Напоминание

«Вселенские бабьи именины»


Автор: Дюндина Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: город Моршанск, Тамбовская область
Наименование материала: разработка урока
Тема: «Вселенские бабьи именины»
Раздел: начальное образование





Назад




Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»

.

УРОК НРАВСТВЕННОСТИ

«ВСЕЛЕНСКИЕ

БАБЬИ ИМЕНИНЫ»

Составила:

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия» г. Моршанска

Дюндина Елена Анатольевна

Моршанск

1

Пояснительная записка

Автор

Дюндина Елена Анатольевна, учитель начальных классов,

ОРКиСЭ МБОУ «Гимназия» города Моршанска, Тамбовской

области

Предмет

Основы духовно-нравственной культуры народов России.

(Урок нравственности)

Класс

4

Количество часов

1

УМК

Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов

России. 4 класс», Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В.

Поляков,— М.: Вентана - Граф, 2018

Тема урока

Вселенские бабьи именины.

Тип урока

Открытие новых знаний. (ОНЗ)

Цель урока

Формирование нравственных ценностей на основе знаний

христианских православных праздниках.

Планируемые результаты

обучения

Личностные: формирование нравственных качеств личности,

развитие самостоятельности, трудолюбия, ответственного отношения

к выполняемой работе, умения оценивать свой труд, взаимоуважения

на примере работы парах.

Предметные: вести беседу на тему отношений между людьми, о

добре и зле на основе межпредметной связи с историей,

литературой; формирование информационной культуры

обучающихся; развитие грамотной речи, творческих способностей,

мышления.

Метапредметные:

Познавательные: поддерживание интереса к поисковой

деятельности; развитие умения осознанно и произвольно строить

речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные: развитие умения проявлять познавательную

инициативу в учебном сотрудничестве; принимать и сохранять

учебную задачу, планировать своё действие, адекватно воспринимать

оценку учителя, оценивать правильность выполнения действия на

уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: развитие коммуникативной компетенции,

осуществление действий взаимоконтроля.

Техники и технологии

Технология сотрудничества, технология проблемно –

диалогического обучения, здоровьесберегающая технология,

ИКТ.

Методы и приёмы

-беседа

-устный рассказ

-работа с наглядным и иллюстративным материалом

-творческое задание

2

Ресурс (учебники,

наглядные пособия, ИКТ)

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация, выполненная в

программе Power Point, карточки, модель дерева.

Ход урока

1. ОРГМОМЕНТ.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю вам добра, мы желаем вам добра (обучающиеся), мы желаем друг

другу добра (обучающиеся)

- Я рада, что у нас у всех отличное настроение.

У нас сегодня необычный урок. На уроке присутствуют гости.

Давайте и им пожелаем всем добра.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, у меня на столе лежат пироги.

- Как вы думаете, почему? (праздник)

-Что такое праздник? (Пра

́

здник — день торжества, установленный в честь или

в память кого-нибудь, чего-нибудь.)

- А какой сегодня может быть праздник? (день рождения, именины)

- А кто из вас знает, чем день рождения, отличается от именин? (дата

рождения, Имени

́

ны – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при

Крещении. Каждый день церковного календаря посвящен памяти какого-либо

святого (чаще всего – не одного).

- Ребята, сейчас я предлагаю вам посмотреть одну видеозапись.

(видеофильм в исполнении хора Свято-Елисаветинского монастыря

«Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София»)

- У кого именины сегодня?

3. ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Сегодня 30 сентября по христианскому календарю праздник, который

называется «Вселенские бабьи именины». (слайд)

Сегодня именины у Вер, Надежд, Любовей и Софий.

3

-А как вы думаете, популярные эти имена сегодня?

-А вам интересно будет узнать, сколько в нашей школе девочек с такими

именами?

А вот …………………………………… узнала.

(сообщение обучающегося)

-А в ваших семьях кто-нибудь из женщин носит такие имена.

-Ребята, у каждого человека есть имя, и оно наверняка что-то обозначает?

-А что же обозначают ваши имена?

- А какое же толкование имеют имена Вера, Надежда, Любовь и София.

(сообщения детей)

1. Имя Вера имеет византийские корни, а в русском языке оно появилось во

времена принятия христианства. Поэтому имя Вера и в переводе означает то же

самое — веру, верование, истину. А вера – это одна из важнейших

добродетелей. Для христиан стержнем веры является Христос. Это имя

достаточно распространенное. Еще недавно его давали двадцати из тысячи

девочек. Русский православный священник Па

́

вел Алекса

́

ндрович Флоре

́

нский

писал об имени: "Ее натура отличается честностью, и честность, кроме того,

есть первая заповедь Веры...".

