборудование:
Мультимедийная установка, компьютер, презентация о Казани, заготовки для
аппликации башни Сююмбике.
Звучит татарская мелодия.
На экране герб Татарстана.
Логопед читает стихотворение Р.Валеевой «Край мой родной – Татарстан»
Край мой родной!
Ты сегодня известен
Чудом подземных своих кладовых –
Трудно дающимся золотом нефти
И красотой городов молодых!
Край мой родной,
Где становятся былью
Дерзкие взлеты крылатой мечты,
Подвигом – песней поэта Джалиля
Целой планете запомнился ты!
Логопед: Сегодня, ребята, мы поговорим о нашем крае, нашей Родине.
Как называется Республика, в которой мы живем?
Дети: Республика Татарстан.
Логопед: Давайте рассмотрим флаг и герб нашей республики. Какие цвета вы
видите на флаге, что они означают?
Дети: Зеленый – цвет лесов, зеленой травы, заливных лугов.
24
Белый – цвет чистоты, означает, что наши народы живут в дружбе и
согласии.
Красный – цвет солнца, которое несет всем людям тепло и добро.
Логопед: А что изображено на гербе Татарстана?
Дети: Крылатый белый барс, Ак Барс.
Ак Барс – символ богатства нашей республики. Крылатый он потому, что
защищает наш край на земле и в небе.
Логопед: Если внимательно посмотреть, то мы увидим, что все цвета герба
напоминают цвета государственного флага Республики Татарстан.
На экране герб города Казань.
Звучит старинная татарская музыка.
Логопед:
Любуясь на Волгу с прибрежных вершин,
Чудо-город построить решил царь-Саин.
Задрожала земля, небосвод потемнел,
Ахаджа-лютый змей на людей налетел.
С ним другие ползли, смерть и ужас несли.
Тут нашелся батыр молодой, удалой,
Змея обвел он чертой колдовской,
Тростником он тот круг обложил,
Вмиг поджег и разом спалил!
И воздвигнут был город прекрасный,
На гербе его змей тот остался,
Что в народе Зилантом был прозван,
Где красуется он и поныне!
Красивая легенда. По преданию, в честь победы над драконом его
изображение осталось на гербе нашего города. А как называется город, в
котором мы с вами живем?
Дети: Казань, столица Татарстана.
Логопед: Да, Казань – главный и самый красивый город нашей республики.
Ему уже больше 1000 лет
На экране – Казанский Кремль.
Логопед: На месте слияния двух рек, Волги и Казанки раскинулся наш
древний и вечно молодой город. Когда-то с Кремля начиналась Казань. Нет в
нашем городе другого места, хранящего столько легенд и тайн.
Звучит волшебная музыка, появляется царица Сююмбике в старинном
национальном костюме.
Царица Сююмбике:
О, город мой! Красив ты очень!
С рождения тебя люблю!
Живу с тобою дни и ночи
И я тебя боготворю.
25
За то, что ты в сединах древних,
И в то же время – молодой,
За то, что ты стоишь как прежде
Над величавою рекой.
О, город мой! Тебе спасибо!
На веки Родиной ты стал,
За то, что славные народы
Ты дружбой братскою связал.
Пусть во вселенной ты-песчинка,
Но ты из тьмы веков восстань,
Чтоб говорили как и прежде:
«Сказанием встает Казань!»
Дети, вы узнали меня? Я – царица Сююмбике. Пять столетий назад я жила в
этом городе.
Логопед: Мы узнали тебя, о великая царица, и рады приветствовать в нашем
городе. Одна из башен казанского Кремля носит твое имя.
Царица Сююмбике:
Я узнаю старинный Кремль, но город так изменился, в нем появилось так
много нового!
Логопед:
Ребята, давайте расскажем царице о современной Казани, о городе, в котором
мы живем.
От стен Кремля берет свое начало одна из красивейших улиц города – улица
Баумана. Вы часто гуляете с родителями по этой улице, а недавно мы все
вместе знакомились с ее достопримечательностями. Что же можно увидеть
на улице Баумана?
Ответы детей
На экране виды улицы Баумана: Фонтан с лягушками, карета
Екатерины II, часы, памятник Ф.И.Шаляпину, фонтан «Водяная».
На экране казанский цирк.
Логопед: А под стенами Кремля приземлилась большая летающая тарелка!
Дети: Это цирк! Там выступают цирковые артисты и дрессированные
животные.
Логопед: Каких цирковых артистов можно увидеть в цирке?
Дети: клоунов, дрессировщиков, акробатов, фокусников, жонглеров.
На экране Дворец спорта.
