Напоминание

«Развитие вокальных навыков на уроке сольного пения. Начальный этап»


Автор: Жанакбаева Альфия Жумагалиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУДО НСО "Куйбышевская ДШИ"
Населённый пункт: город Куйбышев
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: «Развитие вокальных навыков на уроке сольного пения. Начальный этап»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое сообщение

«Развитие вокальных навыков на уроке сольного пения.

Начальный этап»

Обучение детей пению предполагает систематическое вокальное воспитание,

включающее овладение вокальными навыками, что представляет собой

неотъемлемую часть всей работы с учеником. Овладеть вокальными

навыками возможно только при условии систематического вокального

воспитания на индивидуальных уроках.

Развитие вокальных навыков связано с важным вопросом гигиены и режима

голоса. От того, как будет развиваться голос ребенка и, особенно от режима

занятий, зависит качество голоса. Направленность работы на создание таких

установок - один из главных моментов в организации всего учебного

процесса.

Несмотря на то, что пение является одним из самых доступных видов

музыкальной деятельности, процесс постановки голоса является достаточно

сложным и требует наличия определенной системы. Занятие по обучению

пению состоит из нескольких частей, в процессе которых происходит

формирование вокальных навыков. Неотъемлемой частью таких занятий

являются вокальные упражнения, поскольку они служат для распевания и на

них отрабатываются основные вокальные навыки.

Успех преподавателя сольного пения во многом зависит от того, насколько

глубоко он осознает воспитательное воздействие пения, владеет методами и

приемами

формирования

певческого

аппарата

с

учетом

возрастных

особенностей и закономерностей становления детского голоса.

Преподаватель сольного пения в современных условиях обязан быть не

только прекрасным специалистом в своей области, но и чутким психологом,

способным помочь ребенку с явно выраженными психофизиологическими

зажимами раскрепоститься в условиях доброжелательной и комфортной

обстановки на уроке, что позволит в дальнейшем эффективно построить

процесс обучения.

Хорошее пение, как искусство, является результатом продолжительной и

кропотливой работы. Для того чтобы донести до слушателя всю глубину

своих эмоциональных переживаний, решить важнейшие художественные

задачи, исполнитель должен в полной мере владеть вокальными навыками.

Поэтому первостепенной задачей вокального обучения уже на начальном

этапе является формирование правильных приемов певческой деятельности.

Пение является сознательным процессом, в котором ученик должен отдавать

себе полный отчет.

Под содержанием обучения пению понимаются:

1) система основных специфических знаний и навыков;

1

2) опыт творческой деятельности учащихся;

3)

опыт

эмоционально-волевого

отношения

к

миру,

друг

к

другу,

являющийся вместе со знаниями и умениями условием формирования у

детей системы ценностей.

Очевидно, что все компоненты системы обучения пению находятся в тесной

взаимосвязи, но ее основой, базовым элементом являются именно вокальные

навыки.

К определению навыка подходят по разному – как к способности, синониму

умения, автоматизированному действию. Выделяются три основных этапа

формирования навыка:

1) аналитический — овладение элементами действия;

2) синтетический — образование целостной структуры действия;

3) автоматизация — закрепление и совершенствование целостной структуры.

Таким образом, обращаясь непосредственно к понятию вокальных навыков,

можно дать следующее определение: вокальный навык – это частично

автоматизированный

способ

выполнения

действия,

являющегося

компонентом певческого акта. В основе вокальных навыков лежит создание

и упрочение условно рефлекторных связей, образование систем этих связей.

Вокальные навыки принято считать двигательными навыками, что является

не совсем точным. Действительно, в пении всегда присутствует мышечное

движение, без которого невозможно воспроизвести звук. Однако главным в

формировании певческих навыков является слух. При воспроизведении звука

нельзя отдельно рассматривать работу слуха в качестве слуховых навыков, а

мышечные действия как моторные вокальные навыки.

