Напоминание

Модульный принцип организации образовательного процесса в Доу


Автор: Демидюк Ирина Николаевна
Должность: воспитатель 1к.к
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №44
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Модульный принцип организации образовательного процесса в Доу
Раздел: дошкольное образование





Назад




Модульный принцип организации образовательного процесса в ДОУ

МБ ДОУ г. Иркутск,детский сад №44

Воспитатель 1к.к. : Демидюк И.Н.

Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий

Игра – это искра , зажигающая огонек

пытливости и любознательности .

В.А. Сухомлинский.

Модульный принцип – один из видов интеграции видов деятельности,

которая

дает

возможность

реализовать

современные

требования

к

организации работы в дошкольном учреждении.

Модульный принцип обучения позволяет давать достаточный объем

знаний, не допуская перегрузок.

- выполнять образовательную программу, не в виде «прямого обучения» , а в

виде игры и с включением других адекватных для дошкольников, видов

деятельности.

-строить общение на личностно-ориентированной основе и связанной с ней

педагогикой сотрудничества и развития.

В настоящее время целостный педагогический процесс современного

дошкольного образовательного учреждения направлен на развитие личности

ребенка-дошкольника, чем объясняется возрастание объема интенсивности

учебно-познавательной

деятельности,

организации

интегрированных

и

комплексных занятий.

Опыт практической деятельности свидетельствует о том, что интерес к

комплексным интегрированным занятиям в условиях ДОУ не случаен. И

теоретики дошкольной педагогики и педагоги-практики отмечают, что на

подобных занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности ,

интерес обучения становится наиболее экономным. У детей создается единая

целостная картина мира (Л.С.Выготский, О.Ф.Горбатенко, А.И. Иванова,

В.Д. Поддъяков и др.).

Организация занятий подобной структуры наиболее системно реализуется

через модульный принцип воспитательно-образовательного процесса при

обучении детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим более подробно понятие «модульный принцип» организации

интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста. В словарях

термин «модуль» определяется

как «унифицированный, функционально

законченный узел, оформленный конструктивно как

самостоятельное

изделие».

Интегрированные занятия с детьми объединены между собой на основе

какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным

для детей и позволяет реализовать принцип обучения к игре.

Например, интегрированные занятия с детьми разного дошкольного

возраста познавательного цикла включают детское экспериментирование и

развитие речи, музыку, рисование, конструирование, аппликацию , лепку и

т.д.

Работа по составлению модуля интегрированных занятий начинается с

выбора тематики и общей направленности, т.е. того центрального звена,

вокруг

которого

будут

выстраиваться

все

знания,

умения,

навыки,

ценностные отношения детей в разных видах деятельности.

Сюжет модуля является объединяющим для всех занятий. Он позволяет

сделать цель обучения понятной для детей: они знают цель проводимого

каждого занятия, где и как будут использованы их работы, что облегчает

формирование целеполагания и целесообразность организацию деятельности

детей.

Разрабатывая содержание модуля, мы стремимся к тому, чтобы каждое

занятие несло определенную функциональную нагрузку, чтобы строилась

логическая связь между ними, не повторялись одни и те же формы работы, а

были разнообразными.

Например, тематическое содержание занятий познавательного цикла «Птицы

зимующие» включает работы по изготовлению кормушек (конструирование),

модели разной формы квадратные, круглые , прямоугольные, измерения

длины и высоты кормушек ,заготовок сторон (ручной труд, математика

развитие речи), изучение стихов и песен о птицах (развитие речи,

художественное слово, музыка).

Продолжительность модуля, количество включенных в него занятий,

интервал между ними определяется логикой построения педагогического

процесса в детском коллективе, спецификой изучаемых понятий и замыслом

педагога ,а также возникающими жизненными ситуациями.

При модульном принципе обучения основной акцент смещается с

сообщения

знаний

в

готовом

виде

на

стимуляцию

собственной

познавательной активности.

Например, дети учатся определять птиц по величине (большие ,маленькие)

уточнять где птицы живут, чем питаются, чем занимаются в разные периоды

суток. Чтение художественных произведений дает детям определенные

знания о птицах. По прочитанным рассказам и сказкам, рассматривании

картин ,дети, получают знания , которые они смогут применить в разной

сфере деятельности детей не только в дошкольном учреждении ,но и дома.

Воспитательная ценность модуля занятия заключается в том, что он

позволяет объединить все стороны дошкольного воспитания: умственное,

нравственное, сенсорное, эстетическое, трудовое, физическое.

Следует отметить, что модульный принцип организации занятий ДОУ

реализует

личностно-ориентированную

модель

общения,

которая

способствует постепенному переходу ребенка дошкольного возраста на

другую ступень обучения – начальную школу.

При подготовке интегрированных занятий познавательного цикла «Наша

Родина – Россия» мы используем следующие модули: «Мой родной город –

Иркутск», «Символика города Иркутска», «Край наш богатый –славный

Байкал» «Символика России – герб, флаг, гимн», «Россия – родина моя» .

На занятиях дети включаются в продуктивные виды деятельности:

составление описательных рассказов, рассуждение, дискуссия, рисование,

труд,

творческую

игру

,

также

привлекаем

родителей

совместному

творчеству с детьми.

Важно отметить, что организация модульного принципа обучения детей в

детском саду способствует эффективности воспитательно- образовательного

процесса, стимулирует и активизирует познавательное развитие старших

дошкольников.

Список литературы

1.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. – т. 3. – М.; Педагогика. –

1983.

2.

Горбатенко О.Ф. Комплексное занятие с детьми дошкольного возраста.

– Волгоград; 2007.

3.

Иванова А.И, Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ –

метод.пособие. – М.; 20-7.

4.

Лобашев В.Д, Модульное обучение и ценностные ориентации личности

обучаемого // Методист - М.; 2005.

5.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.; 1998 – с.250.

6.

Поддъяков Н.Н. Развитие ребенка-дошкольника // Педагогика. – 1996 -

№15.- с.15-19.



В раздел образования