Напоминание

Духовно нравственное воспитание в работе классного руководителя


Автор: Тараненко Марина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 37 г. Орла
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: статья
Тема: Духовно нравственное воспитание в работе классного руководителя
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителя

Духовный - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его,

ум и воля.

В.И.Даль «Толковый словарь»

Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется

человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»

Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или

иначе, думают все. Раздумья педагогов усиливаются под влиянием общества, которое как

никогда проявляет активную заинтересованность в будущем Российского образования.

Всё больше совершенствуется, модернизируется, усложняется учебный процесс. Никогда

ещё не было столько программ, конкурсов, проектов. Но, к сожалению, большинство этих

нововведений ориентировано на общемировые стандарты: функциональную грамотность,

компетентность и, как конечную цель, деловой успех, отодвигая на вторые позиции

процесс привития общечеловеческих ценностей. Уже, в который раз, в истории

Российского образования, нарушается баланс основных функций школы – обучения,

воспитания и развития.

Неся ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости обучения, мы

должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и

рациональными

или

нравственно

зрелыми

личностями.

Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения

педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически

организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных

ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями

этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство,

семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные

объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские,

иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Важность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у

многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов,

объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. Причиной

этому послужили крупные социально-экономические перемены, произошедшие в стране

на рубеже веков, явившиеся не лучшим временем для нашего Отечества, для нашего

общества. В сознании людей постепенно укоренился приоритет материальных интересов

над духовными, ощущается распад морально-этических норм в обществе. За утратой

нравственных ценностей как следствие появились духовный вакуум, безразличие к судьбе

своей

страны,

своих

соотечественников.

В

создавшихся

условиях

становится

затруднительным дальнейшее поступательное развитие страны во всех сферах её

жизнедеятельности.

Такое положение дел привело к острой необходимости позитивного влияния на

духовную сферу общества, стремления возродить национальную идею России, изменить

сознание граждан. Особо ценными в этом направлении стали шаги, предпринимаемые

государственными органами и общественными организациями для создания условий, при

которых

у

подрастающего

поколения

россиян

формировались

бы

духовность,

нравственность, чувство гордости за славную историю Отечества, вырабатывалось бы

стремление участвовать в созидательной жизни и укреплении страны.

В посланиях Президента России Д.А.Медведева Федеральному собранию Российской

Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас

моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и

экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать

масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных

ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к

самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей

отечественной

истории».

В связи с этим важная роль в организации духовно-нравственного воспитания граждан

и в последующей духовно-нравственной консолидации российского общества,

в

повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, настоящему и

будущему своей страны отводится образованию. Духовно-нравственное развитие и

воспитание юных россиян, являясь первостепенной задачей современной образовательной

системы, представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Основная цель воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и

воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой

разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта

общего образования. Современный воспитательный идеал – это высоконравственный,

творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою

личную,

осознающий

ответственность

за

настоящее

и

будущее

своей

страны,

укоренённый

в

духовных

и

культурных

традициях

многонационального

народа

Российской Федерации.

Воспитание,

социально-педагогическая поддержка становления и развития

высоконравственного,

ответственного,

творческого,

инициативного,

компетентного

гражданина России должны ориентироваться на систему духовно - нравственных

ценностей (представлений), включающих в себя:

патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение

Отечеству;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям,

институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие,

честь, достоинство;

гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское

общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и

вероисповедания;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о

старших и младших, забота о продолжении рода;

труд

и

творчество

уважение

к

труду,

творчество

и

созидание,

целеустремлённость и настойчивость;

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные

российские

религии

представления

о

вере,

духовности,

религиозной

жизни

человека,

ценности

религиозного

мировоззрения,

толерантности;

и, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство

и

литература

красота,

гармония,

духовный

мир

человека,

нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа

эволюция,

родная

земля,

заповедная природа,

планета Земля,

экологическое сознание;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс

человечества, международное сотрудничество.

Эта проблема стоит и перед нами, именно её я сделала ключевой в воспитательной работе

классного

руководителя.

