Напоминание

"Сибирячок-здоровячок"


Автор: Нешта Елена Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ № 65 "Фестивальный"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Проект
Тема: "Сибирячок-здоровячок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65 «Фестивальный»

Проект

«Сибирячок -

здоровячок»

Разработчик проекта:

Нешта Елена Викторовна

Инструктор по физической культуре

Сургут, 2014г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информационная карта проекта………………………………...………………………...…..3-4

2. Актуальность………………………………………………………..………………………...…..5

3. Содержание проекта…………...………………………………………..………………………..6

4. Этапы и сроки реализации проекта……………………………………………………………..6

5. Механизмы реализации проекта…..…………………………………………………….…........7

6. Управление проектом…………………………………………………………………………….8

7. Общая характеристика двигательной активности и физического развития детей старшего...

дошкольного возраста………………………………………………………………………...…9-10

8. Анализ двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста………………..11

9. Формы работы с детьми по улучшению двигательной активности……………………...11-12

10. Ожидаемые результаты………………………………………………………………………..13

11. Перспективы проекта……………………………………………………………………….…13

12. Обсуждение…………………………………………………………………...……………13-14

13. Выводы……………………………………………………………………………………...14-15

14. Список литературы…………………………...………………………………….…………….16

15. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….…17-20

Приложение 1 Модель двигательного режима детей 5-7 лет……………………….17-18

Приложение 2 Алгоритм прогулок…………………………...……………………….19-20

3

Информационная карта проекта

1.

Автор проекта

Нешта Елена Викторовна, инструктор по физиче-

ской культуре

2.

Тип и вид представляемого об-

разовательного учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образова-

тельное учреждение детский сад № 65 «Фестиваль-

ный»

3.

Базисные компоненты

Работа по проекту проводится в рамках направлений

примерной основной общеобразовательной про-

граммы «Детство»: физическое развитие.

4.

Нормативно-правовые

доку-

менты

-Законом Российской Федерации «Об образовании

в РФ» от 29.12.2012 г. №273;

- «Семейный кодекс (от 29.12.1995 N 223-ФЗ (при-

нят ГД ФС РФ 08.12.1995, редактирован от

23.12.2010 РФ»);

- «Декларация прав человека РФ» (принята на тре-

тьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декаб-

ря 1948 г.),

-«Санитарно-эпидемиологическими требованиями

к устройству, содержанию и организации режима

работы дошкольных образовательных организа-

ций» (Постановление от 15.05.2013 г. № 26 -«Об

утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13);

Конвенцией о правах ребенка. (Принята резолюцией

44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 го-

да. Вступила в силу 2 сентября 1990 года);

-Устав МБДОУ д\с № 65 «Фестивальный».

5.

Целевая аудитория

Воспитанники групп старшего дошколь-

ного возраста МБДОУ

6.

Взаимодействие

Специалисты

дошкольного

образовательного

учреждения, воспитатели, родители

7.

Тип проекта

По продолжительности:

- 1 год

По составу участников проекта:

- групповой

8.

Тема:

«Сибирячок - здоровячок»

9.

Цель

Укрепление и сохранение здоровья детей старшего

дошкольного возраста посредством увеличения объ-

ема двигательной активности

10.

Задачи проекта

1.Формировать потребность в ежедневной двига-

тельной активности детей, посещающих МБДОУ;

2. Обеспечить достаточную двигательную актив-

ность детей в течение всего дня, используя физиче-

ские упражнения, спортивные и подвижные игры в

процессе занятий;

3.Повысить уровень педагогической компетентно-

сти педагогов в вопросе двигательной активности

детей старшего дошкольного возраста;

4. Повысить уровень компетентности у родителей в

4

вопросе двигательной активности детей;

5. Разработать педагогическую модель оптимизации

двигательной активности детей 5-7 лет в условиях

дошкольного учреждения.

11.

Результаты работы

1.Повышение педагогической компетентности педа-

гогов;

2. Повышение педагогической компетентности ро-

дителей;

3. Разработана педагогическая модель оптимизации

двигательной активности детей старшего дошколь-

ного возраста в условиях МБДОУ.

