Напоминание

Создание условий для развития детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении


Автор: Фроленко Светлана Владимирова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №161
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Создание условий для развития детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование





Назад




Создание условий для развития детской одаренности в

дошкольном образовательном учреждении

Подготовил: Воспитатель

Фроленко С. В.

Дошкольное возраст является очень благоприятным периодом для

развития одаренности.

Одаренность - высокий уровень интеллектуальных способностей или

каких – либо специальных способностей, позволяющий индивиду достигать

высоких успехов в тех или иных видах деятельности.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде

деятельности.

Одаренные дети –

1)

термин,

используемый

применительно

к

детям,

чьи

интеллектуальные

способности

значительно

превышают

нормальный

уровень для данного возраста.

2) дети, демонстрирующие общие таланты в какой – либо сферах

деятельности.

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в

достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические

возможности

чрезвычайно

пластичны

на

разных

этапах

возрастного

развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных

видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности

разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно

к разным ее аспектам.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности,

имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный

техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить

свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в

школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности

(кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда

стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так,

ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от

педагога.

Виды одаренности:

В

практической

деятельности,

в

частности,

можно

выделить

одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность

различных

видов

в

зависимости

от

предметного

содержания

деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных

наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности — хореографическую,

сценическую,

литературно-поэтическую,

изобразительную

и

музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную

одаренность.

И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность,

которая проявляется в создании новых духовных ценностей и

служении людям.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно

дифференцировать:

актуальную одаренность;

потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика

ребенка

с

такими

наличными

(уже

достигнутьтми)

показателями

психического развития, которые проявляются в более высоком уровне

выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с

возрастной и социальной нормами.

Потенциальная

одаренность

это

психологическая

характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические

возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде

деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент

времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого

потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными

семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем

саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

явной одаренности;

скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка

достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при

неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его

одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной

форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность

ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его

могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и

поддержки.

Возрастная динамика развития одаренности.

Уже в самом раннем возрасте можно заметить самое первое

проявление способностей – склонностей к какому-либо виду деятельности,

которые наиболее ярко начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве

закладываются

общие

предпосылки

их

становления.

Формирование

познавательных способностей, включение их в становление образных форм

познания деятельности: восприятия, воображения, т.е. создание образного

фундамента интеллекта. Познавательные способности – это сенсорные,

интеллектуальные, творческие. С 3-х лет активно формируются сенсорные

эталоны. Основные интеллектуальные действия: наглядное моделирование,

замещение, использование готовых моделей и их построение. Творческие

способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить

оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку,

создать замысел игры. Дошкольники включаются в многообразные виды

деятельности: игру, конструирование, труд – все они имеют комплексный

характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических

способностей, прежде всего, организаторских.

По

критерию «особенности

возрастного

развития» можно

дифференцировать:

раннюю одаренность;

позднюю одаренность.

Решающими показателями здесь выступают темп психического

развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность

проявляется в явном виде. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений

одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода

относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили

название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») —

это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с

чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде

деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.

Особое

место

среди

таких

детей

занимают интеллектуальные

вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются

в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей.

Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2—3 лет, освоение чтения, письма

и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого

класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний

мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными

иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную

энциклопедию по истории и т.п.).

Важнейшим условием формирования

гармоничной

личности

является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект

наиболее значим в силу их специфических особенностей.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного

времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо

вести дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать

краткие выводы результатов наблюдения.

Формы работы с одаренными детьми:

- проекты индивидуальные, групповые, семейные;

- кружки и секции;

- конкурсы, викторины, соревнования;

- занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования;

- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;

- опытно-исследовательская деятельность.

Формы работы с родителями одаренных детей:

- родительский клуб;

- индивидуальные консультации психолога;

- детско-родительские проекты.

Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и

одаренного, имеет окружающая его среда. Нужно создавать сложное и

безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то

открывать, применять свою фантазию.

Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ

является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия.

Также можно добавить создание «уголка творчества», где имелись бы

в наличии самые разнообразные материалы для занятий художественной

деятельностью, развивающей творческую активность детей.

Также

можно

выделить

следующие психолого-педагогические

условия для развития одаренных детей:

- Обогатить окружающую среду ребенка самыми разнообразными

новыми

для

него

предметами

и

стимулами

с

целью

развития

его

любознательности, создать условия для проявления творческой активности и

развития изобразительных действий.

- Обеспечить благоприятную атмосферу, доброжелательность со

стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать

вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный

пример творческого подхода к решению проблем.

- Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений,

помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать

(или научиться делать) самостоятельно.

- Важно помнить, что одаренность – «дело штучное», и по отношению

к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный

подход

-

Единство

требований

к

малышу,

как

работников

детского

учреждения, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в

воспитании вне связи с семьей.

- Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в

группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у

каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них

особую

важность

приобретает

индивидуальный

подход

в

обучении,

воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере

условна. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия

«одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности

ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Роль семьи

Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо

одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к

ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях

такое

внимание

приводит

к

симбиозу,

т.е.

тесному

переплетению

познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое

внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии,

однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов

развития незаурядных способностей. Часто родителями таких одаренных

детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный

смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в

семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший уже вырос

и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого

ребенка. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного

ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы

становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-

эстетической,

спорте,

том

или

ином

виде

научного

познания.

Это

обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных

познавательных или каких-либо других интересов ребенка.



В раздел образования