Напоминание

Роль семьи в воспитании личности ребёнка


Авторы: Коробицкая Анастасия Геннадьевна, Пермякова Татьяна Владимировна
Должность: воспиттатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 156
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Роль семьи в воспитании личности ребёнка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пермякова Т. В., Коробицкая А. Г.,

МБДОУ детский сад г.Иркутска № 156

Роль семьи в воспитании личности ребёнка.

Делом большой государственной важности в нашей стране является

воспитание подрастающего поколения. Дети воспитываются в дошкольных

учреждениях, в школах и внешкольных заведениях. Но первыми и главными

воспитателями являются родители. Они начинают влиять в то время, когда

дети только вступают в жизнь и впервые начинают познавать окружающий

мир. Воспитательное воздействие родителей бывает особенно сильным, мать

и отец воспитывают не только словом, но и личным примером, своим

поведением.

По мнению Л.А Колпаковой семья – это социальная группа, члены которой

объединены юридическими либо фактическими брачными отношениями

родства или свойства, взаимными правами и обязанностями, вытекающими

из семейных правонарушений, общностью быта и эмоционально

психологическими связями. В этой социальной группе живут и

воспитываются наши дети.

На протяжении многих лет воспитанию детей в семье уделялось огромное

внимание. «Воспитание, говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский, –

не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем

сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой

жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой». И первейшая задача

семьи, на наш взгляд, состоит в том, чтобы формировать у детей черты

нового человека, готовить к активному строительству своего будущего.

Правильное воспитание в семье во многом зависит от слаженности и

организованности семейного коллектива. Когда отношения между

родителями основаны на чувстве любви и взаимного уважения, у детей

развивается и формируется чувство товарищеской взаимопомощи. Дети

умеют сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а

впоследствии с интересами всего общества.

Вся воспитательная работа в образовательных учреждениях и в семье должна

быть направлена на формирование у подрастающего поколения высоких

моральных качеств, дисциплинированности и организованности,

коллективизму, правдивости и честности, умению оценивать свои поступки и

поступки товарищей. Воспитание моральных качеств детей в семье доступно

всем родителям. Стоит только систематически и серьезно этим заниматься,

своевременно предупреждать недостатки в поведении детей. Воспитать

ребенка легче, чем перевоспитать, – об этом должны родители всегда

помнить.

С переходом на новый качественный уровень образования, в работе с детьми

мы используем ряд инновационных методов и технологий. Создание

обстановки эмоционального комфорта и благополучия в семье, накопление

знаний родителей о формах и методах детского воспитания, способствуют

улучшению детско-родительских отношений. В нашем дошкольном

учреждении уделяется особое внимание к работе с родителями

воспитанников. Сад и педагоги в целом работают по запланированному

годовому плану. Проводятся родительские собрания, мастер-классы, круглые

столы, открытые площадки. Данная работа требует тесного контакта с

семьями воспитанников. Наша задача – помочь ребенку войти в современный

мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми.

И здесь огромное значение имеет эмоциональное отношение ребенка с

родителями. Родителей младших дошкольников мы учим совместно с

ребенком играть, старших – организовывать семейные праздники,

экскурсию по городу, походы и многому другому. Родители готовят

презентации, работают над портфолио ребенка, участвуют в конкурсах

детского мастерства, делятся совместными семейными фотографиями. Они

охотно взаимодействуют с педагогами, с интересом включаются в

деятельность учреждения, группы. У нас в саду стало ежегодной традицией

проведение таких интересных семейных мероприятий, как «Папа, мама, я –

спортивная семья», «Минута славы». Эти конкурсы требуют внутрисемейной

подготовки. Родители с детьми дома готовят номера, костюмы, придумывают

названия команд, эмблемы, учат девизы, песни, танцы. И все это

стимулирует их на совместное сотрудничество.

Мы, педагоги, получаем огромное удовольствие, когда видим, что

совместные труды приносят результат. Тесная связь родителей и педагогов

помогает вовремя внести необходимые поправки в воспитание детей и

предупредить неправильные поступки. Нужно помнить, что успеха в

воспитании подрастающего поколения мы можем добиться сообща,

обеспечив единство требований со стороны педагогов и родителей. В своих

трудах советский замечательный педагог А.С. Макаренко оставил много

ценных советов по воспитанию детей. Его рекомендации, принципы и

методы остаются актуальными и в наше время. С раннего возраста, считал

деятель, нужно воспитывать в детях правдивость и честность. Для этого надо

разъяснить ребенку, что эти качества заключаются не только в том, чтобы

говорить правду, но и выполнять свои обещания, держать слово. Малыши

стараются во всем подражать окружающим, и в первую очередь, своим

родителям. У детей нет достаточных знаний и нет жизненного опыта, они не

могут самостоятельно разобрать, что хорошо, а что плохо. Из этого следует,

что поведение родителей – важнейшее средство воспитания ребенка в семье.

Особенно важным пунктом хочется отметить патриотическое воспитание

ребенка в семье. Родители непринужденно в беседе, при чтении книг могут

донести до маленьких слушателей интерес к своей Родине, гордость за ее

героев, верность традициям. У нас многонациональная страна. Задача

родителей воспитывать детей в духе дружбы и товарищества, уважения к

любой национальности. Но нужно помнить, главное в воспитании детей – это

правильная организация жизни семьи, организация личной и общественной

жизни самих родителей. Правильная организация жизни семьи, организация

личной и общественной жизни родителей является главным залогом

успешного воспитания. Значимость семьи как ведущего фактора

социализации обуславливается ее влиянием на формирование личности

ребенка, его потребностей, мотиваций, отношений к себе и окружающим.

Семья формирует основы личности – интеллектуальные и эмоциональные,

дает представления о добре и зле, вводит в мир ценностей. Она формирует

основные моральные и нравственные принципы.

В заключении хочется отметить, что каждая семья - это ячейка общества, она

представляет собой определенную систему социальных отношений, качество

которых обуславливает социальную ситуацию развития ребенка в семье.

Список литературы:

1. Заззо, Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды / Р. Заззо //

Вопросы психологии, 1967.- №2. – С.8-10.

2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер,

1996. – 176 с.

3. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения / Сост.: Л. Ю. Гордин, А.

А. Фролов. 1984. – 508 с.

4. Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Браун, Дж., Д.

Кристенсен. - СПб Питер, 2001 – 352 с.

5. Зацепин, В.И. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов / В.И.

Зацепин, В.Д. Цимбалюк - М. : Мол. гвардия, 1989. - 415 с.



В раздел образования