Напоминание

Педсовет "Совершенствование технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей"


Автор: Зубкова Елена Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Малыш"
Населённый пункт: с. Сеченово, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педсовет "Совершенствование технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педсовет в ДОУ

Тема: «Совершенствование технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей»

Форма проведения: круглый стол

Цель педсовета: обсудить и рассмотреть особенности педагогической поддержки детской иници-

ативы в процессе игровой деятельности дошкольников в разных группах.

План проведения:

1.

Определение понятия «инициатива». Условия развития инициативного поведения (зам.

зав. по ВМР)

2.

Особенности педагогической поддержки детской инициативы в процессе игровой деятель-

ности дошкольников в разных возрастных группах. Методы поддержки детской инициати-

вы в процессе игр дошкольников (зам. зав. по ВМР)

3.

Детская инициатива-залог формирования успешной личности (педагог-психолог)

4.

Анализ практики поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности до-

школьников (из опыта работы педагогов: «Выставка и представление дидактических игр по

развитию познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста», «Развитие

творческой инициативы в игровой деятельности младшего дошкольного возраста»)

1. Приветствие коллег и обращение их внимания к нормативным документам.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в

Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Россий-

ской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание

инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуа-

ции выбора. Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государ-

ственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия дет-

ства.

Вопрос к педагогам: Что может быть источником разнообразия в современном быстроменяю-

щемся мире?

Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества,

определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с этим принципиально меня-

ется содержание и организация образовательной деятельности уже на уровне дошкольного образо-

вания. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способ-

ствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы. Это происходит через создание

условий для свободного выбора детьми различных деятельностей, их участников и форм совмест-

ной деятельности, а также условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.

Установление доброжелательных отношений в группе детей и за ее границами (между педагогами

и родителями) обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, овладение им

культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательных

инициатив семьи.

Вопросы для мозгового штурма:

1.

Инициативный ребенок дошкольного возраста - что это значит?

2.

Что существенного упускают педагоги при организации образовательной деятельности по

поддержке инициативы и индивидуальности детей?

3.

Что надо делать сегодня педагогам?

4.

Каковы ваши универсальные рецепты поддержки индивидуальности и инициативы детей?

Дискуссия: обсуждение понятий инициативность и инициатива.

1

Инициативность - это важнейший показатель детского интеллекта, его развития (запись на стен-

де)

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предмет-

ной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта,

его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познава-

тельной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, со-

держательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, вклю-

читься в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициатив-

ность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.

Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях

развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах

любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного

развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

В педагогике и психологии выделяют 4 сферы инициатив: творческая, целеполагания и воле-

вого усилия, коммуникативная, познавательная.

Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:

Творческая инициатива в конструктивной, музыкальной, игровой, художественной деятельности.

Коммуникативная инициатива в общении.

Познавательная инициатива развивается в познавательно – исследовательской деятельности и при

восприятии художественной литературы.

Инициатива целеполагания и волевого усилия развивается в трудовой деятельности.

Вопрос к педагогам: Как происходит развитие и поддержание инициативности дошкольников в

разных видах деятельности в разных группах?

Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной дея-

тельности ребёнка, но особенно творческой.

Творческая инициатива.

В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремле-

ние к поиску адекватных средств самовыражения.

В группе должен быть уголок творчества с разнообразными традиционными и нетрадиционными

инструментами и материалами для изобразительной деятельности. С целью развития творческой

инициативы дошкольников наряду с традиционными приемами должны использоваться нетради-

ционные техники изображения.

В рисовании: ладонная и пальцевая техники, кляксография, рисование акварелью по мокрому ли-

сту, печатание штампами, рисование ватными палочками, тычкование, упражнения типа «Дорисуй

недостающие детали», рисование по образцу, рисование с помощью трафарета.

В аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (обрывков цветной бумаги или бумаж-

ных заготовок, ваты, салфеток, природных материалов, пластилина, пищевых продуктов - круп,

макаронных изделий).

Можно использовать прием сотворчества и коллективных работ.

