Напоминание

Аннотация рабочих программ


Автор: Елисеева Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №11 г.Волгодонска
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Аннотация рабочих программ
Раздел: начальное образование





Назад




Аннотация к рабочей программе 4 – В класса

УМК «Школа России»

Основы православной культуры

Программа

разработана

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

стандартом начального общего образования, 2009г., Концепции духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России,

примерной

основной

образовательной программы образовательного учреждения, планируемых результатов

начального общего образования и на основе авторской программы для начальной школы

по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.: Просвещение, 2014 г.

Цель курса: формирование духовно-нравственных качеств личности.

Задачи:

знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы православной культуры»;

развитие

представлений

младшего

подростка

о

значении

норм

морали,

общечеловеческих ценностей в жизни людей;

обобщение знаний, представлений о духовной культуре, полученных в начальной

школе;

формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих

основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры

при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие

способностей,

учащихся

к

общению

в

полиэтнической

многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и

диалога во имя общественного мира и согласия.

Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, общую

характеристику курса, описание места предмета в учебном плане, описание ценностных

ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты (личностные,

метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета,

тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, проверку и оценку

усвоения

программы,

нормы

оценки

знаний,

умений,

навыков

учащихся

по

литературному чтению, контрольно - измерительные материалы.

Срок реализации программы 1 год.

Изобразительное искусство

Программа

разработана

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

стандартом начального общего образования, 2009г., Концепции духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России,

примерной

основной

образовательной программы образовательного учреждения, планируемых результатов

начального общего образования и на основе авторской программы для начальной школы

по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.: Просвещение, 2014 г.

Цель программы:

формирование художественной культуры учащихся как

неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных

поколениями.

Основные задачи курса:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение

нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к

культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать

и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности

творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков

сотрудничества в художественной деятельности;

освоение

первоначальных

знаний

о

пластических

искусствах:

изобразительных,

декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роль в жизни человека и общества;

овладение

элементарной художественной грамотой; формирование художественного

кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой

деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Программа создана на основе развития традиций российского художественного

образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного

понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом

целостного

комплексного

проекта,

разрабатываемого

на

основе

системной

исследовательской

и

экспериментальной

работы.

Смысловая

и

логическая

последовательность

программы

обеспечивает

целостность

учебного

процесса

и

преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное

условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры

и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное

развитие

осуществляется

в

практической,

деятельностной

форме

в

процессе

художественного творчества каждого ребёнка. Цели художественного образования

состоят

в

развитии

эмоционально-нравственного

потенциала

ребёнка,

его

души

средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного

поиска человечества.

Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как

средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая

роль

программы

состоит

также

в

воспитании

гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с

культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от

родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и

целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов

и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Систематизирующим

методом

является

выделение

трех

основных

видов

художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный,

декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве

хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности:

изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в

этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача

показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание

мира,

выражение

своего

к

нему

отношения,

эстетического

переживания

его;

конструктивная деятельность – это создание предметно-пространственной среды;

декоративная деятельность – это способ организации общения людей, имеющих

коммуникативные функции в жизни общества.

Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их

выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес

учеников

к

предмету,

изучению

искусства

и

является

необходимым

условием

формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков,

развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве

восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы

происходит формирование образного художественного мышления детей.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе

взаимодействия

искусства

с

жизнью.

Предусматривается

широкое

привлечение

жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе

наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным

условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего

отношения к действительности должно служить источником развития образного

мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух

его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и

развитие фантазии,

т.е.способности на основе развитой наблюдательности строить

художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к

осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными

условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель – формирование у ребенка

способности видения мира, развития о нем, выражения своего отношения на основе

освоения опыта художественной культуры.

Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, общую

характеристику курса, описание места предмета в учебном плане, описание ценностных

ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты (личностные,

метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета,

тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, проверку и оценку

усвоения

программы,

нормы

оценки

знаний,

умений,

навыков

учащихся

по

литературному чтению, контрольно - измерительные материалы.

Срок реализации программы 1 год.

