Напоминание

Подходы и пути решений современного воспитания в образовательных организациях СПО


Автор: Луцкая Ольга Викторовна
Должность: Врио директора
Учебное заведение: ГБПОУ ЛО
Населённый пункт: г. Шлиссельбург, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Подходы и пути решений современного воспитания в образовательных организациях СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Подходы и пути решений современного воспитания в

образовательных организациях СПО

Врио директора ГБПОУ ЛО «ТВТ»

Ольга Викторовна Луцкая

Одним

из

ведущих

направлений

развития

системы

среднего

профессионального

образования

России

в

настоящее

время

является

совершенствование процесса воспитания на основе принципов гуманизма,

природосообразности и культуросообразности, а также эффективности

социального взаимодействия, то есть направленности вектора воспитания на

развитие социальной и культурной компетентности личности, что нашло

отражение

в

Программе

развития

воспитания

в

системе

среднего

профессионального

образования,

представляющей

собой

важнейшее

направление

реализации

принципов

государственной

политики

Министерства образования Российской Федерации в области среднего

профессионального образования. Данная Программа базируется на Законе

Российской Федерации «Об образовании», Международной конвенции о

правах и основных свободах человека, Федеральной программе развития

образования. В ней отмечается, что «развитие процесса воспитания в системе

среднего

профессионального

образования

должно

получить

научное

обеспечение

на

современном

уровне,

отвечающем

идеям

личностно-

ориентированной образовательной парадигмы»

2

.

Отметим,

что

вопросы,

связанные

с

проблемой

воспитания

в

учреждениях среднего профессионального образования, рассматривались

учеными еще в 1960-е-80-е годы прошлого века. В частности, вопросы,

связанные с определением места и роли воспитания в образовательном

процессе были проанализированы в работах СЛ. Батышева и Н.Н. Дьяченко.

Вопросы воспитания молодежи всегда были актуальны, а начиная с

2014

года

проблемы

в

воспитании

становятся

первостепенными

в

деятельности государства и общества.

Воспитание и развитие личности – одна из ключевых задач нацпроекта

«Образование». Так, основная работа по построению эффективной системы

воспитания с 2015 года ведется в рамках реализации Стратегии развития

воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года на федеральном,

региональном и муниципальном уровнях.

«Реализация Стратегии учитывает особенности современных детей,

социальный

и

психологический

контекст

их

развития,

формирует

консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на

воспитание подрастающего и будущих поколений»

4

.

В системе среднего профессионального образования воспитательный

компонент

является

обязательным

требованием

ФГОС

к

условиям

реализации программы подготовки специалистов среднего звена, что делает

актуальными вопросы, связанные с особенностями процесса воспитания в

системе СПО.

На

сегодняшний

день

главными

факторами,

определяющими

специфику воспитательной работы в образовательных учреждениях СПО,

являются:

-учет возрастных особенностей и потребностей обучающихся;

- компетентностно-ориентированная направленность системы

воспитания;

-учет современных тенденций развития российского

профессионального образования.

Кроме того, система воспитательной работы учреждения СПО должна

учитывать

и

современные

тенденции

развития

российского

профессионального образования, подходы и программы, разрабатываемые на

федеральном

и

региональном

уровне,

что

возможно

осуществить

посредством создания единого воспитательного пространства.

ГБПОУ ЛО «Техникум водного транспорта», при его создании

использовал

современные

подходы

к

процессу

воспитания,

сформулированные Е.Н. Барышниковым.

Модель

единого

воспитательного

пространства

техникума

представлена на рисунке 1.

Единое воспитательное

пространства техникума

Системно-

деятельностный

подход

Социально-

адаптивный подход

Культурологический

подход

Становление

индивидуальности

Личность

студента

Социально-адаптивный подход предполагает воспитание обучающихся

посредством их адаптации к нормам социального общежития. Освоении и

принятии норм, правил и законов общества.

Культурологический подход направлен на духовно-нравственное

воспитание, посредством погружения обучающихся в культурное

пространство, приобщение их к нравственным ценностям, характерным для

нашей страны.

Системно-деятельностный подход представляет собой воспитание у

обучающихся успешности, форсирование установки на постоянное

саморазвитие и самосовершенствование.

Становление индивидуальности предполагает развитие творческой

индивидуальности каждого студента, формирование собственной модели

миропонимания.

