Напоминание

КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ


Авторы: Косцова Александра Александровна, Мугжанова Гульнар Сейткасымовна
Должность: Ассоциированный профессор кафедры «Дизайна и КДР», Ассоциированный профессор кафедры «Дизайна и КДР»
Учебное заведение: Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова, Республика Казахстан
Населённый пункт: г. Кокшетау
Наименование материала: статья
Тема: КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Раздел: высшее образование





Назад




УДК: 008.2

КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Ассоциированный профессор Косцова А.А

Ассоциированный профессор Мугжанова Г.С

Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова,

Республики Казахстан

Кафедра «Дизайна и КДР»

Аннотация

Гуманизация современного общественного сознания сопряжена с воспитанием

активной личности, стремящейся гармонизировать свои интересы с разнообразным миром.

Сегодняшний день в особой степени требует от личности осознания истинных ценностей

культуры,

межличностных,

межнациональных

и

общечеловеческих

связей.

Этому

способствует в немалой степени усвоение теоретических знаний о достижениях мировой и

отечественной культуры.

В результате научно – технического прогресса в ХХ веке усилились интегративные

процессы

в

мыслительной

деятельности

человечества,

что

нашло

отражение

во

взаимодействии далеких

друг от друга наук и появлении на их

стыке

новых:

биосоциологии, экономической географии, культурологии, экологии и т.д. Культурология –

это

интегративная

наука,

которая

возникла

на

стыке

культурфилософии,

культурпсихологии, истории культуры. Базисом культурологического знания, ее истоком

выступают отдельные науки о культуре, в рамках которых формируется первоначальный

аналитический синтез разнообразных фактов и феноменов культуры [1]. Культурология

тяготеет к социально – гуманитарному знанию, однако, в ней активно используются методы

естественных

и технических наук.

Поэтому культурология

выступает в качестве

интегративной

методологической

основы, объединяющей

все многообразие аспектов

изучения культуры в целостную систему. Культурология выступает системообразующим

фактором

всего

комплекса

наук

о

культуре,

его

методологической

основой.

Культурологическое

исследование

нацелено

на

эмпирическое

описание

культуры,

сравнительный анализ культуры, межкультурную коммуникацию, изучение истоков общего

и специфического, устойчивого и изменчивого в культуре.

Целью культурологического исследования является понимание своей и иной

культуры, а предметом

становится содержание общественной жизни.

Культурология

изучает

взаимодействие

элементов

культуры: традиций, норм, обычаев, социальных

институтов, культурных кодов, идеологий, технологий, изучает разумную человеческую

форму существования, то есть те смыслы, которыми наполнен для человека мир.

Культурология опирается

на единство теоретического и исторического аспектов

познания

форм

культурной

жизни

и

изучает

культурные

объекты

и

процессы.

Культурология развивается в общем интегративном процессе социальных, естественных,

технических наук и гуманитарного знания. При этом усиливаются ее связи с частными

науками о культуре. Наиболее значительных результатов культурологические исследования

достигли в социальной и культурной антропологии, как общей науки о человеке. В

становлении культурологического знания выделяют несколько этапов: этнографический

(1800-1860гг), эволюционистский (1860-1895гг) и исторический (1895-1925гг) этапы [2].

Основоположником антропологии можно считать французского философа Жан Жака

Руссо, а его «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» -

первым научным исследованием по общей антропологии. В работе «Опыт о происхождении

языков» он утверждал, что для изучения людей нужно смотреть вокруг себя, чтобы изучать

человека,

нужно

смотреть

вдаль, а чтобы обнаружить свойства,

нужно

наблюдать

различия. Это правило можно считать методологическим законом антропологии. Целью

антропологии при изучении человека является задача увидеть «свой собственный образ,

отраженный в других людях».

Основоположником антропологического подхода к изучению культуры считается

американский

этнограф, лингвист и археолог Франс Боас (1858 – 1942), который

противопоставил сравнительно – историческому методу эволюционной школы в изучении

культуры свой «исторический метод», который можно назвать эмпирическим. Отрицая

законы

социального развития

и возможность

теоретических обобщений, Ф. Боас

утверждал, что изучение культуры связано с описанием культурных феноменов.

