Автор: Зубкова Елена Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Малыш"
Населённый пункт: с. Сеченово, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педсовет "Совершенствование технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей"
Раздел: дошкольное образование
Педсовет в ДОУ
Тема: «Совершенствование технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей»
Форма проведения: круглый стол
Цель педсовета: обсудить и рассмотреть особенности педагогической поддержки детской иници-
ативы в процессе игровой деятельности дошкольников в разных группах.
План проведения:
1.
Определение понятия «инициатива». Условия развития инициативного поведения (зам.
зав. по ВМР)
2.
Особенности педагогической поддержки детской инициативы в процессе игровой деятель-
ности дошкольников в разных возрастных группах. Методы поддержки детской инициати-
вы в процессе игр дошкольников (зам. зав. по ВМР)
3.
Детская инициатива-залог формирования успешной личности (педагог-психолог)
4.
Анализ практики поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности до-
школьников (из опыта работы педагогов: «Выставка и представление дидактических игр по
развитию познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста», «Развитие
творческой инициативы в игровой деятельности младшего дошкольного возраста»)
1. Приветствие коллег и обращение их внимания к нормативным документам.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в
Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Россий-
ской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание
инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуа-
ции выбора. Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государ-
ственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия дет-
ства.
Вопрос к педагогам: Что может быть источником разнообразия в современном быстроменяю-
щемся мире?
Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества,
определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с этим принципиально меня-
ется содержание и организация образовательной деятельности уже на уровне дошкольного образо-
вания. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способ-
ствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы. Это происходит через создание
условий для свободного выбора детьми различных деятельностей, их участников и форм совмест-
ной деятельности, а также условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.
Установление доброжелательных отношений в группе детей и за ее границами (между педагогами
и родителями) обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, овладение им
культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательных
инициатив семьи.
Вопросы для мозгового штурма:
1.
Инициативный ребенок дошкольного возраста - что это значит?
2.
Что существенного упускают педагоги при организации образовательной деятельности по
поддержке инициативы и индивидуальности детей?
3.
Что надо делать сегодня педагогам?
4.
Каковы ваши универсальные рецепты поддержки индивидуальности и инициативы детей?
Дискуссия: обсуждение понятий инициативность и инициатива.
1
Инициативность - это важнейший показатель детского интеллекта, его развития (запись на стен-
де)
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предмет-
ной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта,
его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познава-
тельной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, со-
держательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, вклю-
читься в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициатив-
ность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях
развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах
любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного
развития позитивной свободы и инициативности ребенка.
В педагогике и психологии выделяют 4 сферы инициатив: творческая, целеполагания и воле-
вого усилия, коммуникативная, познавательная.
Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:
Творческая инициатива в конструктивной, музыкальной, игровой, художественной деятельности.
Коммуникативная инициатива в общении.
Познавательная инициатива развивается в познавательно – исследовательской деятельности и при
восприятии художественной литературы.
Инициатива целеполагания и волевого усилия развивается в трудовой деятельности.
Вопрос к педагогам: Как происходит развитие и поддержание инициативности дошкольников в
разных видах деятельности в разных группах?
Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной дея-
тельности ребёнка, но особенно творческой.
Творческая инициатива.
В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремле-
ние к поиску адекватных средств самовыражения.
В группе должен быть уголок творчества с разнообразными традиционными и нетрадиционными
инструментами и материалами для изобразительной деятельности. С целью развития творческой
инициативы дошкольников наряду с традиционными приемами должны использоваться нетради-
ционные техники изображения.
В рисовании: ладонная и пальцевая техники, кляксография, рисование акварелью по мокрому ли-
сту, печатание штампами, рисование ватными палочками, тычкование, упражнения типа «Дорисуй
недостающие детали», рисование по образцу, рисование с помощью трафарета.
В аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (обрывков цветной бумаги или бумаж-
ных заготовок, ваты, салфеток, природных материалов, пластилина, пищевых продуктов - круп,
макаронных изделий).
Можно использовать прием сотворчества и коллективных работ.