5

Актуальность

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является в настоящее время самой

актуальной для МБДОУ, так как уже с самого рождения дети начинают подвергаться воздей-

ствию многочисленных отрицательных факторов, которые приводят к различным заболева-

ниям. Здоровье – это важнейшая потребность ребенка, которая обеспечивает гармоническое

развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности детей

играет важную роль. Недостаток двигательной активности следует рассматривать, как фак-

тор риска, отрицательно сказывающийся на здоровье, физическом и общем развитии детей.

Очень важно соблюдать рациональный двигательный режим.

Двигательный

режим,

обеспечивающий

активный

отдых,

удовлетворяющий

есте-

ственную потребность детей в движении - важнейший оздоровительный фактор общего ре-

жима дня. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность

сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функ-

циональные возможности организма.

Двигательная активность в детском саду предусматривает охрану и укрепление здо-

ровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у

дошкольников двигательных навыков и умений. От степени удовлетворения естественной

потребности ребенка в движении зависят его здоровье, физическая и умственная работоспо-

собность, поэтому требуется уделить особое внимание созданию предпосылок для обеспече-

ния детей сбалансированного уровня двигательной активности в условиях детского сада. Ре-

гулярная двигательная активность, в диапазоне от умеренной к высокой интенсивности,

снижает риск возникновения различных заболеваний у детей. Она также способствует по-

вышению минерализации костей, снятию стресса, улучшению настроения и повышению ум-

ственной работоспособности. Тем не менее, несмотря на очевидные выгоды двигательной

активности, все возрастающее число детей продолжает демонстрировать физически низкое

активное поведение. Проблема низкой двигательной активности перестала быть локальной и

приобрела масштабный характер.

Снижение физической активности отмечено у всех категорий населения, в том числе и

у детей дошкольного возраста. Неблагоприятные факторы окружающей среды ХМАО-Югры

накладывают свой отпечаток на процессы адаптации и развития детского организма. В этой

связи определение и коррекция двигательной активности и подготовленности детей до-

школьного возраста представляется актуальной проблемой, требующей оперативного разре-

шения.

Доказано, что для поддержания нормальной двигательной активности дошкольник

должен ежедневно делать в среднем 12 тыс. шагов. По данным нашего исследования объем

колеблется в среднем 7,5 тыс. шагов, т.е. 60%, поэтому потребность в двигательной активно-

сти не реализуется.

Причинами малой двигательной активности являются:

1.

Особенности климатических условий.

В условиях Крайнего севера важно, чтобы занятия проводились на свежем возду-

хе. С учетом наших климатических условий, где суровая зима продолжается 6-7 месяцев

и температура воздуха составляет -30 градусов и ниже, занятия проводятся в спортивном

зале, поэтому у детей пониженная двигательная активность.

2.

Время прогулок сведено к минимуму.

3.

Низкий процент упражнений циклического характера.

4.

Обеспеченность родителей транспортом (родители привозят и увозят

детей, дети находятся в сидячем состоянии).

5.

Родители предпочитают пассивный отдых, нежели активный.

6.

Отсутствие в физкультурно-игровой среде моментов новизны, что сни-

жает интерес детей к физкультурным занятиям и их активность.

7.

Отсутствие

спортивного

оборудования

на

спортивной

площадке

(на

улице).

6

Содержание проекта, цель, задачи

Цель проекта: Укрепление и сохранение здоровья детей старшего дошкольного воз-

раста посредством повышения двигательной активности

Задачи проекта:

1. Формировать потребность в ежедневной двигательной активности детей, посеща-

ющих МБДОУ;

2. Обеспечить достаточную двигательную активность детей в течение всего дня, ис-

пользуя физические упражнения, спортивные и подвижные игры в процессе занятий;

3.

Повысить уровень педагогической компетентности педагогов в вопросе двигатель-

ной активности детей старшего дошкольного возраста;

4. Повысить уровень компетентности у родителей в вопросе двигательной активности

детей;

5. Разработать педагогическую модель оптимизации двигательной активности детей

5-7 лет в условиях дошкольного учреждения.

Этапы и сроки реализации проекта

1. Подготовительный этап. Представляет собой подготовку к реализации проекта;

направлен на сбор информации, позволяющий определить план перспективной работы с

детьми. Он включает в себя:

- учет и анализ заболеваемости детей;

- проведение диагностики физических качеств на начало года;

- поиск информации по вопросу двигательной активности детей;

- анкетирование родителей.

Длительность: 1 мес. (сентябрь).

Участники: воспитанники групп старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

2. Организационно-деятельностный (основной) этап. Включает разработку плана

мероприятий для повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возрас-

та и консультирование воспитателей и родителей.

