Автор: Митюнина Татьяна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26
Населённый пункт: город Междуреченск,Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Самообразование и самосовершенствование в деятельности педагога"
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №26
практико-ориентированный проект
«Самообразование и самосовершенствование как основа моего
профессионального роста»
Выполнила:
Митюнина Татьяна Михайловна
2
Оглавление
Введение _______________________________________________________3-4
Значимость проекта_________________________________________________5
Проблематика проекта____________________________________________5
Цель________________________________________________________________5
Задачи______________________________________________________________6
Гипотеза____________________________________________________________6
Методы, используемые в проекте______________________________________6
Этапы работы над проектом__________________________________________7-8
Формы деятельности ОУ по самообразованиию ______________________9-12
Заключение_______________________________________________________13
Приложение 1______________________________________________________14
Приложение 2______________________________________________________15-16
Список литературы_________________________________________________14
3
Введение
Новое понимание функции школы заключается в обеспечении условий для
подготовки личности, способной к жизни в постоянно меняющихся социально-
экономических условиях. Основа обучения заключается в формировании в
учащихся умения учиться. Запросы общества предъявляют новые требования к
деятельности педагогов , что нашло выражение в профессиональном стандарте
педагога.(Приказ Минтруда №544 от 18.10.2013г.Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог»).Для педагога, занятого реализацией
основной общеобразовательной программы, значимо владение профессиональными
компетенциями, которые обеспечивают осуществление требований ФГОС и
успешного результативного качественного образования. Самообразование и
самосовершенствование традиционно определяют профессиональный рост педагога.
Условия развития общества диктуют современному педагогу способы и формы
работы с детьми. Если педагог не будет осваивать новые методы и формы, он не
сможет повышать компетентность, являющуюся базой профессионального
становления личности педагога. Компетентность педагога в современном
образовании является актуальной проблемой, от решения которой зависит в целом
его качество. Общество считает, что профессионализм педагога напрямую связан с
уровнем его компетентности. Ведь профессионально грамотный педагог прежде
всего обеспокоен сам уровнем подготавливаемых , условиями образовательного
процесса, так как слаженность и удовлетворение в педагогической деятельности
указанных компонентов приносит постоянное стремление учителя осваивать
новые горизонты в выбранной предметной сфере. Данное положение является
значимым, потому что социум заявляет о необходимости повышения качества
образования, направленного на развитие личности обучающегося.Надежды
общества напрямую связаны с созданием эффективных условий, позволяющих
4
реализовать запрос на развитие личности, что невозможно осуществить без
практики , основанной на самообразовании и самосовершенствовании педагога.
Подобная практика сможет корректировать профессиональные запросы и
возможности представителей педагогического сообщества.
Постоянные изменения в образовании ,учитывающие мнение общества,
формировали и будут формировать профессиональные запросы педагогов. Эти
изменения касаются каждого учителя, желающего повысить профессиональную
компетенцию, быть полезным в меняющихся условиях, так как необходимо уметь
быстро оценивать педагогическую ситуацию и находить компетентные решения.
Современный педагог-это специалист в какой-либо предметной
сфере,учитывающий меняющиеся запросы общества и обладающий инструментом
оценивания собственной деятельности в педагогическом процессе.
-Педагог – развитая
личность с глубоким внутренним миром,с постоянным
стремлением к самообразованию и самосовершенствованию;
-Способен отбирать и применять наиболее эффективные методы и технологии
обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеет организовать рефлексивную деятельность;
-Обладает
стремлением
к
повышению
профессиональной
компетентности,
совершенствует свои знания и умения, занимается развитием.
5
Значимость проекта
Время глобальной информатизации задает изменение образовательной
структуры как формально, так и содержательно. Одной из главных проблем
образования является возможность предоставления качественного образования.
Качественное образование могут дать педагоги, постоянно повышающие свой
профессиональный уровень. Повышение профессионального уровня можно
достичь путем самообразования.
Проблематика проекта
Обеспечение продуктивной деятельности по самообразованию педагога в
условиях средней общеобразовательной школы.
Цель
Выработать основные принципы и подходы в деятельности педагога ,
направленные на самообразование.
Задачи
1.
Сформулировать основные требования к личности и профессиональной
деятельности современного педагога и выявить сущность понятия
профессионального роста педагога , опираясь на ФЗ об образовании.
2.
Выявить особенности самообразования педагога в условиях современной
системы образования.
3.Определить совокупность средств , способствующих профессиональному
росу педагога в деятельности по самообразованию.
4. Эффективно реализовывать намеченные программы.
