Напоминание

Особенности активных и интерактивных методов и форм обучения в системе среднего профессионального образования


Автор: Калашникова Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Филиала государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области
Населённый пункт: г. Усолье -сибирское
Наименование материала: статья
Тема: Особенности активных и интерактивных методов и форм обучения в системе среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности активных и интерактивных

методов и форм обучения в системе среднего профессионального

образования

Основные формы профессионального образования включают в себя:

теоретическое обучение, практические занятия, зачеты, экзамены, различные

виды

практик

(учебная,

производственная,

преддипломная),

защита

выпускной квалификационной работы. Важным дополнением к основным

формам обучения являются научно-практические конференции и олимпиады

для студентов.

В рамках аудиторной и внеаудиторной работы широко известна

практика применения активных и интерактивных форм обучения.

Методы активного обучения (МАО) – совокупность педагогических

действий и приемов, создающих условия для мотивации обучающихся к

самостоятельному

инициативному

и

творческому

освоению

учебного

материала в процессе познавательной деятельности.

Развитие методов активного обучения обусловлено необходимостью

активизации познавательной деятельности студентов и создания условий для

повышения качества их обучения. На усмотрение преподавателя на занятиях

по дисциплине или профессиональному модулю можно использовать как

один метод активного обучения, так и сочетание нескольких методов.

Степень активности обучающихся зависит от того, сколько из четырех

видов активности на занятии проявляется (активное мышление, активное

действие, речь, эмоционально-личностное восприятие).

Например, в дискуссии проявляются следующие виды активности:

Мышление + Речь + Эмоционально-личностное восприятие.

На практическом занятии или лабораторной работе обучающийся, чаще

всего, активно мыслит и действует (если речь идет о технических

специальностях).

В деловой игре проявляются все виды активности, а на экскурсии –

только эмоционально-личностное восприятие.

Практика показывает, что при лекционном изложении учебного материала

студенты усваивают лишь 20-30 % информации, при самостоятельной работе

с источниками и литературой – 50%, при личном участии в изучаемой

деятельности – 90%.

Рассмотрим

краткую

характеристику

некоторых

активных

и

интерактивных форм и методов обучения в контексте самореализации

личности студентов в учебной деятельности.

Деловая игра - это метод группового обучения совместной деятельности в

процессе решения общих задач в условиях максимально возможного

приближения к реальным проблемным ситуациям. Проведение деловой игры,

как правило, состоит из следующих частей:

- инструктаж преподавателя о проведении игры (цель, содержание, конечный

результат, формирование игровых коллективов и распределение ролей);

-изучение студентами документации (сценарий, правила, поэтапные задания),

распределение ролей внутри подгруппы;

- собственно игра (изучение ситуации, обсуждение, принятие решения,

оформление);

- публичная защита предлагаемых решений;

- определение победителей игры;

- подведение итогов и анализ игры преподавателем.

Кейс-метод (от английского case – случай, ситуация) - представляет

собой усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод

активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении

путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). При

изучении конкретных ситуаций студент должен понять ситуацию, оценить

обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить

свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию

поведения.

«Деловой театр»

- в данном виде разыгрывается какая-либо ситуация,

поведение человека в этой обстановке, Студент должен вжиться в образ

определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти

правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки -

научить ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную

оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, влиять на

их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным

атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется

сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности

конкретных лиц, их задачи.

Методика «Займи позицию» - Использование методики «займи позицию»

позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников

той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса.

Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, т.е. вопроса,

предполагающего

противоположные,

взаимоисключающие

ответы

(например, «Вы за или против отмены смертной казни?»).

Все участники, подумав над вопросом, подходят к одной из четырех

табличек, размещенных в разных частях аудитории:

Абсолютно за

Абсолютно против

Скорее за

Скорее против

Полностью согласен

Полностью не согласен

Скорее согласен

Скорее не согласен

Метод

«Ситуация-упражнение»

-

анализ

данной

ситуации

требует

обращения

к

источникам

информации.

Участники

в

совместной

аналитической деятельности делятся на группы по три-пять человек, и

изучают ситуацию, готовят вопросы, связанные с ситуацией, и приступают к

поиску ответов, используя справочную литературу, Интернет-ресурсы или

консультируются у специалистов. Получив необходимую дополнительную

информацию, аналитики формулируют план действий, прогноз конечного

результата, проекты решений.

Процедура метода анализа конкретных ситуаций включает следующие

этапы:

1. введение в изучаемую проблему (актуальность, сложность и значение

решения);

2. постановку задачи (определяются круг задач, границы анализа и поиски

решений, устанавливается режим работы);

3. групповую работу над ситуацией;

4. групповую микродискуссию (обсуждение точек зрения и решений,

формирование единого подхода к проблемам, выбор лучшего решения в

данной ситуации);

5. итоговую беседу (подведение итогов с опорой на заранее разработанный

«ключ» анализа ситуации - оптимальный вариант решения проблемы).

Метод

паратеатра

технология

данного

метода

предусматривает

исполнение ведущим трех ролей: сценариста, режиссера и менеджера.

Сцена задается сценаристом. Как режиссер ведущий инструктирует актеров,

распределяет роли и, учитывая, как развиваются ситуации, как сценарист

моделирует ту или иную сцену.

Как менеджер, ведущий должен выполнить следующее:

сделать очевидными промахи обучаемых;

продемонстрировать возможные отрицательные последствия;

дать возможность обучаемым апробировать решения, на которые в

жизни они бы не отважились;

сделать

наглядными

удачные

ходы

обучаемых,

чтобы

развить

потенциальный успех в действительный.

Ведущий может одобрительными репликами подсказывать правильность

хода.

Из опыта практической реализации методов активного обучения можно

предложить несколько правил работы на занятии:

приветствуется командная работа

равные возможности для каждого участника

свобода выражения мнения при корректном отношении к мнению

других участников

конструктивная критика мнений, но не личности участника

все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к

размышлению.



В раздел образования