Длительность: длительность 7 мес. (октябрь-апрель).

3. Аналитический (итоговый) этап. Представляет собой работу по анализу двига-

тельной активности и выявление как слабых, так и сильных сторон деятельности по повыше-

нию двигательной активности детей старшего дошкольного возраст. Он включает в себя:

- проведение диагностики заболеваемости детей;

- разработку методических рекомендаций по вопросу повышения двигательной ак-

тивности для педагогов и родителей;

- совершенствование материально-технической базы;

- проведение диагностики физических качеств на конец года;

- опрос родителей.

Длительность: 1 мес. (май).

7

Механизмы реализации проекта

Укрепление и сохранение здоровья детей старшего дошкольного

возраста посредством повышение двигательной активности.

Организация дви-

гательной активно-

сти детей в течение

дня

Повышение компетент-

ности детей старшего

дошкольного возраста и

родителей в вопросе дви-

гательной активности

Развитие социаль-

ного партнерства

Изменение содержания физкультурных занятий

Внедрение модели двигательного режима

Разработка алгоритма прогулки

Создание психолого-педагогических условий, направленных

на повышение мотивации

Расширение форм взаимодействия с родителями воспитан-

ников

Внедрение форм работы с детьми

Определение содержательных связей со спортивными учре-

ждениями и их представителями

8

Выбор темы проекта

Планирование проекта

Поиск деловых

партнеров

Оформление проекта

Постановка задач

Выбор методов реализа-

ции задач

Подбор средств, матери-

алов

Реализация проекта

Завершение проекта

Управление проектом

9

Общая характеристика двигательной активности

и физического развития детей старшего дошкольного возраста

Экологические последствия интенсивной разработки нефтегазовых месторождений,

суровые природно-климатические условия и специфическая социальная среда создают ха-

рактерный фон, на котором последовательно происходит развитие детей ХМАО-ЮГРЫ в

дошкольном детстве. В это время осуществляется закладка основных предпосылок здоровья,

которое начинает в полной мере формироваться в период раннего онтогенеза. В конечном

итоге все оздоровительные мероприятия и вмешательства, проводимые в детском саду в

рамках учебно-воспитательного процесса, направлены на поддержание физического и пси-

хологического здоровья ребенка. Здоровье ребенка является одним из главных факторов,

определяющих успешность освоения дошкольником элементарных знаний, умений и навы-

ков, необходимых ему как для предстоящей учебы в школе, так и в последующей жизни.

Физическое здоровье ребенка может быть достаточно объективно оценено с помощью

двух взаимодополняющих комплексов показателей, характеризующих уровень физического

развития (ФР) и физической подготовленности (ФП). В свою очередь, физическое развитие

можно определить как совокупность функциональных и морфологических свойств организ-

ма, определяющих его физическую дееспособность.

В настоящее время проблема оздоровления детей средствами и методами физической

культуры возникает в связи с постоянно увеличивающимися нагрузками психического и ин-

теллектуального характера. С каждым годом, не смотря на все достижения медицины, уве-

личивается количество детских заболеваний, в то время как именно в дошкольном возрасте

закладывается фундамент будущего здоровья, формируются важнейшие функциональные

системы человека, вырабатывается иммунитет. Таким образом, имеется научная проблема,

требующая разрешения.

Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, бодрыми, ловкими, сильными и хо-

рошо развитыми умственно и физически. Маленькие дети очень подвижны. В бесчисленном

количестве всевозможных движений проявляется их естественное стремление к развитию и

совершенствованию своего организма. Врачебные наблюдения свидетельствуют о том, что

подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность, как правило – вялым, стра-

дающим каким-нибудь недугом. Исследования ряда учёных убедительно доказывают, что

целенаправленные физические нагрузки помогают восстановить здоровье. Правильно орга-

низованное физическое воспитание способствует развитию у дошкольников логического

мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных ги-

гиенических навыков. Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллек-

та, противовес тем стрессовым ситуациям, в которых могут оказаться дети. К тому же усло-

вия Севера предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья, поэтому работа по

охране и укреплению здоровья детей в условиях Севера должна быть задачей государствен-

ной важности. Занятия по совершенствованию движений являются составной частью любого

вида деятельности ребенка. Отставание в движениях есть отставание в общем развитии ре-

