Автор: Миляуша Рашитовна Ситдикова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Раифская СОШ ЗМР РТ"
Населённый пункт: с. Бело - Безводное, Зеленодольский Район, Республика Татарстан.
Наименование материала: Методическая разработка из опыта работы в образовательном учреждении.
Тема: Тема: «Адаптация в образовательной среде в условиях учреждения закрытого типа на уроках математики"
Раздел: полное образование
Тема: «Адаптация в образовательной среде в условиях учреждения закрытого типа на уроках ма-
тематики»
Главная задача «Новой школы» состоит в раскрытии способностей
каждого ученика, воспитании личности, готовой к жизни в высокотех-
нологичном конкурентном мире.(Д.А. Медведев) Эти слова премьер
министра определяют запросы государства, предъявляемые к учителю.
Но…Все вы знаете, что детей приносят аисты. Дети бывают разные
способные, одаренные… и «колючие, кусачие..» - недолюбленные, ко-
торые чаще всего к нам и попадают.
Подростки, попавшие к нам не имеют глубоких и прочных эмоци-
ональных контактов со старшими, не чувствуют с их стороны понима-
ния, признания и уважения. Поэтому он выражает протест. Этот мо-
мент в работе с подростками для нас важен. Мы в школе постоянно
стремимся максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуаль-
ными особенностями, а также гибко реагировать на изменения внешне-
го мира.
Особая позиция состоит в том, что ребенок непросто ученик, он –
личность. В своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом
и воспитательном значении» К.Д.Ушинский пришел к выводу, что
только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок никогда
не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от
того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться.
Поэтому радости познания, радости творчества и радости общения определяют главный
смысл деятельности учителя. Наша задача – создать каждому ученику ситуацию успеха, пере-
жить радость достижения, осознать свои возможности и поверить в себя.
Первая ступень отогреть, т.е. создать такую эмоциональную атмосферу,
чтобы повернуть его лицом к нам, чтобы ребенок поверил взрослому, захотел
услышать и услышал нас. И на этом этапе я использую улыбку на уроке,
неожиданность, афоризм или притчу, слова поддержки, чтобы преодолеть
неуверенность в своих силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружаю-
щих. Конечно не сразу моя улыбка будет воспринята, но здесь действует «принцип рассола», ре-
бенок пришедший в класс, увидевший горящие глаза своих одноклассников, непременно уже на-
половину повернут в мою сторону
Следующая задача заинтересовать, мотивировать. Внесение мотива – показывает ребенку ради
чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Этот про-
цесс трудоемкий, долгий, индивидуальный. Чем больше мероприятий мы проводим на этом эта-
пе, тем больше надежды, что ребенок поднимется выше по лестнице успеха. Поэтому я исполь-
зую самые разнообразные мотивирующие приемы на уроках:
- яркое пятно,
здесь позволяет усилить мотивацию компьютер применение цвета, графи-
ки, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать ре-
альную обстановку деятельности
.
-
создание проблемной ситуации, (куда подарок упадет)
-практическое применение материала, (скриншоты сказка про пшеницу, легенда о шах-
матной доске, легенда о короне)
- опора на субъективный опыт учащихся, т.е связь с жизненным опытом учащихся (бата-
рейки внизу,)
- актуальность проблемы
- рефлексия
(противоречие с имеющимся опытом, которые указывают на недостаток
знаний и необходимость их приобретения),
Следующая ступень дать инструмент и возможность поверить в свои силы. Для определения ка-
кой же инструмент нужен для данного ребенка я провожу стартовую диагностику (срез знаний)
Очень важную роль имеет первоначальная «входная» диагностика учащегося (здесь мы
рассматриваем традиционный уровень знаний, умений и навыков и уровень развития общенауч-
ных умений и навыков как способность продолжать образование данной степени). Данная диа-
гностика проводится с каждым учащимся без исключения, при поступлении в школу, независимо
от времени его поступления: (с новичками проводим срезы знаний по всем предметам после
двухнедельной учебы в школе). Для этих целей предусмотрен ряд методик, и других диагности-
ческих материалов. В результате формируются данные, которые удобно использовать в своей по-
вседневной работе.
Затем планирую индивидуальную деятельность с учеником, опираясь на результаты этих
исследований, имея представления о внутренних, психологических особенностях ребенка, о его
возможностях и проблемах.
Большое внимание приходится уделять, казалось бы, простым навыкам и умениям, как ве-
дение тетради, работа с учебником, и более сложным – таким как поиск нужной информации,
конспектирование и т.д. Ведь низкий уровень развития общеучебных умений и навыков у вновь
поступивших учащихся, один из факторов неуспешности ученика (если не обращать на эту
проблему внимания, мы не получим на выходе из школы человека, способного к дальнейшему
развитию: образовательному, профессиональному, личностному.)
Что же нужно сделать, чтобы ученик мог гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситу-
ациям; видел трудности и искал пути их преодоления, используя современные технологии; мог
бы чётко осознавать, где и каким образом приобретённые знания могут быть применены на
практике; умел бы грамотно работать с информацией; был коммуникабельным; мог самостоя-
тельно работать над собственным развитием?
Ответом могут послужить слова А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший
учит её находить».
