Напоминание

Конспект ОД по речевому развитию для детей старшей группы Тема: «Как выращивают хлеб».


Автор: Абрамова Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Мало-Вязёмская СОШ (дошкольное отделение-детский сад №34)
Населённый пункт: Р.п. Большие Вязёмы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект ОД по речевому развитию для детей старшей группы Тема: «Как выращивают хлеб».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект ОД по речевому развитию

для детей старшей группы

Тема: «Как выращивают хлеб».

Составила воспитатель высшей

квалификационной категории:

Абрамова Людмила Анатольевна

Р.п. Большие Вяземы

Цель:

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

Задачи:

-дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;

-обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и

взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

-совершенствовать грамматический строй речи;

-учить детей разгадывать загадки;

-закрепить знания детей о том, что хлеб – ценнейший продукт

питания, без которого не могут обходиться люди;

-воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу;

Материал: картинки, стихи, загадки, колосья ржи, пшеницы, ячменя,

овса, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье, картинки с изображением

зерноуборочной техники.

Ход проведения образовательной деятельности:

Ребята, отгадайте загадку:

Бываю я черным,

Бываю я белым,

Румяным бываю

И чуть подгорелым – иногда

Да ведь это не беда!

Что это? (хлеб).

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился.

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам – хлебом.

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? ( о хлебе).

- Откуда берется хлеб, который каждый день покупаем в магазине?

Ведь мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят

сушки, печенье, различные пирожные.

- Какие вы знаете зерновые культуры? (пшеница, рожь, кукуруза,

ясень, овес).

- Кто знает, из чего делают хлеб и хлебные изделия? (ответы детей).

- А что такое мука, из чего ее получают? (ответы детей).

- Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи

получают ржаную муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить

очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать

урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же

это за работа? (ответы детей).

- Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными

машинами – разбрасывателями вносят на поле удобрение. Потом

тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрение с землей и

одновременно, боронуют – это рыхлит, чтобы не было комков. (показ

иллюстраций).

Борона - это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы

проходили воздух, влага и тепло.

- Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.

Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит

трактор. Кто ведет его?……

- Ответ детей. (тракторист).

Тракторист тянет за собой железный плуг, который глубоко

вспахивает землю.

- Прочитать отрывок из стихотворения Погореловского С.В.:

Трактора выходят в степи

Тянут плуги на прицепе,

Режут плуги, как ножом,

Жирный сочный чернозем.

И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. (показ иллюстраций).

Теперь можно начинать сеять!

К трактору прикрепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами

укладывают в почву зерна пшеницы. (показ иллюстраций).

Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это

время очень красивое.

Солнце чернит в небе полосы,

Птицы песню завели…

Созревай же колос к колосу.

Сладкий хлеб моей земли.

(показ иллюстраций).

- Ребята, хлебное поле еще называют словом – Нива. (дети повторяют

слово хором и индивидуально).

Послушайте отрывок из стихотворения Ждановской Ю.:

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая.

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе.

- Но вот зерна созрели. Начинается жатва. (дети повторяют слово

хором и индивидуально).

И на поле выходят другие машины – комбайны. (показ иллюстраций).

- «Он идет волну сечет, из тубы зерно течет» - это загадка про

комбайн. Кто работает на комбайне? (ответ детей).

(Комбайнер – новое слово, повторить хором и индивидуально).

- Что же делает комбайн? (ответы детей).

- Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна

по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины,

которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя

соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят

большие желтые копны обмолоченной соломы. (показ иллюстраций).

Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно

очищают, просушивают под солнцем.

Потом часть зерна везут в амбары для семян, а остальное зерно сдают

государству. Это зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для

хранения зерна. (показ иллюстраций).

Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов

везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней твориться!

В оборот ее берут!

В порошок ее сотрут!

Стали зернышки мукою.

(Погореловский С.В.)

- Воспитатель: Куда же потом?

Ответы детей (на хлебозавод).

- Правильно, муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят

огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар,

воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками»

вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые

части, придают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек,

баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходиться ни один

завтрак, обед и ужин.

Физминутка.

Едем в поле.

Дети встают друг за

другом и «едут» в поле

На кочку наехали

на машинах.

В яму заехали

Подпрыгивают,

Горки объехали

приседают, делают

И на поле приехали.

поворот вправо и влево.

- Ребята, как вы думаете, из чего делают манную крупу?

(Ответы детей).

- Манную крупу делают из пшеницы.

- Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить

хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.

Хлеб – всему голова.

Всего три слова, но как точно говориться в пословице о важности

хлеба.

- Ребята, давайте повторим пословицу и запомним ее. (повторение

пословицы детьми хором и индивидуально).

«Без хлеба – нет обеда».

«Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Будет хлеб – будет и песня».

«Много свету – много хлеба».

«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».

«Хлеб надо всегда доедать».

«Хлеб нельзя бросать на пол».

«Хорошо трудиться – хлеб уродиться».

«Что посеешь, то и пожнешь».

«Работой до поту – так и поешь в охоту».

«Урожай не от росы, а от пота».

- Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить

хороший урожай зерна?

(ответы детей).

Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

- Какие машины помогают хлеборобам?

(ответы детей).

Трактора, комбайнеры, грузовые машины.

- Как нужно относиться к хлебу?

(ответы детей).

- Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

А сейчас угощайтесь, берите сушки, печенье и поблагодарите тех, кто

их сделал.



В раздел образования