Автор: Лепешкина Лариса Елизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: город Магадан
Наименование материала: Доклад на III ученические Пасхальные образовательные чтения
Тема: Символы христианского календаря в произведениях Ф.М. Достоевского (на примере "Записок из Мертвого дома")
Раздел: полное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия (английская)»
г. Магадан, ул. Якутская, д. 44 А
Доклад
на III ученические Пасхальные образовательные чтения
Символы христианского календаря в произведениях Ф.М.Достоевского
(на примере «Записок из Мертвого дома»)
Выполнил учащийся
11Б класса
Пак Евгений
Консультант:
учитель русского
языка и литературы
Лепешкина Л.Е.
Магадан, 2015
Символы христианского календаря в произведениях Ф.М. Достоевского
(на примере «Записок из Мертвого дома»)
Библия принадлежит всем:
атеистам и верующим.
Это книга человечества.
Ф. М. Достоевский
Одним
из
самых
значительных
выражений
христианского
характера
русской литературы стало творчество Ф. М. Достоевского. Об этом уже много
сказано и написано, но есть и малоизученные аспекты. Среди них — как
христианское миропонимание писателя выразилось в его поэтике. Чаще всего
писали о символике христианских имен его героев, символике чисел, взятых
из евангельских притч. Практически в каждом произведении писателя мы
можем найти библейские мифы и образы.
В романе «Идиот» князь Лев Николаевич Мышкин предстает в образе
Христа.
Он
пришел
в
мир,
где
царит
нигилизм,
где
люди
отрицают
внутреннюю красоту души.
В произведении «Бесы» происходит осмысление зла, воплощенного в
образе «большого грешника» Ставрогина, который, стремясь стать на путь
праведности, заблудился в поисках веры. Герой не способен различить добро
и зло, старается спастись только собственной волей, потеряв связь с Творцом.
В повести «Двойник» Достоевский изображает раскол сознания Якова
Петровича
Голядкина.
В
данном
произведении
звучит
мотив
«перерождения». Герой понимает, что не может существовать таким, какой
есть. Достоевский показал борьбу человека с врагом, но не внешним, а
внутренним. Для Достоевского использование библейских мифов и образов
—
не
самоцель.
Они
служили
иллюстрациями
для
его
размышлений
о
трагических судьбах мира и России как части мировой цивилизации.
Введение
христианского
хронотопа
в
поэтику
Достоевского
было
вызвано осмыслением им его каторжного духовного опыта в "Записках из
Мертвого
дома".
Это
первая
по
времени
появления
в
печати
книга,
посвященная царской каторге.
Документальный,
автобиографический
характер
книги
придает
ей
глубокое
своеобразие,
отличает
по
форме,
стилю
и
языку
от
других
произведений
писателя.
Достоевский
размышлял
о
замысле
«Записок
из
Мертвого дома» в письме от 9 октября 1859 г.: «Личность моя исчезнет. Это
записки неизвестного». В соответствии с этим замыслом во «Введении»
Достоевский
представляет
читателю
не
политического,
а
уголовного
преступника Александра Петровича Горянчикова, осужденного за убийство
жены,
как
героя
и
рассказчика
«Записок».
Но
это
персонаж
условный.
Введение его давало возможность внешне придать «Запискам» форму не
мемуаров, а художественного произведения. Не раз отмечалось, что введение
образа
Горянчикова
могло
быть
вызвано
цензурными
обстоятельствами.
Горянчиков не отождествлялся с автором «Записок», ибо он, как это видно
уже из II главы, пришел на каторгу в качестве политического преступника.
Начиная
с
этой
главы,
Достоевский
ведет
рассказ
от
себя,
забыв
о
вымышленном герое.
Приступая к «Запискам», Достоевский хотел изобразить те события,
свидетелем которых был сам, но в процессе работы, писатель внес в повесть
серьезные
изменения.