Очевидно, что развитие певческого голоса детей может быть эффективным

только на основе правильного пения, в процессе которого должны

формироваться правильные певческие навыки.

К основным вокальным навыкам Г.П. Стулова относит следующие:

1) звукообразование;

2) певческое дыхание;

3) артикуляцию;

4) слуховые навыки;

5) навыки эмоциональной выразительности исполнения.

Формирование вокальных навыков — это единый педагогический процесс.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над

ними проводится параллельно. Естественно, любое вокальное упражнение

имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его

исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является

основной сложностью для ученика – усвоить, что для достижения

2

устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания,

умения и навыки, полученные на занятиях.

На начальном этапе обучения пению для выстраивания индивидуального

учебного процесса педагогу необходимо ознакомиться с голосовыми и

общемузыкальными данными ученика.

Голосовые данные определяются по совокупности данных. В случае с

учащимися

младших

классов

это:

тембр,

диапазон,

тесситура,

зона

примарного звучания.

Для выявления голосовых данных необходимо предложить ребенку спеть его

любимую или просто знакомую песню. При этом необходимо помочь ему

гармонической поддержкой на фортепиано, подобрав тональность, наиболее

удобную для исполнения. Удобная для исполнения тональность поможет

выявить естественный тембр и рабочий диапазон голоса.

Голосовые данные проявляются ярче, если песня не трудна для исполнителя,

имеет умеренный темп и распевный характер. Исполнение песни дает

возможность помимо определения голосовых данных ученика судить о его

общей музыкальности, выразительности и исполнительских задатках.

После исполнения песни можно проверить весь диапазон голоса – то есть его

звучание от самой низкой до самой высокой ноты. Диапазон можно выявить

на пении трезвучий, поступенно расположенных нот, на попевках.

При прослушивании песни и определении диапазона обычно можно заметить

несколько звуков, имеющих особенно свободное, красивое и естественное

звучание – примарные звуки. У детей до 8-9 лет зона примарного звучания –

фа1-ля1. В возрасте 10-11 лет у высоких голосов примарные звуки находятся

в диапазоне соль1-до2, у низких – фа1-ля1.

Одновременно с диагностикой голоса педагог должен обратить внимание на

особенности голосообразования: на вдох, выдох, артикуляцию, дикцию,

выявить

положительные

и

отрицательные

особенности

процесса

голосообразования.

В дополнение к оценке голосовых данных ребенка педагогу стоит оценить

качество музыкального слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

После предварительного ознакомления с голосовыми и общемузыкальными

данными приступают к непосредственным занятиям с учеником. Первые

занятия являются не только учебными, на них происходит углубление

знакомства с ребенком – как с его голосом, так и с психическим складом

личности. Выявляются отдельные черты характера, такие как: активность на

занятиях,

восприимчивость

к

новым

знаниям

и

навыкам,

память,

настойчивость, уверенность в себе.

В результате такого подробного знакомства с учеником педагог составляет

индивидуальный план работы с ребенком. В нем, наряду с развитием общих,

необходимых вокальных навыков предусматриваются методические пути

3

устранения

отрицательных

особенностей

голосообразования

и

индивидуальный подход к личности ученика.

Учебные занятия всегда следует начинать с установления оптимальных

условий для голосообразования, педагог должен следить за правильным

певческим положением головы и корпуса. Важнейшей задачей первых

занятий является снятие общего напряжения и зажатости и установление

правильного положения головы и корпуса.

Голосообразованию непосредственно предшествует вдох. При работе с

детьми

преподавателю

следует

добиваться

спокойного,

комфортного,

бесшумного и достаточно глубокого вдоха.

На занятиях с детьми при работе над дыханием весьма полезными могут

оказаться

специализированные

комплексы

дыхательных

упражнений,

например, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Как правило, с

таких

упражнений

лучше

начинать

занятие,

а

потом

переходить

непосредственно к вокальным упражнениям.

