Напоминание

ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОБРЯДОВО-ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА (Скоморохи)


Автор: Черепанов Дмитрий Георгиевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУДО "ДДЮ"
Населённый пункт: город Райчихинск, Амурская область
Наименование материала: лекционное пособие
Тема: ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОБРЯДОВО-ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА (Скоморохи)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное автономное

учреждение дополнительного образования

«Дворец детей и юношества»

городского округа города Райчихинска Амурской области

Лекционный материал

ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ

ОБРЯДОВО-ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА

(Скоморохи)

Выполнил:

педагог дополнительного образования

Черепанов Дмитрий Георгиевич

Райчихинск

2021 г.

Скоморохи, странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы,

музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.

Без упоминания о скоморохах не обходится ни одна работа, посвященная

культуре Древней Руси. Огромное количество публикаций, посвященных

скоморохам, должно было внести хоть какую-то ясность относительно этого

явления.

О скоморохах как одаренных певцах, сказочниках сохранилось немало

свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в

Повести временных лет (1068).

Скоморохи упоминаются в различных русских былинах.

В сочинении Адама Олеария, секретаря голштинского посольства, трижды

в 1630-е годы побывавшего в Москве, встречается свидетельство о волне

повальных

обысков

в

домах

москвичей

на

предмет

выявления

«бесовских

гудебных

сосудов»

музыкальных

инструментов

скоморохов — и их уничтожения.

О гуслях как непременной принадлежности скоморохов упоминается в

старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла – Специальное

внимание уделил скоморохам Л. Н. Майков в монографии «О былинах

Владимирова цикла»: «...находим веселых молодцов — гудошников и

скоморохов (или лиц, переодетых скоморохами) на княжеском пиру. Они

поют и играют на звончатых гуслях или гудке». Майков перечисляет

богатырей, владевших также мастерством игры на гуслях и знавших

сыгрыши-наигрыши

Иерусалима

и

Царьграда,

Киева

и

Новгорода,

сопровождавших игру припевками: это Ставр, Садко, Соловей Будимирович,

Добрыня, Чурила.

«Скоморохи»,

1904

русский

художник

Аполлинарий

Михайлович

Васнецов.

«Скоморох», 2007 – Сергей Алексеевич Кириллов.

Франц Николаевич Рисс "Скоморохи в деревне" 1857 г Музей В.А.

Тропинина и московских художников его времени.

Виктор

Михайлович

Васнецов

костюме

скомороха"

1882

г

Государственная Третьяковская галерея.

Лев Александрович Русов "Скоморохи" 1976 г.

В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так

как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и

везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года

тому

назад сперва

строго

воспретил

существование

таких

кабачьих

музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут

же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода

инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные

инструменты, которые и вывезены были… на пяти возах за Москву реку и

там сожжены.

На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, или

дружины, и бродили «ватагами» для своего промысла. «Независимо от того,

пришло ли искусство скоморохов России из Византии или с Запада, –

подчеркивал Фаминцын, – оно уже в 11 в. укоренилось в обиходе русской

народной жизни. С этой поры оно может рассматриваться как явление,

акклиматизировавшееся и принявшее здесь самостоятельное развитие с

учетом местных условий и характера русского народа». Кроме скоморохов

бродячих, были скоморохи оседлые, в основном боярские и княжеские.

Именно последним многим обязана народная комедия. Скоморохи являлись

также в виде кукольников.

С середины 17 в. скоморох становится отжившей фигурой, хотя отдельные

виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень

долго.

Виды народного искусства от скоморошества:

Скоморох-певец,

исполнитель

народной

поэзии,

уступает

место

представителям зарождающейся с конца 16 в. поэзии; живая память о нем

сохранилась в народе – в лице рассказчиков былин на Севере, в образе

певца или бандуриста на Юге.

Скоморох-гудец

(гусельник, домрачей, волынщик, сурначей), игрок для

плясок превратился в музыканта-инструменталиста. В народе же его

преемниками являются народные музыканты, без которых не обходится ни

одно народное гулянье.

Скоморох-плясун превращается в танцора, оставив в свою очередь следы

своего искусства в народных разудалых плясках.

Скоморох-смехотворец превратился в артиста, но воспоминание о нем

уцелело в форме святочных потех и шуток.

Скоморохи были древнейшими в России представителями народного эпоса,

народной

сцены;

они

же

вместе

с

тем

были

и

единственными

представителями светской музыки в России.



В раздел образования