Каждый учитель предметник включает всевозможный комплекс технологий адаптивного обуче-
ния как условие и средство проектирования адаптивной образовательной среды ученика:
проблемное обучение, игровая деятельность, самостоятельное обучение, уровневая дифференци-
ация, модульное обучение, технология развития критического мышления и др. Ключевой пози-
цией является – сотрудничество и сотворчество, на уроке происходит не воздействие, а взаимо-
действие. Где учащийся имеет активную позицию, а учитель – «дирижер» создающий условия
для развития учащихся.
Комбинируя различные методы (традиционные и новые) можно добиться, на мой взгляд,
серьезных успехов в своей работе. Чтобы поддерживать интерес к своему предмету я раскрываю
перед учащимися своеобразие математики как науки и заостряю внимание детей на её значении в
практической жизни. (т.к. в памяти человека остается 75% материала, если ученик вовлечен в
активные действия в процессе обучения, то я стараюсь использовать практические работы и зада-
чи практической направленности).
Математические знания тесно связаны между собой: изложение нового материала всегда базиру-
ется на ранее изученном материале. Поэтому большинство затруднений учащихся и отсутствие
интереса к уроку вызывается не столько сложностью изучаемого материала, сколько бессистем-
ностью полученных знаний и навыков. Для систематизации знаний
активно использую ИКТ это
объяснение нового материала, тестирование, решения задач по готовым чертежам, а также ис-
пользую на уроках карточки с алгоритмом решения.
При этом использую следующие приемы:
1.Авансирования успешного результата, что помогает мне выразить свою твердую убежденность
в том, что ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает
ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не со-
мневаюсь в успешном результате”.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах со-
вершения деятельности– помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, по-
желания. “Возможно, лучше всего начать с…”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или со-
вершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к
кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
Эффективное развитие математических способностей у учащихся невозможно без использования
в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софиз-
мов. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, творчества и оригинальности
Здесь Я выделяю пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы по-
ощрять творчество:
1. Внимательное отношение к необычным вопросам.
2. Уважительное отношение к необычным идеям.
3. Показать детям, что их идеи имеют ценность.
4. Предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это.
5. Предоставлять время для неоцениваемой практики или обучения.
Последний принцип требует объяснения. Внешняя оценка создает угрозу и, возможно, потреб-
ность в обороне. Поэтому детям необходим какой-то промежуток времени, в течение которого
они не оцениваются. Таким образом не сдерживается свобода формирования идей.
На первых порах очень осторожно используем оценки. Отметка является педагогическим
стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания. Например, лучшим стимулом в
достижении успехов часто становится оценка 4. Если ученик получил оценку 4, то у него ещё
есть шанс и возможность добиться большего, в данном случае отличной оценки. Например, не
ставим отрицательных отметок, оценки выставляем не за знания, а за прилежание детей, их отно-
шение к занятиям, постепенно включая и оценки за знания и умения, приобретенные детьми.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика и поддерживает мини-
мальные усилия
2.
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а
какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось это объяснение”. “Больше всего мне в
твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
На этом этапе любое даже малейшее продвижение вперед я стараюсь заметить, похвалить,
порадоваться вместе с ребенком. Это очень важно для него (добрым словом, оценкой)
В младших классах это доброе слово, оценка, а в экзаменационных классах для отслежива-
ния успеха составляем карту достижений, где дети сами отмечают свои результаты.
Переживание этой ситуации: повышает мотивацию учения и развивает познавательные ин-
тересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует
к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности такие, как тревож-
ность, неуверенность, самооценку; развивает активность, инициативность, креативность, под-
держивает в классе благоприятный психологический климат.
А далее усложняем задачу, ставим перед выбором и поддерживаем.
Методы работы с учениками, формы обучения и подходы к органи-
зации учебного процесса подбираются в зависимости от того, какие дети
учатся в том или ином конкретном классе. Не ребёнок адаптируется в
школе, а школа готова подстраиваться под него, исходя из его особенно-
стей. Как результат – разноуровневая система обучения, дающая возможность каждому ученику
реализоваться.
Важным условием для осознания и раскрытия своих способностей и умением реализовы-
вать практические навыки полученных знаний является участие ребят в различных конкурсных
программах, в дистанционных олимпиадах, где есть возможность проявить себя, посоревновать-
ся со своими одноклассниками. Мы с ребятами успешно участвуем во многих мероприятиях та-
кого рода и имеем не плохие результаты.
Подводя итоги сказанному, можно сказать, что наша школа помогает каждому ребенку
найти свое место в жизни, развить свои дарования, реализовать себя. А функции учителя заведе-
ния закрытого типа значительно шире и глубже. Он не только преподаватель, но и наставник,
воспитатель, социальный работник, осуществляющий педагогическую поддержку, реабилитатор,
психолог, психотерапевт, философ и популяризатор здорового образа жизни.
Конечно, мы стремимся, чтобы каждый ребенок, поступивший в наше училище, дошел до
самой верхней ступени, но к сожалению это происходит не со всеми детьми.
Т.к. нет предела совершенству, поэтому наша работа – это поиск новых методов и приёмов
в сфере адаптации учащихся.
Ситдикова М.Р.