Логопед: Рядом с цирком расположился дворец, но это не тот дворец, где
живут короли и принцессы. Это Дворец спорта. Недалеко – центральный
стадион. Здесь люди нашего города и его гости занимаются различными
видами спорта. Мы тоже дружим с физкультурой. Давайте покажем, что мы
умеем.
Физкультминутка
26
Логопед: Летом в наш город приедут спортсмены – студенты со всего мира и
начнут соревнования. Какое спортивное событие ждет наш город в июле?
Дети: Универсиада.
На экране символ Универсиады Ак Барсик.
Этот забавный барсик стал символом казанской Универсиады 2013 года.
Логопед: Много спортивных сооружений построено в нашем городе. Самый
большой и красивый – новый стадион.
На экране Стадион Универсиады.
На трибунах этого стадиона помещаются 45000 зрителей. Дети, давайте
пригласим царицу Сююмбике в гости, поболеть за наших спортсменов! А на
память сделаем для нее открытки с башней, названной в ее честь.
На экране башня Сююмбике.
Дети делают открытки с аппликацией башни Сююмбике и дарят их царице.
Царица Сююмбике. Благодарю вас, мои юные друзья. Я хочу угостить вас
вкусным чак-чаком. С нетерпением буду ждать начала универсиады, чтобы
встретиться с вами вновь. До скорой встречи!
Логопед: Наша Республика, наш город растут и преображаются. Появляются
новые здания, парки, памятники. Но куда бы не поехали вы в будущем,
всегда будете скучать и вспоминать о вашем родном городе Казани
На экране демонстрируется клип о Казани.
Конспект занятия подготовительной группе для детей с ФФН
Тема. Дифференциация звуков Ш-Ж
Задачи:
27
1. Учить дифференцировать звуки /ж/ - /ш/.
2. Развивать звуковой анализ и синтез.
3. Упражнять в согласовании числительных с существительными и
прилагательными.
4. Уточнять словарь по теме «Одежда».
5. Развивать пространственную ориентировку.
6. Развивать словесно-логическое мышление.
7. Развивать общую моторику.
Оборудование: предметные картинки для показа на экране: девочки,
мальчика, кота, пса, продуктов (яйца, мороженное, крыжовник, шоколад,
вишня, баклажан), одежды (шарф, жилет, шорты, рубашка, шапка, пиджак),
добрая Фея, ворота (закрытые и открытые), Русалочка, речка, речка с мостом,
лужи - 5 штук, кошки - 5 штук, лужок с развилкой двух дорог, корова, лесная
полянка с домом Красной Шапочки, Красная Шапочка, пособие «Выдели
первый звук» (дружба), пособие «Как зовут кота?», пособие «Как зовут
пса?», ребусы (машина и жук), стрелочки - 4 штуки, схема слова из 5 букв,
схемы характеристик звуков Ш - Ж, зеркала - по количеству детей,
магнитофон, диапроектор.
Лингвистический материал: слова.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети заходят в кабинет под музыку «Вместе весело шагать» и садятся на
свои места.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости: девочка Женя и
мальчик Шура.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Давайте познакомимся с нашими гостями поближе.
• Назовите первый звук в слове «Женя». (Первый звук в слове «Женя» звук/
Ж/.)
• Назовите первый звук в слове «Шура». (Первый звук в слове «Шура» -звук
• Сегодня мыс вами будем различать звуки /Ш - Ж/.
2. Уточнение артикуляции звуков Ш, Ж.
• Возьмите в руки зеркала и произнесите звук /ж/ - как
расположены губы, где находится язык, голосок звучит? (Когда мы
произносим звук /ж/, губы вытягиваются в трубочку, язычок за верхними
зубами в виде «чашечки», голосок звенит.)
• Произнесите звук (ш) - как расположены губы, где находится
язык, голосок звучит? (Когда мы произносим звук /ш/, губы вытягиваются в
трубочку, язычок за верхними зубами в виде «чашечки», голосок не звенит.)
Ребята, что можно сказать про артикуляцию этих звуков?
3. Характеристика звуков по акустическим признакам.
Посмотрите на схему звука /Ж/ - охарактеризуйте его.
28
Ребята, посмотрите на схемы этих звуков и скажите, чем похожи они? Чем
различаются?
4. Упражнение на развитие звукового синтеза. У Жени и Шуры были
домашние животные кот и пес. А как звали домашних любимцев, мы сейчас
узнаем.
• Возьмите в руки синие карточки: на пересечении двух
одинаковых фигур найдите букву и обведите ее фломастером. Работаем с
фигурами верхнего ряда. Из полученных букв составьте слово. Вы узнаете,
как зовут кота.
