Автор: Таланова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №5 "Радость"
Населённый пункт: р.п.Базарный Карабулак Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль родителей в развитии художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Роль родителей в развитии художественно-творческих
способностей у детей дошкольного возраста
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие
профессии сегодня одни из самых востребованных, а
целеустремленные творческие люди всегда находят свой
жизненный путь для успешной реализации своего творческого
потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают
творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения
своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу
угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая
про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень
важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество
нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми
остальными направлениями развития.
Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни.
Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно
осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное
количество примеров успешных людей творческих профессий:
актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя
через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и
уважение окружающих. Безусловно, чтобы чтобы творческие
способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то
природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие
творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть
даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий
подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни,
сделает его интересной личностью и человеком, способным
преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.
Зачем нужно развивать творческие способности?
Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более
высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни,
в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий
подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные
варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого
ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей
степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть
малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче
учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми,
справляться с трудностями.
Что такое творческие способности?
Творческие способности – комплексное понятие, которое включает
в себя следующие составляющие:
• стремление к познанию;
• умение познавать новое;
• живость ума;
• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
• стремление к открытиям;
• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
• свободное воображение;
• фантазия и интуиция, в результате которых появляются
изобретение, открытия, что-то новое.
Когда начинать развивать творческие способности у ребенка?
Очевидно, что если у человека в детстве с творческом было не
совсем все в порядке, то во взрослой жизни, скорее всего, ему не
удастся стать творческой личностью, как бы он этого не хотел.
Ведь все задатки человека формируются с раннего детства, а в
течение жизни они просто реализуются и совершенствуются.
Поэтому начинать развивать творческие способности у ребенка
необходимо с раннего детства. Очень часто детские «небылицы»
родителями воспринимаются несерьезно, а порой детские фантазии
взрослыми даже грубо пресекаются. На самом деле фантазирование
– это характерная особенность дошкольного возраста, и не нужно
мешать детям воображать, как будто к ним приходил добрый
волшебник, они побывали на Луне и так далее. Очень часто именно
в таких «воображалках» рождается творчество. Взрослым
необходимо знать, что пик творчества наступает у детей в три-
четыре года, когда они могут насочинять такое, что диву дивишься,
как вообще такое можно придумать.
Рисование для детей – органическая потребность, канал, по
которому может реализовываться в материале внутренняя жизнь
детской души. Еще не умея выразить себя словом, ребенок
пытается каракулями отразить переполняющие его впечатления от
жизни. Занятия изобразительной деятельности заключают в себе
большие возможности для всестороннего развития – умственного,
эмоционального, эстетического, моторного, трудового. Рисуя,
ребенок постоянно сравнивает, анализирует, обобщает - и это также
формирует его мышление.
При знакомстве детей с произведениями изобразительного
искусства происходит формирование личности, развития ее
творческого потенциала. Ребенок осознанно использует
элементарные основы изобразительной грамоты, передавать в
рисунке настроение, состояние, характер образа. Ребенок
обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность
общаться с прекрасным в окружающей действительности и
произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от
встречи с ним.
С чего начать?
Прежде всего – с себя самих! В дошкольном детстве главную роль
в развитии творческих способностей малыша играют родители.
Многие родители хотели бы видеть своих детей творческими
личностями, но порой сами таковыми не являются и при этом не
хотят ничего менять в себе. Если родители обладают творческими
способностями, то это просто прекрасно – из семьи получится
хороший творческий тандем. Если творчество – не ваш конек, то не
беда. Это совсем не означает, что вы ничем не можете помочь
ребенку. Главное – иметь желание и необходимые знания по этому
вопросу.
Не воспринимайте невинные фантазии ребенка как что-то
примитивное, ведь в любой детской фантазии есть зерно
творчества. Не смейтесь над его небылицами. Творческий ребенок
может видеть обыденные вещи абсолютно по-другому. Не
огорчайтесь и не ругайте малыша, если он говорит, что на картинке
изображен не чайник, а рыбка, не стол – а осьминог и т. п. Конечно,
ребенок знает, как выглядит чайник или стол, но просто ему, скорее
всего, захотелось пофантазировать. Не забывайте, что ребенку
часто не хочется воспринимать общепринятое понимание вещей, а
дать волю своему творчеству, воображению.
Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность
родителей – не лучшие помощники для развития творческих
способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь
на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь,
нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя
вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим
ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет
хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься,
снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с малышом сказки,
стихотворения, придумывайте несуществующих животных и
растений - поддерживайте творческую инициативу малыша.
Дети дошкольного возраста любят рассматривать вместе с
родителями картины, фотографии. Просмотр телепередач,
кинофильмов, если этим не злоупотреблять, открывают широкие
возможности приобщения детей к прекрасному, поэтому решающая
роль в организации досуга детей принадлежит взрослому.
Красота окружающего мира, воспринятая ребенком в поэтических,
художественных образах, глубже входят в его сознание.
Литература, музыка, живопись, народное творчество должны быть
постоянным спутниками детей в семье.
Что способствует развитию творческой активности у ребенка?
На развитие творческих способностей у ребенка положительно
влияют различные виды детской деятельности, которым большое
внимание уделяется в детском саду. Если ваш ребенок его не
посещает, то не беда. Вы можете заниматься с ребенком сами – и
это совсем не трудно, а наоборот, очень интересно. Итак, какая
деятельность рекомендуется для развития творческих
способностей?
1) Окружающий мир.
Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим
малышом, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг
вас. Такое общение чрезвычайно важно не только для воображения
ребенка, но и вообще для его развития в целом. Ваша речь, ваши
рассказы о явлениях природы, животных, растениях и других
вещах окружающего мира – первый важнейший урок для малыша.
Переданные вами знания станут хорошим стартом для обучения
ребенка, развития его способностей, в том числе и творческих.
2) Развивающие игры и игрушки.
Следите, чтобы в «арсенале» вашего непоседы были только
полезные игрушки и игры. У малыша обязательно должны быть
мозаики и конструктор, но при этом очень важно, чтобы они и
другие игры соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем дать
ребенку в руки игру, ознакомьтесь с ней сами и подумайте,
насколько она ценна для ребенка и принесет ли она ему какую-
нибудь пользу.
3) Рисование.
Не бойтесь давать своему ребенку в руки краски и кисточки,
карандаши и фломастеры. Запаситесь бумагой и…терпением. Да,
вам придется стирать перепачканные рубашки и штанишки,
следить, чтобы малыш не изрисовал весь дом, а ограничился лишь
бумагой и так далее. Занимайтесь рисованием вместе с ребенком,
научите правильно держать кисточку, пользоваться красками.
Сначала изучите цвета, начинать лучше с рисования простых
геометрических фигур. Обязательно обсуждайте с ребенком весь
процесс и его первые «шедевры». Постепенно, когда ребенок
многому научится, дайте волю его самостоятельности.
4) Лепка.
Далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И зря –
ведь лепка очень полезна для ребенка, она помогает развитию
пальчиков малыша, в лепке ребенок может проявить свое
творчество и фантазию. Сначала ваш малыш будет лепить для вас
колбаски, шарики, колечки, но постепенно ему захочется
расширить спектр своих умений, и он начнет лепить что-то более
сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и
мягкий.
5) Чтение.
Читать детям нужно не только на ночь, но в любое другое время.
Это должны быть сказки, стихи, рассказы и другие литературные
произведения для детского возраста. Специалисты рекомендуют
уделять чтению для ребенка не менее тридцати минут в день.
Посещайте вместе с малышом библиотеку, и вы увидите, когда ваш
малыш подрастет и пойдет в школу, он будет сам частенько
захаживать в библиотеку.
6) Музыка.
С самого раннего детства давайте ребенку слушать детские
песенки, классическую музыку. Это способствует развитию
образного мышления и памяти. Постепенно вы сможете вместе с
ребенком сами петь песенки. Если у вас нет музыкальных
способностей, то по желанию ребенка его можно записать в
танцевальный кружок, или кружок по обучению игре на том или
ином музыкальном инструменте.
7) Аппликация.
Занимайтесь с ребенком аппликацией, не бойтесь давать ему
ножницы в руки. Пусть сначала он вырезает под вашим
присмотром, объясните ему, как нужно работать с ножницами,
какие правила необходимо соблюдать, чтобы не пораниться.
