Автор: Калашникова Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Филиала государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области
Населённый пункт: г. Усолье -сибирское
Наименование материала: статья
Тема: Особенности активных и интерактивных методов и форм обучения в системе среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
Особенности активных и интерактивных
методов и форм обучения в системе среднего профессионального
образования
Основные формы профессионального образования включают в себя:
теоретическое обучение, практические занятия, зачеты, экзамены, различные
виды
практик
(учебная,
производственная,
преддипломная),
защита
выпускной квалификационной работы. Важным дополнением к основным
формам обучения являются научно-практические конференции и олимпиады
для студентов.
В рамках аудиторной и внеаудиторной работы широко известна
практика применения активных и интерактивных форм обучения.
Методы активного обучения (МАО) – совокупность педагогических
действий и приемов, создающих условия для мотивации обучающихся к
самостоятельному
инициативному
и
творческому
освоению
учебного
материала в процессе познавательной деятельности.
Развитие методов активного обучения обусловлено необходимостью
активизации познавательной деятельности студентов и создания условий для
повышения качества их обучения. На усмотрение преподавателя на занятиях
по дисциплине или профессиональному модулю можно использовать как
один метод активного обучения, так и сочетание нескольких методов.
Степень активности обучающихся зависит от того, сколько из четырех
видов активности на занятии проявляется (активное мышление, активное
действие, речь, эмоционально-личностное восприятие).
Например, в дискуссии проявляются следующие виды активности:
Мышление + Речь + Эмоционально-личностное восприятие.
На практическом занятии или лабораторной работе обучающийся, чаще
всего, активно мыслит и действует (если речь идет о технических
специальностях).
В деловой игре проявляются все виды активности, а на экскурсии –
только эмоционально-личностное восприятие.
Практика показывает, что при лекционном изложении учебного материала
студенты усваивают лишь 20-30 % информации, при самостоятельной работе
с источниками и литературой – 50%, при личном участии в изучаемой
деятельности – 90%.
Рассмотрим
краткую
характеристику
некоторых
активных
и
интерактивных форм и методов обучения в контексте самореализации
личности студентов в учебной деятельности.
Деловая игра - это метод группового обучения совместной деятельности в
процессе решения общих задач в условиях максимально возможного
приближения к реальным проблемным ситуациям. Проведение деловой игры,
как правило, состоит из следующих частей:
- инструктаж преподавателя о проведении игры (цель, содержание, конечный
результат, формирование игровых коллективов и распределение ролей);
-изучение студентами документации (сценарий, правила, поэтапные задания),
распределение ролей внутри подгруппы;
- собственно игра (изучение ситуации, обсуждение, принятие решения,
оформление);
- публичная защита предлагаемых решений;
- определение победителей игры;
- подведение итогов и анализ игры преподавателем.
Кейс-метод (от английского case – случай, ситуация) - представляет
собой усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод
активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении
путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). При
изучении конкретных ситуаций студент должен понять ситуацию, оценить
обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить
свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию
поведения.
«Деловой театр»
- в данном виде разыгрывается какая-либо ситуация,
поведение человека в этой обстановке, Студент должен вжиться в образ
определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти
правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки -
научить ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную
оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, влиять на
их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным
атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется
сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности
конкретных лиц, их задачи.
Методика «Займи позицию» - Использование методики «займи позицию»
позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников
той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса.
Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, т.е. вопроса,
предполагающего
противоположные,
взаимоисключающие
ответы
(например, «Вы за или против отмены смертной казни?»).
Все участники, подумав над вопросом, подходят к одной из четырех
табличек, размещенных в разных частях аудитории:
Абсолютно за
Абсолютно против
Скорее за
Скорее против
Полностью согласен
Полностью не согласен
Скорее согласен
Скорее не согласен
Метод
«Ситуация-упражнение»
-
анализ
данной
ситуации
требует
обращения
к
источникам
информации.
Участники
в
совместной
аналитической деятельности делятся на группы по три-пять человек, и
изучают ситуацию, готовят вопросы, связанные с ситуацией, и приступают к
поиску ответов, используя справочную литературу, Интернет-ресурсы или
консультируются у специалистов. Получив необходимую дополнительную
информацию, аналитики формулируют план действий, прогноз конечного
результата, проекты решений.
Процедура метода анализа конкретных ситуаций включает следующие
этапы:
1. введение в изучаемую проблему (актуальность, сложность и значение
решения);
2. постановку задачи (определяются круг задач, границы анализа и поиски
решений, устанавливается режим работы);
3. групповую работу над ситуацией;
4. групповую микродискуссию (обсуждение точек зрения и решений,
формирование единого подхода к проблемам, выбор лучшего решения в
данной ситуации);
5. итоговую беседу (подведение итогов с опорой на заранее разработанный
«ключ» анализа ситуации - оптимальный вариант решения проблемы).
Метод
паратеатра
–
технология
данного
метода
предусматривает
исполнение ведущим трех ролей: сценариста, режиссера и менеджера.
Сцена задается сценаристом. Как режиссер ведущий инструктирует актеров,
распределяет роли и, учитывая, как развиваются ситуации, как сценарист
моделирует ту или иную сцену.
Как менеджер, ведущий должен выполнить следующее:
сделать очевидными промахи обучаемых;
продемонстрировать возможные отрицательные последствия;
дать возможность обучаемым апробировать решения, на которые в
жизни они бы не отважились;
сделать
наглядными
удачные
ходы
обучаемых,
чтобы
развить
потенциальный успех в действительный.
Ведущий может одобрительными репликами подсказывать правильность
хода.
Из опыта практической реализации методов активного обучения можно
предложить несколько правил работы на занятии:
приветствуется командная работа
равные возможности для каждого участника
свобода выражения мнения при корректном отношении к мнению
других участников
конструктивная критика мнений, но не личности участника
все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к
размышлению.