Автор: Шевелёва Ольга Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева"
Населённый пункт: г. Мезень, Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: "Универсальные учебные действия в на уроках русского языка и литературы в современном образовании".
Раздел: полное образование
Универсальные учебные действия в на уроках русского
языка и литературы в современном образовании.
Шевелёва Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мезенская средняя школа им. А.Г. Торцева»
В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые
влияют и на школьное образование. Введены новые виды итоговой аттестации –
ГИА
и
ЕГЭ,
разработаны,
апробированы
и
введены
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
для
начальных
классов.
Уже
утверждены
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
для
старших классов. Поэтому и учителю, работающему в среднем звене, необходимо
разработать новый подход к обучению школьников учебным предметам, в том
числе русскому языку и литературе.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику
на первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся
умения учиться. На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться
ставить перед собой задачу - учить себя. И в решений этой задачи главное место
занимает формирование (УУД).
Большие возможности для формирования личностных УУД предоставляют
такие школьные предметы, как русский язык и литература.
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов,
нацелен
на личностное развитие ученика, так как формирует представление о
единстве
и
многообразии
языкового
и
культурного
пространства
России,
об
основном
средстве
человеческого
общения,
воспитывает
положительное
отношение
к
правильной,
точной
и
богатой
устной
и
письменной
речи
как
показателю общей культуры и гражданской позиции человека.
Русский язык
Многие тексты упражнений наших учебников несут духовно-нравственный
смысл и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки
поступков героев. Например, текст «Ленивая старуха».
«Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи».
Умение доказывать свою позицию. 5-й класс. «Прочитай текст. С какими
утверждениями
автора
ты
согласен?».
Также
посредством
текстов
учебника
используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к
понимаю
необходимости
беречь
свой
родной
язык
как
часть
русской
национальной
культуры;
работать
над
развитием
и
совершенствованием
собственной
речи
(система
речевых
упражнений:
свободные
диктанты,
обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование).
При
обучении
написанию
сочинения-рассуждения
у
обучающихся
формируются
разные
универсальные
учебные
действия,
в
том
числе
и
личностные:
-умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;
-понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование
их в учебной деятельности;
-умение понимать нравственные идеи текста.
Такую работу нужно вести
заранее: так в 7 классе было проведено
обучающее сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли учить правила?» Для того
чтобы ученикам было легко подобрать аргументы, дать им следующий текст,
который наглядно показывает, что незнание правил может привести к искажению
смысла
текста.
И,
конечно
же,
большую
воспитательную
роль
играют
высказывания великих людей.
Литература
–
предмет
особый.
Это
искусство,
которое
отражает
мир
посредством
слова.
Именно
на
наших
уроках
складывается
художественная
многомерная
модель
мира,
именно
на
наших
уроках
развиваются
эмоции,
возникают
ассоциативные
цепочки,
развивается
чувство
сопереживания.
В
отличие от других школьных предметов учитель литературы балансирует на грани
науки и искусства.
Все это требует от учителя профессионального самосовершенствования.
Этого
требуют
и
Стандарты
второго
поколения,
в
которых
культурно-
исторический
и
системно
–
деятельностный
подход
становится
ведущим.
Развитие личности обеспечивается через формирование универсальных учебных
действий,
которые
являются
основой
образовательного
и
воспитательного
процесса.
Пред мет «Литература»
прежде
всего,
способствует личностному
развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», дает возможность
для
формирования
«этических
представлений,
понятий
о
добре
и
зле,
нравственности».
Приобщение
к
литературе
как
искусству
слова
формирует
индивидуальный эстетический вкус.
В курсе литературы на достижение личностных результатов направлены
задания:
1)
на
интерпретацию
текста;
2)
высказывание
своего
отношения
к
прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4)
формулирование
концептуальной
информации
текста
(В
чем
мудрость
этой
сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?)
В
современных
условиях
видоизменяется
и
форма
проведения
урока
литературы.
Наш
учебник
литературы
подводит
учащихся
к
проблемам,
над
которыми
им
предстоит
размышлять,
помогает
подростку
постичь
себя,
окружающий его мир, причем не только через форму, логику и композицию самой
учебной книги.
Одна из форм проведения урока – заполнение таблицы по ходу чтения
произведения. К уроку делается презентация. На слайдах ребята видят эталонное
заполнение таблицы, что важно при использовании системно-деятельностного
метода. В конце урока в тетрадях записана следующая таблица (заранее раздаю
незаполненную).
«Моцарт
и
Сальери»
Пушкина,
«Герой
нашего
времени»
Лермонтова. Подобная работа позволяет детям сравнить героев, дать оценку им и
их поступкам, сделать правильный выбор и для себя.