Различия между социальной и культурной антропологией связаны с различными

теоретическими устремлениями [3].

Культурная антропология характеризуется большим вниманием к духовным, чем к

материальным

феноменам

культуры,

историческо

описательной

методологией

исследования и выдвижением на первый план механизмов трансляции культурного опыта,

проблем динамики культуры.

В

рамках

другого

направления

социальной

антропологии

изучаются

примитивные

и традиционные

общества с учетом этнических

особенностей культур.

Основы социальной антропологии сформированы американским ученым А.Л. Кребером,

который считал культуру суперорганичной, стоящей над биологической и социальной

реальностью. Особенность социальной антропологии заключается в том, что главное место

в исследованиях занимает

этнологический анализ

культуры. В 70-е годы ХХ века

происходит

сближение

исследовательских

установок

социальной

и

культурной

антропологии.

Основной категорией культурологии является понятие культуры. Основные методы

анализа

культуры:

исторический,

сравнительно

исторический,

морфологический,

цивилизационно

типологический,

структурно

функциональный,

семиотический,

структуральный. Долгое время преобладал дистриптивно – классифицирующий метод

исследования культуры, описывающий элементы и черты культуры, а не ее саму как

систему. Например, в исследованиях Дж. Фрезера и Э.Б. Тайлора культура предстает как

простое перечисление разнородных явлений, на ее структуру и функции внимание не

обращалось. Системный подход к анализу культуры акцентирует значение не столько

отдельных

элементов, сколько подчеркивает связь между ними.

Развитие системного

подхода в социальных и гуманитарных науках обусловлено накоплением эмпирического

материала, описывающего жизнедеятельность различных

культур.

В исследованиях

культуры ХIХ века преобладал феноменологический подход, то в ХХ веке преобладает

структурно – функциональная

интерпретация

культуры.

Специфика культурологии

заключается

в том, что это

интегративная

дисциплина, для которой характерны

целостность, системность и комплексный подход к изучению всех явлений культуры [4].

Целостность предполагает рассмотрение

культуры

в ее внутреннем

единстве, когда

свойства целого не сводятся к свойствам

частей. Принцип системности

позволяет

проанализировать культуру как систему, раскрывающую

целостность, выявлять

типы

связей между элементами культуры. Культурологическое знание обладает системностью,

то есть это целостный взгляд на бытие человека, оно носит теоретический характер по

содержанию и по функции: оно объясняет явления, их генезис, прогнозирует появление

новых.

Культура всегда осознается как то, что создано самим человеком, в отличие от того,

что существует независимо от него. В этом смысле можно сказать, что в открытии

культуры нашло выражение осознание человеком своей зависимости от самого себя, от

своей

трудовой

деятельности, от творчески – продуктивной

мощи.

Этот вывод

подтверждается и историей самого слова «культура». У большинства лингвистов не

вызывает сомнения, что оно произошло от латинского cultura (возделывание, обработка,

уход). В классической латыни слово «культура» употребляется в значении обработка

почвы, земледельческого труда. Однако уже у Цицерона в трактате «Тускланские беседы»

45г. до н.э. встречается выражение, «но культура духа есть философия». В этих беседах

римской оратор и философ говорит о том, что разум необходимо обрабатывать так же, как

крестьянин обрабатывает землю. В дальнейшем слово «культура» стало употребляться и в

смысле просвещенности, образованности, воспитанности человека [5].

В понятии «культура» было

закреплено главное открытие нового

времени:

«открытие

человека».

В

данном

понятии

зафиксирована

прежде

всего

область

действительности, существование которой детерминировано не природной необходимостью

и не божественным предопределением, а деятельностью человека как самостоятельного и

свободного существа. Мир культуры – это мир самого человека, от начала и до конца

создаваемый им самим. Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму

деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека,

она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать

смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет.

Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым.

Образование, воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее

от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к

социуму, обществу. Культуре присущи собственные законы функционирования. И именно

эти законы

помогают

объяснить

изменения, происходящие в культуре, так как это

невозможно объяснить

одними социальными

причинами.

Такой

подход

позволяет

выделить в культуре определенные этапы, периоды и даже эпохи.

Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять

культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего,

выделять мировую и национальные культуры.

Мировая культура – это синтез личных достижении всех национальных культур

различных народов. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур

различных классов, социальных

слоев и групп определенного общества. Своеобразие

национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной,

так и в материальной сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями

выделяются культуры социальных

общностей, семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной и

профессиональной культуры.

Культура делится на определенные виды и роды. Отсюда выделяется материальная и

духовная культура.

Материальная культура – это культура труда и материального

производства. Духовная культура – это многослойное образование, которое включает в себя:

познавательную

и

интеллектуальную

культуру,

философскую,

нравственную,

художественную, правовую, религиозную [6].

Сложная структура культуры позволяет ей осуществлять несколько функцией.

Рассмотрим основные функции культуры:

1)

Функция познавательная. Заключается в том, что культура

характеризует

степень познания человеком окружающего мира. Культура способствует осуществлению

эвристических целей человека, т.е. его поискам наиболее продуктивных форм познания

нового.

2) Функция исторической преемственности или информационная. Общество не

имеет другого механизма передачи социального опыта, помимо культуры. Для этой цели в

обществе на каждом этапе его развития, складывается

объективно

обусловленная

«социальная программа». Социальная программа вещественно представлена технологией,

памятниками искусства, архитектурой, средствами передвижения и множеством других

очеловеченных предметов.

Она выражена

и в знаковых системах – научной

и

художественной литературе, живописи, музыке, нормах права.

3)

Функция

коммуникативная

непосредственно

вытекает

из

функции

информационной. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и

духовной

культуры, человек тем самым

выступает

в косвенное общение с людьми,

создавшими эти памятники.

Средством

общения людей выступает

словесный язык.

Слово сопровождает

деятельность людей, литературный язык является «ключом» к овладению национальной

культуры.

4) Функция регулятивная, нормативная. Эта функция культуры поддерживается

такими нормативными системами ее структуры, как мораль и право.

5) Гуманистическая функция культуры проявляется в единстве противоположных,

но органически связанных между собой процессов: социализации и индивидуализации

личности. В процессе социализации человек осваивает общественные отношения, превращая

их во внутреннюю сущность своей личности, в свои социальные качества. Но эти отношения

каждый человек осваивает по – своему, в неповторимой, индивидуальной форме.

Среди попыток выработки научного понимания культуры важное место занимали

следующие школы и направления в культурологии. Рассмотрим содержание некоторых из

них:

а) школа эволюционная, основателем которой явился английский этнограф Эдуард

Бернард Тайлор. Считается, что Э.Б. Тайлор дал первое научное определение культуры:

«Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом

из знания, верований, искусства, нравственности. законов, обычаев и некоторых других

способностей и привычек, усвоенных человеком

как членом общества» (Первобытная

культура. – М., 1989. с 18.). У него культура отождествляется с цивилизацией и определяется

не как целостная система, а через простое перечисление разнопорядковых, неодинаковых по

значению элементов;

б) в 18 – 19 веках культуру и общество нередко рассматривали как организм.

Английский социолог Герберт Спенсер (1820 – 1903), понимая общество и культуру как

организм в прямом смысле слова, выделял в них три системы: «питательную»,

«распределительную» и «регулятивную». По его мнению, этим системам соответствуют

производство, торговля и государственный аппарат. Шпенглер Освальд (1880 – 1936) –

основатель современной истории культуры. Культура есть внешнее проявление внутреннего

строя души того или иного народа. По Шпенглеру, культура – это организм, и как каждый

организм проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти;

в) антропологический функционализм.