бенка. Движения являются естественной биологической потребностью, проявляющейся в

кинезофилии. Вытеснить или заменить потребность в движениях без ущерба здоровья нель-

зя. Их недостаток приводит к тому, что на последующих этапах ребёнок не может овладеть

необходимыми двигательными навыками в полном объёме. Чем больше движений соверша-

ет ребёнок, тем лучше у него развивается кора головного мозга, управляющая всей жизнен-

ной деятельностью. Посредством движений ребенок познает окружающий мир, у него выра-

батываются и совершенствуются двигательные навыки, формируется психика. Физические

упражнения развивают и укрепляют опорно–двигательный аппарат ребенка. Ежедневные

физические упражнения предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета, укреп-

ляют организм в целом и повышают его сопротивляемость к различным заболеваниям. Во

время движения к мышцам поступает больше крови и лимфы, которые приносят питатель-

ные вещества. Под влиянием упражнений мышцы ребенка хорошо развиваются и укрепля-

ются. Физические упражнения регулируют дыхание: делают его более глубоким и ритмич-

10

ным, укрепляют дыхательные мышцы и способствуют нормальному развитию грудной клет-

ки. Улучшается вентиляция легких, значительно увеличивается газообмен, и кровь быстрее

обогащается кислородом. Ткань легких становится более эластичной, активизируется легоч-

ное кровообращение, облегчается работа сердца. Деятельность сердечно – сосудистой систе-

мы под влиянием физических упражнений становится более эффективной, организм лучше

снабжается питательными веществами, что особенно важно для организма ребенка. Ускоря-

ется также ток крови в сосудах, возрастает количество крови, циркулирующей в организме.

В результате выполнения физических упражнений укрепляются мышцы брюшного пресса,

улучшается работа органов пищеварения, повышается моторная деятельность кишечника,

устраняются запоры и скопления газов, усиливается выделение пищеварительных соков –

пищевые вещества лучше всасываются и поступают в кровь. Физические упражнения акти-

визируют общий обмен веществ в организме. Улучшается аппетит ребенка, повышается

усвоение питательных веществ тканями; ускоряется выделение продуктов распада из орга-

низма (через кишечник, почки, кожу). Занятия физическими упражнениями имеют не только

оздоровительное, но и воспитательное значение. При правильной их организации у детей

воспитываются внимание и наблюдательность, дисциплинированность, умение владеть сво-

ими чувствами и движениями, а, следовательно, развивается сила воли и вырабатывается ха-

рактер. Таким образом, физические упражнения оказывают положительное влияние на все

без исключения системы и органы ребенка. Однако они полезны только в сочетании с пра-

вильным уходом за детьми, с четким соблюдением гигиенического режима, полноценным

питанием и закаливанием, а также при соблюдении принципов регулярности и постепенно-

сти занятий в соответствии с возможностями детского организма. В последние годы усили-

лась связь научных исследований в медицине с практической деятельностью дошкольных

учреждений. И это, безусловно, положительная тенденция. В вопросе о понимании здоровья

необходимо понимать, что здоровье - не означает просто отсутствие болезней: это нечто по-

ложительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь воз-

лагает на человека. Правильно построить физическое воспитание ребенка или научиться

контролировать его здоровье, исходя из наблюдения за особенностями его двигательной дея-

тельности, можно только проникнувшись глубоким смыслом, который вложила природа в

движения человека, и, осознав, что как в рисунке, музыке, так и в движении ребенок прожи-

вает особую жизнь. Если мы поймём, почему ребенок так стремится прыгать, лазать, бегать и

что чувствует, если мы не даем ему реализовать эту потребность, то, наверное, сможем опре-

делить приоритеты образования в дошкольном учреждении, а процесс формирования сде-

лать для ребенка радостным.

Изучение физического воспитания дошкольников представляет собой важную про-

блему. Но также следует учитывать влияние неблагоприятных факторов. Условия прожива-

ния на севере сопровождаются влиянием на организм следующих неблагоприятных условий:

выраженная недостаточность солнечной радиации, резкие перепады температуры и влажно-

сти воздуха, силы ветра, атмосферного давления; создают дискомфортные условия для жиз-

ни человека, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочув-

ствие, проявляется и развивается творческое воображение. В дошкольном периоде игра зна-

чительно усложняется: она является важнейшей деятельностью, в процессе которой приоб-

ретается жизненный опыт, в ней все отчетливее прослеживается определенный замысел,

проявляется и развивается творческое воображение.

