Напоминание

АУТЕНТИЧНЫЙ ФОЛЬКЛОР


Автор: Черепанова Татьяна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУДО "ДДЮ"
Населённый пункт: город Райчихинск, Амурская область
Наименование материала: лекционное пособие
Тема: АУТЕНТИЧНЫЙ ФОЛЬКЛОР
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное автономное

учреждение дополнительного образования

«Дворец детей и юношества»

городского округа города Райчихинска Амурской области

Лекционный материал

Аутентичный фольклор

Выполнила:

педагог дополнительного образования

Черепанова Татьяна Анатольевна

Райчихинск

2021 г.

Само

понятие

"аутентичность"

связано

со

значением

истинности,

соответствия самому себе. Аутентичное движение - это метод активного

воображения. Оно представляет собой вид медитативной практики, где

главным

являются

парные

взаимоотношения:

между

свидетелем

и

двигающимся. Последний начинает движение из точки покоя, он ждет, когда

его внутренние импульсы обретут форму и выразятся в позе и в движении. В

аутентичном движении обучают, как развивать свое кинестетическое,

физическое осознание с тем, чтобы человек смог замечать и осознавать

любые физические ощущения. Это в свою очередь развивает способность

фокусироваться на физических ощущениях, на внутренних переживаниях,

внутреннем опыте, которые могут также обретать форму образов, звуков,

эмоций, а дальше этот опыт переживания трансформируется в движение.

Аутентичный танец, до сих пор бытующий в среде сельского населения

России, является основой, корневой системой народной хореографии. В

деревне — хранительнице русских традиций — в XX в. народная

танцевальная культура претерпела большие изменения. Ряд факторов

социально-общественной жизни — разрушение традиционного деревенского

уклада,

коллективизация,

последствия

Великой

отечественной

войны,

влияние

средств

массовой

информации,

а

через

них

и

городской,

урбанистической культуры — привели к постепенному сокращению частоты

исполнения в быту плясок и танцев, что пагубно сказалось на жизни

танцевальной культуры в деревне. Примеров тому много. Так, в Курской и

Белгородской областях ещё в 1960-е годы во время праздников собирались

многолюдные карагоды продолжительностью в несколько часов. В 1970-е

годы эта традиционная праздничная, массовая форма гулянья прекратила

свое существование. Повсеместно вечеринки с плясками под гармонь и

балалайку сменили унифицированные танцы под проигрыватель виниловых

пластинок и магнитофон.

Для

жизни

любого

традиционного

явления

необходимо

активное

функционирование

традиции

и

наличие

непрерывной

трансмиссии

(преемственности). Как показывают наблюдения и беседы с респондентами,

большинство народных танцев и плясок в настоящее время почти не

исполняется в повседневном быту и на праздниках, оставаясь только в

памяти тех, кто танцевал их в молодости. В результате существенно

снижается исполнительское мастерство, забывается лексика, сокращается

хореографический репертуар.

Не спасают положение и существующие в сёлах немногочисленные

аутентичные

исполнительские

коллективы,

численность

которых

в

«перестроечное» десятилетие заметно снизилась. Необходимо учитывать и

то, что эти коллективы танцуют и поют не в быту, а в основном на

сценических площадках.

Степень изученности аутентичного крестьянского танца определяет во

многом уровень понимания русской народной хореографии как культурного

явления. Следует отметить, что и сегодня во многом фольклорный танец

остаётся

малоизученным,

и

наши

представления

о

нём

чаще

основываются не на научных фактах, а на «мифах».

Первопричину

сложившегося

положения

следует

искать

в

явной

недостаточности

экспедиционной

исследовательской

практики.

Сравнивая

два

близких

направления этнографии: этномузыкологию и этнохореологию, невозможно

не заметить огромную разницу в их развитии. За последние два века в России

записаны тысячи народных песен, опубликованы сотни песенных сборников.

В

советский

период

появился

ряд

научных

центров

с

обширными

аудиофондами, которые систематически пополняются и обрабатываются.

Безусловно, сцена диктует свои законы. Перенос в неизменённом виде на

сцену аутентичных хореографических образцов снижает их убедительность.

Лишённые атмосферы народного гулянья, деревенской молодежной вечёрки

аутентичные танцы часто блекнут на сценах концертных залов.

Сравнивая современные процессы изучения и освоения традиционной

культуры в разделах народной хореографии и народного вокала, необходимо

отметить, что в последнем утвердилось максимально приближенное к

фольклорным оригиналам исполнение в отличие от народной хореографии, в

которой такого качественного изменения пока не произошло.



В раздел образования