Напоминание

"Роль современного оборудования в повышении качества образования"


Автор: Попов Александр Николаевич
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Мышланская СОШ"
Населённый пункт: Сузунский район, с.Мышланка
Наименование материала: статья
Тема: "Роль современного оборудования в повышении качества образования"
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад по теме

«Роль современного оборудования в повышении

качества образования»

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это

составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в

прошлом. Пользуясь ими, педагоги учили детей в школах, давали профессию

в училищах, присваивали квалификацию в техникумах и институтах.

Для выхода образования на новый, более качественный уровень, нужно

уже

сегодня

резко

увеличить

эффективность

труда

учителей,

а

с

нею

и

качество обучения. В этом основную роль должны сыграть информационные

технологии.

Перспектива

творческой

работы

с

использованием

компьютерных

средств

привлечет

в

учебные

заведения

новое

поколение

учителей.

Новые

информационные

технологии

помогут

перевести

наработанный десятилетиями методический материал в электронную форму,

сэкономить на печатных учебных пособиях и, в идеале, даже сократить сроки

обучения.

К счастью, все изменилось, и то, что казалось фантастикой, стало

реальностью. В процесс обучения тесно вплелись новые информационные

технологии, компьютеры, мультимедиа проекторы и т.д.

Главная

цель

создания

единого

образовательного

пространства

Мышланской школы – радикальное повышение эффективности собственно

образовательного

проце сс а,

включая

и

проце сс

у п р а в л е н и я

образовательными учреждениями.

Информационное образовательное пространство реализуется на базе

школьной локальной сети. «Вписаться» в эту сеть, овладеть компьютерами не

так уж трудно и, как показывает практика, это в дальнейшем экономит очень

много

времени,

тем

более

что

современные

операционные

системы

и

программы

дружелюбны

к

пользователю,

и

сложных

психологических

барьеров

при

работе

на

компьютере,

как

это

было

лет

5-8

назад,

уже

1

п р а к т и ч е с к и

н е

в о з н и к а е т .

В

рамках

экспериментальной

работы

в

школе

создана

локальная

электронная сеть, образующая информационно — аналитическую систему,

которая позволяет решить ряд задач:

обеспечить единое информационное пространство школы с достаточно

целесообразными информационными потоками;

иметь

возможность

сосредоточить

информацию

обо

всех

сторонах

образовательного процесса в едином банке данных;

создать

условия

для

обработки

поступающей

информации,

ее

отслеживания и дальнейшего анализа;

дать

возможность

оперативного

руководства

образовательным

процессом по результатам деятельности;

организовать ведение внутришкольного контроля и инспектирования на

базе объективных данных анализа.

Самым

простым

вариантом

информатизации

урока

являет ся

использование электронных учебников и мультимедийных энциклопедий на

компакт-дисках

для

демонстрации

при

объяснении

нового

материала,

закрепления

пройденного,

обобщении

и

систематизации

знаний.

Использование

мультимедийных

компакт-дисков

в

виде

текстовой,

графической,

аудио-

и

видеоинформации

обеспечивает

эффективность

обучения

детей

с

разными

типами

восприятия.

Чтобы

оптимизировать

процесс

зрительного

восприятия

и

увеличить

демонстрационный

эффект

урока, в кабинетах биологии, истории, математики, русского и иностранного

языка имеется компьютер с видеовыходом на интерактивные доски либо на

экран

телевизора;

а

для

работы

в

других

кабинетах

-

компьютеры

и

мультимедийный проектор.

2

Более опытные педагоги наряду с готовыми CD используют авторские

мультимедийные

пособия.

Это

учителя

математики,

иностранного

языка,

географии, физики.

Наши учащиеся, особенно старшеклассники, имеют возможность работать

с электронными учебными пособиями из медиатеки школы индивидуально

(беря их домой) или в малых группах (работая в информационном центре

или библиотеке). Такая работа особенно актуальна для тех учащихся, которые

желают

наверстать

пропущенные

темы

(часто

болеющие

дети)

или

потренироваться перед зачётом, повторить материал для подготовки в вуз.