Например, воспитатель нарисовала круг – солнышко, а дети рисовали лучи ладошками. Или, дети
выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывая элементы, или участ-
вуют в создания коллективных композиций.
Приём сочетания рисования и аппликации.
Например, клеили снеговика, а потом дорисовывали ему глаза, нос.
2
Целесообразно проводить с воспитанниками игры и упражнения для развития продуктивной
инициативности:
Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).
Игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации
«Наматывание нитки на клубок»).
Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное
и зрительное обследование предметов и игрушек, типа «Чудесный мешочек», «Угадай на
ощупь», «Обведи фигуру»
Темы консультаций для родителей
(предложите свои….)
Поделки из моркови и картошки.
Так ли важно рисование в жизни ребёнка…..
Коммуникативная инициатива
Существует педагогическая технология О.М. Ельцовой под названием «Организация пол-
ноценной речевой деятельности в детском саду», в которой широко используются нетрадици-
онные формы речевой работы с детьми по развитию коммуникативной инициативы.
Можно использовать такие формы работы как: ситуации общения, игровые обучающие ситу-
ации, различные виды театров, пересказ, рассказывание по схеме, рассказывание с использовани-
ем алгоритма, рассказывание по образцу воспитателя, описательные рассказы, упражнения типа
«Кто задаст самый необычный вопрос», «Придумай загадку», «Кто об этом скажет по-другому»,
игры — инсценировки, дидактические игры, заучивание стихов.
При заучивании стихов можно использовать методику «Расскажи стихи руками». Расска-
зывание стихов с помощью рук делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональ-
ной, способствует развитию слоговой структуры слова, хорошо развивает слуховое восприятие и
способствует скорейшему запоминанию.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, поэтому необходимо практи-
ковать заучивание стихотворений, используя метод наглядного моделирования, т.е. схематично-
го изображения предметов и действий. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновремен-
но с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и
слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.
Необходимо активнее использовать в своей работе метод проектов, при котором учитывает-
ся принцип интеграции с другими образовательными областями.
Новая технология, которую можно использовать флешмоб.
Флешмоб - это технология, которая позволяет любому множеству людей договориться друг с дру-
гом, чтобы синхронно осуществить какое-то определенное, заранее согласованное действие.
Флешмоб осуществляется с привлечением и помощью родителей. В течение недели, например под
названием «В гостях у сказки», воспитанники ежедневно знакомятся с одинаковой для всех
сказкой в кругу семьи. За 5 дней дома можно прочитать 5 сказок. Затем литературный флешмоб
продолжит своё существование в группе, только теперь запланированную вами сказку родители
могут прочитать в любой день недели, а в остальное время читают детям по собственному выбору.
Использование данной технологии способствует приобщению детей и взрослых к книге, воспита-
нию интереса к совместному чтению.
Темы консультаций для родителей
(предложите свои)
Как научить детей выражать свои мысли?
Как заучивать с детьми стихотворения?
Как может помочь сказка?
Познавательная инициатива.
3
Познавательная активность – состояние внутренней готовности к познавательно исследова-
тельской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получе-
ние новых впечатлений об окружающем мире. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и
далёких предметов и явлений, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям при-
роды и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являет-
ся метод экспериментирования. В основном с детьми проводятся только элементарные опыты и
эксперименты. Знакомство со свойствами воды, снега, бумаги, дерева и др. Сначала следует начи-
нать с демонстрационного экспериментирования, когда дети только наблюдатели опытов, затем
переходить к фронтальным методам, когда в проведении экспериментов участвуют сами дети.
В процессе экспериментирования дети знакомятся со многими сенсорными признаками (Это:
цвет, форма, величина) и свойствами предметов, явлений и объектов природы. (Это: мнётся,
рвётся, течёт, ломается, тонет, тает; высоко, низко, далеко; мягкий, твёрдый, гладкий, холодный,
горячий, тёплый, прозрачный, липкий, мокрый и т.д.)
Обязательно следует применять ИКТ в образовательной деятельности, познавательные и
обучающие презентации, которые необходимо создавать самим и желательно утверждать на пед-
совете для использования другими педагогами детского сада.
