Напоминание

Безотметочное обучение в 1 классе в соответствии с ФГОС НОО


Автор: Рыбакова Екатерина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 154 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Безотметочное обучение в 1 классе в соответствии с ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад




БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ В 1 КЛАССЕ ПО ФГОС

В первом классе система оценивания является безотметочной, но учитель постоянно отслеживает

и контролирует учебные достижения ученика.

Безотметочное обучение

– это иные способы фиксации и формализации оценки, которые

способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Безотметочное обучение

представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения

результата оценочной деятельности.

Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать

гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и

учебной самостоятельности учащихся.

1.

Общие положения

Положение

о безотметочном обучении и системе оценивания

учебных достижений

обучающихся первых классов ГБОУ школы № 154 Приморского района Санкт-Петербурга» (далее –

Положение) разработано для осуществления оценивания учебных достижений обучающихся первых

классов в ГБОУ школе № 154 Приморского района Санкт-Петербурга (далее – школа) на основании:

-Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ,

-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020

№ 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" ;

- Приказа Министерства просвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным

программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего

общего образования"

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021

№ 2 «Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к

обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

-Письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от

19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»;

-Письма Минобразования России «О системе оценивания учебных достижений

младших школьников в условиях безотметочного обучения общеобразовательных учреждениях» от

03.06.2003 № 13-15-120/13,

-«Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»,

Письма Министерства образования Российской Федерации №408/13-13 от 20.04.2001);

-Письма Министерства образования Российской Федерации

2021/11-13 от

25.09.2000 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;

- Письма Министерства образования Российской Федерации №220/11-12 от 20.02.1999 «О

недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»;

- Письма Министерства образования Российской Федерации №13-51-120/13-от 03.06.2003 «Система

оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения»;

-Устава ГБОУ школы № 154 Приморского района Санкт-Петербурга;

-Основной образовательной программы начального общего образования школы.

В соответствии с ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ Уставом, Основной образовательной программой

начального общего образования и другими нормативными документами в 1 классах исключается

система бального (отметочного) оценивания; количественная оценка не выставляется

.

Целью Положения является определение принципов, форм и способов контроля и

оценки результатов обучения и развития младших школьников.

Основной целью безотметочного обучения в школе следует считать формирование контрольно-

оценочной самостоятельности школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности, т.е.

умения учиться.

Организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих

требованиях:

1)оценивание должно начинаться с первого дня обучения;

2) при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;

3) оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки организационной стороны

деятельности к оценке её содержания;

4) оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;

5) оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев;

6) оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания, умения,

навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его

прилежание и старание;

7) оценивание должно проводиться в системе.

Основные виды контроля можно определить

-по их месту в процессе обучения:

1.предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития

обучающихся,

2.текущий контроль, позволяющий определять уровень развития обучающихся и степень их

продвижения в освоении программного материала,

3.итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний обучающихся по предметам и

степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

-по содержанию:

1.прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения

операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения

действия,

2.пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью

выполнения операций, входящих в состав действия,

3.контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с

образцом после осуществления учебного действия;

-по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

1.внешний

контроль,

осуществляемый

педагогом

или

одноклассниками

(взаимоконтроль

и

взаимооценка),

2.внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый обучающимся и обращенный на

понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и

самооценка).

Основная функция самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является

определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также

осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Конечная цель безотметочного обучения – формирование у обучающихся адекватной самооценки

и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

Основные принципы безотметочного обучения в школе:

- критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной

совместно с обучающимися, основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;

-приоритетность самооценки – в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки

(оценка учителя; взаимооценка) формирует способность обучающихся самостоятельно оценивать

результаты своей деятельности. Самооценка обучающегося должна предшествовать оценке учителя;

-непрерывность

с учетом

непрерывности процесса обучения,

предлагается

перейти от

традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса

движения к нему. При этом обучающийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной,

считается прогрессом в обучении;

-гибкость и вариативность инструментария

оценки

– в учебном процессе используются

разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в

успеваемости и развитии обучающегося:

Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки,

позволяющий реализовать все требования к оцениванию.

1. Оценочные суждения должны быть построены на поощрении тех шагов, которые удались ребёнку,

и обозначении ближайших шагов, которые необходимо сделать. Строя такие суждения, опираюсь на

памятку:

1) выделить то, что должен делать ребёнок;

2) найти и подчеркнут то, что у него получилось;

3) похвалить его за это;

4) выявить то, что не получилось, определить то, на что можно опереться, чтобы получилось;

5) сформулировать то, что ещё нужно сделать, чтобы получилось, что из этого ребёнок уже умеет

(найти этому подтверждение), чему надо научиться, что (кто) ему поможет.