В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями

ГУМАНИЗМА, СОТРУДНИЧЕСТВА, ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ.

Цели воспитания:

1.

Сохранение

духовно-нравственного

здоровья

детей.

Приобщение

их

к

нравственным и духовным ценностям.

2.

Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия края, России.

3.

Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи воспитания:

1.

Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников.

2.

Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных

культурных традиций.

3.

Ориентировать

семью

на

духовно-нравственное

воспитание

детей

путем

ознакомления родителей с основами педагогики и психологии, формирование

представлений о формах традиционного семейного уклада.

Для достижения поставленных целей использую

ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ,

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ,

ТРУДОВУЮ,

ЭСТЕТИЧЕСКУЮ,

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНУЮ,

ЦЕННОСТНО-

ОРИЕНТИРОВАННУЮ,

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ,

СПОРТИВНО-

ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ виды деятельности.

Руководствуюсь принципами:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

НА

ОСНОВЕ

ЗНАНИЯ

ДИАЛЕКТИКИ

СТАНОВЛЕНИЯ

И

РАЗВИТИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ВООБЩЕ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КОНКРЕТНОГО

РЕБЁНКА В ЧАСТНОСТИ;

ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ПРИРОДОСООБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАНИЯ;

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

ПЕДАГОГА

С

ВОСПИТАННИКАМИ ЧЕРЕЗ ПРОЯВЛЕНИЕ УВАЖЕНИЯ К НИМ.

В процессе воспитательной деятельности участвует весь педагогический коллектив,

дети, родители, а так же наше социальное окружение.

Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные

ценности. Исходя из этого, содержанием духовно-нравственного воспитания должно

быть: формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение,

потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к

природе,

законопослушности,

формирование

социально

одобряемых

взглядов

и

отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения,

потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

Я выбрала направления воспитательной деятельности через формирование следующих

ценностей

Любви к родине

Уважение к семье

Потребности в здоровом образе жизни

Осознания красоты

Трудолюбия

Бережного отношения к Земле

Культуры общения.

К средствам духовно-нравственного воспитания относятся общие и специфические

методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в

информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных

проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим

методом

духовно-нравственного

воспитания

является

вовлечение

учащихся

в

деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.

Формы работы с учащимися

Факультативные

занятия,

беседы,

классные

часы

духовно-нравственного

содержания.

Творческая художественная деятельность детей.

Проведение совместных праздников.

Просмотр

видеофильмов,

использование аудиозаписей

и

мультимедийной

продукции.

Тематические вечера эстетической направленности.

Организация выставок.

Формы работы с родителями

• Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

«Роль семьи в воспитании личности»

«Вечные истины в семье»

«Влияние средств массовой информации на развитие личности»

«Формирование

лучших

человеческих

качеств

у

детей

с

помощью

произведений литературы и искусства»

«Как любить своих детей»

• Лекторий для родителей.

• День открытых дверей.

• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).

• Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции

процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

• Индивидуальные консультации

• Наглядные средства: информационные стенды для родителей, папки-передвижки,

выставки детских работ.

• Проведение совместных с детьми праздников.

Работа по духовно-нравственному воспитанию проходит в рамках образовательного и

воспитательного

процесса.

Мы

активно

принимаем

участие

в

районных

мероприятиях.

Являемся организаторами социально-значимых дел, акций.

В школе проводятся традиционные праздники, в которых мы принимаем самое активное

участие:

Масленица

День птиц

Рождество

День земли

День матери

День семьи

Праздник славянской письменности.

неделя экологии, искусства, истории, иностранного языка, литературы

день творчества

день самоуправления

конкурс юных мастеров художественного слова.

Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и

содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как

классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.

Основной формой работы классного руководителя является классный час, где

школьники под руководством классного руководителя включаются в специально

организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к

окружающему миру, друг к другу, к самому себе.