11

Анализ двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста,

посещающих МБДОУ

У детей старшего дошкольного возраста двигательные возможности заметно расши-

ряются. Дети в этом возрасте овладевают умением управлять своим вниманием, нормируется

интерес не только к результату, но и к способу выполнения различных заданий, формируется

желанию научиться правильно их выполнять.

Наблюдения показывают, что дети, имеющие большой объём двигательной активно-

сти в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития.

Адекватны показатели состояния ЦНС, более развиты сердечно-сосудистая и дыхательная

системы, повышена иммунная устойчивость к простудным заболеваниям, ха-

рактерна низкая заболеваемость.

На базе МБДОУ № 65 «Фестивальный» было организовано исследо-

вание объема двигательной активности детей с помощью электронного ша-

гомера OMRON HJ-109 E. Участвовало 40 детей в возрасте 5-7 лет (20 маль-

чиков и 20 девочек). Для измерения двигательной активности шагомер наде-

вался детям старшей и подготовительной группам и снимался в определен-

ный временной диапазон (с 8.00 до 21.00).

Диагностика двигательной активности у детей экспериментальной группы в нашем

детском саду выявила три уровня подвижности: высокий уровень – 20% (8 детей); средний

уровень – 45% (18 детей); низкий уровень – 35% (14 детей).

На основании полученных показателей, составлена диагностическая карта здоровья,

физического и двигательного развития детей. Это позволило нам определить детей с низкой

и высокой двигательной активностью и разработать план физкультурно-оздоровительных

мероприятий в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников. Повторная ди-

агностика будет проведена в конце учебного года.

Формы работы с детьми по улучшению двигательной активности

Для повышения двигательной активности старших дошкольников и укрепления их

здоровья в детском саду используются в основном традиционные формы работы: НОД, по-

движные игры, физкультурно-оздоровительные досуги, самостоятельная двигательная дея-

тельность.

В нашем дошкольном учреждении помимо выше перечисленных форм, используются

нетрадиционные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста, которые позво-

ляют повысить двигательную активность и укрепить их здоровье.

План работы с детьми и родителями на 2014-2015 учебный год

Таблица №1

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

1.

Формировать ин-

терес к активным

формам досуга

Организация

совместных

выходов в парк реки Сай-

ма в выходные дни

(День здоровья, слет Здо-

ровячков, час здоровья)

Сентябрь,

Март,

Май

Воспитатели

всех

групп, инструктор по

Ф.К

2

2.

Стимулировать

двигательную ак-

тивность детей в

течение выходно-

го дня

Ведение

дневника

«Вы-

ходной день Попрыгунчи-

ка»

(выполнение

домаш-

них

заданий,

предложен-

ных

инструктором

по

Ф.К.)

В течение

года

Воспитатели

стар-

ших групп, инструк-

тор по Ф.К.

12

3

3.

Обеспечить дви-

гательную актив-

ность детей в те-

чение всего дня,

используя физи-

ческие упражне-

ния, спортивные и

подвижные игры

на прогулке

День подвижных игр

Олимпийские игры

Занятия в тренажерном

зале

1 раз в неде-

лю

Июнь

1 раз в ме-

сяц

Инструктор по Ф.К.

Инструктор по Ф.К.

4

4.

Развивать

аэроб-

ную

выносли-

вость

старших

дошкольников

Кросс на 300 м.

Сентябрь,

Октябрь,

Апрель,

Май

Инструктор по Ф.К.,

воспитатели

всех

групп

5

5.

Формировать

ос-

новы

компетент-

ности

у

детей

старшего

до-

школьного

воз-

раста

в

вопросе

укрепления

соб-

ственного

здоро-

вья

Физкультурно-

оздоровительные досуги с

использованием

нетради-

ционного оборудования

1 раз в ме-

сяц

Воспитатели

подго-

товительных и стар-

ших групп, инструк-

тор по Ф.К.

6

6.

Вовлекать

роди-

телей

в

физкуль-

турно-

оздоровительные

мероприятия

«Спартианские

игры»,

«Папа, мама, я - спортив-

ная семья»

Декабрь

Март

Воспитатели,

ин-

структор по Ф.К.

7

7.