2. Имя Надежда – очень древнее и исконно славянское. Происходит из

старославянского языка и образовано от слова «надежа». Имя Надежда говорит

само за себя. Надежды – это ещё одна важнейшая добродетель, которая в

христианстве считается предпоследней ступенькой на пути к Богу.

Сегодня при рождении каждой двадцатой девочке из тысячи дают такое имя.

3. Имя Любовь пришло в русский язык вместе с принятием православной веры

на Руси. Имя Любовь означает любовь, любимая. Любовь – это наивысшая

добродетель. Для христиан любовь тем более важна, что и Сам Бог есть Любовь

– это именно то слово, которое наиболее полно характеризирует неописуемую

божественную природу.

4

4. Имя Софья имеет греческое происхождение. В корне этого имени заложено

слово, означающее “мудрость”, поэтому обычно его переводят, как “мудрая”,

“премудрость”, “мудрость”.

-О каких важнейших христианских добродетелях упоминалось в сообщениях?

(кластеры на доске) ( вера, надежда, любовь, мудрость)

-Ребята, вы часто на разных уроках говорим о подвигах.

-А, что же такое подвиг? (По

́

двиг - героический поступок, совершённый в

трудных условиях)

-Ребята, сколько вам сейчас лет? ( Спросить у 3 детей)

- Как вы думаете, в каком возрасте можно совершить подвиг?

- Как вы думаете, а девочки сильнее или слабее вас?

- Могут ли девчонки совершить подвиг?

Я хочу вас сегодня познакомить с подвигом детей, которые жили много веков

назад. Во II

веке большим государством была Римская империя, которую

населяли языческие народы. Но с каждым днём христиан в Римской империи

становилось всё больше и больше. Их ненавидели, проклинали, не разрешалось

строить храмы. Преследовали христиан и римские правители.

Вот в этом

государстве жили Верочка, Надюша и Любочка, которые были почти вашими

ровесницами. Вере было всего 12 лет, Надежде – 10, а Любови - 9. Отец у них

умер, и воспитывала девочек — одна мать София. София была христианка.

Семья жила тихо и счастливо. Мать воспитывала их христианками. Девочки

росли в труде и послушании, много времени уделяли молитве и чтению

духовных книг. Вера в Бога сделала девочек очень красивыми. Чем красивее

они становились, тем больше внимания к себе привлекали.

Подумайте, что значит быть красивыми?

(кластер на доске)

На доске вы видите понятия, которые связаны с красотой. Есть ли те, которые

делают человека красивым? (модная одежда, красивый макияж, стильная

5

прическа, послушание, доброта, уважение, ум, вежливость, трудолюбие,

терпение)

(видеофильм)

Мы сейчас послушаем отрывок взятый из « Жития святых» - это книга которая

содержится сведения о первых деятелях христианства, святых мучениках.

Эта семья не могла быть незамеченной. Язычникам римлянам быта непонятна

такая жизнь, и они донесли императору, что Вера, Надежда, Любовь и их мать

София - христианки. Их вызвал к себе сам император. София сразу осознала

участь своей семьи. Они подверглись устрашению, соблазну, искушению.

Император попытался совратить их с христианского пути и заставить

поклониться богине Артемиде — сначала обещанием богатых подарков, а затем

угрозами. Он надеялся, что дети не устоят перед обещаниями, которые щедро

раздавались им. Но юные христианки твёрдо исповедовали свою веру. И,

конечно, после этого спрос с девочек был иной – их приговорили к мучениям.

-Ребята, а это вам не напоминает современный мир? Когда вокруг нас так много

искушений. Многие люди, когда имея красивые машины, дома, дорогие

сотовые телефоны отрицают духовные ценности своей семьи. Для них,

превыше всего, становятся материальные блага, ценности. Вот тогда и

ломается духовный стержень, растаптывается росток веры.

-За что подвергли девочек к таким мучениям и приговорили к смерти? (за веру

в Бога, за твёрдые убеждения)

Та жестокость, с которой истязали девочек, привели в ужас даже язычников –

римлян.

Вера, Надежда, Любовь выстояли, мужественно перенесли все истязания.

Им помогла выдержать все испытания – вера, любовь Бога.

-А вы можете задать мне вопрос: «А, что же произошло с их матерью Софией?»

Но об этом чуть позже.

6

-Ребята, можете ли себе представить, что ваша мама позволит хоть кому-

нибудь причинить вам вред? Как будет спокойно смотреть на то, как истязают

собственного ребёнка и при этом она ничего не сможет предпринять.

