Автор: Черепанов Дмитрий Георгиевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУДО "ДДЮ"
Населённый пункт: город Райчихинск, Амурская область
Наименование материала: лекционное пособие
Тема: ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОБРЯДОВО-ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА (Скоморохи)
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное автономное
учреждение дополнительного образования
«Дворец детей и юношества»
городского округа города Райчихинска Амурской области
Лекционный материал
ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ
ОБРЯДОВО-ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА
(Скоморохи)
Выполнил:
педагог дополнительного образования
Черепанов Дмитрий Георгиевич
Райчихинск
2021 г.
Скоморохи, странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы,
музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.
Без упоминания о скоморохах не обходится ни одна работа, посвященная
культуре Древней Руси. Огромное количество публикаций, посвященных
скоморохам, должно было внести хоть какую-то ясность относительно этого
явления.
О скоморохах как одаренных певцах, сказочниках сохранилось немало
свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в
Повести временных лет (1068).
Скоморохи упоминаются в различных русских былинах.
В сочинении Адама Олеария, секретаря голштинского посольства, трижды
в 1630-е годы побывавшего в Москве, встречается свидетельство о волне
повальных
обысков
в
домах
москвичей
на
предмет
выявления
«бесовских
гудебных
сосудов»
—
музыкальных
инструментов
скоморохов — и их уничтожения.
О гуслях как непременной принадлежности скоморохов упоминается в
старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла – Специальное
внимание уделил скоморохам Л. Н. Майков в монографии «О былинах
Владимирова цикла»: «...находим веселых молодцов — гудошников и
скоморохов (или лиц, переодетых скоморохами) на княжеском пиру. Они
поют и играют на звончатых гуслях или гудке». Майков перечисляет
богатырей, владевших также мастерством игры на гуслях и знавших
сыгрыши-наигрыши
Иерусалима
и
Царьграда,
Киева
и
Новгорода,
сопровождавших игру припевками: это Ставр, Садко, Соловей Будимирович,
Добрыня, Чурила.
«Скоморохи»,
1904
–
русский
художник
Аполлинарий
Михайлович
Васнецов.
«Скоморох», 2007 – Сергей Алексеевич Кириллов.
Франц Николаевич Рисс "Скоморохи в деревне" 1857 г Музей В.А.
Тропинина и московских художников его времени.
Виктор
Михайлович
Васнецов
"В
костюме
скомороха"
1882
г
Государственная Третьяковская галерея.
Лев Александрович Русов "Скоморохи" 1976 г.
В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так
как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и
везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года
тому
назад сперва
строго
воспретил
существование
таких
кабачьих
музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут
же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода
инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные
инструменты, которые и вывезены были… на пяти возах за Москву реку и
там сожжены.
На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, или
дружины, и бродили «ватагами» для своего промысла. «Независимо от того,
пришло ли искусство скоморохов России из Византии или с Запада, –
подчеркивал Фаминцын, – оно уже в 11 в. укоренилось в обиходе русской
народной жизни. С этой поры оно может рассматриваться как явление,
акклиматизировавшееся и принявшее здесь самостоятельное развитие с
учетом местных условий и характера русского народа». Кроме скоморохов
бродячих, были скоморохи оседлые, в основном боярские и княжеские.
Именно последним многим обязана народная комедия. Скоморохи являлись
также в виде кукольников.
С середины 17 в. скоморох становится отжившей фигурой, хотя отдельные
виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень
долго.
Виды народного искусства от скоморошества:
Скоморох-певец,
исполнитель
народной
поэзии,
уступает
место
представителям зарождающейся с конца 16 в. поэзии; живая память о нем
сохранилась в народе – в лице рассказчиков былин на Севере, в образе
певца или бандуриста на Юге.
Скоморох-гудец
(гусельник, домрачей, волынщик, сурначей), игрок для
плясок превратился в музыканта-инструменталиста. В народе же его
преемниками являются народные музыканты, без которых не обходится ни
одно народное гулянье.
Скоморох-плясун превращается в танцора, оставив в свою очередь следы
своего искусства в народных разудалых плясках.
Скоморох-смехотворец превратился в артиста, но воспоминание о нем
уцелело в форме святочных потех и шуток.
Скоморохи были древнейшими в России представителями народного эпоса,
народной
сцены;
они
же
вместе
с
тем
были
и
единственными
представителями светской музыки в России.