Напоминание

Формирование интереса к языку и развитие орфографической зоркости.


Автор: Ковалёва Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "ООШ № 1"
Населённый пункт: город Чусовой, Пермский край
Наименование материала: Метапредметное обучение
Тема: Формирование интереса к языку и развитие орфографической зоркости.
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок. 3класс. Школа России.

Составила учитель начальных классов: Ковалёва Е.А.

Метапредметная тема: Формирование интереса к языку и развитие орфографической

зоркости.

Тема урока: Пишу красиво-значит верно.

Тип урока: систематизация и обобщение учебного материала.

Цель: создание условий для систематизации знаний учащихся о корневых орфограммах,

формирования умения действовать по алгоритму.

Задачи:

1. Формирование предметных умений:

- правильно списывать слова, проводить самопроверку;

- видеть несоответствие произношения и написания в слове;

- находить в словах изученные орфограммы по определенным признакам;

2. Формирование метапредметных умений:

личностные умения:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- осознавать роль орфографии и речи в жизни людей;

- формировать потребность быть грамотным человеком;

- устанавливать нравственные нормы при работе в малых группах;

регулятивные умения:

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий; работать по плану, инструкции, алгоритму;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно, выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные умения:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- аргументировать свою точку зрения;

- слушать и понимать речь других;

- учиться общаться, переписываться;

- учиться работать в группе.

Оборудование:

- раздаточный материал. Приложение

Ход урока:

1. Организационный этап

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке.

На уроке будь (старательным)

Будь спокойным и (внимательным).

Всё пиши не отставая,

Слушай (не перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … (понятно).

Если хочешь отвечать-

Надо (руку поднимать)

Не удивляйтесь, но сегодня в начале урока я даю вам задание решить пример (Слайд 2

1.

Загадайте число.

2.

Прибавьте столько же.

3.

Прибавьте 10.

4.

Разделите на два.

5.

Отнимите задуманное.

Сколько у вас получилось? ( 5)

Как вы думаете, почему у всех получился одинаковый результат?

Ответы учащихся.

Учитель: Как вы думаете, определенный порядок действий (алгоритм) применим только в

математике? Если нет, то попробуйте привести примеры.

Ответы учащихся.

На экране примеры алгоритма действий из жизненных ситуаций.

2.

А

Что может произойти, если мы нарушим алгоритм действий? К примеру, при переходе

через дорогу?

Мотивация к деятельности.

Вот и сегодня на уроке мы будем чётко следовать алгоритму действий, что мы писали

КРАСИВО - значит …верно, и грамотно.

Учитель: Тема нашего урока так и звучит так: Пишу красиво – значит верно.

3. Целеполагание и актуализация знаний.

С каждым уроком у нас появляются новые и новые правила, новые орфограммы. Надо всё

удержать в памяти, быть предельно внимательными.

Давайте вспомним, какие орфограммы мы знаем?

Ответы детей.

Учитель: Что такое орфограмма?

Учащиеся: Буква, которая пишется по определенному правилу.

Учитель: Что такое правило?

Учащиеся: Описание порядка действий, следуя которым можно получить результат.

Учитель: Какого результата вы хотели бы достичь по теме “Орфограммы”?

Учащиеся: Писать без ошибок.

Учитель: А писать без ошибок – это красиво? В каком случае вы будете писать грамотно,

без ошибок? Учащиеся: Знаю правила орфографии. Умею применять. Могу объяснить.

Учитель: Тогда скажите, какие задачи стоят перед вами?

Учащиеся: Повторить правила, учиться их применять и объяснять.

Учитель: Для чего? Какова цель?

Учащиеся: Писать без ошибок.

4. Проблемная ситуация.

Учитель: Можем ли мы сказать, что сейчас перед нами определенный алгоритм, порядок

действий? Почему? Что предлагаете сделать?

?Учащиеся: Это не

алгоритм, т.к. нет порядка, все понятия разбросаны. Надо навести порядок.

Учитель: Каков будет результат?

Учащиеся: Мы повторим все правила, приведем знания в систему, будем действовать по

алгоритму.

5. Систематизация знаний по теме “Корневые орфограммы”.

Работу в парах. Учащиеся, используя слова и словосочетания, заполняют схему в рабочих

листах, оказывая по необходимости помощь, друг другу, обращаясь за консультацией к

учителю. Проговаривают правила. Приводят примеры на каждое правило. Схема

выстраивается и на доске

6. Самоконтроль:

Учитель: Сколько орфограмм мы определили?

Учащиеся: 5 корневых орфограмм + сочетания, которые встречаются не только в корне.