-А были ли в вашей жизни такие случаи, когда мама защищала вас?

А вот София не имела возможности вырвать своих детей из рук изуверов.

Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли на еще более сильные

душевные страдания от наблюдения за мучениями ее детей. А ведь это самая

страшная пытка для матери. Но и София не стала отрекаться от Христа. Она

проявила необыкновенное мужество: спокойно смотрела, и взгляд её был

направлен в вечность и поддержан верой в бессмертие души.

Чтобы продлить душевные страдания Софии, император разрешил ей взять тела

дочерей. Похоронив их, она два дня не могла отойти от их могил, молилась,

а на третий день скончалась.

За твёрдую веру церковь причислила Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию

к лику святых мучениц. (слайд) Иконописцы по- разному изображали их на

иконах.

- Какие чувства вспыхнули в вашей душе, когда вы смотрите на эти иконы?

(слайд)

Мощи святых мучениц с 777 года находятся в монастыре в местечке Эшо

во Франции.

Далёкая, казалось бы, для нас история: сейчас не казнят за убеждения. В чём-то

нам непонятна духовная стойкость первых христиан, страшно клавших голову

на плаху во имя своей святой убеждённости. На Руси почитание св. Софии

восходит к началу распространения христианства на Русской земле. Ведь

София – это мудрость нашей веры, надежды, любви. Первые храмы были

построены в Киеве и Новгороде.

(слайд) ( фонограмма «Колокольный звон»)

7

И, тем не менее, и для нашего города Моршанска слова новгородцев, которые

утверждали: «Где София – там и Русь» не пустой звон. Именно от каменного

храма во имя св. Софии Премудрости Божией (слайд) построенного усердием

московских купцов Петра и Фёдора Копейкин в 1752 году началась история

села Морша и затем всего города. Именно от Софийского собора начиналась

самая красивая и уютная улица Софийская. (слайд)

-А сейчас у нас в городе есть улица с таким названием?

Я предлагаю вам найти самим ответ на этот вопрос. Узнать дома у родных,

знакомых, поискать информации в интернете. И об этом вы расскажите на

следующем уроке.

-Ребята, там, где проливается особенно много материнских слёз востребованы

храмы во имя св. Софии Премудрости Божией. (слайд) Московский храм во

имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при

Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и

иммунологии.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

-Сегодня на уроке мы говорили о добродетелях, непроходящих ценностях

вере, надежде, любви.

Итак, ребята, давайте представим жизнь человека в виде дерева. Мы знаем, что

каждая часть – ветви, ствол, корни – основные его части, и если исключить хотя

бы одно, то это уже будет не дерево. Предлагаю вам разместить наши

добродетели на дереве и объяснить их расположение.

(работа в парах)

Сейчас обсудите в паре с соседом, где какая добродетель находится?

8

В основание (корни) мы поместили веру, ибо именно она дает человеку

жизненные силы, ствол – это любовь, в которой он нуждается и дарит своим

близким, а ветви это надежда, которую порождают вера и любовь. Надежда на

светлое будущее, надежда на свои силы, на других людей.

5.РЕФЛЕКСИЯ.

- Что нового вы узнали?

- Что особенно тронуло вашу душу?

Эти добродетели неразделимы. Вера придает силы Надежде. Любовь их делает

счастливыми, а София - мудрыми. В единении Веры, Надежды, Любви и Софии

- истоки всего лучшего, что было, есть и будет в человеке. И главное - человек

всегда должен идти в жизни «дорогою добра».

(Чтение стихотворения обучающимся)

Теперь и вечно, как и прежде,

Под зимней вьюгой и весной,

С Любовью, Верой и Надеждой

Мы совершаем путь земной.

И в этот день осенний, светлый

(Пусть даже дождь идёт с утра)

Мы открываем душу с верой,

В любовь и торжество добра.

Надежда нам дарует силы.

Трёх ангелов любовь светла.

Святая матерь их София!

Храни нас от любого зла.

Я надеюсь, что может быть, по-иному, вы будете относиться к своим именам,

что чаще мы будем слышать на улицах нашего города, как чья-то мамочка

зовёт Верочку, Надюшу, Любочку и Софию.

9

Как хочется верить, что такие чувства как вера, доброта, надежда, любовь,

сострадание поселятся в ваших душах и станут святыми и главными в жизни. А

для этого нужно любить свою Родину, не забывать свои корни, помнить о

родителях, помогать им, не забывать родные места, бережно относиться к

наследию предков, хранить традиции и обычаи своего народа. Только так

Россия вновь станет великою!

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Напишите сочинение на тему: «Вера, надежда, любовь в моей жизни».

10



В раздел образования