Умение самостоятельно работать в мультимедийной образовательной среде

способствует реализации принципа непрерывного самообразования, который

диктуется динамикой развития современного общества.

Возможность работы с большими группами школьников (и с классом в

целом)

одновременно

предоставляют

нам

тренажёрные

и

тестовые

программы. Так, например, для освоения и закрепления навыков пунктуации

и

орфографии,

а

также

быстрого

контроля,

локальная

сеть

кабинета

информатики позволяет работать с тестами практически со всем классом

одновременно,

а

электронные

журналы

программы

фиксируют

ответы,

позволяют систематизировать ошибки и распечатывать результаты.

Следующим

направлением

использования

ИТ

в

образовательном

процессе

является

проведение

интегрированных

уроков

в

методике

презентаций и проектная деятельность, которая предусматривает видео- и

компьютерные

презентации.

Ежегодно

в

школе

проводится

конкурс

исследовательских

учебных проектов, на котором учащиеся 5-11 классов

защищают

свои

работы,

лучшие

из

них

направляются

на

областной

и

районный конкурсы.

Одним

из

практических

результатов

проектной

деятельно сти

старшеклассников

явилось

создание

школьного

сайта

в

Интернете.

Веб-

3

страницы сайта рассказывают о жизни школы, её истории, кадрах, традициях

и т.п.

Существующие ресурсы Интернет, хотя и ориентированы на конечного

пользователя ПК, а не на систему образования, тем не менее, используются

нами

в

преподавании

различных

дисциплин.

Возможны

3

варианта

использования

в

зависимости

от

целей,

которые

ставит

учитель

при

подготовке занятия.

Вариант

первый -

простейший.

Учитель

использует

ресурсы

Интернет

только как вспомогательный материал для подготовки конспекта занятий и

дидактических

материалов

для

учащихся.

В

этом

случае

занятие

может

проводиться в обычном классе без доступа в Интернет.

Вариант второй: проведение занятий с опосредованным доступом учащихся

к

информационным

ресурсам.

В

этом

случае

учитель

при

подготовке

к

занятию заранее готовит необходимую подборку материалов из Интернета

(на

дискетах).

Занятие

проводится

в

компьютерном

классе

(наличие

Интрасети).

Вариант третий: непосредственный доступ к информационным ресурсам в

режиме

on-lain

по

заранее

подготовленным

адресам.

Такую

технологию

можно использовать и для обычных уроков, и для факультативных занятий, и

для

самостоятельной

работы

учащихся

при

выполнении

ими

творческих

заданий.

Но компьютеры и проекторы решают только часть задач, они не дают

возможности получать интересующую нас информацию через прикосновение

к объекту. В процессе обучения психологи рекомендуют задействовать все

основные

сенсорные

системы

человека,

но

именно

кинестетическая

(телесная) имеет особое значение. Именно она связана с моторной памятью,

и возможностью довести навыки до автоматизма, т.е. перевести на уровень

4

подсознания. Появление таких устройств, как интерактивные доски, решает

многие проблемы в процессе обучения.

В Мышланской школе первая интерактивная доска появилась весной

2008 года. Эта модель доски позволяет демонстрировать слайды и видео,

рисовать и чертить различные схемы как на обычной доске, в реальном

времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые

изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего

редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной

почте.

Первое, что необходимо было сделать мне, как руководителю – это

провести курсы повышения квалификации. В процессе обучения изучались

возможности

и

преимущества

подобных

устройств,

учителя

научились

манипулировать маркером и использовать готовый интерактивный материал,

получили

навыки

самостоятельной

подготовки

слайдов

для

уроков

с

интерактивной доской.

Использование

интерактивной

доски

предоставляет

учителю

новые

возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных

и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся,

структурировании урока, улучшении темпа и течения занятия.

К а к о в ы

ж е основные

формы

работы

учителя

на

уроке

с

использованием интерактивной доски?