Учитель: Сейчас каждый проговорите про себя все правила и поставьте в квадратике “+”,

если у вас получилось это сделать, и “?”, если не получилось. В течение урока это

затруднение вы обязательно устраните.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

______________________________

Я знаю, я умею, я могу

Начало

урока

Итог

урока

1

Я знаю правила орфографии.

2

Я умею применять правила.

3

Я могу объяснить, почему применяю это правило.

Учащиеся проводят рефлексию собственных знаний.

Учитель: У кого какие правила еще не оформились в голове? Что нужно сделать, чтобы

устранить это затруднение?

Учащиеся: Учиться действовать по алгоритму, объяснять орфограммы.

6.

Применение алгоритма.

Знакомство с текстом “Весна”. Смысловая работа с текстом, связанная с темой урока.

Работа по формированию понимания смысла и ценности грамотного письма. Чтение

текста сопровождается демонстрацией.

Ранняя весна.

Наступила ранняя весна. Яркое солнце рушит

последние снежные крепости. Лёд на реке потемнел.

Звонкая капель стучит по земле. Звенят под

деревьями весенние ручейки. В лесу пахнет

душистыми почками и смолой.. Зелёные ёлочки

важно вытянули свои колючие ветки. С берёзки течёт

сладкий лёд. Лучи солнца осветили всю окрестность.

Ожил лес. Над головой послышалась трель соловья.

За стволами деревьев мелькнули стайки птиц.

Весной много хлопот у пернатого царства.

Хороша, радостна, весела весна в лесу!

Учитель: Скажите, ребята, вам понравился текст? Приятно было его слушать? А видеть

иллюстрации к нему? Текст ласкает слух, приятен глазу. А теперь представьте, что вы

читаете этот красивый, замечательный текст, и в первом же слове видите

орфографическую ошибку. О чем вы будете думать дальше? Сможете наслаждаться

красотой текста? Почему?

Ответы учащихся.

Учитель: С точки зрения русского языка текст должен быть красиво, т.е. грамотно

записан. Не должно быть там орфографических ошибок. Только тогда мы сможем

полностью понять его содержание и услышать красоту его звучания.

Ребята, для дальнейшей работы я разбила текст на части.

Задание 1.

Учитель: Представляете, ребята, сколько ошибок можно сделать в таком тексте, не зная

правил грамотного письма? Проверим? Представьте себе, что вам дали этот текст на

проверку. Прочитайте первую часть текста. Что заметили?

Учащиеся: Есть слова с выделенными жирным шрифтом .

Учитель: Проверьте, это слова с орфограммами? (Да). Есть ошибки, на ваш взгляд? (Нет).

Учитель: Но не случайно же мы выделили эти орфограммы. Сколько слов? Давайте их

прочитаем. А орфограмм? Какое задание можно с ними выполнить?

Ранняя весна.

Наступила ранняя весна. Яркое солнце рушит последние снежные

крепости. Лёд на реке потемнел. Звонкая капель стучит по земле. Звенят под

деревьями весенние ручейки. В лесу пахнет душистыми почками и смолой..

Учащиеся: Заполнить таблицу № 1 словами с выделенными буквами, записав

их в нужный столбик.

Таблица № 1

проверяемая

гласная

непроверяемая

гласная

парная

согласная

непроизносимая

согласная

удвоенна

я

согласная

буквосочетания

жи-ши, чу-щу,..

Учитель: Как вы будете действовать, по какому алгоритму?

Учащиеся: Читаю слово, нахожу корень, определяю, какая буква находится в слабой

позиции (гласная или согласная) и далее по составленному ранее алгоритму

Организую индивидуальную работу. Учащиеся анализируют слова с выделенными

орфограммами и записывают их в нужный столбик. После выполнения задания –

самопроверка по образцу. Под каждым правильно записанным словом учащиеся ставят

“+”, проводя рефлексию своего знания правил орфографии.

Учитель: Зачем выполняли это задание?

Учащиеся: Распознавали орфограммы. Проверяли, насколько хорошо знаем правила

орфографии.

Задание 2.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам побыть в роли редакторов текста. Далее по тексту –

слова с пропущенными буквами. Красиво выглядит текст, в котором пропущены буквы?

(Нет). Вы, как редакторы, что сделаете?

З.…лёные ёлочки важно выт…нули св.…и к…лючке ве…ки. С б…рё..ки т…

чёт сла…кий лё(т,д). Лучи солнца осв..тили всю окрес..ность. Ож..л лес. Над

г..л..вой послышалась трель с..л..вья.

Учащиеся: Вставим пропущенные буквы, применяя правила.

Учитель: Как будете действовать?