Например, воспитатель нарисовала круг – солнышко, а дети рисовали лучи ладошками. Или, дети

выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывая элементы, или участ-

вуют в создания коллективных композиций.

Приём сочетания рисования и аппликации.

Например, клеили снеговика, а потом дорисовывали ему глаза, нос.

2

Целесообразно проводить с воспитанниками игры и упражнения для развития продуктивной

инициативности:

Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).

Игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации

«Наматывание нитки на клубок»).

Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное

и зрительное обследование предметов и игрушек, типа «Чудесный мешочек», «Угадай на

ощупь», «Обведи фигуру»

Темы консультаций для родителей

(предложите свои….)

Поделки из моркови и картошки.

Так ли важно рисование в жизни ребёнка…..

Коммуникативная инициатива

Существует педагогическая технология О.М. Ельцовой под названием «Организация пол-

ноценной речевой деятельности в детском саду», в которой широко используются нетрадици-

онные формы речевой работы с детьми по развитию коммуникативной инициативы.

Можно использовать такие формы работы как: ситуации общения, игровые обучающие ситу-

ации, различные виды театров, пересказ, рассказывание по схеме, рассказывание с использовани-

ем алгоритма, рассказывание по образцу воспитателя, описательные рассказы, упражнения типа

«Кто задаст самый необычный вопрос», «Придумай загадку», «Кто об этом скажет по-другому»,

игры — инсценировки, дидактические игры, заучивание стихов.

При заучивании стихов можно использовать методику «Расскажи стихи руками». Расска-

зывание стихов с помощью рук делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональ-

ной, способствует развитию слоговой структуры слова, хорошо развивает слуховое восприятие и

способствует скорейшему запоминанию.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, поэтому необходимо практи-

ковать заучивание стихотворений, используя метод наглядного моделирования, т.е. схематично-

го изображения предметов и действий. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновремен-

но с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и

слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.

Необходимо активнее использовать в своей работе метод проектов, при котором учитывает-

ся принцип интеграции с другими образовательными областями.

Новая технология, которую можно использовать флешмоб.

Флешмоб - это технология, которая позволяет любому множеству людей договориться друг с дру-

гом, чтобы синхронно осуществить какое-то определенное, заранее согласованное действие.

Флешмоб осуществляется с привлечением и помощью родителей. В течение недели, например под

названием «В гостях у сказки», воспитанники ежедневно знакомятся с одинаковой для всех

сказкой в кругу семьи. За 5 дней дома можно прочитать 5 сказок. Затем литературный флешмоб

продолжит своё существование в группе, только теперь запланированную вами сказку родители

могут прочитать в любой день недели, а в остальное время читают детям по собственному выбору.

Использование данной технологии способствует приобщению детей и взрослых к книге, воспита-

нию интереса к совместному чтению.

Темы консультаций для родителей

(предложите свои)

Как научить детей выражать свои мысли?

Как заучивать с детьми стихотворения?

Как может помочь сказка?

Познавательная инициатива.

3

Познавательная активность – состояние внутренней готовности к познавательно исследова-

тельской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получе-

ние новых впечатлений об окружающем мире. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и

далёких предметов и явлений, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям при-

роды и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являет-

ся метод экспериментирования. В основном с детьми проводятся только элементарные опыты и

эксперименты. Знакомство со свойствами воды, снега, бумаги, дерева и др. Сначала следует начи-

нать с демонстрационного экспериментирования, когда дети только наблюдатели опытов, затем

переходить к фронтальным методам, когда в проведении экспериментов участвуют сами дети.

В процессе экспериментирования дети знакомятся со многими сенсорными признаками (Это:

цвет, форма, величина) и свойствами предметов, явлений и объектов природы. (Это: мнётся,

рвётся, течёт, ломается, тонет, тает; высоко, низко, далеко; мягкий, твёрдый, гладкий, холодный,

горячий, тёплый, прозрачный, липкий, мокрый и т.д.)

Обязательно следует применять ИКТ в образовательной деятельности, познавательные и

обучающие презентации, которые необходимо создавать самим и желательно утверждать на пед-

совете для использования другими педагогами детского сада.

