Автор: Заздравная Марьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №196 "Петушок"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "РОЛЬ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ СЕМЬИ ДЕТСКОГО САДА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения,
самыми главными мастерами, формирующими разум,
мысли малышей, являются мать и отец».
А. В. Сухомлинский
Современные
социологические
и
психолого-педагогиче ские
исследования позволяют утверждать, что семья является не просто важным, а
в
высшей
степени
действенным
компонентом
воспитания
детей
(Т.
В.
Антонова, Е. П. Арнаутова). В дошкольные годы ребёнок почти полностью
отождествляет
себя
с
семьёй.
Для
ребёнка
дошкольного
возраста
не
существует мир, а есть лишь окружение, которое и определяет его поведение.
Важнейшим
фактором
воздействия
семьи
на
личность
ребёнка
является
атмосфера
родственных
эмоциональных
связей,
эмоциональная
близость
между
членами
семьи.
Семью
называют
«школой
чувств»,
в
которой
закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут
строиться более сложные социальные чувства.
Велико значение семьи и в формировании нравственных качеств у
ребёнка дошкольного возраста. Забота каждого члена семьи о других её
членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных –
характерные
черты
подлинно
семейных
отношений,
которые
оказывают
сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребёнка.
Моральный облик родителей определяет, какие нравственные черты
будут воспитаны у детей в семье. В некоторых семьях из-за неправильного
понимания
принципа
«всё
для
детей»
родители
допускают
серьёзные
педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все
желания своего ребёнка, они нравственно изнеживают его. Но если ребёнок
привык удовлетворять только свои потребности и не замечать потребностей
других
членов
семьи,
он
растет
эгоистом.
А.
С.
Макаренко
говорил:
«безмерная,
жертвенная
любовь
к
детям
способна
воспитать
из
них
эгоистов».
Уже с двух лет ребёнок может ощущать себя членом семьи, эти чувства
начинают
проявляться
в
его
поведении,
если
малыша
систематически
привлекают
к
бытовому
труду
в
семье
при
правильном
руководстве
со
стороны взрослых, то у ребёнка воспитывается такие нравственные качества,
как ответственность, заботливость, бережливость.
Досуг – важная сторона семейного быта, а организация досуга – одна из
функций семьи, связанная с его воспитательной функцией. По тому, чем
заполнен досуг родителей и детей в семье, в какой мере родители являются
его организаторами, можно судить об эффективности семейного воспитания.
Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе
отдыхают, занимаются творческой деятельностью, способствует укреплению
и углублению духовных связей между ними.
Первые
воспитатели
ребёнка
–
мать
и
отец.
Исследования
отечественных социологов показывают, что 75,5 % родителей дошкольников
среди предпочитаемых жизненных ценностей называют «воспитание детей».
Роль родителей в воспитании дошкольников трудно переоценить.
В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие
образовательного
учреждения
с
родителями,
с
целью
создания
единого
образовательного «семья-детский сад» пространства, для их равноправного и
заинтересованного партнерства.
Успешность решения задач воспитания и развития ребенка во многом
определяется уровнем эффективного взаимодействия детского сада и семьи.
Социальная
нестабильность,
занятость,
недостаточная
компетентность
в
вопросах дошкольной педагогики и психологии - вот немногие из причин,
ведущие к снижению воспитательного потенциала семьи, изменения ее роли
в процессе первичной социализации ребенка. Взаимодействие детского сада
и
семьи
-
сложная
задача,
как
в
организационном,
так
и
в
психолого-
педагогическом
плане.
Для
того
чтобы
родители
стали
активными
помощниками воспитателей, единомышленниками, союзниками, друзьями,
необходимо их вовлечь в жизнь детского сада. Родители и педагоги детского
сада - воспитатели одних и тех же детей и у них одна общая цель - вырастить
здоровых, творчески мыслящих детей, социально адаптированных к жизни.
Один из основных принципов ФГОС ДО - «сотрудничество с семьями»
-
более
детально
раскрывается
в
разных
положениях
Стандарта:
« сотрудничество в интересах семьи и повышения компетентности родителей
в вопросах развития и образования, охраны физического и психического
здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции
нарушений развития».
Основная цель работы с семьей: способствовать формированию в семье
максимальных
комфортных
условий
для
личностного
роста
и
развития
ребенка, возрождению семейного воспитания.
Задачи взаимодействия с семьей:
Создание единого образовательного пространства.
Возрождение
семейных
традиций
в
совместной
деятельности
семьи, ДОУ и учреждений дополнительного образования.
Формирование родительской ответственности.
Формирование
в
семье
позитивного
отношения
к
активной
общественной и социальной деятельности детей.
Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
Оказание
социально-психологической
помощи
родителям
в
осознании
собственных
семейных
и
социально-средовых
ресурсов,
способствующих
преодолению
внутрисемейных
проблем
и
проблем
взаимоотношений с ребенком.
Организация
и
проведение
семейного
досуга,
совместное
творчество.
Таким
образом,
от
участия
родителей
в
работе
дошкольного
учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде
всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое, важнее другое
– они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап,
мам,
дедушек,
бабушек,
которые,
оказывается,
так
много
знают,
так
интересно рассказывают, у которых такие золотые руки! Педагоги, в свою
очередь, имеют возможность лучше узнать семью, понять сильные и слабые
стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи,
а иногда и просто поучиться! Таким образом, можно говорить о реальном
дополнении семейного и общественного воспитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Евдокимова Е. С. Детский сад и семья. – М. : Мозаика- Синтез, 2008.
– 144 с.
2. Семейное воспитание. Краткий словарь / сост. И. В. Гребенников, Л.
В. Ковинько. – М., 1990.
3.
Собкин
В.
С.,
Марич
Е.
М.
Социология
семейного
воспитания:
дошкольный возраст // Труды по социологии образования. – Том.VII. – М.,
2002.