Подобные оценочные суждения позволяют показать ученику динамику результатов его учебной

деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.

Оценочными суждениями чётко фиксируются прежде всего успехи («Твоя работа может служить

образцом», «Какие красивые цифры ты написал», «Как быстро ты решил задачу», «Ты очень

постарался сегодня» и т.д.). При этом результат, полученный учеником, сравнивается с его же

прошлыми показателями для подтверждения прогресса («Какой сложный пример ты сегодня решил

сам»; «Как хорошо ты понял правило, вчера оно вызывало у тебя затруднения. Я вижу, что ты очень

хорошо поработал»).

Необходимо отмечать и поощрять малейшее продвижение школьника вперёд, постоянно анализируя

причины, которые этому способствуют или мешают. Поэтому, указывая на недостатки в работе,

оценочным суждением нужно обязательно определить, на что можно опереться, чтобы в дальнейшем

всё удалось. («Ты старался сосчитать быстро, но не всё учел. Вспомни правила сложения с единицей

и вычитания единицы. Попробуй сосчитать еще раз, у тебя обязательно получится»).

При указании на недостатки на определённых этапах работы одновременно обязательно отмечаются

даже незначительные положительные моменты («Ты порадовал меня тем, что не допустил ни одной

ошибки, осталось только приложить усилия и записать примеры красиво»).

2. Поощрения применять от более простых видов к сложным:

1) мимические и пантомимические (аплодисменты, улыбка, ласковый одобряющий взгляд и др.);

2) словесные («Умница», «Молодец!», «Отлично!», «Хорошо» «Ты сегодня лучше всех работал»,

«Мне приятно было читать твою работу», «Я радовалась, когда проверяла тетрадь» и т.п.);

3) материализованные (поощрительный приз, значок «Лучший математик», «Спасибо за работу»,

«Друг трудных примеров» и др.);

4) деятельностные («Ты сегодня выступаешь в роли учителя», «Тебе даётся право выполнить самое

трудное задание», «Ты получаешь право писать в волшебной тетради», «Сегодня работу ты будешь

выполнять волшебной ручкой», выставка лучших тетрадей).

Поощряются не только успехи в учебной деятельности, но и старания ребёнка (присваивается звание

«Самый старательный», вручается приз за участие в конкурсе «Самая аккуратная тетрадь» и др.),

взаимоотношения детей в классе (приз «Самой дружной группе», звание «Самый лучший друг»).

В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, повышается

работоспособность,

усиливается

стремление

к

творческой

активности,

улучшается

общий

психологический климат в классе, ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.

3. «Линеечки» как инструмент небаллированной оценки (Г.А. Цукерман). Линеечки – это

педагогический инструмент оценки и самооценки. Они представляют собой вертикальные отрезки

высотой 4 или 6 клеточек.

При выполнении любых заданий ученик рисует 3-4 вертикальные линеечки, вместе с классом

выбирает, за что будет оцениваться та или иная работа и отдельными буквами озаглавливает

линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т.д.

Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво; в

середине, если работа сделана не совсем правильно; внизу, если неправильно. Обводя крестики,

учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне.

4. Использую также прием «лесенка»: ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили

материал: нижняя ступенька – не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь или

коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить

самостоятельно.

5.«Светофор»: оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею

сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.

6. Использование знаковой символики при фиксировании степени усвоения учащимися учебного

материала.

«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;

«±» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, то есть в

большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь;

«–» – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;

«!» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки.

Диагностические карты заводятся для объективного и систематического оценивания учебных

достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса, сопоставления реально

полученных на отдельных этапах результатов в усвоении умений, необходимых для формируемых

навыков.

В карту заносятся основные программные требования по математике, которые должен освоить

ребёнок в ходе обучения (достижения). Требования к результатам обучения и показатели развития

выступают в качестве критериев оценки достижений детей.

Лист индивидуальных достижений заводится на каждого ученика по четвертям, в нем фиксируется

продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формирования

навыков. Лист заполняется сначала ребёнком, а потом учителем.

Заключительные положения

- Настоящее Положение о безотметочном обучении и системе оценивания учебных достижений

обучающихся первых классов является локальным нормативным актом ГБОУ школы № 154

Приморского района Санкт-Петербурга.

- Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной

форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.

- Положение о о безотметочном обучении и системе оценивания учебных достижений обучающихся

первых классов принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению

принимаются в порядке, предусмотренном настоящим Положением.

- После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой

редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

ВЫВОД:

Таким образом, при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в

деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении.

При этом снижается уровень общей и учебной тревожности, осуществляется дифференциация не

только по процессу, но и по результату обучения. Безотметочная система оценивания позволяет

увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.



В раздел образования