Технология и ИКТ

Программа

разработана

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

стандартом начального общего образования, 2009г., Концепции духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России,

примерной

основной

образовательной программы образовательного учреждения, планируемых результатов

начального общего образования и на основе авторской программы для начальной школы

по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.: Просвещение, 2014 г.

Цель программы: развитие социально значимых личностных качеств (потребность

познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность,

самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической

преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных

конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение

и

обогащение

личного

жизненно-практического

опыта,

представлений

о

профессиональной деятельности человека.

Основные задачи курса:

стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности

познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как

продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на

основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской

деятельности;

формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и

репродуктивного воображения; творческого мышления;

развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание,

планирование (умение составлять план действий и применять его для решения

практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;

формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки

предметно-преобразовательных действий;

развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе

организации совместной продуктивной деятельности;

ознакомление

с

миром

профессий,

их

социальным

значением,

историей

возникновения и развития;

овладение

первоначальными

умениями

передачи,

поиска,

преобразования,

хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой

информации в словарях, каталоге библиотеки.

В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами

эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка).

Основа интеграции — процесс творческой деятельности мастера, художника на всех

этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и

технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса,

использование

единых, близких,

взаимодополняющих

средств

художественной

выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается

на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя

гармонию предметного мира и природы.

Содержание

учебного

предмета

«Технология»

имеет

практико-

ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как

средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также

формирования

системы

специальных технологических и универсальных учебных

действий.

Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой

деятельности учащихся. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и

способы. Главное в курсе — научить добывать знания и применять их в своей

повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации.

Это сегодня гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания

Развитие творческих способностей обеспечивается деятельностным подходом к

обучению, стимулирующим поиск и самостоятельное решение конструкторско-

технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт

учащихся

и

иллюстративный

материал,

систему вопросов,

советов

и

задач,

активизирующих познавательную поисковую, в том числе проектную, деятельность.

Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к культуре своей

страны и других народов обеспечиваются созерцанием и обсуждением художественных

образцов

культуры,

а

также

активным

включением учащихся в доступную

художественно-прикладную деятельность на уроках и на внеурочных занятиях.

Ценностные ориентиры содержания курса «Технология и ИКТ» как учебный

предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном

плане он предполагает следующие реальные взаимосвязи с основными предметами

начальной школы:

с изобразительным искусством — использование средств художественной

выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление

изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и

дизайна;

с математикой — моделирование (преобразование объектов из чувственной

формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде,

мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений,

построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами,

телами, именованными числами;

с окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и

конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей

для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем,

деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания,

изучение этнокультурных традиций;

с родным языком — развитие устной речи на основе использования

важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в

процессе

анализа

заданий

и

обсуждения

результатов

практической

деятельности (описание конструкции изделия,

материалов и способов их

обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности;

построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях,

формулировании выводов).

Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, общую

характеристику курса, описание места предмета в учебном плане, описание ценностных

ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты (личностные,

метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета,

тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, проверку и оценку

усвоения

программы,

нормы

оценки

знаний,

умений,

навыков

учащихся

по

литературному чтению, контрольно - измерительные материалы.

Срок реализации программы 1 год.

Окружающий мир

Программа

разработана

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

стандартом начального общего образования, 2009г., Концепции духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России,

примерной

основной

образовательной программы образовательного учреждения, планируемых результатов

начального общего образования и на основе авторской программы для начальной школы

по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.: Просвещение, 2014 г.

Цель программы: формирование целостной картины мира и осознание места в нём

человека

на

основе

единства

рационально-научного

познания

и

эмоционально-

ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях

культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в

котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего

места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в

различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4)

формирование

психологической

культуры

и

компетенции

для

обеспечения

эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Отбор содержания учебного курса осуществляется на основе следующих ведущих

идей:

Идея многообразия мира.

Идея экологической целостности мира.

Идея уважения к миру.

При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением

системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут

наблюдения явлений живой природы и общественной жизни, выполняют практические

работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие

задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование

объектов и явлений окружающего мира.