Звук /ж/ - согласный, звонкий твердый.
Посмотрите на схему звука Ш - охарактеризуйте его.
Какое слово у вас получилось? Давайте проверим, посмотрите на доску.
• Возьмите в руки красные карточки: на пересечении двух одинаковых фигур
найдите букву и обведите ее фломастером. Работаем с фигурами верхнего
ряда. Из полученных букв составьте слово. Вы узнаете, как зовут пса.
• Какое слово у вас получилось? Давайте проверим.
РЫЖИК
5. Упражнения на развитие звукового анализа.
Однажды пушок и Рыжик ушли из дома и не вернулись. Женя и Шура
решили их найти, Они стали собираться в дорогу.
• Дорога будет длинная и трудная, поэтому перед путешествием нужно будет
хорошо подкрепиться. Посмотрите на доску. Назовите картинки.
Шура взял еду, в названии которой есть звук /ш/. Что взял Шура? (Шура взял
шоколад и вишню).
Женя взяла еду, в названии которой есть звук /ж/. Что взяла Женя? (Женя
взяла мороженное, крыжовник, пирожок, баклажан).
6. Упражнение на дифференциацию Ш-Ж в словах. Уточнение
словаря по теме «Одежда». Давайте узнаем, какая одежда могла быть в это
время на Шуре и Жене. Посмотрите на экран , назовите картинки.
-Назовите одежду, в названии которой есть звук /ш/. (Шарф,
шорты, рубашка, шапка).
-Назовите одежду, в названии которой есть звук /ж/. (Жилет,
пиджак).
-Выберите одежду, название которой подходило бы для схемы, в этом слове
должно быть 5 букв.
Какие это слова? (Жилет, шорты, шапка).
7. Динамическая пауза. (Дети выходят из-за своих мест). Сейчас я проверю,
насколько правильно вы можете ориентироваться в пространстве.
• Гимнастика для рук. Выполняйте движения руками в ту сторону, в которую
показывают стрелочки.
• Гимнастика для глаз. Смотрите в ту сторону, в которую показывают
стрелочки.
8. Упражнение на развитие звукового анализа.
29
И вот Шура и Женя отправились на поиски Пушка и Рыжика. На их пути
встретились ворота. Они были закрыты. Обойти их было нельзя. Что же
делать? Как пройти дальше? Вдруг появилась добрая фея, которая им
рассказала: «Ребята, эти ворота заколдовала злая ведьма. Их можно открыть с
помощью волшебного слова».
Давайте поможем Жене и Шуре отгадать волшебное слово. Посмотрите на
доску и скажите, то здесь нарисовано? Выделите в названии каждой
картинки первый звук и положите перед собой нужную букву.
Давайте вспомним, что такое «звук» и «буква»? Открыли кассы букв и
приступили к выполнению задания.
Какое слово у вас получилось? (Дружба). Давайте проверим, посмотрите на
доску. Давайте все вместе произнесем это слово.
Смотрите, ворота открылись, и ребята могут пройти дальше.
9. Упражнение на дифференциацию звуков в словах и на развитие словесно-
логического мышления.
10. Отправились Шура и Женя дальше и вышли к речке. Ни моста, ни лодки
не было. Что же делать?
Тут они увидели Русалочку. Давайте послушаем, что она им скажет: «Ребята,
если вы выполните мои задания, то сможете попасть на другой берег».
Посмотрите на доску, назовите картинки. Какая картинка в ряду лишняя и
почему.
Ландыш, жук, шар, лошадь (Лишняя картинка - жук, потому что в этом слове
нет звука /ш/, а в остальных есть.)
Карандаш, лыжи, жираф, ежик (Лишняя картинка - карандаш, потому что в
этом слове нет звука /ж/, а в остальных есть).
Кошка, машина, ножи, мышь (Лишнее слово- «ножи», т.к. в нем нет звука
/ш/, а в остальных есть).
Появился мост и дети могут перейти речку.
11. Упражнение на согласование числительных с существительными и
прилагательными.
Шли - шли дети и на их пути оказались большие лужи. Давайте их
посчитаем.
(Одна большая лужа, две большие лужи, три большие лужи, четыре большие
лужи, пять больших луж.)
Около больших луж сидели рыжие кошки. Давайте их тоже посчитаем.
(Одна рыжая кошка, две рыжие кошки, три рыжие кошки, четыре рыжие
кошки, пять рыжих кошек.)
12. Упражнение на развитие навыков звукового анализа и на развитие
словесно - логического мышления.
Пошли Шура и Женя дальше и вышли на развилку двух дорог. Куда идти
дальше? Тут к ним подошла корова, которая паслась неподалеку. Она им
рассказала: «Разгадайте ребусы, которые нарисованы на дорожках».
