Автор: Елена Николаевна Истомина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 54
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск
Наименование материала: Доклад
Тема: Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Раздел: дошкольное образование
Тема: Развитие речевой активности детей младшего дошкольного
возраста в игровой деятельности.
Актуальность.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на
сегодняшний день актуальна.
Известно, что в дошкольном возрасте развитие речи и усвоение
новых знаний в игре происходит значительно успешнее.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста-ИГРА.
Игра протекающая в коллективе, предоставляет исключительно
благоприятное условие для развития речи.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста в игровой
деятельности.
Задачи:
Повышение речевой активности детей
Обогащение и активизация словаря детей
Развитие мелкой моторики рук с использованием разных методов
Развитие звуковой культуры речи, связной речи
В ежедневной работе с детьми своей группы, я обязательно
использую игры. Важнейшей предпосылкой совершенствования
речевой активности детей является создание эмоционально
благоприятной ситуации, которая способствует возникновению
желания активно участвовать в речевом общении. И именно
игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых
развивается речь детей.
1.Настольные и дидактические игры
Благодаря использованию настольных и дидактических игр,
процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для
детей дошкольного возраста игровой форме. Параллельно с
развитие речи, развивается мелкая моторика рук, происходит
совершенствование грамматического строя, освоение смысловой
стороны слова.
2.Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на развитие связной
речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой,
говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам
зверей и т.д. таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается
речевая активность детей. Игрушки у врача, Строим дом, Строим
дом, В гости в сказку и т.д.
3.Музыкальные игры
Музыкальные игры (некоторые игры с пением способствуют развитию
фонетик-фонематического слуха). В музыкальной игре развиваем у детей
слуховое внимание и слуховую память; формируется звукообразование.
Проводятся игры: Угадай, что звучит? На каком инструменте играю?
Двигайся, как подскажет музыка. Сыграй как я.
4.Тетрализованные игры
Участвуя в тетрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол,
выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, живут его жизнью.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед
необходимостью четко, понятно изъясняться. Улучшается диалогическая
речь, её грамматический строй. Зверята, Где мы были, мы не скажем, а что
делали-покажем… Вкусные
конфеты покажем…Вкусные конфеты. Король и
т.д
5.Подвижные игры
Подвижные игры имеют большое значение для развития речи и
мышления детей, они активизируют, обогащают словарный запас,
улучшают фонематический слух детей. В подвижных играх
включен текст, стишок, который дети неоднократно повторяют.
«Совушка» «Гуси-лебеди» «У медведя во бору» и т.д.
6.Пальчиковые игры
Пальчиковые игры для развития речи -это простое и доступное
средство развития вербального интеллекта. Чем сильнее развита
мелкая моторика ребенка, тем ближе к норме его речь.
Проводятся пальчиковые игры в образовательной деятельности,
лого/час. Повседневной жизни, при умывании рук мы
проговариваем вместе с детьми:
кран открыли чик- чик , руки мыли шик- шик. Пусть бежит водичка
,мы умоем личико.
Использую: игры- потешки, массажные мячи, пластилин , вода,
песок и т.д.
Работа с родителями
Была организована работа с родителями
На род. собраниях были даны консультации: Особенности развития
речи мл. дошкольников.
Были представлены: консультации и буклеты: Развиваем речь,
играя. Играем пальчиками- речь развиваем. Папка- передвижка
Речевые игры по дороге в детский сад и т.д
Ведется работа совместно со специалистами (психологом и
логопедом) предоставляют рекомендации и консультации нам и
родителям.
Заключение
Благодаря последовательной, целенаправленной работе по данному
направлению были выявлены положительные изменения. Таким
образом, игровая деятельность связана со всеми сторонами
воспитательной и образовательной работы в группе. В ней
отражаются и развиваются знания и умения. Вся проводимая
работа является важнейшим фактором в процессе развития всех
сторон речи детей, а это является главной задачей всестороннего
развития ребенка.