Напоминание

"РОЛЬ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"


Автор: Заздравная Марьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №196 "Петушок"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "РОЛЬ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ СЕМЬИ ДЕТСКОГО САДА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения,

самыми главными мастерами, формирующими разум,

мысли малышей, являются мать и отец».

А. В. Сухомлинский

Современные

социологические

и

психолого-педагогиче ские

исследования позволяют утверждать, что семья является не просто важным, а

в

высшей

степени

действенным

компонентом

воспитания

детей

(Т.

В.

Антонова, Е. П. Арнаутова). В дошкольные годы ребёнок почти полностью

отождествляет

себя

с

семьёй.

Для

ребёнка

дошкольного

возраста

не

существует мир, а есть лишь окружение, которое и определяет его поведение.

Важнейшим

фактором

воздействия

семьи

на

личность

ребёнка

является

атмосфера

родственных

эмоциональных

связей,

эмоциональная

близость

между

членами

семьи.

Семью

называют

«школой

чувств»,

в

которой

закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут

строиться более сложные социальные чувства.

Велико значение семьи и в формировании нравственных качеств у

ребёнка дошкольного возраста. Забота каждого члена семьи о других её

членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных –

характерные

черты

подлинно

семейных

отношений,

которые

оказывают

сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребёнка.

Моральный облик родителей определяет, какие нравственные черты

будут воспитаны у детей в семье. В некоторых семьях из-за неправильного

понимания

принципа

«всё

для

детей»

родители

допускают

серьёзные

педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все

желания своего ребёнка, они нравственно изнеживают его. Но если ребёнок

привык удовлетворять только свои потребности и не замечать потребностей

других

членов

семьи,

он

растет

эгоистом.

А.

С.

Макаренко

говорил:

«безмерная,

жертвенная

любовь

к

детям

способна

воспитать

из

них

эгоистов».

Уже с двух лет ребёнок может ощущать себя членом семьи, эти чувства

начинают

проявляться

в

его

поведении,

если

малыша

систематически

привлекают

к

бытовому

труду

в

семье

при

правильном

руководстве

со

стороны взрослых, то у ребёнка воспитывается такие нравственные качества,

как ответственность, заботливость, бережливость.

Досуг – важная сторона семейного быта, а организация досуга – одна из

функций семьи, связанная с его воспитательной функцией. По тому, чем

заполнен досуг родителей и детей в семье, в какой мере родители являются

его организаторами, можно судить об эффективности семейного воспитания.

Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе

отдыхают, занимаются творческой деятельностью, способствует укреплению

и углублению духовных связей между ними.

Первые

воспитатели

ребёнка

мать

и

отец.

Исследования

отечественных социологов показывают, что 75,5 % родителей дошкольников

среди предпочитаемых жизненных ценностей называют «воспитание детей».

Роль родителей в воспитании дошкольников трудно переоценить.

В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие

образовательного

учреждения

с

родителями,

с

целью

создания

единого

образовательного «семья-детский сад» пространства, для их равноправного и

заинтересованного партнерства.

Успешность решения задач воспитания и развития ребенка во многом

определяется уровнем эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

Социальная

нестабильность,

занятость,

недостаточная

компетентность

в

вопросах дошкольной педагогики и психологии - вот немногие из причин,

ведущие к снижению воспитательного потенциала семьи, изменения ее роли

в процессе первичной социализации ребенка. Взаимодействие детского сада

и

семьи

-

сложная

задача,

как

в

организационном,

так

и

в

психолого-

педагогическом

плане.

Для

того

чтобы

родители

стали

активными

помощниками воспитателей, единомышленниками, союзниками, друзьями,

необходимо их вовлечь в жизнь детского сада. Родители и педагоги детского

сада - воспитатели одних и тех же детей и у них одна общая цель - вырастить

здоровых, творчески мыслящих детей, социально адаптированных к жизни.

Один из основных принципов ФГОС ДО - «сотрудничество с семьями»

-

более

детально

раскрывается

в

разных

положениях

Стандарта:

« сотрудничество в интересах семьи и повышения компетентности родителей

в вопросах развития и образования, охраны физического и психического

здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции

нарушений развития».

Основная цель работы с семьей: способствовать формированию в семье

максимальных

комфортных

условий

для

личностного

роста

и

развития

ребенка, возрождению семейного воспитания.

Задачи взаимодействия с семьей:

Создание единого образовательного пространства.

Возрождение

семейных

традиций

в

совместной

деятельности

семьи, ДОУ и учреждений дополнительного образования.

Формирование родительской ответственности.

Формирование

в

семье

позитивного

отношения

к

активной

общественной и социальной деятельности детей.

Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

Оказание

социально-психологической

помощи

родителям

в

осознании

собственных

семейных

и

социально-средовых

ресурсов,

способствующих

преодолению

внутрисемейных

проблем

и

проблем

взаимоотношений с ребенком.

Организация

и

проведение

семейного

досуга,

совместное

творчество.

Таким

образом,

от

участия

родителей

в

работе

дошкольного

учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде

всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое, важнее другое

– они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап,

мам,

дедушек,

бабушек,

которые,

оказывается,

так

много

знают,

так

интересно рассказывают, у которых такие золотые руки! Педагоги, в свою

очередь, имеют возможность лучше узнать семью, понять сильные и слабые

стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи,

а иногда и просто поучиться! Таким образом, можно говорить о реальном

дополнении семейного и общественного воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Евдокимова Е. С. Детский сад и семья. – М. : Мозаика- Синтез, 2008.

– 144 с.

2. Семейное воспитание. Краткий словарь / сост. И. В. Гребенников, Л.

В. Ковинько. – М., 1990.

3.

Собкин

В.

С.,

Марич

Е.

М.

Социология

семейного

воспитания:

дошкольный возраст // Труды по социологии образования. – Том.VII. – М.,

2002.



В раздел образования