Поможем ребятам и выполним это задание. Какое слово зашифровано на
синей дорожке? (Машина). Какое слово зашифровано на красной дорожке?
30
(Жук). Послушаем, что еще нам скажет корова: «Идите по дороге, на которой
нарисован картинка, в названии которой есть звук /Ш/». Ребята, по какой
дороге должны пойти Шура и Женя? (Женя и Шура должны пойти по синей
дорожке).
Дети пошли по синей дорожке и вышли на лесную полянку. Там стояла
избушка, в которой жила Красная Шапочка.
Послушаем, что она скажет детям: «Здравствуйте, Шура и Женя. Я знаю, что
вы ищете Рыжика и Пушка. Они гуляли по лесу и заблудились, а я их нашла
и оставила у себя дома. Вы, ребята, молодцы, дружно выполняли задания, со
всем справились и нашли своих домашних любимцев». III. Заключительная
часть.
Ребята, кто к нам приходил сегодня в гости?
Какие звуки вы различали?
Ребята, скажите, что значит, быть «дружными»?
Шура и Женя забрали Рыжика и Пушка, сказали Красной Шапочке спасибо и
отправились домой. Да и нам пора заканчивать наше занятие. До свидания.
31
Приложение 2
Суммарные результаты исследования
импрессивной и эксспресивной
речи выпускников 2020-2021 г.г.
(в % от общего числа заданий)
Название
пробы
Испытуемые
Оценка выполнения задания
без ошибок
с 1-ой
ошибкой
с ошибками
и помощью
выраженные
ошибки
недоступно
Грамматичес
кий
строй речи
В начале
обучения
—
16
75
9
—
В конце
обучения
55
45
—
—
—
Словарный
запас
В начале
обучения
—
40
60
—
—
В конце
обучения
80
20
—
—
—
Простейшие
обобщения
В начале
обучения
—
70
30
—
—
В конце
обучения
75
25
—
—
—
Связная речь
В начале
обучения
10
60
30
—
—
В конце
обучения
90
10
—
—
—
Суммарные результаты исследования запоминания зрительного
и словесного материала выпускников 2020-2021 г.г.
(в % от общего числа заданий)
Название
пробы
Испытуемые
Оценка выполнения задания
без ошибок
с 1-ой
ошибкой
с ошибками
и помощью
выраженные
ошибки
недоступно
Зрительная
память
В начале
обучения
55
33
12
—
—
В конце
обучения
100
—
—
—
—
Слухоречев
ая память
В начале
обучения
21
50
29
—
—
В конце
обучения
80
20
—
—
—
Смысловая
память
В начале
обучения
70
19
11
—
В конце
обучения
100
—
—
—
—
32
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Журин А.А., "Microsoft PowerPoint 2000. Краткие инструкции для
новичков (Компьютер для начинающих)", Аквариум, 2002.
2. Карелова Е.И., Шумихина Т.А. Основы информационных технологий для
учителя. Лабораторный практикум. — М.: Федерация Интернет Образования,
2002. — 148 с.
3. Кравцова А.Ю., Усенков Д.Ю., "Изучаем PowerPoint", Образование и
Информатика, 2001. Лапшинский В.А., Филипенко А.А., Кузнецов А.А.,
Лабораторная работа "Изучение и освоение средств для создания
презентаций Microsoft PowerPoint, Лаб. практикум по курсу "Информатика" -
М.: МИФИ, 2001.
4. Кравцова А.Ю., Мануйлов В.Г. Педагогические мультимедийные мастер-
шаблоны в среде Microsoft Office 97. //Информатика и образование.— 1999.
— № 5. — С. 77—80.
5. Кречетников К.Г. Особенности проектирования интерфейса средств
обучения. //Информатика и образование.— 2002. — №4. — с. 65—75.
6. Новикова Е.В. Мультимедийные технологии. Компьютерные презентации.
Методическая разработка для преподавателей информатики и других
учебных дисциплин, студентов средних и высших профессиональных
учебных заведений - Майкоп: 2008.
7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании:
дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа-Пресс,
1994. — 205 с.
8. Селевко Г.К. Информационная культура / Г.К. Селевко // Завуч. №1,2007,
С.43-57.
9. Семакин И.Е., Хеннер Е.К. Информатика 10-11. - М.: «Лаборатория
базовых знаний», 2001.
10. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник и
практикум - М.: «Лаборатория базовых знаний», 2007.
11. Шафрин Ю.А. Информационные технологии - М.: «Лаборатория базовых
знаний», 2001.
33