Напоминание

Символы христианского календаря в произведениях Ф.М. Достоевского (на примере "Записок из Мертвого дома")


Автор: Лепешкина Лариса Елизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: город Магадан
Наименование материала: Доклад на III ученические Пасхальные образовательные чтения
Тема: Символы христианского календаря в произведениях Ф.М. Достоевского (на примере "Записок из Мертвого дома")
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия (английская)»

г. Магадан, ул. Якутская, д. 44 А

Доклад

на III ученические Пасхальные образовательные чтения

Символы христианского календаря в произведениях Ф.М.Достоевского

(на примере «Записок из Мертвого дома»)

Выполнил учащийся

11Б класса

Пак Евгений

Консультант:

учитель русского

языка и литературы

Лепешкина Л.Е.

Магадан, 2015

Символы христианского календаря в произведениях Ф.М. Достоевского

(на примере «Записок из Мертвого дома»)

Библия принадлежит всем:

атеистам и верующим.

Это книга человечества.

Ф. М. Достоевский

Одним

из

самых

значительных

выражений

христианского

характера

русской литературы стало творчество Ф. М. Достоевского. Об этом уже много

сказано и написано, но есть и малоизученные аспекты. Среди них — как

христианское миропонимание писателя выразилось в его поэтике. Чаще всего

писали о символике христианских имен его героев, символике чисел, взятых

из евангельских притч. Практически в каждом произведении писателя мы

можем найти библейские мифы и образы.

В романе «Идиот» князь Лев Николаевич Мышкин предстает в образе

Христа.

Он

пришел

в

мир,

где

царит

нигилизм,

где

люди

отрицают

внутреннюю красоту души.

В произведении «Бесы» происходит осмысление зла, воплощенного в

образе «большого грешника» Ставрогина, который, стремясь стать на путь

праведности, заблудился в поисках веры. Герой не способен различить добро

и зло, старается спастись только собственной волей, потеряв связь с Творцом.

В повести «Двойник» Достоевский изображает раскол сознания Якова

Петровича

Голядкина.

В

данном

произведении

звучит

мотив

«перерождения». Герой понимает, что не может существовать таким, какой

есть. Достоевский показал борьбу человека с врагом, но не внешним, а

внутренним. Для Достоевского использование библейских мифов и образов

не

самоцель.

Они

служили

иллюстрациями

для

его

размышлений

о

трагических судьбах мира и России как части мировой цивилизации.

Введение

христианского

хронотопа

в

поэтику

Достоевского

было

вызвано осмыслением им его каторжного духовного опыта в "Записках из

Мертвого

дома".

Это

первая

по

времени

появления

в

печати

книга,

посвященная царской каторге.

Документальный,

автобиографический

характер

книги

придает

ей

глубокое

своеобразие,

отличает

по

форме,

стилю

и

языку

от

других

произведений

писателя.

Достоевский

размышлял

о

замысле

«Записок

из

Мертвого дома» в письме от 9 октября 1859 г.: «Личность моя исчезнет. Это

записки неизвестного». В соответствии с этим замыслом во «Введении»

Достоевский

представляет

читателю

не

политического,

а

уголовного

преступника Александра Петровича Горянчикова, осужденного за убийство

жены,

как

героя

и

рассказчика

«Записок».

Но

это

персонаж

условный.

Введение его давало возможность внешне придать «Запискам» форму не

мемуаров, а художественного произведения. Не раз отмечалось, что введение

образа

Горянчикова

могло

быть

вызвано

цензурными

обстоятельствами.

Горянчиков не отождествлялся с автором «Записок», ибо он, как это видно

уже из II главы, пришел на каторгу в качестве политического преступника.

Начиная

с

этой

главы,

Достоевский

ведет

рассказ

от

себя,

забыв

о

вымышленном герое.

Приступая к «Запискам», Достоевский хотел изобразить те события,

свидетелем которых был сам, но в процессе работы, писатель внес в повесть

серьезные

изменения.

