Напоминание

Тема: «Адаптация в образовательной среде в условиях учреждения закрытого типа на уроках математики"


Автор: Миляуша Рашитовна Ситдикова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Раифская СОШ ЗМР РТ"
Населённый пункт: с. Бело - Безводное, Зеленодольский Район, Республика Татарстан.
Наименование материала: Методическая разработка из опыта работы в образовательном учреждении.
Тема: Тема: «Адаптация в образовательной среде в условиях учреждения закрытого типа на уроках математики"
Раздел: полное образование





Назад




Тема: «Адаптация в образовательной среде в условиях учреждения закрытого типа на уроках ма-

тематики»

Главная задача «Новой школы» состоит в раскрытии способностей

каждого ученика, воспитании личности, готовой к жизни в высокотех-

нологичном конкурентном мире.(Д.А. Медведев) Эти слова премьер

министра определяют запросы государства, предъявляемые к учителю.

Но…Все вы знаете, что детей приносят аисты. Дети бывают разные

способные, одаренные… и «колючие, кусачие..» - недолюбленные, ко-

торые чаще всего к нам и попадают.

Подростки, попавшие к нам не имеют глубоких и прочных эмоци-

ональных контактов со старшими, не чувствуют с их стороны понима-

ния, признания и уважения. Поэтому он выражает протест. Этот мо-

мент в работе с подростками для нас важен. Мы в школе постоянно

стремимся максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуаль-

ными особенностями, а также гибко реагировать на изменения внешне-

го мира.

Особая позиция состоит в том, что ребенок непросто ученик, он –

личность. В своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом

и воспитательном значении» К.Д.Ушинский пришел к выводу, что

только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок никогда

не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от

того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться.

Поэтому радости познания, радости творчества и радости общения определяют главный

смысл деятельности учителя. Наша задача – создать каждому ученику ситуацию успеха, пере-

жить радость достижения, осознать свои возможности и поверить в себя.

Первая ступень отогреть, т.е. создать такую эмоциональную атмосферу,

чтобы повернуть его лицом к нам, чтобы ребенок поверил взрослому, захотел

услышать и услышал нас. И на этом этапе я использую улыбку на уроке,

неожиданность, афоризм или притчу, слова поддержки, чтобы преодолеть

неуверенность в своих силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружаю-

щих. Конечно не сразу моя улыбка будет воспринята, но здесь действует «принцип рассола», ре-

бенок пришедший в класс, увидевший горящие глаза своих одноклассников, непременно уже на-

половину повернут в мою сторону

Следующая задача заинтересовать, мотивировать. Внесение мотива – показывает ребенку ради

чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Этот про-

цесс трудоемкий, долгий, индивидуальный. Чем больше мероприятий мы проводим на этом эта-

пе, тем больше надежды, что ребенок поднимется выше по лестнице успеха. Поэтому я исполь-

зую самые разнообразные мотивирующие приемы на уроках:

- яркое пятно,

здесь позволяет усилить мотивацию компьютер применение цвета, графи-

ки, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать ре-

альную обстановку деятельности

.

-

создание проблемной ситуации, (куда подарок упадет)

-практическое применение материала, (скриншоты сказка про пшеницу, легенда о шах-

матной доске, легенда о короне)

- опора на субъективный опыт учащихся, т.е связь с жизненным опытом учащихся (бата-

рейки внизу,)

- актуальность проблемы

- рефлексия

(противоречие с имеющимся опытом, которые указывают на недостаток

знаний и необходимость их приобретения),

Следующая ступень дать инструмент и возможность поверить в свои силы. Для определения ка-

кой же инструмент нужен для данного ребенка я провожу стартовую диагностику (срез знаний)

Очень важную роль имеет первоначальная «входная» диагностика учащегося (здесь мы

рассматриваем традиционный уровень знаний, умений и навыков и уровень развития общенауч-

ных умений и навыков как способность продолжать образование данной степени). Данная диа-

гностика проводится с каждым учащимся без исключения, при поступлении в школу, независимо

от времени его поступления: (с новичками проводим срезы знаний по всем предметам после

двухнедельной учебы в школе). Для этих целей предусмотрен ряд методик, и других диагности-

ческих материалов. В результате формируются данные, которые удобно использовать в своей по-

вседневной работе.

Затем планирую индивидуальную деятельность с учеником, опираясь на результаты этих

исследований, имея представления о внутренних, психологических особенностях ребенка, о его

возможностях и проблемах.

Большое внимание приходится уделять, казалось бы, простым навыкам и умениям, как ве-

дение тетради, работа с учебником, и более сложным – таким как поиск нужной информации,

конспектирование и т.д. Ведь низкий уровень развития общеучебных умений и навыков у вновь

поступивших учащихся, один из факторов неуспешности ученика (если не обращать на эту

проблему внимания, мы не получим на выходе из школы человека, способного к дальнейшему

развитию: образовательному, профессиональному, личностному.)

Что же нужно сделать, чтобы ученик мог гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситу-

ациям; видел трудности и искал пути их преодоления, используя современные технологии; мог

бы чётко осознавать, где и каким образом приобретённые знания могут быть применены на

практике; умел бы грамотно работать с информацией; был коммуникабельным; мог самостоя-

тельно работать над собственным развитием?

