Напоминание

Формирование самооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО


Автор: Ежова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: село Пичаево
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование самооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад




Совершенствование системы начального образования направлено на решение

ряда важнейших задач, это в свою очередь предполагает не только освоение

младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего

их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной

самостоятельности.

Начальная

школа

должна

помочь

детям

освоить

эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности

к сотрудничеству.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов

является сфера личностных универсальных учебных действий. В разделе

«Личностные универсальные учебные действия» говорится, что у современного

выпускника должна быть сформирована способность к самооценке на основе

критерия успешности учебной деятельности.

Сегодня мы живём в стремительно меняющемся мире. Для современного

общества недостаточны даже прочные и обширные знания, т. к. объём

информации удваивается каждые 10 лет. И, актуальные сегодня, завтра они

могут оказаться уже недостаточными. Чтобы не оказаться беспомощным во

взрослой

жизни,

у

ребёнка

необходимо

формировать

способность

к

саморазвитию, самовоспитанию, самообучению и самоконтролю. И тогда у него

в дальнейшем не возникнет проблем с самореализацией.

Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в

повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка

ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том,

чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже с

первого класса необходимо начать формировать такую самооценку.

Самооценка

это

важнейший

показатель

развития

личности,

компонент

самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных

жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять

уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими. Доктор

психологических наук А.И.Липкина обозначает самооценку как «отношение человека к

своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему

облику».

На заседаниях методических объединений рассматривались вопросы формирующей

оценки. Я заинтересовалась этой темой, изучила литературу, теоретическую часть,

опыт коллег.

Одним из новшеств отличия новых стандартов является формирование самооценки и

объективное оценивание друг друга уже в начальной школе.

Для

формирования

адекватной

самооценки

младших

школьников

мною

используются следующие методические приемы, в зависимости от темы и видов урока,

на различных этапах я стараюсь применять различные формы оценивания:

1. «Светофор»

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к

выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». В первом

классе предлагается детям «зажигать» цветные огоньки в тетрадях. Если работа на

уроке

прошла

успешно,

ученик

активно

работал,

не

испытывал

трудностей

при

изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый

кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда

быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради

рисуется

желтый

кружок:

«Нужна

небольшая

помощь».

Если

были

значительные

затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует

красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети

с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2. «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо

«СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

3. «Лесенка успеха»

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось

много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной

работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в

самостоятельной работе ошибок не допустил.

Основной целью моей деятельности на данном этапе является разведение

эмоциональной и содержательной оценок. На уроках используются «волшебные

линеечки», напоминающие ребёнку измерительный прибор (инструмент самооценки,

предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном), на которых ребёнок сам оценивал свою

работу. Ученикам предлагаются две линеечки, на которых оценивается правильность

выполненной работы (по общему количеству допущенных ошибок) и красота. Перед

началом измерения учащимся объясняется, что на самом верху «линеечки» может

поставить крестик тот ребёнок, который все слова написал правильно, в самом низу

этой «линеечки» - тот, кто все слова написал с ошибками. Таким образом, ребёнок

ставил крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает

данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному

критерию. Проверяя работу учащегося,

учитель ставит свой крестик на той же

«линеечке». Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся.

При этом самооценка учащихся должна предшествовать учительской оценке. А

оценивание детской работы учителем осуществляется по тем же критериям, по которым

ребенок оценивал себя.

В случае несоответствия оценки ученика и оценки учителя появляется повод для

рефлексии, которая влечёт за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет,

что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую

самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае используется работа

в парах: ученик сначала оценивает себя, затем обменивается тетрадями с соседом по

парте и уже оценивают друг друга.

Проверяя тетради, можно судить об адекватности оценки учащихся.

Особое внимание уделяется прогностической оценке. Для этого учителя

используют знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после

объяснения и закрепления нового материала, когда спрашиваешь у детей, все ли было

понятно на уроке? Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на

первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для

данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам даётся

небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как дети

познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее

выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает

прогностическую оценку ученика. Далее работа выполняется, проверяется и

сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не

допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно

оценил свою готовность к решению новой учебной задачи.

Важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо

выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те

моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или

иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.

Заключение. Если мы хотим развивать социально активную, реализующую свои

способности личность. Если мы хотим помочь нашим детям стать

самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за

свой выбор.



В раздел образования