6
Гипотеза
Самообразование педагога является условием его профессионального роста,
учитывая следующие факторы:
деятельность , направленная на самообразование, должна иметь смысловое
обоснование, осуществляющееся постоянно .Содержание деятельности
должно быть направлено на самосовершенствование себя как человека,
личности, педагога, воспитателя. Необходимо непрерывно стремиться к
овладению инновационными технологиями и различными методами
педагогической деятельности и применять их в своей деятельности;
конструирование такой системы самообразования , которая поможет в
формировании и осуществлении таких образовательных
программ ,способных быть площадкой для достижения как в профессии, так
и в личной жизни;
всегда помнить, что условия для самообразования и самосовершенствования
создает сам желающий, он не ждет , что кто-то со стороны все сделает за
него, стремление стать лучше не снимает с педагога ответственности за свои
мысли, чувства, поступки. Руководствоваться девизом: «Быть лучше в каждую
следующую минуту по сравнению с предыдущей».
Методы , используемые при работе над проектом
чтение и анализ учебной и научной литературы по изучаемой тематике,
анализ содержания учебных программ;
обобщение эффективного педагогического опыта;
наблюдение, беседы (интервью, анкетирование);
7
анализ продуктов учебной и самообразовательной деятельности педагогов.
Участники данного проекта – учителя общеобразовательной школы, результаты
деятельности педагога в области самообразования:
повышение качественных показателей по предмету русский язык;
созданные педагогом методические пособия, написанные статьи, программы
.подготовленные доклады, выступления;
разработка и применение новых форм, методов и приемов обучения;
подготовка методических рекомендаций по применению новой технологии;
проведение открытых занятий;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов по
исследуемой проблеме.
Этапы работы по подготовке деятельности педагогов
Первый этап по подготовке деятельности педагогов по самообразованию
1. Выявление уровня самообразовательной деятельности педагогов
2. Планирование работы по самообразованию педагогов
3.Выбор темы по самообразованию
•Изучить философскую, психологическую, педагогическую литературу по
проблемам самообразования, что поможет сформулировать исходные позиции
проекта.
•Проанализировать собственный опыт работы в данном направлении.
•Проанализировать теоретический материал по изучаемой проблеме;
•Обобщить эффективный педагогический опыт;
• Провести анкетирование педагогов по данной проблеме;
8
Приложение №1(вопросы анкеты педагога по проблеме самообразования
педагога)
•Проанализировать получаемые продукты учебной и самообразовательной
деятельности педагогов.
Второй этап , связанный с содержанием работы педагогов по самообразованию
1. Изучение научной литературы по теме самообразования
2.Посещение уроков
3.Разработка методических рекомендаций по эффективной работе по
самообразованию
• Используя деятельность по самообразованию и конструируя самообразовательную
программу, провести экспериментальную работу, направленную на обеспечение
соответствующей деятельности, применяя методы наблюдения, социологического
исследования, анкетирования
Третий этап
Обобщить полученные результаты,конкретизировать теоретические и
экспериментальные выводы, подготовить применение результатов
исследования в практику работы образовательных учреждений
Отобрать критерии для выявления уровня самооценки, оценки
экспертов
Приложение №2(критерии самооценки профессиональной
деятельности педагога)
9
Формы деятельности ОУ, обеспечивающие самообразование
Методическое объединение
В образовательном учреждении контроль за процессом самообразования
педагога осуществляют представители администрации и сам педагог. Методическое
объединение как раз и призвано целенаправленно проводить работу по
самообразованию педагогов соответствующего звена. Система деятельности
методического объединения направлена на повышение профессионального
мастерства педагога. Руководители методобъединений фиксируют темы по
самообразованию педагогов, следят за наполняемостью материала , над которым
работает педагог. Бывают темы, требующие от учителя многолетнего наблюдения.
На методическом объединении учителей-предметников отслеживается выбор темы
по самообразованию, этапы ее выполнения. Простроенная вертикаль представления
развития педагога дает возможность ознакомить работу педагога с другими
коллегами. На городском методическом объединении педагог озвучивает элементы
внедрения в практику В публикациях педагог представляет конкретный опыт
самообразования по какой-либо проблеме. Все этапы работы соотносятся с личным
планом по самообразованию. Администрация на школьных площадках
организовывает обобщение опыта в форме доклада или презентации перед
педагогическим коллективом.
10
Индивидуальный план самообразования педагога
1.Тема, цели, задачи, результат,этапы работы, дидактический материал
2.Демонстрация выполнения каждого этапа работы
3.Анализ проделанной работы
4.Методические рекомендации по проблеме, которая представлена в работе:
обоснование выбора технологий,методов;
характер применяемого планирования;
способы обобщения педагогического опыта;
методы исследовательской деятельности;
Другие формы самообразования при реализации проекта
1. Курсы повышения квалификации в региональных институтах,
переподготовка в других вузах и получение второго образования
Положительные факторы:
получение квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя,
наличие необходимой учебной литературы и возможность обращения к
источникам
получение второго образования предопределяет возможность изменения
профессиональной траектории
Отрицательные факторы:
11
Время обучения предполагает корректировку в режиме деятельности ОУ
2. Участие педагога в конференциях, семинарах, олимпиадах и конкурсах.