Использование современных информационных технологий позволяет повысить мотивацию

детей к познанию и обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или

явления в цвете, движении и звуке.

Ряд консультаций для родителей

(предложите свои)

Чем занять ребёнка в выходной день?

Развивающие прогулки с ребёнком.

В мире звуков.

Как отвечать на детские вопросы вашего ребёнка?

Чем занять ребёнка на прогулке весной?

Значение детского экспериментирования.

Обратимся к нормативным документам, во ФГОС ДО указывается: «Одним из основных прин-

ципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том

числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода до-

школьного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания

социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из це-

левых ориентиров ФГОС ДО, предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей де-

тей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.»

Игра не имеет очевидного продукта. В игре важно играть, а не выигрывать. Поэтому встает за-

дача поиска форм активности, носящих продуктивный характер. Здесь можно обратиться к изоб-

разительной и конструктивной деятельности. Однако, в большинстве своем, эти формы активно-

сти инициируются педагогом, а если и реализуются ребенком, то их результат не выступает как

важное достижение дошкольника, связанное с его личностным ростом. Личностный рост предпо-

лагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений.

Личностная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому.

Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось

важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправ-

ным участником, субъектом социальных отношений.

2. Вопросы к педагогам для дискуссии:

В каких условиях на ваш взгляд лучше развивается инициатива и индивидуальность?

4

Сегодняшнему педагогу по душе тот ребенок, кто склонен соглашаться с его мнением, а кто все-

гда конкурирует, попадает в категорию «неудобного ребенка».

Что с этим делать?

В чем на ваш взгляд может проявляться инициативность в младшем и старшем дошкольном

возрасте?

Сделать совместный вывод о проявлении инициативности у детей в разном возрасте, отметив, что

свобода и самостоятельность, индивидуальность и инициативность – это не вседозволенность и

анархия, а раскованность, открытость.

Проявление инициативности в младшем возрасте

(запись на стенде, обсудить)

Выбор тематики игр

Постановка и разрешение игровых проблемных ситуаций

Вопросы и предложения, с которыми обращается к взрослым и сверстникам

Осуществление самостоятельной продуктивной деятельности

Проявление инициативности в старшем возрасте

(запись на стенде, обсудить)

В общении

Предметной деятельности

В игре

В экспериментировании

Всем педагогам с целью поддержки детской инициативы следует регулярно создавать ситуа-

ции (прикрепить на стенд):

• При участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками

• Совершать выбор и обосновывать его

• Предъявлять и обосновывать свою инициативу

• Планировать собственные действия индивидуально и малой группе, команде

• Оценивать результаты своих действий индивидуально и в команде

Задание педагогам: Перечислить по цепочке технологии, используемые для развития у детей

инициативы:

• Здоровьесберегающие технологии

• Технология развивающего обучения

• Метод проектов (групповых и индивидуальных)

• Развитие исследовательских умений

• Технологи проблемного обучения

• ТРИЗ

• Технология разноуровневого обучения

• Интерактивная технология

• Игровая технология

• Технология интегрированного занятия

• Нетрадиционные техники рисования

Формулировка совместного вывода: Для инициативной личности характерно:

1.

произвольность поведения; самостоятельность;

2.

развитая эмоционально волевая сфера;

3.

инициатива в различных видах деятельности;

4.

стремление к самореализации;

5.

общительность;

6.

творческий подход к деятельности;

7.

высокий уровень умственных способностей;

8.

познавательная активность.

Для поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников использу-

ются различные методы:

Группа педагогов-исследователей под руководством С.Л. Новоселовой разработала метод

комплексного руководства игрой дошкольников.

Комплексный метод включает следующие

компоненты:

5

планомерное обогащение жизненного опыта;

совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового

опыта, игровых умений;

своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;

активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побу-

ждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на

отражение в игре новых сторон жизни.

В среднем дошкольном возрасте больше внимания и времени педагог должен уделять первым и

вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт.

