Автор: Демидюк Ирина Николаевна
Должность: воспитатель 1к.к
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №44
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Модульный принцип организации образовательного процесса в Доу
Раздел: дошкольное образование
Модульный принцип организации образовательного процесса в ДОУ
МБ ДОУ г. Иркутск,детский сад №44
Воспитатель 1к.к. : Демидюк И.Н.
Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий
Игра – это искра , зажигающая огонек
пытливости и любознательности .
В.А. Сухомлинский.
Модульный принцип – один из видов интеграции видов деятельности,
которая
дает
возможность
реализовать
современные
требования
к
организации работы в дошкольном учреждении.
Модульный принцип обучения позволяет давать достаточный объем
знаний, не допуская перегрузок.
- выполнять образовательную программу, не в виде «прямого обучения» , а в
виде игры и с включением других адекватных для дошкольников, видов
деятельности.
-строить общение на личностно-ориентированной основе и связанной с ней
педагогикой сотрудничества и развития.
В настоящее время целостный педагогический процесс современного
дошкольного образовательного учреждения направлен на развитие личности
ребенка-дошкольника, чем объясняется возрастание объема интенсивности
учебно-познавательной
деятельности,
организации
интегрированных
и
комплексных занятий.
Опыт практической деятельности свидетельствует о том, что интерес к
комплексным интегрированным занятиям в условиях ДОУ не случаен. И
теоретики дошкольной педагогики и педагоги-практики отмечают, что на
подобных занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности ,
интерес обучения становится наиболее экономным. У детей создается единая
целостная картина мира (Л.С.Выготский, О.Ф.Горбатенко, А.И. Иванова,
В.Д. Поддъяков и др.).
Организация занятий подобной структуры наиболее системно реализуется
через модульный принцип воспитательно-образовательного процесса при
обучении детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим более подробно понятие «модульный принцип» организации
интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста. В словарях
термин «модуль» определяется
как «унифицированный, функционально
законченный узел, оформленный конструктивно как
самостоятельное
изделие».
Интегрированные занятия с детьми объединены между собой на основе
какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным
для детей и позволяет реализовать принцип обучения к игре.
Например, интегрированные занятия с детьми разного дошкольного
возраста познавательного цикла включают детское экспериментирование и
развитие речи, музыку, рисование, конструирование, аппликацию , лепку и
т.д.
Работа по составлению модуля интегрированных занятий начинается с
выбора тематики и общей направленности, т.е. того центрального звена,
вокруг
которого
будут
выстраиваться
все
знания,
умения,
навыки,
ценностные отношения детей в разных видах деятельности.
Сюжет модуля является объединяющим для всех занятий. Он позволяет
сделать цель обучения понятной для детей: они знают цель проводимого
каждого занятия, где и как будут использованы их работы, что облегчает
формирование целеполагания и целесообразность организацию деятельности
детей.
Разрабатывая содержание модуля, мы стремимся к тому, чтобы каждое
занятие несло определенную функциональную нагрузку, чтобы строилась
логическая связь между ними, не повторялись одни и те же формы работы, а
были разнообразными.
Например, тематическое содержание занятий познавательного цикла «Птицы
зимующие» включает работы по изготовлению кормушек (конструирование),
модели разной формы квадратные, круглые , прямоугольные, измерения
длины и высоты кормушек ,заготовок сторон (ручной труд, математика
развитие речи), изучение стихов и песен о птицах (развитие речи,
художественное слово, музыка).
Продолжительность модуля, количество включенных в него занятий,
интервал между ними определяется логикой построения педагогического
процесса в детском коллективе, спецификой изучаемых понятий и замыслом
педагога ,а также возникающими жизненными ситуациями.
При модульном принципе обучения основной акцент смещается с
сообщения
знаний
в
готовом
виде
на
стимуляцию
собственной
познавательной активности.
Например, дети учатся определять птиц по величине (большие ,маленькие)
уточнять где птицы живут, чем питаются, чем занимаются в разные периоды
суток. Чтение художественных произведений дает детям определенные
знания о птицах. По прочитанным рассказам и сказкам, рассматривании
картин ,дети, получают знания , которые они смогут применить в разной
сфере деятельности детей не только в дошкольном учреждении ,но и дома.
Воспитательная ценность модуля занятия заключается в том, что он
позволяет объединить все стороны дошкольного воспитания: умственное,
нравственное, сенсорное, эстетическое, трудовое, физическое.
Следует отметить, что модульный принцип организации занятий ДОУ
реализует
личностно-ориентированную
модель
общения,
которая
способствует постепенному переходу ребенка дошкольного возраста на
другую ступень обучения – начальную школу.
При подготовке интегрированных занятий познавательного цикла «Наша
Родина – Россия» мы используем следующие модули: «Мой родной город –
Иркутск», «Символика города Иркутска», «Край наш богатый –славный
Байкал» «Символика России – герб, флаг, гимн», «Россия – родина моя» .
На занятиях дети включаются в продуктивные виды деятельности:
составление описательных рассказов, рассуждение, дискуссия, рисование,
труд,
творческую
игру
,
также
привлекаем
родителей
совместному
творчеству с детьми.
Важно отметить, что организация модульного принципа обучения детей в
детском саду способствует эффективности воспитательно- образовательного
процесса, стимулирует и активизирует познавательное развитие старших
дошкольников.
Список литературы
1.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. – т. 3. – М.; Педагогика. –
1983.
2.
Горбатенко О.Ф. Комплексное занятие с детьми дошкольного возраста.
– Волгоград; 2007.
3.
Иванова А.И, Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ –
метод.пособие. – М.; 20-7.
4.
Лобашев В.Д, Модульное обучение и ценностные ориентации личности
обучаемого // Методист - М.; 2005.
5.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.; 1998 – с.250.
6.
Поддъяков Н.Н. Развитие ребенка-дошкольника // Педагогика. – 1996 -
№15.- с.15-19.