Следующей

важной

педагогической

задачей

является

организация правильной атаки звука, как правило, мягкой атаки. В любом

случае, необходимо добиваться, чтобы атака была точной, ребенок брал звук

как бы сверху, без подъездов и призвуков. Для развития такой атаки хорошо

помогают упражнения на стаккато.

Вместе с подачей звука ученику необходимо осваивать навык равномерного

выдоха, умение выпевать упражнения на удобной силе звука. Для этой цели

используют простейшие попевки на легато на близко расположенных друг к

другу нотах, обращая внимание на плавное голосоведение.

Протяженность дыхания достигается работой над экономным и более или

менее

продолжительным

выдохом.

Для

продолжительного

выдоха

необходимо научиться делать достаточно глубокий, но спокойный вдох.

На первом этапе обучения достаточно объяснить учащемуся три общих

правила, касающихся певческого дыхания:

1) вдох нужно делать быстро легко и незаметно (не поднимая плеч);

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производить ровно и постепенно (как будто дуешь на зажженную

свечу).

Подвижность голоса – это качество, которое приобретается на основе ранее

усвоенных

навыков

плавного

голосоведения

и

чёткой

дикции.

Без

элементарного владения этими навыками исполнение песен с темповыми и

динамическими нюансами будет неполноценным в темповом и звуковом

отношениях.

Для выразительного

исполнения песни,

раскрытия

какого-либо

художественного образа необходимо множество компонентов, среди которых

4

важнейшее значение имеет чёткая и ясная дикция. Но даже хорошая,

технически совершенная дикция, не будучи окрашена эмоциональным

отношением к исполняемому произведению, не поможет передать характер,

который заложен в данной песне.

С самых первых занятий для прочного и сознательного усвоения вокальных

навыков ребенка нужно учить хорошо слушать себя, слышать особенности

звучания своего голоса. На занятиях в классе сольного пения техническая

работа

должна

идти

параллельно

с

работой

над

музыкальной

выразительностью, и только тогда вокальное развитие учащихся будет

проходить наиболее полно и гармонично. У детей разовьются не только

вокальные навыки, но и музыкальный и художественно-эстетический вкус.

Подводя итоги, необходимо сделать следующие выводы:

1. В своей работе педагог должен руководствоваться индивидуальным

подходом – это касается и выбора методик формирования вокальных

навыков, и подбора упражнений, и способов устранения имеющихся

голосовых недостатков.

2.Все упражнения должны подбираться в соответствии с принципом

последовательности – от простого к сложному.

3.В работе с учеником педагог должен выявлять и закреплять положительные

стороны

голосообразования

учащегося

и

сглаживать

и

устранять

отрицательные.

4. Упражнения не должны выполняться безэмоционально. Пение само по

себе как процесс не может не сопровождаться выражением эмоций и чувств.

Эмоциональное

исполнение

является

важным

средством

развития

и

закрепления необходимых вокальных навыков.

5. При работе на уроке необходимо голос не загружать, стараться

максимально

использовать

головной

регистр,

выстраивать

высокую

певческую позицию, добиваться легкости звучания, облегчённой манеры

звукообразования.

6.

Педагог

должен

учитывать

возрастные,

физиологические

и

психологические особенности младших школьников и, исходя из этого,

выстраивать режим занятий.

7. Необходимо соблюдать правила гигиены голоса особенно в отношении

детских голосов – не перегружать, не подвергать длительным нагрузкам, не

форсировать голос, не петь в крайних границах диапазона, не заниматься во

время и сразу после простудных и других заболеваний голосового аппарата.

8.

Педагог-вокалист

должен

создавать

максимально

комфортную

психологическую атмосферу на занятиях, уметь заинтересовать ребенка, в

том числе и личным примером, внести свой посильный вклад в становление

если и не будущего певца или музыканта, то личности всесторонне развитой.

5

6



В раздел образования