Во-первых, это работа в режиме белой доски: создание записей при

наличии возможности их сохранения и последующей корректировки

(данная

форма

очень

удобна,

когда

тема

изучается

на

нескольких,

разорванных по времени уроках – можно сохранять промежуточные

результаты и корректировать их на следующем уроке).

5

Во-вторых, это работа с презентациями, созданными в Microsoft Office:

демонстрация

презентаций,

создание

заметок

на

презентациях,

выделение ключевых моментов с помощью инструментов “Указка” и

“Лупа”.

В-третьих,

это

работа

с

готовыми

конспектами,

созданными

в

программе интерактивной доски (с включением графических объектов

из библиотеки, видеофайлов и проч.).

Кроме того, хотелось бы иметь в кабинете ряд дополнительных

устройств: документ-камеры, системы интерактивного голосования и

проч.,

которые

при

использовании

вместе

с

интерактивной

доской

повышают эффективность их применения.

Для

того

чтобы

обеспечить

эффективность

использования

интерактивной

доски

в

учебном

кабинете,

необходимо

наличие

ряда

условий.

Во-первых, должен быть обеспечен доступ к интерактивной доске,

чтобы учитель мог работать с ней не от случая к случаю, а постоянно,

только так он сможет набраться опыта.

Во-вторых, доска должна использоваться не только преподавателем, но

и

учащимися,

тем

более

что

интерактивная

доска

предоставляет

больше возможностей для участия в коллективной работе, развития

личных и социальных навыков.

В-третьих,

необходимо

помнить

о

том,

что

учителю,

в

условиях

недостатка

готовых

электронных

наглядных

пособий

для

работы

с

интерактивной

доской,

требуется

немало

времени

на

подготовку

к

занятию, чтобы создать собственный конспект в программе доски. Эта

деятельность

учителя

инновационная,

экспериментальная.

Время

6

необходимо

учителю

еще

и

для

того,

чтобы

стать

уверенным

пользователем и подобрать ресурсы для урока.

В-четвертых,

уже

указанный

недостаток

готовых

электронных

пособий для интерактивной доски делает необходимым обмен идеями и

ресурсами между преподавателями.

Результатом такой работы станет:

для

учителя

поиск

новых

подходов

к

обучению,

стимулирование

профессионального роста, для учащихся – развитие творческой активности,

уверенности в себе и, как следствие, повышение мотивации к обучению.

Интерактивная доска вследствие возможности обратной связи является

полноценным, хотя и виртуальным, участником образовательного процесса, к

тому же с заданными параметрами, которые, разумеется, определяет учитель.

Главное, эффективно задать эти параметры и определить место доски на

уроке

и

вне

урока.

Развитие

ученика,

его

умение

работать

с

любыми

средствами

информации

(не

только

электронными),

грамотно

проводить

эксперимент (не виртуальный); коммуникативные умения лежат в основе

образования, а интерактивная доска является средством, с помощью которого

учитель

может

достичь

различных

задач,

поставленных

на

уроке

и

во

внеклассной работе.

Использование

интерактивной

доски

приводит

к

расширению

возможностей урока:

обогащает деятельность учащихся спектром чувственных ощущений

(первый, эмпирический, уровень мышления), являющихся базой для

абстрактного

мышления

(второй,

высший

уровень

мышления

теоретический);

7

помогает создать мотив самовыражения;

позволяет увеличить объем информации, не увеличивая темпа урока;

дает

возможность

продемонстрировать

в

интерактивном

режиме

эксперимент, который невозможно качественно провести в школьной

лаборатории;

позволяет менять параметры процесса;

позволяет

увеличить

время

и

уровень

самостоятельной

работы

учащихся;

уменьшает возможность бездеятельности учащихся, дает возможность

сосредоточить и удержать внимание учащихся;

ученик, пропустивший урок, получает материалы урока в электронном

виде;

позволяет

учителю

не

вещать

информацию

и

передавать

знания,

а

управлять учебным процессом, создавая информационную среду урока;

информационные

границы

урока

значительно

расширяются

возможностью

доступа

к

мультимедийным

файлам

и

интернет-

ресурсам, на которые в работе выполнены гиперссылки.

8



В раздел образования