Учебное содержание в каждой в каждой теме выстраивается в основном по единой

схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир людей и созданных им

предметов, наше здоровье и безопасность, экология. Продвигаясь в освоении курса от

темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным учебным предметным

областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой

точки зрения.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный

интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,

исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-

гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его

важнейших взаимосвязях.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и

общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём

многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию

закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное

сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в

любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог

преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к

поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,

духовно и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-

культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, общую

характеристику курса, описание места предмета в учебном плане, описание ценностных

ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты (личностные,

метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета,

тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, проверку и оценку

усвоения

программы,

нормы

оценки

знаний,

умений,

навыков

учащихся

по

литературному чтению, контрольно - измерительные материалы.

Срок реализации программы 1 год.

Математика

Программа

разработана

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

стандартом начального общего образования, 2009г., Концепции духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России,

примерной

основной

образовательной программы образовательного учреждения, планируемых результатов

начального общего образования и на основе авторской программы для начальной школы

по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.: Просвещение, 2014 г.

Цели программы:

математическое развитие младших школьников:

формирование системы начальных математических знаний;

воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Основные задачи курса:

формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на ос-

нове овладения несложными математическими методами познания окружающего мира

(умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и

пространственные отношения);

развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мыш-

ления;

развитие пространственного воображения;

развитие математической речи;

формирование системы начальных математических знаний и умений их применять

для решения учебно-познавательных и практических задач;

формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

развитие познавательных способностей;

воспитание стремления к расширению математических знаний:

формирование критичности мышления;

развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение,

оценивать и принимать суждения других.

Курс математики в начальной школе обеспечивает достаточную для продолжения

образования подготовку и расширяет представления обучающихся о математических

отношениях и закономерностях окружающего мира, развивает эрудицию, воспитывает

математическую культуру.

В процессе изучения курса математики у младших школьников формируются

представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел.

Обучающиеся учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами,

находить неизвестный компонент арифметического действия, составлять числовое

выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения

действий; накапливают опыт решения арифметических задач. В процессе наблюдений и

опытов они знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают

начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения

длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные

для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с

представлением, анализом и интерпретацией данных.

В результате освоения предметного содержания курса математики формируются

общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание

правил

и

определений

уступает

место

установлению

отличительных

признаков

математического объекта, поиску общего и различного, анализу информации, сравнению

(сопоставлению) характерных признаков математических объектов (чисел, числовых

выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют

простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и

преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).

В процессе изучения курса математики младшие школьники знакомятся с

математическим

языком.

Они

учатся

высказывать

суждения

с

использованием

математических терминов и понятий, ставить вопросы по ходу выполнения задания,

выбирать доказательства верности или неверности выполненного задания, обосновывать

этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.

Математическое

содержание

позволяет

развивать

организационные

умения:

умения планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных

действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления

ошибок.

В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной

деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять

обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, общую

характеристику курса, описание места предмета в учебном плане, описание ценностных

ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты (личностные,

метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета,

тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, проверку и оценку

усвоения

программы,

нормы

оценки

знаний,

умений,

навыков

учащихся

по

литературному чтению, контрольно - измерительные материалы.

Срок реализации программы 1 год.

Литературное чтение

Программа

разработана

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

стандартом начального общего образования, 2009г., Концепции духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России,

примерной

основной

образовательной программы образовательного учреждения, планируемых результатов

начального общего образования и на основе авторской программы для начальной школы

по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.: Просвещение, 2014 г.

Цели программы:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базо-

вым умением в системе образования младших школьников;

совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение

работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;

формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной

читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональ-

ной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование

эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов

речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать,

импровизировать;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художествен-

ной литературы;

воспитание эстетического отношения к искусству слова,

формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром

художественной литературы;

обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представ-

лений

о

добре,

правде,

дружбе,

справедливости

и

честности,

развитие

нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и

других стран.

Основные задачи курса:

-

развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произ-

ведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей

чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные

средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

-

формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произ-

ведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно

ассоциативное мышление;

-

развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания про-

изведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

-

формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литера-

турному

творчеству,

творчеству

писателей,

создателей

произведений

словесного

искусства;

-

обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружаю-

щем мире и природе;

-

формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике

художественной литературы;

-

обеспечивать

достаточно

глубокое

понимание

содержания

произведений

различного уровня сложности;

-

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по

содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ре-

бенка;

-

обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и

речевые умения;

-

работать с различными типами текстов;

-

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении худо-

жественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является

формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как

грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как

средства самообразования.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим на-

правлениям:

формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основны-

ми видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);

начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведче-

ских понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга

детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;

умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и

т.д.); знание элементов книги;

навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие воспри-

ятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как

искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне).