Понимая социокультурную систему как

живой организм в действии, Браун полагал, что изучение ее структуры должно включать в

себя и изучение функций, то есть исследование культуры – это исследование того, как

функционируют ее составные части в отношении друг к другу в целом;

г)

функциональная

школа

основатель

английский

антрополог

Бронислав

Малиновский (1884 – 1942). Культура единая гармонически функционирующая система, где

каждый элемент выполняет жизненно важную функцию для всей системы в целом.

Функциональный

метод

в

исследовании

культуры

выступает

как

совокупность

специфических правил, которые указывают на направление поисков [7].

После второй мировой войны произошла переоценка ценностей: ко второй половине

20 века становилась все более популярной идея равенства

культур, оформившаяся и

развившаяся в рамках культурного релятивизма;

д) теория культурного релятивизма активно развивалось в 50-е годы американским

исследователем М. Херсковицем. Смысл этой

концепции можно охарактеризовать

следующим образом: каждый народ творит свою собственную культуру, и она обеспечивает

целостность и жизнеспособность общества. Поэтому нельзя определить, какая из культур

лучше или хуже, более или менее развита. Такая оценка всегда будет субъективна и

относительна, поскольку любой народ имеет свою специфику и свои представления о

«правильном» и «хорошем». Изучение ценностей, которые

существуют изначально у

каждого народа, сведение их в систему связаны с эмпирическим материалом, опросом

конкретных людей для выяснения взаимоотношений «человек – мир»;

е) психологическая школа – основатель З. Фрейд (1856 – 1936). По Фрейду, культура

обозначает сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших

животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию

отношений между людьми. Культура выступает в качестве системы норм и запретов. Ей

присущ психологический конфликт между устремлениями к индивидуальной свободе и

сдерживающими во имя интересов социума запретами [8]. В рамках этой школы предметом

анализа становится личность в культуре;

ё) неоэволюционизм – Лесли Уайт (1900 – 1975). Большое влияние на взгляды Уайта

оказал

марксизм, поэтому

главную

роль в его концепции играет

материально –

техническая культура. Это базис любой культуры. В книге «Эволюция культуры» (1959) Л.

Уайт выделил

четыре

подсистемы культуры: социальную, которая включает

в себя

отношения между людьми, политическую, экономическую системы, системы родства;

технологическую, включающую орудия производства, материалы для постройки жилищ;

идеологическую,

включающую

в

себя

верования,

идеи,

знания;

поведенческую,

охватывающую типы коллективного и индивидуального поведения людей;

ж) рациовитализм - Хосе Ортега – и – Гассет (1883 – 1955). Культура – это жизненная

активность, подчиняющаяся двум императивам – требованию жить и требованию быть

нравственным. Х. Ортега – и – Гассет, исходя из этого, выдвигает тезис о том, что жизнь

должна быть культурной, а культура должна быть жизненной.

з) структурализм – Клод Леви Строс (1908). Краеугольным камнем концепции

основоположника французской структуральной антропологии Клода Леви Строса выступает

использование метода

структурной лингвистики при воссоздании системы

символов,

содержательно отражающих структуру культуры во всем многообразии ее элементов.

Культура

есть

та

особая

область,

которая

противопоставляется

природе.

Причем

«естественно – природное» в структурализме выступает в качестве основы для культуры

[9]. Таким образом, культура понимается как результат стремления и способности человека

особым образом обозначить среду своего обитания.

Список литературы

1. Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культурологии). – М.: 2000.

2. Габитов Т.Х. Культурология. – Алматы, 2003.

3. Гуревич П.С. Философия культуры. – М.: 1995.

4. Коган А.Н. Теория культуры. – Екатеринбург, 1993.

5. Культурология /Под ред. проф. Г.В. Драча. – Ростов – на – Дону., 2001.

6. Культура: теория и проблемы. – М.: 1995.

7. Тимошинов В. Культурология. – Алматы, 2003.

8. Философия культуры. – СПб., 1995.

9. Шпенглер О. Закат Европы. – М.: 1993.



В раздел образования