Авторы: Веретенникова Татьяна Сергеевна, Башкатова Ирина Андреевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Ценрт развития ребенка - детский сад " 33 "Радуга"
Населённый пункт: город Губкин Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Ароматерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
АРОМАТЕРАПИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Башкатова И.А.
Веретенникова Т.С.
МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад №33 «Радуга»
город Губкин
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого
благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий
успешного социального и экономического развития любой страны. В 6 статье
Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на
здоровый рост и развитие. [1] В настоящее время сохранение и поддержание
здоровья человека является приоритетным направлением государственной
политики.
Разработка высоко эффективных промышленных технологий, нарушенная
экология и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ
жизни современного человека сопровождается гиподинамией и психическим
перенапряжением.
[5]
Фундамент
психофизического
здоровья
детей
закладывается
в
дошкольном возрасте.
От состояния здоровья в первую очередь зависит
возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им
прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного
обучения в дальнейшем. [3]
Приоритетным
направлением
нашего
детского
сада
являются
здоровьесберегающие технологии. Мы стали искать новые формы и методы
оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение
заболеваемости детей. Одним из таких эффективных методов оздоровления
детей является ароматерапия или фитотерапия.
Термин «ароматерапия» – использование запахов в качестве лекарства,
впервые ввел в обиход французский химик доктор Рене М. Гаттефоссе.
Ароматерапия – одна из самых приятных и эффективных процедур, которая
предполагает использование эфирных масел растений и цветов для улучшения
физического и психоэмоционального состояния человека.
Нам предстояло правильно организовать оздоровительную работу в
детском саду с детьми. Необходимо учитывать возрастные, психологические и
физические особенности дошкольников. Изучив литературу по данной теме, мы
проконсультировались со старшей медсестрой нашего детского сада. Провели
1
опрос, анкетирование среди родителей. Выяснили их мнение по применению
оздоровительных мероприятий в детском саду, и нет ли у детей аллергических
реакций.
На
родительском
собрании
обсудили
подробно
метод
оздоровительной работы с детьми. Ароматерапия для детей очень полезна,
потому что, дети всегда положительно реагируют на аромамасла в силу своей
чувствительности. Плюс ко всем её достоинствам, ароматерапия для ребёнка
является и лекарственным средством от различных заболеваний: простуды,
расстройства желудка, кашля и других детских недомоганий.
Так, например, нередко используют масло туи при аденоидах. Именно
поэтому для профилактики сезонных, инфекционных, вирусных заболеваний
также
используется
ароматерапия
в
детском
саду,
школе,
и
других
учреждениях. Доказано, что ароматерапия в детском саду, к примеру,
уменьшила заболеваемость ОРЗ на 40% – 60%. [4]
Вместе с родителями мы выбрали менее аллергенные масла и травы для
арома и фитотерапии. Успокоительным эффектом обладают масла лаванды и
мяты перечной. В период роста респираторных заболеваний, лучше всего
применять
масла
с
большим
антисептическим
эффектом:
пихтовое,
розмариновое, лимонное, масло чайного дерева, эвкалиптовое. Например,
эфирное масло нероли очень активно подавляет вирусы, а цитрусовое способно
очистить воздух и озонировать его.
Очень важно использовать только натуральные масла, приобретать их
лучше в аптечных пунктах. [3]
Было принято решение использовать нанесение эфирных масел на
глиняные фигурки и подушечки, которые будут находиться в группе. У нас в
группе совместно с детьми и родителями был создан «Уголок Здоровья»,
Особое место, в котором было отведено для предметов, снимающих у
дошкольников напряжение, агрессию, негативные эмоции. Разнообразные
запахи (ароматерапия), которые вызывают у детей особый интерес и позволяют
им незаметно для себя оздоравливаться. В летнее время родители вместе с
детьми собирают травы и полезные растения для фиточая. В нашей группе
стало традицией: по возвращению с прогулки детям дается травяной чай,
который они с удовольствием пьют.
Хорошо обеззараживает воздух раствор эфирных масел (200 мл. теплой
воды, 5 капель эфирных масел.) [4] Этим раствором мы орошаем воздух перед
приходом детей в группу.
Всем известно, что, дневной сон – чудесная возможность восстановить
силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа. Удовлетворение
2
этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и
нормальной работоспособности. [2]
В осенне-зимний период, во время дневного сна, мы применяем
фитотерапию. Рядом с подушкой, на которой спит ребенок, кладётся маленький
мешочек с лечебными полезными травами, например, мать-и-мачеха, чабреца,
липа, мята. Травы выбираются по желанию детей, по согласованию с
родителями и с учетом индивидуальных особенностей организма ребёнка.
Для родителей мы подготовили консультации по применению фито и
ароматерапии дома.
Если дети
страдают от насморка, хорошо распылять
эфирное масло пихты, а от кашля помогает эвкалипт и кедр. Эфирные масла
стимулируют
выработку
активных
веществ,
подавляющих
вирусы,
а
цитрусовые озонируют и очищают воздух. [4]
Результат совместной проделанной работы с родителями и детьми
позволяет сделать вывод о том, что система мероприятий по укреплению
здоровья дошкольников повысила уровень знаний родителей в этой области.
Они стали регулярно применять арома и фитотерапию дома. Дети стали реже
болеть респираторными вирусными заболеваниями. В конце учебного года,
после проделанной работы, было выявлено снижение заболеваемости ОРВИ и
ОРЗ у детей нашей группы на 30%. Ароматерапия как здоровьесберегающая
технология в работе с детьми дошкольного возраста подтвердила свою
эффективность.
Литература
1.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20
ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г.
№ 1559-1 // СПС Консультант Плюс.
2.
Богина
Т.Л.
Терехова,
Н.Т./
Режим
дня
в
детском
саду://Учебно-
методическое пособие для воспитателя детского сада. - М.: «Просвещение»,
1997.
3.
Гаврючина Л.В./ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое
пособие / Л.В. Гаврючина. - М.: ТЦ Сфера, 2010г.
4.
Девис П. Ароматерапия от А до Я / Пер. с англ. М. Котельниковой. – М.:
ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 672 с.
5.
Маханева М.Д./ Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических
работников детских дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 1999.
3