Достоевский

сделал

биографическое

время

"художественным", а затем и символическим. Как известно, Достоевский

прибыл в Омский острог в январе 1850-го года, о чем и было сообщено в

одной из газет того времени. Но Достоевский вскоре «исправил» январь на

декабрь, хотя в декабре был в Петропавловской крепости, 22-го декабря стоял

на Семеновском плацу в ожидании смертной казни, а в Рождественскую ночь

с 24-го на 25-е декабря был отправлен по этапу в Сибирь — и путь в Омский

острог длился более месяца. Такой временной сдвиг понадобился автору,

чтобы

впечатления

первого

месяца

пребывания

на

каторге

завершились

Рождественскими праздниками, описание которых становится кульминацией

первой

части

"Записок".

Рождество

и

праздничное

представление

дают

арестантам возможность ощутить себя людьми, в них на миг пробуждается

духовное и возникает иллюзия личного "воскрешения из мертвых". Эта же

метафора "воскрешения из мертвых" лежит в развитии сюжета второй части.

Она

выражена

во

многих

мотивах,

но

прежде

всего

в

описании

Великопостного

говения

и

Пасхи,

которое

по

сравнению

с

описанием

Рождества более лаконично. В таком лаконизме есть свой художественный

смысл: Пасха радостна, но мучительна и тосклива в "Мертвом доме».

Рождество и Пасха становятся не только ключевыми эпизодами в сюжете

произведения, но и хронологическими символами, выражающими главную

идею творчества Достоевского — идею " духовного восстановления". Вот

какие чувства испытывал арестант в дни празднования Рождества: «Кроме

врожденного

благоговения

к

великому

дню,

арестант

бессознательно

ощущал, что он этим соблюдением праздника как будто соприкасается со

всем миром, что не совсем же он, стало быть, отверженец, что и в остроге то

же, что у людей». А вслед за этим у Достоевского идет очень сдержанное, но

достаточно выразительное описание главной части праздника – пира.

На

Пасху

«в

конце

поста,

кажется,

на

шестой

неделе…

Арестанты

молились очень усердно, и каждый из них каждый раз приносил в церковь

свою нищенскую копейку на свечку или клал на церковный сбор. «Тоже ведь

и я человек, - может быть, думал он или чувствовал, подавая, - перед Богом-

то все равны…». Причащались мы за ранней обедней. Когда священник с

чашей в руках читал слова: «… но яко разбойника мя прийми», - почти все

повалились в землю, звуча кандалами, кажется, приняв эти слова буквально

на

свой

счет».

Писатель

показывает,

что

в

«сердце

грубого,

зверски

невежественного русского мужика теплится такое же религиозное чувство».

Ф.М.

Достоевский

подробно

изобразил

картину

подаяний

для

арестантов. В «Праздник Рождества Христова» и в Пасху в острог передавали

различные продукты: «сдобные хлеба из чистейшей муки, калачи, ватрушки».

Испокон веков на Руси был обычай на большие праздники – Рождество,

Пасху – посылать в тюрьмы подаяния арестованным. Например, знаменитый

московский купец, меценат Иван Максимович Филиппов, всегда отправлял

осужденным свежую выпечку, а полученную от торговли прибыль отвозил в

тюрьму.

Рождество

и

Пасха

играют

ключевую

роль

в

«Мертвом

доме».

Приобщаясь

к

ним,

многие

арестанты

испытывали

волнение,

чувство

радости,

своей

причастности

к

Богу.

В

эти

дни

душа

человека

как

бы

перерождается, становится чище, лучше. Люди обретают внутренний покой.

Изображая арестантов из Мертвого дома, Ф.М. Достоевский задавался

вопросом:

«Сколько

в

этих

стенах

было

погребено

напрасно

молодости,

сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот

народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли

ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?»

«Записки

из

Мертвого

дома»

вершинное

произведение

зрелого

творчества писателя. Будучи драматичными и горестными по проблематике и

жизненному

материалу,

они

являются

одним

из

наиболее

гармоничных,

совершенных произведений Достоевского.

«Записки из Мертвого дома» — это книга о судьбе России, о духовном

путешествии

заблудшего

человека,

преодолевающего

«мертвые»

начала

русской

жизни

и

обретающего

духовное

Отечество,

рождественский

и

пасхальный свет.

Список использованной литературы



В раздел образования