Автор: Попов Александр Николаевич
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Мышланская СОШ"
Населённый пункт: Сузунский район, с.Мышланка
Наименование материала: статья
Тема: "Роль современного оборудования в повышении качества образования"
Раздел: среднее образование
Доклад по теме
«Роль современного оборудования в повышении
качества образования»
Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это
составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в
прошлом. Пользуясь ими, педагоги учили детей в школах, давали профессию
в училищах, присваивали квалификацию в техникумах и институтах.
Для выхода образования на новый, более качественный уровень, нужно
уже
сегодня
резко
увеличить
эффективность
труда
учителей,
а
с
нею
и
качество обучения. В этом основную роль должны сыграть информационные
технологии.
Перспектива
творческой
работы
с
использованием
компьютерных
средств
привлечет
в
учебные
заведения
новое
поколение
учителей.
Новые
информационные
технологии
помогут
перевести
наработанный десятилетиями методический материал в электронную форму,
сэкономить на печатных учебных пособиях и, в идеале, даже сократить сроки
обучения.
К счастью, все изменилось, и то, что казалось фантастикой, стало
реальностью. В процесс обучения тесно вплелись новые информационные
технологии, компьютеры, мультимедиа проекторы и т.д.
Главная
цель
создания
единого
образовательного
пространства
Мышланской школы – радикальное повышение эффективности собственно
образовательного
проце сс а,
включая
и
проце сс
у п р а в л е н и я
образовательными учреждениями.
Информационное образовательное пространство реализуется на базе
школьной локальной сети. «Вписаться» в эту сеть, овладеть компьютерами не
так уж трудно и, как показывает практика, это в дальнейшем экономит очень
много
времени,
тем
более
что
современные
операционные
системы
и
программы
дружелюбны
к
пользователю,
и
сложных
психологических
барьеров
при
работе
на
компьютере,
как
это
было
лет
5-8
назад,
уже
1
п р а к т и ч е с к и
н е
в о з н и к а е т .
В
рамках
экспериментальной
работы
в
школе
создана
локальная
электронная сеть, образующая информационно — аналитическую систему,
которая позволяет решить ряд задач:
обеспечить единое информационное пространство школы с достаточно
целесообразными информационными потоками;
иметь
возможность
сосредоточить
информацию
обо
всех
сторонах
образовательного процесса в едином банке данных;
создать
условия
для
обработки
поступающей
информации,
ее
отслеживания и дальнейшего анализа;
дать
возможность
оперативного
руководства
образовательным
процессом по результатам деятельности;
организовать ведение внутришкольного контроля и инспектирования на
базе объективных данных анализа.
Самым
простым
вариантом
информатизации
урока
являет ся
использование электронных учебников и мультимедийных энциклопедий на
компакт-дисках
для
демонстрации
при
объяснении
нового
материала,
закрепления
пройденного,
обобщении
и
систематизации
знаний.
Использование
мультимедийных
компакт-дисков
в
виде
текстовой,
графической,
аудио-
и
видеоинформации
обеспечивает
эффективность
обучения
детей
с
разными
типами
восприятия.
Чтобы
оптимизировать
процесс
зрительного
восприятия
и
увеличить
демонстрационный
эффект
урока, в кабинетах биологии, истории, математики, русского и иностранного
языка имеется компьютер с видеовыходом на интерактивные доски либо на
экран
телевизора;
а
для
работы
в
других
кабинетах
-
компьютеры
и
мультимедийный проектор.
2
Более опытные педагоги наряду с готовыми CD используют авторские
мультимедийные
пособия.
Это
учителя
математики,
иностранного
языка,
географии, физики.
Наши учащиеся, особенно старшеклассники, имеют возможность работать
с электронными учебными пособиями из медиатеки школы индивидуально
(беря их домой) или в малых группах (работая в информационном центре
или библиотеке). Такая работа особенно актуальна для тех учащихся, которые
желают
наверстать
пропущенные
темы
(часто
болеющие
дети)
или
потренироваться перед зачётом, повторить материал для подготовки в вуз.
