Напоминание

"Ароматерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста"


Авторы: Веретенникова Татьяна Сергеевна, Башкатова Ирина Андреевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Ценрт развития ребенка - детский сад " 33 "Радуга"
Населённый пункт: город Губкин Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Ароматерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




АРОМАТЕРАПИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Башкатова И.А.

Веретенникова Т.С.

МАДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №33 «Радуга»

город Губкин

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого

благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий

успешного социального и экономического развития любой страны. В 6 статье

Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на

здоровый рост и развитие. [1] В настоящее время сохранение и поддержание

здоровья человека является приоритетным направлением государственной

политики.

Разработка высоко эффективных промышленных технологий, нарушенная

экология и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ

жизни современного человека сопровождается гиподинамией и психическим

перенапряжением.

[5]

Фундамент

психофизического

здоровья

детей

закладывается

в

дошкольном возрасте.

От состояния здоровья в первую очередь зависит

возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им

прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного

обучения в дальнейшем. [3]

Приоритетным

направлением

нашего

детского

сада

являются

здоровьесберегающие технологии. Мы стали искать новые формы и методы

оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение

заболеваемости детей. Одним из таких эффективных методов оздоровления

детей является ароматерапия или фитотерапия.

Термин «ароматерапия» – использование запахов в качестве лекарства,

впервые ввел в обиход французский химик доктор Рене М. Гаттефоссе.

Ароматерапия – одна из самых приятных и эффективных процедур, которая

предполагает использование эфирных масел растений и цветов для улучшения

физического и психоэмоционального состояния человека.

Нам предстояло правильно организовать оздоровительную работу в

детском саду с детьми. Необходимо учитывать возрастные, психологические и

физические особенности дошкольников. Изучив литературу по данной теме, мы

проконсультировались со старшей медсестрой нашего детского сада. Провели

1

опрос, анкетирование среди родителей. Выяснили их мнение по применению

оздоровительных мероприятий в детском саду, и нет ли у детей аллергических

реакций.

На

родительском

собрании

обсудили

подробно

метод

оздоровительной работы с детьми. Ароматерапия для детей очень полезна,

потому что, дети всегда положительно реагируют на аромамасла в силу своей

чувствительности. Плюс ко всем её достоинствам, ароматерапия для ребёнка

является и лекарственным средством от различных заболеваний: простуды,

расстройства желудка, кашля и других детских недомоганий.

Так, например, нередко используют масло туи при аденоидах. Именно

поэтому для профилактики сезонных, инфекционных, вирусных заболеваний

также

используется

ароматерапия

в

детском

саду,

школе,

и

других

учреждениях. Доказано, что ароматерапия в детском саду, к примеру,

уменьшила заболеваемость ОРЗ на 40% – 60%. [4]

Вместе с родителями мы выбрали менее аллергенные масла и травы для

арома и фитотерапии. Успокоительным эффектом обладают масла лаванды и

мяты перечной. В период роста респираторных заболеваний, лучше всего

применять

масла

с

большим

антисептическим

эффектом:

пихтовое,

розмариновое, лимонное, масло чайного дерева, эвкалиптовое. Например,

эфирное масло нероли очень активно подавляет вирусы, а цитрусовое способно

очистить воздух и озонировать его.

Очень важно использовать только натуральные масла, приобретать их

лучше в аптечных пунктах. [3]

Было принято решение использовать нанесение эфирных масел на

глиняные фигурки и подушечки, которые будут находиться в группе. У нас в

группе совместно с детьми и родителями был создан «Уголок Здоровья»,

Особое место, в котором было отведено для предметов, снимающих у

дошкольников напряжение, агрессию, негативные эмоции. Разнообразные

запахи (ароматерапия), которые вызывают у детей особый интерес и позволяют

им незаметно для себя оздоравливаться. В летнее время родители вместе с

детьми собирают травы и полезные растения для фиточая. В нашей группе

стало традицией: по возвращению с прогулки детям дается травяной чай,

который они с удовольствием пьют.

Хорошо обеззараживает воздух раствор эфирных масел (200 мл. теплой

воды, 5 капель эфирных масел.) [4] Этим раствором мы орошаем воздух перед

приходом детей в группу.

Всем известно, что, дневной сон – чудесная возможность восстановить

силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа. Удовлетворение

2

этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и

нормальной работоспособности. [2]

В осенне-зимний период, во время дневного сна, мы применяем

фитотерапию. Рядом с подушкой, на которой спит ребенок, кладётся маленький

мешочек с лечебными полезными травами, например, мать-и-мачеха, чабреца,

липа, мята. Травы выбираются по желанию детей, по согласованию с

родителями и с учетом индивидуальных особенностей организма ребёнка.

Для родителей мы подготовили консультации по применению фито и

ароматерапии дома.

Если дети

страдают от насморка, хорошо распылять

эфирное масло пихты, а от кашля помогает эвкалипт и кедр. Эфирные масла

стимулируют

выработку

активных

веществ,

подавляющих

вирусы,

а

цитрусовые озонируют и очищают воздух. [4]

Результат совместной проделанной работы с родителями и детьми

позволяет сделать вывод о том, что система мероприятий по укреплению

здоровья дошкольников повысила уровень знаний родителей в этой области.

Они стали регулярно применять арома и фитотерапию дома. Дети стали реже

болеть респираторными вирусными заболеваниями. В конце учебного года,

после проделанной работы, было выявлено снижение заболеваемости ОРВИ и

ОРЗ у детей нашей группы на 30%. Ароматерапия как здоровьесберегающая

технология в работе с детьми дошкольного возраста подтвердила свою

эффективность.

Литература

1.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20

ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г.

№ 1559-1 // СПС Консультант Плюс.

2.

Богина

Т.Л.

Терехова,

Н.Т./

Режим

дня

в

детском

саду://Учебно-

методическое пособие для воспитателя детского сада. - М.: «Просвещение»,

1997.

3.

Гаврючина Л.В./ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое

пособие / Л.В. Гаврючина. - М.: ТЦ Сфера, 2010г.

4.

Девис П. Ароматерапия от А до Я / Пер. с англ. М. Котельниковой. – М.:

ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 672 с.

5.

Маханева М.Д./ Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических

работников детских дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 1999.

3



В раздел образования