Автор: Черепанова Татьяна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУДО "ДДЮ"
Населённый пункт: город Райчихинск, Амурская область
Наименование материала: лекционное пособие
Тема: АУТЕНТИЧНЫЙ ФОЛЬКЛОР
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное автономное
учреждение дополнительного образования
«Дворец детей и юношества»
городского округа города Райчихинска Амурской области
Лекционный материал
Аутентичный фольклор
Выполнила:
педагог дополнительного образования
Черепанова Татьяна Анатольевна
Райчихинск
2021 г.
Само
понятие
"аутентичность"
связано
со
значением
истинности,
соответствия самому себе. Аутентичное движение - это метод активного
воображения. Оно представляет собой вид медитативной практики, где
главным
являются
парные
взаимоотношения:
между
свидетелем
и
двигающимся. Последний начинает движение из точки покоя, он ждет, когда
его внутренние импульсы обретут форму и выразятся в позе и в движении. В
аутентичном движении обучают, как развивать свое кинестетическое,
физическое осознание с тем, чтобы человек смог замечать и осознавать
любые физические ощущения. Это в свою очередь развивает способность
фокусироваться на физических ощущениях, на внутренних переживаниях,
внутреннем опыте, которые могут также обретать форму образов, звуков,
эмоций, а дальше этот опыт переживания трансформируется в движение.
Аутентичный танец, до сих пор бытующий в среде сельского населения
России, является основой, корневой системой народной хореографии. В
деревне — хранительнице русских традиций — в XX в. народная
танцевальная культура претерпела большие изменения. Ряд факторов
социально-общественной жизни — разрушение традиционного деревенского
уклада,
коллективизация,
последствия
Великой
отечественной
войны,
влияние
средств
массовой
информации,
а
через
них
и
городской,
урбанистической культуры — привели к постепенному сокращению частоты
исполнения в быту плясок и танцев, что пагубно сказалось на жизни
танцевальной культуры в деревне. Примеров тому много. Так, в Курской и
Белгородской областях ещё в 1960-е годы во время праздников собирались
многолюдные карагоды продолжительностью в несколько часов. В 1970-е
годы эта традиционная праздничная, массовая форма гулянья прекратила
свое существование. Повсеместно вечеринки с плясками под гармонь и
балалайку сменили унифицированные танцы под проигрыватель виниловых
пластинок и магнитофон.
Для
жизни
любого
традиционного
явления
необходимо
активное
функционирование
традиции
и
наличие
непрерывной
трансмиссии
(преемственности). Как показывают наблюдения и беседы с респондентами,
большинство народных танцев и плясок в настоящее время почти не
исполняется в повседневном быту и на праздниках, оставаясь только в
памяти тех, кто танцевал их в молодости. В результате существенно
снижается исполнительское мастерство, забывается лексика, сокращается
хореографический репертуар.
Не спасают положение и существующие в сёлах немногочисленные
аутентичные
исполнительские
коллективы,
численность
которых
в
«перестроечное» десятилетие заметно снизилась. Необходимо учитывать и
то, что эти коллективы танцуют и поют не в быту, а в основном на
сценических площадках.
Степень изученности аутентичного крестьянского танца определяет во
многом уровень понимания русской народной хореографии как культурного
явления. Следует отметить, что и сегодня во многом фольклорный танец
остаётся
малоизученным,
и
наши
представления
о
нём
чаще
основываются не на научных фактах, а на «мифах».
Первопричину
сложившегося
положения
следует
искать
в
явной
недостаточности
экспедиционной
исследовательской
практики.
Сравнивая
два
близких
направления этнографии: этномузыкологию и этнохореологию, невозможно
не заметить огромную разницу в их развитии. За последние два века в России
записаны тысячи народных песен, опубликованы сотни песенных сборников.
В
советский
период
появился
ряд
научных
центров
с
обширными
аудиофондами, которые систематически пополняются и обрабатываются.
Безусловно, сцена диктует свои законы. Перенос в неизменённом виде на
сцену аутентичных хореографических образцов снижает их убедительность.
Лишённые атмосферы народного гулянья, деревенской молодежной вечёрки
аутентичные танцы часто блекнут на сценах концертных залов.
Сравнивая современные процессы изучения и освоения традиционной
культуры в разделах народной хореографии и народного вокала, необходимо
отметить, что в последнем утвердилось максимально приближенное к
фольклорным оригиналам исполнение в отличие от народной хореографии, в
которой такого качественного изменения пока не произошло.