Положительные факторы
возможность принять участие в удобное для педагогов время
выбор темы по актуальным для конкретного педагога вопросам
Отрицательные факторы
платная основа любых курсов повышения квалификации
3. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
проведение научного исследования по выбранной проблематике;
изучение научно-методической и учебной литературы;
выступления педагога на педагогических советах, методических
объединениях школьных , городских, областных;
подготовка презентаций по изучаемой проблеме;
проведение открытых уроком и мероприятий, обсуждение с коллегами;
обсуждение форм и методов, используемых другими педагогами;
разработка уроков и мероприятий с применением современных
педагогических технологий ;
3.
Использование в педагогической деятельности интернет-ресурсов
электронные ресурсы:
дают возможность применять методические разработки других педагогов и
представлять собственные ;
позволяют отслеживать важную информацию по различным проблемам
педагогической деятельности;
помогают получать новые знания и осваивать навыки;
12
отслеживать появление методических новинок в других сферах деятельности
человека, которые помогают в методике преподавания;
Положительные факторы
педагоги могут обмениваться опытом в режиме онлайн;
методическая помощь осуществляется вовремя и постоянно;
13
Заключение
Качество общего образования-ключевое понятие в наши дни.Повышение
профессионального уровня педагога, являющееся составной частью качества
образования,невозможно без самообразования и самосовершенствования. Они
предполагают постоянную самостоятельную работу педагога, направленную на
приобретение знаний.Таким образом, без самосовершенствования человек,
имеющий высшее образование, не может считать себя культурным и
просвещенным.Я считаю, что проект выявил разные уровни деятельности педагога
по самообразованию, разные возможности профессионального роста.Только
благодаря собственному желанию повышать личностные профессиональные
качества, я добилась высоких результатов в работе.Об этом свидетельствуют
победы учащихся на олимпиадах , высокие результаты учащихся при сдаче ОГЭ,
ЕГЭ.Проект также решил проблему:современная школа создает условия для
повышения профессионального роста педагога, предоставляет условия,
обеспечивающие деятельность учителя по самообразованию. Известный
просветитель Н.А.Рубакин так оценивал роль самообразования в жизни человека:
«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что,
сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни
грани, ни пределов».
14
Приложение №1
Анкета «Самообразование педагога»
1.Нужен ли педагогу план работы по самообразованию?
2.Соотносится ли ваша тема по самообразованию с задачами ОУ?
3.Обоснуйте выбор темы с точки зрения потребностей ОУ.
4. Работы каких авторов вы изучили в последнее время?
5.Какие трудности вы испытываете в работе по самообразованию?
6.Что заинтересовало ваших коллег в работе по самообразованию?
7.Каких результатов в педагогической деятельности вы добились, благодаря работе
по самообразованию?
15
Приложение№2 «Критерии самооценки профессиональной деятельности
педагога»
Компетентность педагога
Включаемые понятия
1.Проявление эмпатии,социорефлексия
Умение создать на уроке комфортную
психологическую атмосферу,педагог
обладает дружелюбной манерой
общения, обучающиеся задают вопросы
естественно, без страха вызвать
неудовольствие педагога, учащиеся
спрашивают, какую отметку поставил
педагог и почему, учитель не доводит
спорную ситуацию до конфликта, он
понимает психологическую подоплеку
происходящего
2.умение организовать учебный процесс
Педагог имеет рабочее место, план.На
уроке чередует виды деятельности.По
необходимости корректирует свою
16
деятельность
3.культура
Наличие
кругозора,начитанности.Поведение и
внешний вид соответствуют нормам
этики
4.постановка целей и задач
Учитель ставит цели и задачи , учитывая
возрастные особенности, знание
методики преподавания.Аргументирует
важность достижения цели.Учащиеся
также умеют формулировать тему урока,
которую затем переводят в задачу.
5.мотивирование обучающихся на
учебную деятельность
Педагог предлагает задания разного
уровня сложности, дает комментарий
после проверки индивидуально,
подчеркивая успехи
6.компетентность в предмете
Умение задавать вопросы, связанные с
имеющимися знаниями, владение
дополнительной информацией, подача
учебного материала в доступной форме
17
Список литературы
1.
Андреев В.И.Педагогическая этика: спецкурс для нравственного
саморазвития Казань: Центр инновационных технологий, 2012, 272с.
18
2.
Багаева И.Д.Профессиональная педагогическая деятельность и основы его
формирования у будущего учителя. Усть-Каменогорск: 2011, 338с.
3.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика,
1989, 192с.
4.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.Санкт-Петербург:Питер, 2006, 304с.
5.
Загвязинский В.И., Емельянова И.Н.Теория обучения и
воспитания.Москва:Юрайт, 2012, 314с.
6.
Зеер Э.Ф, Реан А.А. Психология прфессионального развития.
Москва:Академия, 2011,280с.
7.
Подласый И.П.Педагогика.Москва:Просвещение,1996, 432с.