Использование современных информационных технологий позволяет повысить мотивацию
детей к познанию и обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или
явления в цвете, движении и звуке.
Ряд консультаций для родителей
(предложите свои)
Чем занять ребёнка в выходной день?
Развивающие прогулки с ребёнком.
В мире звуков.
Как отвечать на детские вопросы вашего ребёнка?
Чем занять ребёнка на прогулке весной?
Значение детского экспериментирования.
Обратимся к нормативным документам, во ФГОС ДО указывается: «Одним из основных прин-
ципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том
числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода до-
школьного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания
социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из це-
левых ориентиров ФГОС ДО, предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей де-
тей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.»
Игра не имеет очевидного продукта. В игре важно играть, а не выигрывать. Поэтому встает за-
дача поиска форм активности, носящих продуктивный характер. Здесь можно обратиться к изоб-
разительной и конструктивной деятельности. Однако, в большинстве своем, эти формы активно-
сти инициируются педагогом, а если и реализуются ребенком, то их результат не выступает как
важное достижение дошкольника, связанное с его личностным ростом. Личностный рост предпо-
лагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений.
Личностная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому.
Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось
важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправ-
ным участником, субъектом социальных отношений.
2. Вопросы к педагогам для дискуссии:
В каких условиях на ваш взгляд лучше развивается инициатива и индивидуальность?
4
Сегодняшнему педагогу по душе тот ребенок, кто склонен соглашаться с его мнением, а кто все-
гда конкурирует, попадает в категорию «неудобного ребенка».
Что с этим делать?
В чем на ваш взгляд может проявляться инициативность в младшем и старшем дошкольном
возрасте?
Сделать совместный вывод о проявлении инициативности у детей в разном возрасте, отметив, что
свобода и самостоятельность, индивидуальность и инициативность – это не вседозволенность и
анархия, а раскованность, открытость.
Проявление инициативности в младшем возрасте
(запись на стенде, обсудить)
Выбор тематики игр
Постановка и разрешение игровых проблемных ситуаций
Вопросы и предложения, с которыми обращается к взрослым и сверстникам
Осуществление самостоятельной продуктивной деятельности
Проявление инициативности в старшем возрасте
(запись на стенде, обсудить)
В общении
Предметной деятельности
В игре
В экспериментировании
Всем педагогам с целью поддержки детской инициативы следует регулярно создавать ситуа-
ции (прикрепить на стенд):
• При участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками
• Совершать выбор и обосновывать его
• Предъявлять и обосновывать свою инициативу
• Планировать собственные действия индивидуально и малой группе, команде
• Оценивать результаты своих действий индивидуально и в команде
Задание педагогам: Перечислить по цепочке технологии, используемые для развития у детей
инициативы:
• Здоровьесберегающие технологии
• Технология развивающего обучения
• Метод проектов (групповых и индивидуальных)
• Развитие исследовательских умений
• Технологи проблемного обучения
• ТРИЗ
• Технология разноуровневого обучения
• Интерактивная технология
• Игровая технология
• Технология интегрированного занятия
• Нетрадиционные техники рисования
Формулировка совместного вывода: Для инициативной личности характерно:
1.
произвольность поведения; самостоятельность;
2.
развитая эмоционально волевая сфера;
3.
инициатива в различных видах деятельности;
4.
стремление к самореализации;
5.
общительность;
6.
творческий подход к деятельности;
7.
высокий уровень умственных способностей;
8.
познавательная активность.
Для поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников использу-
ются различные методы:
Группа педагогов-исследователей под руководством С.Л. Новоселовой разработала метод
комплексного руководства игрой дошкольников.
Комплексный метод включает следующие
компоненты:
5
планомерное обогащение жизненного опыта;
совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового
опыта, игровых умений;
своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побу-
ждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на
отражение в игре новых сторон жизни.
В среднем дошкольном возрасте больше внимания и времени педагог должен уделять первым и
вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт.