Повысить уровень

компетентности у

родителей

в

во-

просе

двигатель-

ной

активности

детей

Мастер-класс

Круглый стол с привлече-

нием спортивной обще-

ственности МБДОУ, го-

рода.

В течение

года

Воспитатели,

ин-

структор по Ф.К.

13

Ожидаемые результаты реализации проекта

Мы будем считать, что если в течение года у детей старшего дошкольного возраста

двигательная активность повысится на 80%, заболеваемость на 50% снизится, вовлеченность

родителей старших дошкольников в планируемые мероприятия по здоровьесбережению бу-

дет составлять 90%, а спектр дополнительных услуг ДОУ расширится за счет привлечения

спортивной общественности, то дети станут здоровыми и успешными.

Перспективы распространения проекта

В перспективе планируем:

1.

Разработать перспективный план для старшего возраста;

2.

Подобрать больше методической литературы;

3.

Найти и апробировать тесты, которые позволили бы более конкретно определить

влияние ходьбы на развитие выносливости и улучшения здоровья детей;

4.

Разработать тематические прогулки по сезонам для старшей группы;

5.

Продолжить работу с родителями.

Обсуждение

Характерной особенностью уходящего столетия по всеобщему признанию стала ги-

подинамия. Она затронула почти все возрастные группы, в том числе и детей. При гиподи-

намии изменяется структура и функция отдельных органов и систем органов, нарушается

пластический и энергетический метаболизм, снижается иммунореактивность. Проблему усу-

губляют и делают еще более актуальной суровые природно-климатические условия Югор-

ского Севера, которые вынуждают людей большую часть времени находиться в помещении,

в потенциально патогенной среде. Поэтому неудивительно, что все большее число детей

приходит в детский сад ослабленными, с отклонениями в физическом развитии.

С другой стороны, жизнь в условиях Севера диктует необходимость адаптации уже

имеющихся традиционных программ, а также разработки собственных программ и моделей

физического воспитания дошкольников.

Эту задачу и поставил перед собой педагогический коллектив МБДОУ. Первым ша-

гом в ее решении стало создание проекта Программы воспитания и развития дошкольников в

режиме санаторного детского сада «Новые подходы к системе оздоровления, организации

познавательной деятельности и развитию творческих способностей детей Севера».

В программный блок по оздоровлению были включены различные физкультурно-

оздоровительные, лечебно-профилактические мероприятия:

физкультурные занятия в помещении и на улице;

утренняя гимнастика, корригирующая и дыхательная гимнастика после сна;

подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

физкультминутки на занятиях, помогающие снизить утомление и повысить ум-

ственную работоспособность детей;

спортивные развлечения, физкультурные праздники и соревнования;

лечебная профилактическая гимнастика в зале и на воде – по назначению врача

для детей с ослабленным здоровьем;

сауна с последующими играми на воде;

стретчинг;

галокамера;

дозированная ходьба в конце каждой прогулки;

силовая гимнастика, прогулки-походы.

14

Исследования режима двигательной активности, проведенные нами в разных группах

детского сада, показали, что суточный объем двигательной активности и количество локо-

моций значительно меньше, таковых для средней полосы России.

Анализируя результаты исследований, мы выявили те причины, которые ведут к сни-

жению двигательной активности. Прежде всего, это:

недостатки в организации и проведении режимных моментов, например, таких как

одевание и раздевание;

недостаточность нагрузки и низкая моторная плотность физкультурных занятий и

утренней гимнастики;

неудовлетворительная организация самостоятельной двигательной деятельности

детей;

предметно-развивающая среда в группе не провоцирует детей на двигательные

действия;

низкая двигательная активность малышей на прогулке в зимнее время, неадекват-

ная, ограничивающая движения одежда.

Объективные причины - низкие двигательные навыки, обусловленные возрастными

особенностями детей этих групп. Субъективные – недостаточный профессиональный уро-

вень и общая культура молодых педагогов и родителей.

Выводы

На основании проведенных нами исследований проблемы недостатка физической ак-

тивности и её оптимизации у детей дошкольного возраста в условиях детского сада можно

заключить:

1.