Учащиеся: Читаю слово, нахожу корень, определяю, какая буква находится в слабой

позиции (гласная или согласная) и далее по составленному ранее алгоритму.

Организую индивидуальную работу. Учащиеся выписывают из текста слова с

пропущенными орфограммами и записывают проверочные слова. Далее учитель

организует парную работу с целью взаимопроверки выполненного задания.

Учитель: Как вы считаете, нужно проверить, насколько успешно получилась редакция

текста? (Да). Проверять будем так. Поменяйтесь рабочим листом с партнером. Проверьте

каждое его слово, и, если вы не согласны с мнением своего коллеги-редактора,

подчеркните его. Обменяйтесь листами снова и выполните проверку по образцу. (Слайд).

Поставьте “+” под правильно отредактированным словом.

Что помогло вам выполнить редакцию текста?

Учащиеся: Знание правила и умение его применять.

Задание 3.

Учитель: Если мы посмотрим далее на текст, мы увидим, что текст написан красиво, без

пропусков. Но что может там быть?

Учащиеся: Орфографические ошибки.

Учитель: Что можно сделать?

Учащиеся: Проверить.

Учитель: Предлагаю, прочитав оставшуюся часть текста, найти по одному слову на

каждую из орфограмм и записать в соответствующий столбик без ошибок. Рядом

написать проверочное слово в таблице № 2.

За ствалами диревьев милькнули стайки птиц. Висной много хлапот у

пирнатого царства.

Хароша, радосна, весила висна в лису!

Таблица № 2

проверяемая

гласная

непроверяемая

гласная

парная

согласная

непроизносимая

согласная

удвоенная

согласная

буквосочетания

жи-ши, чу-щу,..

Учитель: А теперь докажите друг другу свою позицию, т.е. объясните друг другу слова.

А если у вашего партнера что-то не получилось, помогите ему, обращаясь к

составленному нами алгоритму действий.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Какого результата вы хотели достичь на уроке?

Учащиеся: Писать без ошибок.

Учитель: Что для этого нужно?

Учащиеся: Знать правило, уметь его применять, уметь объяснить.

Учитель: Какое из трех заданий было самым сложным? Почему?

Учитель: Вернемся к таблице в верхней части рабочего листа. Найдите графу “Итог

урока”. И по все 3 позициям оцените свои знания и умения сейчас, в завершении урока. У

кого произошли изменения в знании правил, в умении их применять, в объяснении? Мы

достигли цели?

Учащиеся: Мы на пути к грамотному письму.

Учитель: Обратимся к теме урока. Объясните теперь ее смысл. Учащиеся: Текст должен

быть красиво, то есть орфографические грамотно оформлен. Иначе не поймешь его

содержание.

Учитель: Только ли на уроках русского языка необходимо грамотно писать?

Учащиеся вспоминают об смс-сообщениях, переписке в сети Интернет, говорят о том,

что культурному человеку просто недопустимо писать с ошибками. Грамотное письмо –

это очень важно и ценно.

Учитель: Что помогало на уроке?

Учащиеся: Мы действовали по определенному порядку действий, т. е. по алгоритму.

9. Творческое домашнее задание.

Разноуровневое домашнее задание.

1 уровень. Из текста “” выписать по 2 слова на каждую из орфограмм, применяя

алгоритм.

2 уровень. Составить алгоритм разбора слова по составу и грамотно его оформить.

3 уровень. Составить любой алгоритм и грамотно его оформить (алгоритм

написания сочинения, подготовки к краткому пересказу, алгоритм сложения

трехзначных чисел, изготовления поделки, приготовления любимого блюда и т. д.).

10. Итог урока.

Учитель: Спасибо за урок! Желаю вам успехов во всех ваших делах. Думайте!

Действуйте! Творите!

РАБОЧИЙ ЛИСТ

______________________________

Я знаю, я умею, я могу

Начало

урока

Итог

урока

1

Я знаю правила орфографии.

2

Я умею применять правила.

3

Я могу объяснить, почему применяю это правило.

КОРНЕВЫЕ ОРФОГРАММЫ

безударные гласные согласные

проверяемые непроверяемые парные непроизносимые

удвоенные

_______________ _________________ ______________ _______________

______________

Буквосочетания

ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН

запоминаем.

_______________________________

Задание

1.

Таблица № 1.

проверяемая

гласная

непроверяемая

гласная

парная

согласная

непроизносимая

согласная

удвоенная

согласная

буквосочетания

Задание 2.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________

_____________________________________________________________________________

____________

Задание

3.

Таблица № 2.

проверяемая

гласная

непроверяемая

гласная

парная

согласная

непроизносимая

согласная

удвоенная

согласная

буквосочетания



В раздел образования