Автор: Гафиатуллина Рамзия Шамиловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №78 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения"
Населённый пункт: Авиастроительный район город Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Дидактические игры по развитию речи своими руками детей раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Дидактические игры по развитию речи
своими руками детей раннего возраста»
С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь,
как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в
целом. Изучая методическую литературу, изучая опыты известных педагогов по
данной проблеме и наблюдая за речью и играми детей, пришла к выводу, что через
дидактические игры у детей дошкольного возраста развитие речи происходит
быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, дидактическая игра
является основным видом деятельности. Любая деятельность ребёнка проявляется в
игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет благоприятные условия для
развития речи. Игра развивает речь, а речь организует игру. Играя, ребёнок учится, а
ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – речи. В дошкольном
возрасте усвоение новых знаний в дидактической игре происходит значительно
успешнее, чем на занятиях. Ребёнок, увлечённый замыслом новой игры, как бы не
замечает того, что он учится, хотя при этом он и сталкивается с затруднениями.
Дидактическая игра – это не просто развлечение, это труд ребёнка, его жизнь. У нас
с вами общая цель и задача.
Цель: Развивать речь детей, обогащать словарный запас через дидактические игры.
Задачи: - Создание условий для игровой деятельности детей в группе.
- Формирование грамматического строя речи.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи.
В группе созданы условия для полноценной развитие речи детей через
дидактические игры. В группе есть уголок дидактических игр по развитию речи и
чтение художественной литературы. Для развития речи есть разные дидактические
игры не только покупные, но и игры сделаны своими руками.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку
воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий
постановки звуков.
Игра это «Приготовь щи или свари кашу». Цель этой игры закрепление
представлений об основных принципах гигиены питания, о полезных для здоровья
свойствах продуктов. Развивать словарный запас, память, речь.
Дидактическая игра «Чья тень?»
Цель: развитие речи, зрительной памяти, восприятия, расширение кругозора
Дидактическая театрализованная игра "Двор"
Цель: учить находить и называть домашних птиц и животных, закреплять навыки
звукоподражания голосам птиц и животных, развивать устную связную речь.
Дидактическая игра «Матрешки»
Цель игры: Закрепление знаний о цвете и размере, количественном счете предметов;
формирование представлений о русской культуре, эстетике и красоте русского
узора; развитие памяти, речи, самостоятельности, активности.
Дидактическая игра «Собери сказку»
Цель: развивать память, внимание, мышление, связную монологическую речь, учить
составлять сказку по картине.
Дидактическая игра «Кто что ест»
Цель: Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие
животные; Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую
моторику рук;
Дидактическая игра «Паровозик»
Цель: развитие фонематического слуха, активизация речи, обогащение,
систематизация словаря; развитие слухового восприятия; развитие мелкой моторики
пальцев рук; развитие тактильных ощущений.
Дидактическая игра «Магазин овощей и фруктов»
Цель: развитие навыка классификации овощей и фруктов по внешним признакам,
определения формы окружающих предметов, развитие связной речи.
Завершая свое выступление хочу подвести итог, что дидактическая игра — является
отличным средством обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную,
интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе
которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и
закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а
также формируются социально значимые черты личности.