Исследования режима двигательной активности, показали, что суточный объем

двигательной активности и количество локомоций сургутских детей значительно меньше,

чем в условиях средней полосы России (7860 против 12678 шагов в среднем);

Средние данные ежедневного количества пройденных детьми шагов и метров дина-

мике недели приведены на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Среднее число шагов и расстояние (м) у детей подготовительной группы в ди-

намике учебной недели (X±SD)

0

2000

4000

6000

8000

10000

Понедельник

Вторник

Среда

Шаги

Расстояние

15

Рис. 2. Среднее число шагов и расстояние (м) у детей старшей группы в динамике

учебной недели (X±SD)

2.

Предложенная нами педагогическая модель двигательного режима позволила оп-

тимизировать в определенной степени двигательную активность воспитанников старшего

дошкольного возраста.

0

2000

4000

6000

8000

10000

Понедельник

Вторник

Среда

Шаги

Расстояние

16

Список литературы

1.

Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.- М., 2006.

2.

Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие.- М.: ВЛАДОС, 2001.

3.

Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. - М.: 1989.

4.

Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. - СПб.: Творческий центр, 2004.

5.

Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные заня-

тия для детей подготовительной группы детского сада. - М.: МСП, 2004.

6.

Кириллова Ю.А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе.-

СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС.

7.

Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М.: ВАКО, 2005.

8.

Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

9.

Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей. -М.: ВЛАДОС,

2004.

10.

Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней. - М.: Про-

свещение, 2001.

11.

Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М.: Просвещение, 1999.

12.

Нестерюк Т.В. Игровой самомассаж. – М.: Книголюб, 2007.

13.

Осокина Т.И. Игры и развлечения на воздухе. – М.: Просвещение, 1983.

14.

Островская Л.Ф. Пусть ребенок растет здоровым.- М.: Просвещение, 1990.

15.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста. – М.:

ВЛАДОС, 2004.

16.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Просвещение,

2003.

17.

Страховская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14. - М.:

Просвещение, 1994.

17

Приложение 1

Модель двигательного режима детей 5-7 лет

При разработке модели двигательного режима мы руководствовались следующими

принципами: 1) рациональное соотношение разных видов занятий; 2) разнообразие детской

двигательной деятельности; 3) индивидуальный подход к детям.

Виды занятий

Управление процессом

1.

Физкультурно-оздоровительные занятия

1.1. Утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в за-

ле, 10–12 мин

1.2. Двигательная разминка во время перерыва

между занятиями

Ежедневно, 7–10 мин

1.3. Физкультминутка

Ежедневно, 3–5 мин

1.4. Подвижные игры и физические упражнения

на прогулке

Ежедневно во время утренней прогулки,

25–30 мин

1.5. Индивидуальная работа по развитию дви-

жений на прогулке

Ежедневно во время прогулки, 12–15 мин

1.6. Прогулки-походы в лес или близлежащий

парк (пешие летом, лыжные зимой)

Два-три раза в месяц во время, отведенное

для физкультурных занятий, организован-

ных воспитателем игр и упражнений, 60–

120 мин

1.7. Оздоровительная ходьба

Ежедневно во время утренней прогулки,

7–10 мин

1.8. Гимнастика после дневного

сна в сочетании с воздушными

ваннами и мокрыми дорожками

Ежедневно, 1–2-я недели месяца по мере

пробуждения и подъема детей, 10–15 мин

1.9. Самомассаж после дневного

сна в сочетании с воздушными

ваннами и мокрыми дорожками

Ежедневно, 3–4-я недели месяца по мере

пробуждения и подъема детей, 10–15 мин

1.10. Сауна с контрастным обливанием тела и

последующими и играми в бассейне

Последняя неделя месяца, подгруппами по

5–7 детей, 30–35 мин (весь комплекс)

1.11. Логоритмическая гимнастика

Два раза в неделю, подгруппами, 12–15

мин (проводится логопедом)

1.12. Лечебная физкультура в зале

Два раза в неделю, подгруппами по 7–10

детей, нуждающихся в профилактике и

коррекции осанки, 30–35 мин (проводится

инструктором ЛФК)

1.13. Лечебная физкультура на воде

Один раз в неделю, подгруппами по 8–10

детей, 30–35 мин (проводится инструкто-

ром по плаванию)

2. Учебные занятия

2.1. Физическая культура

Два раза в неделю, проводятся в первой

половине дня (одно на воздухе), 30–35 мин

18

2.2. Плавание

Один раз в неделю, подгруппами по 10–12

детей, проводятся в первой половине дня,

30–35 мин

3. Самостоятельная двигательная

деятельность

Ежедневно под руководством воспитателя

в зале и на воздухе; время зависит от ин-

дивидуальных особенностей ФА детей

4. Физкультурно-массовые занятия

4.1. Неделя здоровья (каникулы)