Для планирования и проведения классных часов я активно привлекаю учащихся,

родителей, которые помогают мне определить тему и проблемные вопросы для

обсуждения. Нами разработаны и проведены классные часы: «Пушкины и Гончаровы в

Зарайске», «Семья – это то, что с тобою всегда», заочная экскурсия по местам боевой

славы, посвященная 630-летию Куликовской битве, акция «Георгиевская ленточка» и т.д.,

которые помогли увидеть развитие нашего классного коллектива и каждого учащегося,

развили

коммуникативные

навыки,

способствовали

формированию

нравственных

ценностей, свободы мышления, воображения, творчества.

Каждый классный час заканчивается рефлексией нашей коллективной творческой

деятельности – это или анкетирование, или беседа которая, которая заканчивается

словами: « Я понял, что… или Теперь я постараюсь…или Мне было интересно и

хорошо». Такая рефлексия помогает мне определить вектор дальнейшего развития

воспитания личности.

Современный учитель – воспитатель должен уметь ненавязчиво раскрыть перед

ребенком

перспективу

его

роста

и

развития.

Показателями

эффективностями

педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его

психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень

развития личности ребенка. Отследить это мне помогают специальные методики

(социометрия, личные педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование).

Данные психологической диагностики 4-го класса показывают положительную

динамику

межличностных

взаимоотношений

в

коллективе.

Наблюдаются

такие

фактические

изменения,

как

упорядоченность

жизнедеятельности

класса,

общий

положительный психологический климат, рост уровня воспитанности детей. Эти

перемены замечают и родители. В результате с их стороны проявляется взаимопонимание,

сотрудничество, помощь и поддержка.

Пройдёт время, и я думаю, станут, заметны результаты длительной работы по

воспитанию у детей чувства любви и доброты. А, как известно, любовь и доброта

начинается с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Дети учатся любви и

доброте у нас. Поэтому работа по нравственно-эстетическому и духовно-нравственному

направлениям определила возможность формирования у детей более сложных чувств и

понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству.

Краеведческий материал помогает пробуждать и развивать нравственные чувства

учащихся, лучшие личностные качества, формировать гражданскую позицию, ведь через

любовь к малой родине рождается патриот России и Гражданин Мира. На примерах

героизма людей воспитывается чувство любви и преданности родному краю. Содержание

уроков и внеклассных мероприятий, связанных с культурой, литературой развивают у

детей способность яснее замечать окружающую действительность, интересоваться

прошлым, задумываться о будущем. Не это ли основа духовно – нравственного

воспитания? Поэтому в качестве дидактического материала нужно как можно больше

использовать художественные произведения, знакомящие с историей родного края,

знаменитыми людьми, с основами православной культуры. А проведение бесед, классных

часов, Уроков Мужества, посещение городских музеев, организация экскурсий, походов

по

родному

краю,

сотрудничество

со

школьной

и

городской

библиотеками,

взаимодействие с семьями и изучение семейных традиций, проведение праздников,

организация

различных

выставок,

конкурсов,

эстафет

способствуют

активной

социализации, заинтересованности учащихся, их любознательности и вовлеченности в

деятельность. Я часто провожу такие мероприятия, использую при этом мультимедийное

оборудование. В этом году нашим классом был проведен классный час для учащихся

«Георгий Победоносец – символ победы добра над злом». Посещаем краеведческий

музей.

Весной

мы

планируем

совершить

экскурсию

в

Орловское

полесье.

Ребята нашего класса принимают активное участие в конкурсах рисунков, плакатов,

стихотворений, презентаций.

Хочется отметить, что это не только теоретическое

описание

процесса

воспитания,

а

система

работы,

практически

доказывающая

результативность данного подхода.

Благодаря такой работе, нам есть чем гордиться:

В нашем классе высокая успеваемость

Ученики класса принимают самое активное участие в жизни класса, школы.

Участвуют в районных мероприятиях: спортивных, конкурсах.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании

духовной атмосферы в школе, в классе, в семье, которая бы способствовала духовному

становлению

ученика,

пробуждала

в

нем

желание

делать

добро.

Но всё начинается с любви и уважению к своей малой Родине, к людям, которые нас

окружают. Этому способствуют походы по родному краю, слеты, экскурсии. Результатом

этой деятельности является моральная воспитанность, выражающаяся в следующих

показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных

правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные

чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными

нормами.



В раздел образования