В старшем дошкольном возрасте жизни актуальными становятся третий и четвертый компонен-

ты комплексного подхода. Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить

детей к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведе-

ние в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою

роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстника-

ми, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

Совместные выводы, входящие в состав памятки для педагогов (оформленные памятки раз-

дать каждому педагогу):

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять по-

знавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но важ-

ное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития

когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и по-

ведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в

окружающем мире и его осведомленности. Для полноценного развития ребенку-дошкольнику

необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной

инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогиче-

ская форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспи-

тательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: исполь-

зование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут

сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с

ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ре-

бенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования в отличие от Стандарта начальной шко-

лы не зря называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обога-

щение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к

условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам

следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для со-

здания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста

(п. 3.2.5), называются:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной дея-

тельности;

поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игро-

вой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и про-

странства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ре-

бенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация

ФГОС ДО.

Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться

или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также тра-

диционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности. Параллельно обязатель-

но должна быть организована специальная работа по развитию инициативы детей в игре, которая

и обеспечивает становление целевых ориентиров.

6

3. Педагог-психолог напоминает, что «Детская инициатива-залог формирования успешной лично-

сти».

Формирование у детей детской инициативы и самостоятельности является в нынешней педагоги-

ке одной из самых актуальных проблем.

Вопрос к педагогам: От каких качеств личности зависит уровень формирования самостоятельно-

сти у детей.

Содержание и структура подвижных и развивающих играх, которые помогают детям приобрести

уверенность в своих действиях и направляют их делать самостоятельно выбор в процессе сов-

местной и самостоятельной деятельности.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1.

Организационный этап

2.

Мотивационный этап

3.

Практический этап

4.

Рефлексивный этап

Игры на занятиях педагога-психолога с детьми. К играм-приветствиям относятся такие как:

«Улыбка», «Назови ласково», «Комплимент». На практическом этапе берутся такие упражнения,

которые развивают психические процессы, а самое главное детскую самостоятельность и инициа-

тиву: «Пересядьте те, кто…»; «Я хочу подружиться»; «Подарок» (невербальное общение); «Гово-

рит тот, у кого мяч» (самоконтроль, мышление, внимания); «Кто кем будет?» (во что превратится

в будущем предмет?); «Четыре стихии» (внимание).

Подвижные игры на развитие быстроты реакции всегда эффективны и интересны детям, они по-

лезны для физического развития, тренируют скорость реакции, смекалку, выработку стратегии и

внимательность.

Так же берутся задания на индивидуальных листочках (развивается усидчивость, концентрация

внимания и самостоятельность).

Роль педагога в данных упражнениях – это контроль правильности выполнения упражнения и от-

веты ребенка.

Охарактеризуем черты уже развитой самостоятельности у детей:

а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных

действий (активность, умение играть по правилам);

б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы,

предвидеть ее результат);

г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный само-

контроль.

4. Анализ практики поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольни-

ков из опыта работы педагогов: «Выставка и представление дидактических игр по развитию по-

знавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста».

«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через иг-

ровую деятельность»: представлены педагогам изготовленные, самостоятельно дидактические

игры:

1.

«Сложи предмет из геометрических фигур»

2.

«Волшебные фигуры»

3.

«Помоги Золушке украсить варежки»

4.

«Подбери ключик к замочку»

5.

«Времена года»

Педагог показала, как можно использовать эти игры на занятиях с детьми. Рассказала, что игры

направлены на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отно-

шениями. Дидактические игры являются своеобразными орудиями труда педагога и инструмента-

ми познавательной деятельности детей. Они прививают интерес к знаниям по математике, способ-

7

ствуют развитию у детей внимания, сообразительности, умение логически мыслить, рассуждать,

делать выводы.

На выставке были представлены и другие игры, изготовленные педагогами детского сада:

демонстрационный материал «Состав числа из двух наименьших».

«Чудо - дерево» - универсальное, мобильное, дидактическое пособие.

Дидактическая игра: «Не ошибись!»,

Дидактическая игра «Собери букет».

Дидактическая игра «Саночки».

Дидактическая игра «Сколько?».

Педагог, изучивший работы учёного, педагога М.И. Лисиной напомнила коллегам, как можно под-

держать детскую инициативу в процессе игровой деятельности.

8



В раздел образования