Два-три раза в год (последняя неделя квар-

тала)

4.2. Физкультурный досуг

Один-два раза в месяц на воздухе совмест-

но со сверстниками из двух групп, 50–60

мин

4.3. Физкультурно-спортивные праздники на

открытом воздухе и на воде

Два-три раза в год внутри детского сада

или совместно со сверстниками соседнего

дошкольного учреждения, 75–90 мин

4.4. Игры-соревнования между возрастными

группами или со школьниками начальных клас-

сов

Один-два раза в год на воздухе или в зале,

не более 60 мин

4.5. Спартакиады дошкольников и младших

школьников вне детского сада

Один раз в год в спортивном клубе или в

школе своего микрорайона, не более 120

мин; участвуют дети с высоким уровнем

физической подготовленности по специ-

альной программе

5. Внегрупповые спортизированные виды занятий

5.1. Секции плавания и ритмической гимнасти-

ки

По желанию детей 1-2 раза в неделю, 35–

40 мин

6. Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи

6.1. Домашнее задание

Определяется воспитателем или инструк-

тором по физкультуре индивидуально для

каждого ребенка.

6.2. Физкультурные занятия детей вместе с ро-

дителями в дошкольном учреждении. Участие

родителей в физкультурно-оздоровительных и

массовых мероприятиях детсада.

По обоюдному желанию родителей, вос-

питателей и детей; во время подготовки и

проведения физкультурных досугов,

праздников, недели здоровья, туристиче-

ских походов, посещения открытых заня-

тий

6.3. Участие детей и родителей в физкультурно-

оздоровительных, массовых мероприятиях вне

детского сада.

Летом тренировки на роликовых коньках и

велосипедах на роллердроме и специально

оборудованных пешеходно-беговых до-

рожках; зимой на коньках и сноубордах по

программе «Зимние парки Югры» с целью

раннего приобщения детей к самостоя-

тельным занятиям физической культурой

19

Приложение 2

Алгоритм прогулок

Прогулка после ин-

теллектуально

насыщенных заня-

тий

Структурные части:

1.

Подвижная игра (фронтально)

2.

Трудовые поручения

3.

Подвижная игра малой подвижности (подгруппой)

4.

Сенсорные упражнения на слуховое внимание, ощущение, дидак-

тические задания.

5.

Индивидуальная работа (словесные игры, задания на использова-

ние содержания занятий)

6.

Наблюдение

Соревновательные и спортивные игры

Прогулка после ин-

тенсивно

двига-

тельного занятия

(Физо, Музо)

Структурные части:

1.

Наблюдение

2.

Игра на развитие коммуникативных умений

3.

Упражнения по психогимнастике и или регуляции поведения

4.

Подвижные игры средней, малой подвижности или упражнения

5.

Трудовые поручения

Упражнения на развитие познавательных способностей, дидактиче-

ские игры

Прогулка после за-

нятий эстетической

деятельностью

Структурные части:

1.Упражнения по ритмопластике

1.

Наблюдения познавательного характера

2.

Трудовые поручения творческого характера

3.

Подвижная игра большой активности

4.

Индивидуальная работа (сенсорные упражнения, словесное рисо-

вание)

Самостоятельные игры детей.

Прогулка - экскур-

сия

Структурные части:

1.Педагогическая ситуация по формированию мотива экскурсии

2.Разговор с детьми о правилах движения и поведения на маршруте

3.

Экскурсия:

поисковая деятельность

наблюдение

сравнение

проблемная ситуация (загадки, логические задачи)

4.

игры малой и средней подвижности

5.

Обратная связь

словесное рисование

составлением описательного рассказа

словесное фотографирование

рисование с помощью природных материалов

6.Игры большой подвижности

Самостоятельные игры детей.

20

Прогулка

как

средство

оздоров-

ления

Структурные части:

1.Дыхательные упражнения (в зависимости от погодных условий)

1.

Комплекс упражнений на отработку внимания

2.

Упражнения на выносливость (длительный бег, ходьба)

3.

Подвижные игры на развитие ловкости, реакции, увертливости

4.

Индивидуальная работа на основе коррекции основных движений

5.

Самостоятельная деятельность детей

Наблюдения.



В раздел образования