В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое

значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями,

духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства,

сознание

и

волю

читателя,

способствует

формированию

личных

качеств,

соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся

на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими

принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного

сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения

и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и

выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге,

использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень

коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать

собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с

различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом

учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность,

помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к

использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный

читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и

приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения,

знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида

информации и формирование библиографических умений.

Программой

предусмотрена

литературоведческая

пропедевтика.

Учащиеся

получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли)

читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений

(рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка,

пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать

изобразительные и

выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение,

олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое

значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся

знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень

высок.

Таким

образом,

в

процессе

полноценного

восприятия

художественного

произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся

начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-

эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию

личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На

уроках

литературного

чтения

продолжается

развитие

техники

чтения,

совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя

произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями):

добром, справедливостью, правдой и т.д.

Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое

формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и

развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные

качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, общую

характеристику курса, описание места предмета в учебном плане, описание ценностных

ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты (личностные,

метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета,

тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, проверку и оценку

усвоения

программы,

нормы

оценки

знаний,

умений,

навыков

учащихся

по

литературному чтению, контрольно - измерительные материалы.

Срок реализации программы 1 год.

Русский язык

Программа

разработана

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

стандартом начального общего образования, 2009г., Концепции духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России,

примерной

основной

образовательной программы образовательного учреждения, планируемых результатов

начального общего образования и на основе авторской программы для начальной школы

по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.: Просвещение, 2014 г.

Цели программы:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование

на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся, развитие устной и пись-

менной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,

безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика,

состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Основные задачи курса:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языко-

вого

и

культурного

пространства

России,

о

языке

как

основе

национального

самосознания:

развитие диалогической и.монологической устной и письменной речи;

развитие коммуникативных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой

деятельности.

Программа определяет ряд практических задач,

решение которых обеспечит

достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства

языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять

несложные

монологические

высказывания

и

письменные

тексты-описания

и

повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,

чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познава-

тельного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи

со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета

представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка

сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокуп-

ность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся

основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

В

четвертом

классе

ведущее

направление

работы

по

русскому

языку

функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их

существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи

(склонением имён существительных, изменением их по падежам, склонением имён

прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов

настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи - наречием.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых

установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и

мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей

деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Материал курса «Русский язык» представлен такими содержательными линиями, как:

основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова

(морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре

русскому

с

учетом

возрастных

особенностей

младших

школьников,

а

также

способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и

письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют

навыки, навыки определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих

членов общества.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и

коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников

основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,

интеллектуальных

и

творческих

способностей,

основным

каналом

социализации

личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через

посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём

своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка»

(К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы

лингвистического

образования

и

речевого

развития,

обеспечивающий

готовность

выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о

языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения,

на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской

Федерации, языка межнационального общения.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как

совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих

реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической,

лексической,

словообразовательной

и

грамматической

(морфологической

и

синтаксической).

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе

формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать

части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип,

соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу,

осуществлять

орфографический

самоконтроль

является

основой

грамотного,

безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами

активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи),

сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки,

абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече-

вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как

предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных

единиц языка.

Программа

предполагает

организацию

проектной

деятельности,

которая

способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная

деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания,

создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки,

навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать

друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать

нужную информацию.

Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, общую

характеристику курса, описание места предмета в учебном плане, описание ценностных

ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты (личностные,

метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета,

тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, проверку и оценку

усвоения

программы,

нормы

оценки

знаний,

умений,

навыков

учащихся

по

литературному чтению, контрольно - измерительные материалы.

Срок реализации программы 1 год.



В раздел образования