Достоевский
сделал
биографическое
время
"художественным", а затем и символическим. Как известно, Достоевский
прибыл в Омский острог в январе 1850-го года, о чем и было сообщено в
одной из газет того времени. Но Достоевский вскоре «исправил» январь на
декабрь, хотя в декабре был в Петропавловской крепости, 22-го декабря стоял
на Семеновском плацу в ожидании смертной казни, а в Рождественскую ночь
с 24-го на 25-е декабря был отправлен по этапу в Сибирь — и путь в Омский
острог длился более месяца. Такой временной сдвиг понадобился автору,
чтобы
впечатления
первого
месяца
пребывания
на
каторге
завершились
Рождественскими праздниками, описание которых становится кульминацией
первой
части
"Записок".
Рождество
и
праздничное
представление
дают
арестантам возможность ощутить себя людьми, в них на миг пробуждается
духовное и возникает иллюзия личного "воскрешения из мертвых". Эта же
метафора "воскрешения из мертвых" лежит в развитии сюжета второй части.
Она
выражена
во
многих
мотивах,
но
прежде
всего
—
в
описании
Великопостного
говения
и
Пасхи,
которое
по
сравнению
с
описанием
Рождества более лаконично. В таком лаконизме есть свой художественный
смысл: Пасха радостна, но мучительна и тосклива в "Мертвом доме».
Рождество и Пасха становятся не только ключевыми эпизодами в сюжете
произведения, но и хронологическими символами, выражающими главную
идею творчества Достоевского — идею " духовного восстановления". Вот
какие чувства испытывал арестант в дни празднования Рождества: «Кроме
врожденного
благоговения
к
великому
дню,
арестант
бессознательно
ощущал, что он этим соблюдением праздника как будто соприкасается со
всем миром, что не совсем же он, стало быть, отверженец, что и в остроге то
же, что у людей». А вслед за этим у Достоевского идет очень сдержанное, но
достаточно выразительное описание главной части праздника – пира.
На
Пасху
«в
конце
поста,
кажется,
на
шестой
неделе…
Арестанты
молились очень усердно, и каждый из них каждый раз приносил в церковь
свою нищенскую копейку на свечку или клал на церковный сбор. «Тоже ведь
и я человек, - может быть, думал он или чувствовал, подавая, - перед Богом-
то все равны…». Причащались мы за ранней обедней. Когда священник с
чашей в руках читал слова: «… но яко разбойника мя прийми», - почти все
повалились в землю, звуча кандалами, кажется, приняв эти слова буквально
на
свой
счет».
Писатель
показывает,
что
в
«сердце
грубого,
зверски
невежественного русского мужика теплится такое же религиозное чувство».
Ф.М.
Достоевский
подробно
изобразил
картину
подаяний
для
арестантов. В «Праздник Рождества Христова» и в Пасху в острог передавали
различные продукты: «сдобные хлеба из чистейшей муки, калачи, ватрушки».
Испокон веков на Руси был обычай на большие праздники – Рождество,
Пасху – посылать в тюрьмы подаяния арестованным. Например, знаменитый
московский купец, меценат Иван Максимович Филиппов, всегда отправлял
осужденным свежую выпечку, а полученную от торговли прибыль отвозил в
тюрьму.
Рождество
и
Пасха
играют
ключевую
роль
в
«Мертвом
доме».
Приобщаясь
к
ним,
многие
арестанты
испытывали
волнение,
чувство
радости,
своей
причастности
к
Богу.
В
эти
дни
душа
человека
как
бы
перерождается, становится чище, лучше. Люди обретают внутренний покой.
Изображая арестантов из Мертвого дома, Ф.М. Достоевский задавался
вопросом:
«Сколько
в
этих
стенах
было
погребено
напрасно
молодости,
сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот
народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли
ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?»
«Записки
из
Мертвого
дома»
—
вершинное
произведение
зрелого
творчества писателя. Будучи драматичными и горестными по проблематике и
жизненному
материалу,
они
являются
одним
из
наиболее
гармоничных,
совершенных произведений Достоевского.
«Записки из Мертвого дома» — это книга о судьбе России, о духовном
путешествии
заблудшего
человека,
преодолевающего
«мертвые»
начала
русской
жизни
и
обретающего
духовное
Отечество,
рождественский
и
пасхальный свет.
Список использованной литературы