Начинать можно с простой аппликации из геометрических фигур.
Вы можете нарисовать на цветной бумаге фигуры, пусть малыш их
вырежет и потом составит аппликацию по своему замыслу. Можно
использовать и уже готовые комплекты для аппликаций.
Игры на развитие творческих способностей
• «Превращение» - нарисуйте ребенку 4 круга, пусть каждый из них
он во что-нибудь превратит (дорисует), например, в солнце,
цветок, воздушный шарик и так далее. То же самое можно
проделать со всеми остальными геометрическими фигурами.
• «Что там такое?» - положите какой-нибудь предмет в коробочку
(шкатулку), пусть ребенок угадает, что там находится, он может
задавать вопросы, строить догадки.
• «Игры со словами» - пока идете с детского сада домой, ждете
очереди в больнице и так далее, играйте с ребенок в слова – вы
называете слово, а он пусть подбирает антоним (противоположное
по значению: белый-черный, добрый-злой, мокрый-сухой),
синоним (близкое по значению: красивый – прекрасный,
великолепный, очаровательный и т. д.)
• «Хорошо-плохо» - вы называете предмет или явление, а ребенок
должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг:
хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер:
хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно
простыть.
• «Нестандартные задачки» - пусть малыш находит предметам
необычный способ использования, например, ложкой можно не
только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в
другую и т. п. Придумайте необычный способ использования
зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами
придумывать различные задачки.
Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в
городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши,
чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся
семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но
когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для
открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна
задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых
игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?
• «Что будет, если…» - предложите ребенку пофантазировать: что
будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки
заговорят человеческим языком и так далее.
1. Развивать творческое воображение ребенка можно всегда и
везде, а не только в специально отведенное для этого время и
место.
2. Окружающая ребенка обстановка и атмосфера должна
способствовать развитию.
3. У малыша должны быть все материалы и инструменты для
детского творчества: краски, пластилин, цветная бумага и другие.
4. Поощряйте только безопасные творческие инициативы ребенка.
5. Не ругайте его за испачканные в красках руки и другие
последствия творческого поиска ребенка.
6. Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с
ним в скучные уроки.
7. Не старайтесь «вбить» в мозг ребенка как можно больше
информации. Ваша задача – развитие способностей.
8. Развитие творческих способностей должно носить регулярный
характер, а не осуществляться время от времени.
9. Развитие и обучение ребенка дошкольного возраста должно
проходить только через игру, игровые задания и упражнения.
Родителям и другим близким людям не нужно подавлять ребенка
своим авторитетом, а, наоборот, поощрять инициативу ребенка,
желание включиться в творческий процесс, развивать его
художественно-творческие способности.
10. Родителям важно помнить: нужно развивать у ребенка и
психические процессы: мышление, память, внимание, восприятие,
воображение, которые индивидуальны.
11. Относится к творчеству ребенка, следует гибко и гуманно.
Рисует черным, пусть рисует. Главное, чтобы не терялся интерес к
художественному творчеству, не погибла тяга себя выразить, а
может быть так, снять напряжение. Если человек поет грустные
песни, то произнося протяжно звуки, он выливает. В связи, с чем
очень важно установление взаимообратной связи между ребенком,
педагогом и» свою боль. Так и здесь постепенно темные цвета
преобразятся и перейдут в яркие, если мы будем создавать яркие
впечатления в жизни ребенка.
12. Родители помните: «Творить, уметь отстоять свои мысли и
суждения – важная черта личности. Берешь ли ты в руки кисть,
карандаш или же глину, тесто, пластилин – сразу попадаешь в
творческую мастерскую своей души (ощущений, переживаний,
мыслей и настроения)».
13. Отношение к детским работам должно быть серьезным.
Оказываясь в ситуации творческого процесса, взрослые сами
начинают испытывать чувство сомнения: получится или нет? Как
лучше сделать? Что еще придумать? Какие средства и материалы
выбрать? Ребенок становиться им ближе и его переживания
оказываются более понятными.
Выполненная вместе с родителями работа доставляет детям
искреннюю радость и восторг, желание сделать что-то еще. А эти
эмоции, в свою очередь, являются важным стимулом развития
художественно-творческих способностей дошкольников
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который
надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и
следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не
забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный
уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет
нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.