Ответом могут послужить слова А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший

учит её находить».

Каждый учитель предметник включает всевозможный комплекс технологий адаптивного обуче-

ния как условие и средство проектирования адаптивной образовательной среды ученика:

проблемное обучение, игровая деятельность, самостоятельное обучение, уровневая дифференци-

ация, модульное обучение, технология развития критического мышления и др. Ключевой пози-

цией является – сотрудничество и сотворчество, на уроке происходит не воздействие, а взаимо-

действие. Где учащийся имеет активную позицию, а учитель – «дирижер» создающий условия

для развития учащихся.

Комбинируя различные методы (традиционные и новые) можно добиться, на мой взгляд,

серьезных успехов в своей работе. Чтобы поддерживать интерес к своему предмету я раскрываю

перед учащимися своеобразие математики как науки и заостряю внимание детей на её значении в

практической жизни. (т.к. в памяти человека остается 75% материала, если ученик вовлечен в

активные действия в процессе обучения, то я стараюсь использовать практические работы и зада-

чи практической направленности).

Математические знания тесно связаны между собой: изложение нового материала всегда базиру-

ется на ранее изученном материале. Поэтому большинство затруднений учащихся и отсутствие

интереса к уроку вызывается не столько сложностью изучаемого материала, сколько бессистем-

ностью полученных знаний и навыков. Для систематизации знаний

активно использую ИКТ это

объяснение нового материала, тестирование, решения задач по готовым чертежам, а также ис-

пользую на уроках карточки с алгоритмом решения.

При этом использую следующие приемы:

1.Авансирования успешного результата, что помогает мне выразить свою твердую убежденность

в том, что ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает

ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не со-

мневаюсь в успешном результате”.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах со-

вершения деятельности– помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, по-

желания. “Возможно, лучше всего начать с…”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.

Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или со-

вершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к

кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

Эффективное развитие математических способностей у учащихся невозможно без использования

в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софиз-

мов. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, творчества и оригинальности

Здесь Я выделяю пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы по-

ощрять творчество:

1. Внимательное отношение к необычным вопросам.

2. Уважительное отношение к необычным идеям.

3. Показать детям, что их идеи имеют ценность.

4. Предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это.

5. Предоставлять время для неоцениваемой практики или обучения.

Последний принцип требует объяснения. Внешняя оценка создает угрозу и, возможно, потреб-

ность в обороне. Поэтому детям необходим какой-то промежуток времени, в течение которого

они не оцениваются. Таким образом не сдерживается свобода формирования идей.

На первых порах очень осторожно используем оценки. Отметка является педагогическим

стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания. Например, лучшим стимулом в

достижении успехов часто становится оценка 4. Если ученик получил оценку 4, то у него ещё

есть шанс и возможность добиться большего, в данном случае отличной оценки. Например, не

ставим отрицательных отметок, оценки выставляем не за знания, а за прилежание детей, их отно-

шение к занятиям, постепенно включая и оценки за знания и умения, приобретенные детьми.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика и поддерживает мини-

мальные усилия

2.

Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а

какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось это объяснение”. “Больше всего мне в

твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

На этом этапе любое даже малейшее продвижение вперед я стараюсь заметить, похвалить,

порадоваться вместе с ребенком. Это очень важно для него (добрым словом, оценкой)

В младших классах это доброе слово, оценка, а в экзаменационных классах для отслежива-

ния успеха составляем карту достижений, где дети сами отмечают свои результаты.

Переживание этой ситуации: повышает мотивацию учения и развивает познавательные ин-

тересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует

к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности такие, как тревож-

ность, неуверенность, самооценку; развивает активность, инициативность, креативность, под-

держивает в классе благоприятный психологический климат.

А далее усложняем задачу, ставим перед выбором и поддерживаем.

Методы работы с учениками, формы обучения и подходы к органи-

зации учебного процесса подбираются в зависимости от того, какие дети

учатся в том или ином конкретном классе. Не ребёнок адаптируется в

школе, а школа готова подстраиваться под него, исходя из его особенно-

стей. Как результат – разноуровневая система обучения, дающая возможность каждому ученику

реализоваться.

Важным условием для осознания и раскрытия своих способностей и умением реализовы-

вать практические навыки полученных знаний является участие ребят в различных конкурсных

программах, в дистанционных олимпиадах, где есть возможность проявить себя, посоревновать-

ся со своими одноклассниками. Мы с ребятами успешно участвуем во многих мероприятиях та-

кого рода и имеем не плохие результаты.

Подводя итоги сказанному, можно сказать, что наша школа помогает каждому ребенку

найти свое место в жизни, развить свои дарования, реализовать себя. А функции учителя заведе-

ния закрытого типа значительно шире и глубже. Он не только преподаватель, но и наставник,

воспитатель, социальный работник, осуществляющий педагогическую поддержку, реабилитатор,

психолог, психотерапевт, философ и популяризатор здорового образа жизни.

Конечно, мы стремимся, чтобы каждый ребенок, поступивший в наше училище, дошел до

самой верхней ступени, но к сожалению это происходит не со всеми детьми.

Т.к. нет предела совершенству, поэтому наша работа – это поиск новых методов и приёмов

в сфере адаптации учащихся.

Ситдикова М.Р.



В раздел образования