Авторы: Коробицкая Анастасия Геннадьевна, Пермякова Татьяна Владимировна
Должность: воспиттатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 156
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Роль семьи в воспитании личности ребёнка
Раздел: дошкольное образование
Пермякова Т. В., Коробицкая А. Г.,
МБДОУ детский сад г.Иркутска № 156
Роль семьи в воспитании личности ребёнка.
Делом большой государственной важности в нашей стране является
воспитание подрастающего поколения. Дети воспитываются в дошкольных
учреждениях, в школах и внешкольных заведениях. Но первыми и главными
воспитателями являются родители. Они начинают влиять в то время, когда
дети только вступают в жизнь и впервые начинают познавать окружающий
мир. Воспитательное воздействие родителей бывает особенно сильным, мать
и отец воспитывают не только словом, но и личным примером, своим
поведением.
По мнению Л.А Колпаковой семья – это социальная группа, члены которой
объединены юридическими либо фактическими брачными отношениями
родства или свойства, взаимными правами и обязанностями, вытекающими
из семейных правонарушений, общностью быта и эмоционально
психологическими связями. В этой социальной группе живут и
воспитываются наши дети.
На протяжении многих лет воспитанию детей в семье уделялось огромное
внимание. «Воспитание, говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский, –
не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем
сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой
жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой». И первейшая задача
семьи, на наш взгляд, состоит в том, чтобы формировать у детей черты
нового человека, готовить к активному строительству своего будущего.
Правильное воспитание в семье во многом зависит от слаженности и
организованности семейного коллектива. Когда отношения между
родителями основаны на чувстве любви и взаимного уважения, у детей
развивается и формируется чувство товарищеской взаимопомощи. Дети
умеют сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а
впоследствии с интересами всего общества.
Вся воспитательная работа в образовательных учреждениях и в семье должна
быть направлена на формирование у подрастающего поколения высоких
моральных качеств, дисциплинированности и организованности,
коллективизму, правдивости и честности, умению оценивать свои поступки и
поступки товарищей. Воспитание моральных качеств детей в семье доступно
всем родителям. Стоит только систематически и серьезно этим заниматься,
своевременно предупреждать недостатки в поведении детей. Воспитать
ребенка легче, чем перевоспитать, – об этом должны родители всегда
помнить.
С переходом на новый качественный уровень образования, в работе с детьми
мы используем ряд инновационных методов и технологий. Создание
обстановки эмоционального комфорта и благополучия в семье, накопление
знаний родителей о формах и методах детского воспитания, способствуют
улучшению детско-родительских отношений. В нашем дошкольном
учреждении уделяется особое внимание к работе с родителями
воспитанников. Сад и педагоги в целом работают по запланированному
годовому плану. Проводятся родительские собрания, мастер-классы, круглые
столы, открытые площадки. Данная работа требует тесного контакта с
семьями воспитанников. Наша задача – помочь ребенку войти в современный
мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми.
И здесь огромное значение имеет эмоциональное отношение ребенка с
родителями. Родителей младших дошкольников мы учим совместно с
ребенком играть, старших – организовывать семейные праздники,
экскурсию по городу, походы и многому другому. Родители готовят
презентации, работают над портфолио ребенка, участвуют в конкурсах
детского мастерства, делятся совместными семейными фотографиями. Они
охотно взаимодействуют с педагогами, с интересом включаются в
деятельность учреждения, группы. У нас в саду стало ежегодной традицией
проведение таких интересных семейных мероприятий, как «Папа, мама, я –
спортивная семья», «Минута славы». Эти конкурсы требуют внутрисемейной
подготовки. Родители с детьми дома готовят номера, костюмы, придумывают
названия команд, эмблемы, учат девизы, песни, танцы. И все это
стимулирует их на совместное сотрудничество.
Мы, педагоги, получаем огромное удовольствие, когда видим, что
совместные труды приносят результат. Тесная связь родителей и педагогов
помогает вовремя внести необходимые поправки в воспитание детей и
предупредить неправильные поступки. Нужно помнить, что успеха в
воспитании подрастающего поколения мы можем добиться сообща,
обеспечив единство требований со стороны педагогов и родителей. В своих
трудах советский замечательный педагог А.С. Макаренко оставил много
ценных советов по воспитанию детей. Его рекомендации, принципы и
методы остаются актуальными и в наше время. С раннего возраста, считал
деятель, нужно воспитывать в детях правдивость и честность. Для этого надо
разъяснить ребенку, что эти качества заключаются не только в том, чтобы
говорить правду, но и выполнять свои обещания, держать слово. Малыши
стараются во всем подражать окружающим, и в первую очередь, своим
родителям. У детей нет достаточных знаний и нет жизненного опыта, они не
могут самостоятельно разобрать, что хорошо, а что плохо. Из этого следует,
что поведение родителей – важнейшее средство воспитания ребенка в семье.
Особенно важным пунктом хочется отметить патриотическое воспитание
ребенка в семье. Родители непринужденно в беседе, при чтении книг могут
донести до маленьких слушателей интерес к своей Родине, гордость за ее
героев, верность традициям. У нас многонациональная страна. Задача
родителей воспитывать детей в духе дружбы и товарищества, уважения к
любой национальности. Но нужно помнить, главное в воспитании детей – это
правильная организация жизни семьи, организация личной и общественной
жизни самих родителей. Правильная организация жизни семьи, организация
личной и общественной жизни родителей является главным залогом
успешного воспитания. Значимость семьи как ведущего фактора
социализации обуславливается ее влиянием на формирование личности
ребенка, его потребностей, мотиваций, отношений к себе и окружающим.
Семья формирует основы личности – интеллектуальные и эмоциональные,
дает представления о добре и зле, вводит в мир ценностей. Она формирует
основные моральные и нравственные принципы.
В заключении хочется отметить, что каждая семья - это ячейка общества, она
представляет собой определенную систему социальных отношений, качество
которых обуславливает социальную ситуацию развития ребенка в семье.
Список литературы:
1. Заззо, Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды / Р. Заззо //
Вопросы психологии, 1967.- №2. – С.8-10.
2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер,
1996. – 176 с.
3. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения / Сост.: Л. Ю. Гордин, А.
А. Фролов. 1984. – 508 с.
4. Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Браун, Дж., Д.
Кристенсен. - СПб Питер, 2001 – 352 с.
5. Зацепин, В.И. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов / В.И.
Зацепин, В.Д. Цимбалюк - М. : Мол. гвардия, 1989. - 415 с.