Умение самостоятельно работать в мультимедийной образовательной среде
способствует реализации принципа непрерывного самообразования, который
диктуется динамикой развития современного общества.
Возможность работы с большими группами школьников (и с классом в
целом)
одновременно
предоставляют
нам
тренажёрные
и
тестовые
программы. Так, например, для освоения и закрепления навыков пунктуации
и
орфографии,
а
также
быстрого
контроля,
локальная
сеть
кабинета
информатики позволяет работать с тестами практически со всем классом
одновременно,
а
электронные
журналы
программы
фиксируют
ответы,
позволяют систематизировать ошибки и распечатывать результаты.
Следующим
направлением
использования
ИТ
в
образовательном
процессе
является
проведение
интегрированных
уроков
в
методике
презентаций и проектная деятельность, которая предусматривает видео- и
компьютерные
презентации.
Ежегодно
в
школе
проводится
конкурс
исследовательских
учебных проектов, на котором учащиеся 5-11 классов
защищают
свои
работы,
лучшие
из
них
направляются
на
областной
и
районный конкурсы.
Одним
из
практических
результатов
проектной
деятельно сти
старшеклассников
явилось
создание
школьного
сайта
в
Интернете.
Веб-
3
страницы сайта рассказывают о жизни школы, её истории, кадрах, традициях
и т.п.
Существующие ресурсы Интернет, хотя и ориентированы на конечного
пользователя ПК, а не на систему образования, тем не менее, используются
нами
в
преподавании
различных
дисциплин.
Возможны
3
варианта
использования
в
зависимости
от
целей,
которые
ставит
учитель
при
подготовке занятия.
Вариант
первый -
простейший.
Учитель
использует
ресурсы
Интернет
только как вспомогательный материал для подготовки конспекта занятий и
дидактических
материалов
для
учащихся.
В
этом
случае
занятие
может
проводиться в обычном классе без доступа в Интернет.
Вариант второй: проведение занятий с опосредованным доступом учащихся
к
информационным
ресурсам.
В
этом
случае
учитель
при
подготовке
к
занятию заранее готовит необходимую подборку материалов из Интернета
(на
дискетах).
Занятие
проводится
в
компьютерном
классе
(наличие
Интрасети).
Вариант третий: непосредственный доступ к информационным ресурсам в
режиме
on-lain
по
заранее
подготовленным
адресам.
Такую
технологию
можно использовать и для обычных уроков, и для факультативных занятий, и
для
самостоятельной
работы
учащихся
при
выполнении
ими
творческих
заданий.
Но компьютеры и проекторы решают только часть задач, они не дают
возможности получать интересующую нас информацию через прикосновение
к объекту. В процессе обучения психологи рекомендуют задействовать все
основные
сенсорные
системы
человека,
но
именно
кинестетическая
(телесная) имеет особое значение. Именно она связана с моторной памятью,
и возможностью довести навыки до автоматизма, т.е. перевести на уровень
4
подсознания. Появление таких устройств, как интерактивные доски, решает
многие проблемы в процессе обучения.
В Мышланской школе первая интерактивная доска появилась весной
2008 года. Эта модель доски позволяет демонстрировать слайды и видео,
рисовать и чертить различные схемы как на обычной доске, в реальном
времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые
изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего
редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной
почте.
Первое, что необходимо было сделать мне, как руководителю – это
провести курсы повышения квалификации. В процессе обучения изучались
возможности
и
преимущества
подобных
устройств,
учителя
научились
манипулировать маркером и использовать готовый интерактивный материал,
получили
навыки
самостоятельной
подготовки
слайдов
для
уроков
с
интерактивной доской.
Использование
интерактивной
доски
предоставляет
учителю
новые
возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных
и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся,
структурировании урока, улучшении темпа и течения занятия.
К а к о в ы
ж е основные
формы
работы
учителя
на
уроке
с
использованием интерактивной доски?