Таким

образом,

сформированная

в

техникуме

модель

единого

воспитательного пространства, позволяет направить процесс воспитания на

формирование и развитие личностных и духовно-нравственных качеств у

студентов,

мотивирует

на

проявление

творческой

инициативности,

самостоятельности,

успешности

социальной

и

гражданской

активной

позиции.

Наша образовательная организация разработала рабочие программы

воспитания, в которых нашли отражение виды, формы и содержание

деятельности, в основу вошли модули – Модуль «Гражданин и патриот»,

Модуль

«Социализация

и

духовно-нравственное

развитие»,

Модуль

«Культурное наследие и народные традиции», Модуль «Профориентация»,

Модуль

«Социальное

партнерство

в

воспитательной

деятельности

образовательной организации» и другие.

Особенности организуемого воспитательного процесса в техникуме

заключаются в соответствии традициям профессионального воспитания, к

которым можно отнести:

- вовлечение студентов в мероприятия различного уровня, мастер-

классов и творческие проекты;

- вовлечение студентов I курса в социально-культурную среду

техникума;

- содействие развитию профессиональных компетенций,

индивидуальных способностей, социальному взаимодействию и

сотрудничеству, умению работать в группах, принимать на себя

обязательства и нести за них полную ответственность;

- стимулирование творческих способностей и талантов обучающихся

через вовлечение их во внеурочные социально – культурные и волонтерских

проекты.

Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы

отражается в дорожной карте и в календарном плане воспитательной работы.

Сегодня как никогда становятся актуальными вопросы, связанные с

национальным идеалом, приобщением молодого поколения к истинно

русским ценностям и культурным традициям. И это обязательно находит

свое отражение в воспитательном процесс техникума через беседы, встречи,

экскурсии, творческие мастерские, участие к гражданских и патриотических

конкурсах. И все же, разрабатываемые программы не смогут сделать

воспитание более эффективным и системным, необходимо, приобщать детей

к

указанным

в

них

ценностям,

приблизится

к

национальному

воспитательному идеалу, реализовать цель развития личности.

Сегодня, педагогическая теория и практика должна строить

целостные, целенаправленные воспитательные системы на основе основных

средств воспитания: деятельность, общение и межличностные отношения.

В процессе реализации модели единого воспитательного

пространства, коллектив техникума считает, что воспитательная работа со

студентами должна быть «не пустым звуком», необходимо целенаправленно

систематизировать

свой

многолетний

опыт

для

построения

новых

воспитательных систем.

На базе ГБПОУ ЛО «Техникум водного транспорта»» создается

качественно новая воспитательная система, имеющая глубокое содержание

через интерес со стороны родителей, активное участие в реализации

проектов, индивидуальные формы взаимодействия со студентами и их

родителями,

наличие

особого

уклада

жизни

техникума

со

своими

традициями,

выявление

перспективной

и

талантливой

молодежи,

сотрудничество с педагогами. Задача воспитателя – привить любовь, дать

знания и понимание культуры, традиций, истории. От результатов всех этих

процессов зависит в дальнейшем не только конкретный студент, но и роль

каждого педагога.

Список использованной литературы

1.

Ананьин, Г.Е. О системном подходе в воспитании// Педагогика, 2017 -

№8, 77-85 с.

2.

Астраханцева,

С.В.

Проектирование

воспитательной

работы

в

контексте социально - педагогической парадигмы// Педагогика, 2011 -

№4, 37-43 с.

3.

Бондаревская, Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании//

Педагогика, 2017 - №7, 3-13 с.

4.

Верин

-

Галицкий,

Д.В.

О

ценностях

воспитания//

Народное

образование, 2016 - №3, 157-161 с.

5.

Гликман, Н.З. Социально - личностный подход к воспитанию//

Народное образование, 2018 - №1, 217-221 с.

6.

Давыдов, Ю.С. Образование: взгляд изнутри// Педагогика, 2002 - №9,

11-17 с.

7.

Круглов, В.В. Воспитание не должно быть параллельным// Народное

образование, 2017 - №4, 216-219 с.

8.

Остапенко, А.А., Хагуров, Т.А. Россия должна предъявить миру свой

взгляд на воспитание// Народное образование, 2018 - №7, 18-24 с.

9.

Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования: Уч.

пособие для студ. вузов/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков;

Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2016. - 368с.

10.Хагурова, Н.Е. Риски взросления в пространстве культуры: искусство

для детей и юношества вчера и сегодня// Народное образование, 2013 -

№3, 164-170 с.

11.Шиянов, Е.Н. Аксиологические основания процесса воспитания//

Педагогика, 2017 - №10, 33-37с.



В раздел образования