Автор: Абрамова Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Мало-Вязёмская СОШ (дошкольное отделение-детский сад №34)
Населённый пункт: Р.п. Большие Вязёмы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект ОД по речевому развитию для детей старшей группы Тема: «Как выращивают хлеб».
Раздел: дошкольное образование
Конспект ОД по речевому развитию
для детей старшей группы
Тема: «Как выращивают хлеб».
Составила воспитатель высшей
квалификационной категории:
Абрамова Людмила Анатольевна
Р.п. Большие Вяземы
Цель:
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
Задачи:
-дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
-обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и
взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-учить детей разгадывать загадки;
-закрепить знания детей о том, что хлеб – ценнейший продукт
питания, без которого не могут обходиться люди;
-воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу;
Материал: картинки, стихи, загадки, колосья ржи, пшеницы, ячменя,
овса, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье, картинки с изображением
зерноуборочной техники.
Ход проведения образовательной деятельности:
Ребята, отгадайте загадку:
Бываю я черным,
Бываю я белым,
Румяным бываю
И чуть подгорелым – иногда
Да ведь это не беда!
Что это? (хлеб).
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился.
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам – хлебом.
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? ( о хлебе).
- Откуда берется хлеб, который каждый день покупаем в магазине?
Ведь мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят
сушки, печенье, различные пирожные.
- Какие вы знаете зерновые культуры? (пшеница, рожь, кукуруза,
ясень, овес).
- Кто знает, из чего делают хлеб и хлебные изделия? (ответы детей).
- А что такое мука, из чего ее получают? (ответы детей).
- Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи
получают ржаную муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить
очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать
урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же
это за работа? (ответы детей).
- Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными
машинами – разбрасывателями вносят на поле удобрение. Потом
тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрение с землей и
одновременно, боронуют – это рыхлит, чтобы не было комков. (показ
иллюстраций).
Борона - это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы
проходили воздух, влага и тепло.
- Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит
трактор. Кто ведет его?……
- Ответ детей. (тракторист).
Тракторист тянет за собой железный плуг, который глубоко
вспахивает землю.
- Прочитать отрывок из стихотворения Погореловского С.В.:
Трактора выходят в степи
Тянут плуги на прицепе,
Режут плуги, как ножом,
Жирный сочный чернозем.
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. (показ иллюстраций).
Теперь можно начинать сеять!
К трактору прикрепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами
укладывают в почву зерна пшеницы. (показ иллюстраций).
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это
время очень красивое.
Солнце чернит в небе полосы,
Птицы песню завели…
Созревай же колос к колосу.
Сладкий хлеб моей земли.
(показ иллюстраций).
- Ребята, хлебное поле еще называют словом – Нива. (дети повторяют
слово хором и индивидуально).
Послушайте отрывок из стихотворения Ждановской Ю.:
Нива моя, нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос наливая.
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе.
- Но вот зерна созрели. Начинается жатва. (дети повторяют слово
хором и индивидуально).
И на поле выходят другие машины – комбайны. (показ иллюстраций).
- «Он идет волну сечет, из тубы зерно течет» - это загадка про
комбайн. Кто работает на комбайне? (ответ детей).
(Комбайнер – новое слово, повторить хором и индивидуально).
- Что же делает комбайн? (ответы детей).
- Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна
по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины,
которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя
соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят
большие желтые копны обмолоченной соломы. (показ иллюстраций).
Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно
очищают, просушивают под солнцем.
Потом часть зерна везут в амбары для семян, а остальное зерно сдают
государству. Это зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для
хранения зерна. (показ иллюстраций).
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов
везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней твориться!
В оборот ее берут!
В порошок ее сотрут!
Стали зернышки мукою.
(Погореловский С.В.)
- Воспитатель: Куда же потом?
Ответы детей (на хлебозавод).
- Правильно, муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят
огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар,
воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками»
вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые
части, придают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек,
баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходиться ни один
завтрак, обед и ужин.
Физминутка.
Едем в поле.
Дети встают друг за
другом и «едут» в поле
На кочку наехали
на машинах.
В яму заехали
Подпрыгивают,
Горки объехали
приседают, делают
И на поле приехали.
поворот вправо и влево.
- Ребята, как вы думаете, из чего делают манную крупу?
(Ответы детей).
- Манную крупу делают из пшеницы.
- Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить
хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.
Хлеб – всему голова.
Всего три слова, но как точно говориться в пословице о важности
хлеба.
- Ребята, давайте повторим пословицу и запомним ее. (повторение
пословицы детьми хором и индивидуально).
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Хорошо трудиться – хлеб уродиться».
«Что посеешь, то и пожнешь».
«Работой до поту – так и поешь в охоту».
«Урожай не от росы, а от пота».
- Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить
хороший урожай зерна?
(ответы детей).
Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
- Какие машины помогают хлеборобам?
(ответы детей).
Трактора, комбайнеры, грузовые машины.
- Как нужно относиться к хлебу?
(ответы детей).
- Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
А сейчас угощайтесь, берите сушки, печенье и поблагодарите тех, кто
их сделал.