Во-первых, это работа в режиме белой доски: создание записей при
наличии возможности их сохранения и последующей корректировки
(данная
форма
очень
удобна,
когда
тема
изучается
на
нескольких,
разорванных по времени уроках – можно сохранять промежуточные
результаты и корректировать их на следующем уроке).
5
Во-вторых, это работа с презентациями, созданными в Microsoft Office:
демонстрация
презентаций,
создание
заметок
на
презентациях,
выделение ключевых моментов с помощью инструментов “Указка” и
“Лупа”.
В-третьих,
это
работа
с
готовыми
конспектами,
созданными
в
программе интерактивной доски (с включением графических объектов
из библиотеки, видеофайлов и проч.).
Кроме того, хотелось бы иметь в кабинете ряд дополнительных
устройств: документ-камеры, системы интерактивного голосования и
проч.,
которые
при
использовании
вместе
с
интерактивной
доской
повышают эффективность их применения.
Для
того
чтобы
обеспечить
эффективность
использования
интерактивной
доски
в
учебном
кабинете,
необходимо
наличие
ряда
условий.
Во-первых, должен быть обеспечен доступ к интерактивной доске,
чтобы учитель мог работать с ней не от случая к случаю, а постоянно,
только так он сможет набраться опыта.
Во-вторых, доска должна использоваться не только преподавателем, но
и
учащимися,
тем
более
что
интерактивная
доска
предоставляет
больше возможностей для участия в коллективной работе, развития
личных и социальных навыков.
В-третьих,
необходимо
помнить
о
том,
что
учителю,
в
условиях
недостатка
готовых
электронных
наглядных
пособий
для
работы
с
интерактивной
доской,
требуется
немало
времени
на
подготовку
к
занятию, чтобы создать собственный конспект в программе доски. Эта
деятельность
учителя
–
инновационная,
экспериментальная.
Время
6
необходимо
учителю
еще
и
для
того,
чтобы
стать
уверенным
пользователем и подобрать ресурсы для урока.
В-четвертых,
уже
указанный
недостаток
готовых
электронных
пособий для интерактивной доски делает необходимым обмен идеями и
ресурсами между преподавателями.
Результатом такой работы станет:
для
учителя
–
поиск
новых
подходов
к
обучению,
стимулирование
профессионального роста, для учащихся – развитие творческой активности,
уверенности в себе и, как следствие, повышение мотивации к обучению.
Интерактивная доска вследствие возможности обратной связи является
полноценным, хотя и виртуальным, участником образовательного процесса, к
тому же с заданными параметрами, которые, разумеется, определяет учитель.
Главное, эффективно задать эти параметры и определить место доски на
уроке
и
вне
урока.
Развитие
ученика,
его
умение
работать
с
любыми
средствами
информации
(не
только
электронными),
грамотно
проводить
эксперимент (не виртуальный); коммуникативные умения лежат в основе
образования, а интерактивная доска является средством, с помощью которого
учитель
может
достичь
различных
задач,
поставленных
на
уроке
и
во
внеклассной работе.
Использование
интерактивной
доски
приводит
к
расширению
возможностей урока:
обогащает деятельность учащихся спектром чувственных ощущений
(первый, эмпирический, уровень мышления), являющихся базой для
абстрактного
мышления
(второй,
высший
уровень
мышления
–
теоретический);
7
помогает создать мотив самовыражения;
позволяет увеличить объем информации, не увеличивая темпа урока;
дает
возможность
продемонстрировать
в
интерактивном
режиме
эксперимент, который невозможно качественно провести в школьной
лаборатории;
позволяет менять параметры процесса;
позволяет
увеличить
время
и
уровень
самостоятельной
работы
учащихся;
уменьшает возможность бездеятельности учащихся, дает возможность
сосредоточить и удержать внимание учащихся;
ученик, пропустивший урок, получает материалы урока в электронном
виде;
позволяет
учителю
не
вещать
информацию
и
передавать
знания,
а
управлять учебным процессом, создавая информационную среду урока;
информационные
границы
урока
значительно
расширяются
возможностью
доступа
к
мультимедийным
файлам
и
интернет-
ресурсам, на которые в работе выполнены гиперссылки.
8