В старшем дошкольном возрасте жизни актуальными становятся третий и четвертый компонен-
ты комплексного подхода. Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить
детей к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведе-
ние в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою
роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстника-
ми, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Совместные выводы, входящие в состав памятки для педагогов (оформленные памятки раз-
дать каждому педагогу):
Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять по-
знавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но важ-
ное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития
когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и по-
ведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в
окружающем мире и его осведомленности. Для полноценного развития ребенку-дошкольнику
необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной
инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогиче-
ская форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспи-
тательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: исполь-
зование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут
сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с
ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.
Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ре-
бенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования в отличие от Стандарта начальной шко-
лы не зря называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обога-
щение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к
условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам
следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для со-
здания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста
(п. 3.2.5), называются:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной дея-
тельности;
поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игро-
вой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и про-
странства.
Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ре-
бенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация
ФГОС ДО.
Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться
или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также тра-
диционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности. Параллельно обязатель-
но должна быть организована специальная работа по развитию инициативы детей в игре, которая
и обеспечивает становление целевых ориентиров.
6
3. Педагог-психолог напоминает, что «Детская инициатива-залог формирования успешной лично-
сти».
Формирование у детей детской инициативы и самостоятельности является в нынешней педагоги-
ке одной из самых актуальных проблем.
Вопрос к педагогам: От каких качеств личности зависит уровень формирования самостоятельно-
сти у детей.
Содержание и структура подвижных и развивающих играх, которые помогают детям приобрести
уверенность в своих действиях и направляют их делать самостоятельно выбор в процессе сов-
местной и самостоятельной деятельности.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1.
Организационный этап
2.
Мотивационный этап
3.
Практический этап
4.
Рефлексивный этап
Игры на занятиях педагога-психолога с детьми. К играм-приветствиям относятся такие как:
«Улыбка», «Назови ласково», «Комплимент». На практическом этапе берутся такие упражнения,
которые развивают психические процессы, а самое главное детскую самостоятельность и инициа-
тиву: «Пересядьте те, кто…»; «Я хочу подружиться»; «Подарок» (невербальное общение); «Гово-
рит тот, у кого мяч» (самоконтроль, мышление, внимания); «Кто кем будет?» (во что превратится
в будущем предмет?); «Четыре стихии» (внимание).
Подвижные игры на развитие быстроты реакции всегда эффективны и интересны детям, они по-
лезны для физического развития, тренируют скорость реакции, смекалку, выработку стратегии и
внимательность.
Так же берутся задания на индивидуальных листочках (развивается усидчивость, концентрация
внимания и самостоятельность).
Роль педагога в данных упражнениях – это контроль правильности выполнения упражнения и от-
веты ребенка.
Охарактеризуем черты уже развитой самостоятельности у детей:
а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных
действий (активность, умение играть по правилам);
б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы,
предвидеть ее результат);
г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный само-
контроль.
4. Анализ практики поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольни-
ков из опыта работы педагогов: «Выставка и представление дидактических игр по развитию по-
знавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста».
«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через иг-
ровую деятельность»: представлены педагогам изготовленные, самостоятельно дидактические
игры:
1.
«Сложи предмет из геометрических фигур»
2.
«Волшебные фигуры»
3.
«Помоги Золушке украсить варежки»
4.
«Подбери ключик к замочку»
5.
«Времена года»
Педагог показала, как можно использовать эти игры на занятиях с детьми. Рассказала, что игры
направлены на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отно-
шениями. Дидактические игры являются своеобразными орудиями труда педагога и инструмента-
ми познавательной деятельности детей. Они прививают интерес к знаниям по математике, способ-
7
ствуют развитию у детей внимания, сообразительности, умение логически мыслить, рассуждать,
делать выводы.
На выставке были представлены и другие игры, изготовленные педагогами детского сада:
демонстрационный материал «Состав числа из двух наименьших».
«Чудо - дерево» - универсальное, мобильное, дидактическое пособие.
Дидактическая игра: «Не ошибись!»,
Дидактическая игра «Собери букет».
Дидактическая игра «Саночки».
Дидактическая игра «Сколько?».
Педагог, изучивший работы учёного, педагога М.И. Лисиной напомнила коллегам, как можно под-
держать детскую инициативу в процессе игровой деятельности.
8