Автор: Кузьминых Наталия Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ СОШ с УИОП № 10 им. К.Э.Циолковского
Населённый пункт: г.Киров
Наименование материала: урок
Тема: Повторение по теме "Имя прилагательное" 6 класс
Раздел: среднее образование
Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» 6 класс
Цели:
1. Образовательные
обобщение и систематизация теоретического материала об имени прилагательном и видах
орфограмм, изученных в этом разделе;
повторение разрядов прилагательных и орфограммы «Не с прилагательными»;
знакомство с информацией о раздельном написании не с относительными и притяжательными
прилагательными.
2. Практические: отработать умения верного определения условий, регулирующих слитного
раздельного написания НЕ с прилагательными;
формировать орфографическую зоркость.
3. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять
главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Задачи
Тренироваться в правописании не с прилагательными, уметь определять разряды прилагательных.
Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки
самооценки, самоконтроля,
Формируемые УУД:
познавательные: осознавать и формулировать познавательные цели, строить речевое
высказывание, выбирать эффективные способы решения задач, структурировать знания;
регулятивные: планировать и оценивать результаты работы, вносить необходимые
дополнения и корректировки в план действия;
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, высказывать
и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: презентация, доска, учебник, дидактический раздаточный материал.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Постановка целей и задач. Мотивация.
Учитель:
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная;
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна,
Чтоб красиво говорить, надо мною дорожить!
Учитель:
- Какая часть речи может себя так охарактеризовать? (Прилагательное)
- Какой урок обычно проводим после изучения большой темы? (Повторение)
-Как будет звучать тема нашего урока?
(Обобщение по теме «Имя прилагательное»)
- Чему научимся ? (ответы детей)
3.Актуализация.
Учитель: повторим некоторые теоретические сведения по теме «Имя прилагательное».
-Дайте определение имени прилагательного.
-Это верно, что имя прилагательное имеет те же постоянные грамматические признаки, что имя
существительное ? (Нет, только разряд)
-Какие разряды прилагательных вы знаете ?
-Какие орфограммы по теме мы изучили?
4.Обобщение и систематизация.
Учитель: А теперь проверим наши знания на практике. Положите перед собой тесты, ответьте
на них.
1.В каком ряду все слова с не пишутся слитно?
1)(не)сладкий ,а горький; (не)красивый
2)(Не)лепый, совершенно (не)грамотный
3)( не)ряха, вовсе (не)интересный.
2. В каком ряду все прилагательные не имеет краткой формы и степени сравнения?
1)зеленый, Индиго, берёзовый.
2) Веселый, радостный, добрый.
3)Каминный, лисий, городской.
4)грустный, железный, умный.
3. В каком словосочетании допущена ошибка?
1)Более высокий дом.
2) Менее радостная встреча.
3)Более добрейший человек.
4) Самый главный вопрос.
4.В каком ряду все прилагательные пишутся с двумя буквами Н ?
1)деревя..ный, гуси..ый, торжестве..ый
2)песе..ый, безветре..ый, дискуссио..ый
3)клюкве..ый, цен..ый, кожа..ый.
4)глянян…ый, среклян..ый, ветр..ый.
5.В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1)(юго)западный, (волго)градский, темно(зеленый)
2)(ново)годний, (древне)русский,(водо)плавающий.
3)(бледно)синий, (научно)фантастический,(легко)атлетический.
4
)(сан)францисский,(русско)французский,(физико)математический.
Учитель:
-Проверка теста показала, что есть ошибки на орфограмму «Не с прилагательными» и на
определение разрядов прилагательных , поэтому сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к этим
темам.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Презентация
Учитель: Петя Ошибкин отвечал по теме и допустил неточности. Исправьте их.
Работа Пети Ошибкина
СЛИТНО
1. Не употребляется без НЕ
2. Есть антоним без НЕ
3.Есть слова ПОЧТИ, СОВЕРШЕННО, ОЧЕНЬ, КРАЙНЕ.
РАЗДЕЛЬНО
1.Пишу раздельно, если есть противопоставление с союзом НО
2.Есть слова ВОВСЕ НЕ , ДАЛЕКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ
Учитель: слушает ответы детей, что неверно.
Учитель: давайте проверим, справимся ли мы сейчас с орфограммой «Не с прилагательными»
Дидактический материал. Упражнение 1. Спишите слова, объясните орфограмму.
1.(Не)широкий, (не)яркий, (не)продолжительный, (не)новые, а старые сапоги, (не)глубокая
речонка, (не)годующий, далеко (не)лучший результат, (не)доуменный вопрос, очень
(не)спокойный человек.
2.(Не)компьютерный класс,(не)блинная сковорода, (не)спортивный зал, (не)лисья нора.
(один человек работает у доски, объясняет)
Учитель:
-Определите разряд прилагательных. (1 –качественные, 2 –относительные).
Учитель:
- Как всегда пишется не с притяжательными и относительными прилагательными ?
(раздельно, это правило работает только для качественных прилагательных)
Физкультминутка
Учитель: упражнение 2 связано с умением определять разряды прилагательных, понимать
значение слова и верно употреблять прилагательное в предложении.
Упр 2.Спишите предложения, вставьте подходящее слово, определите разряд прилагательного.
Вставьте пропущенные знаки.
БОЛОТНЫЙ - БОЛОТИСТЫЙ
1.Кулик длинноносая _____________ птица. 2.На берегах ____________ рек селятся бобры
водяные крысы.
АКУЛИЙ - АКУЛОВЫЙ
3.На фоне неба _________ зубами торчали три больших и две малые пирамиды. 4.Семейство
___________ рыб обитало у рифов.
ДОЖДЕВОЙ - ДОЖДЛИВЫЙ
5.День был ___________.
6.Небо часто заволакивают темные ___________ облака.
4.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.
Учитель:
-Кто знает, как называются такие пары слов? (Паронимы)
-Итак, знание разрядов помогает уточнить и выбрать слово с определенным лексическим
значением.
6.Подведение итогов урока
- Какие орфограммы мы сегодня повторили?
-Что нового мы узнали о правописании относительных и притяжательных прилагательных?
7-9.Информация о домашнем задании и выставление оценок за урок.
Стр. 33 упр. 3 (2)