Напоминание

Роль родителей в развитии художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста


Автор: Таланова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №5 "Радость"
Населённый пункт: р.п.Базарный Карабулак Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль родителей в развитии художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль родителей в развитии художественно-творческих

способностей у детей дошкольного возраста

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие

профессии сегодня одни из самых востребованных, а

целеустремленные творческие люди всегда находят свой

жизненный путь для успешной реализации своего творческого

потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают

творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения

своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу

угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая

про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень

важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество

нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми

остальными направлениями развития.

Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни.

Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно

осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное

количество примеров успешных людей творческих профессий:

актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя

через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и

уважение окружающих. Безусловно, чтобы чтобы творческие

способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то

природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие

творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть

даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий

подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни,

сделает его интересной личностью и человеком, способным

преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Зачем нужно развивать творческие способности?

Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более

высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни,

в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий

подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные

варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого

ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей

степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть

малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче

учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми,

справляться с трудностями.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает

в себя следующие составляющие:

• стремление к познанию;

• умение познавать новое;

• живость ума;

• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;

• стремление к открытиям;

• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

• свободное воображение;

• фантазия и интуиция, в результате которых появляются

изобретение, открытия, что-то новое.

Когда начинать развивать творческие способности у ребенка?

Очевидно, что если у человека в детстве с творческом было не

совсем все в порядке, то во взрослой жизни, скорее всего, ему не

удастся стать творческой личностью, как бы он этого не хотел.

Ведь все задатки человека формируются с раннего детства, а в

течение жизни они просто реализуются и совершенствуются.

Поэтому начинать развивать творческие способности у ребенка

необходимо с раннего детства. Очень часто детские «небылицы»

родителями воспринимаются несерьезно, а порой детские фантазии

взрослыми даже грубо пресекаются. На самом деле фантазирование

– это характерная особенность дошкольного возраста, и не нужно

мешать детям воображать, как будто к ним приходил добрый

волшебник, они побывали на Луне и так далее. Очень часто именно

в таких «воображалках» рождается творчество. Взрослым

необходимо знать, что пик творчества наступает у детей в три-

четыре года, когда они могут насочинять такое, что диву дивишься,

как вообще такое можно придумать.

Рисование для детей – органическая потребность, канал, по

которому может реализовываться в материале внутренняя жизнь

детской души. Еще не умея выразить себя словом, ребенок

пытается каракулями отразить переполняющие его впечатления от

жизни. Занятия изобразительной деятельности заключают в себе

большие возможности для всестороннего развития – умственного,

эмоционального, эстетического, моторного, трудового. Рисуя,

ребенок постоянно сравнивает, анализирует, обобщает - и это также

формирует его мышление.

При знакомстве детей с произведениями изобразительного

искусства происходит формирование личности, развития ее

творческого потенциала. Ребенок осознанно использует

элементарные основы изобразительной грамоты, передавать в

рисунке настроение, состояние, характер образа. Ребенок

обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность

общаться с прекрасным в окружающей действительности и

произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от

встречи с ним.

С чего начать?

Прежде всего – с себя самих! В дошкольном детстве главную роль

в развитии творческих способностей малыша играют родители.

Многие родители хотели бы видеть своих детей творческими

личностями, но порой сами таковыми не являются и при этом не

хотят ничего менять в себе. Если родители обладают творческими

способностями, то это просто прекрасно – из семьи получится

хороший творческий тандем. Если творчество – не ваш конек, то не

беда. Это совсем не означает, что вы ничем не можете помочь

ребенку. Главное – иметь желание и необходимые знания по этому

вопросу.

Не воспринимайте невинные фантазии ребенка как что-то

примитивное, ведь в любой детской фантазии есть зерно

творчества. Не смейтесь над его небылицами. Творческий ребенок

может видеть обыденные вещи абсолютно по-другому. Не

огорчайтесь и не ругайте малыша, если он говорит, что на картинке

изображен не чайник, а рыбка, не стол – а осьминог и т. п. Конечно,

ребенок знает, как выглядит чайник или стол, но просто ему, скорее

всего, захотелось пофантазировать. Не забывайте, что ребенку

часто не хочется воспринимать общепринятое понимание вещей, а

дать волю своему творчеству, воображению.

Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность

родителей – не лучшие помощники для развития творческих

способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь

на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь,

нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя

вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим

ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет

хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься,

снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с малышом сказки,

стихотворения, придумывайте несуществующих животных и

растений - поддерживайте творческую инициативу малыша.

Дети дошкольного возраста любят рассматривать вместе с

родителями картины, фотографии. Просмотр телепередач,

кинофильмов, если этим не злоупотреблять, открывают широкие

возможности приобщения детей к прекрасному, поэтому решающая

роль в организации досуга детей принадлежит взрослому.

Красота окружающего мира, воспринятая ребенком в поэтических,

художественных образах, глубже входят в его сознание.

Литература, музыка, живопись, народное творчество должны быть

постоянным спутниками детей в семье.

Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

На развитие творческих способностей у ребенка положительно

влияют различные виды детской деятельности, которым большое

внимание уделяется в детском саду. Если ваш ребенок его не

посещает, то не беда. Вы можете заниматься с ребенком сами – и

это совсем не трудно, а наоборот, очень интересно. Итак, какая

деятельность рекомендуется для развития творческих

способностей?

1) Окружающий мир.

Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим

малышом, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг

вас. Такое общение чрезвычайно важно не только для воображения

ребенка, но и вообще для его развития в целом. Ваша речь, ваши

рассказы о явлениях природы, животных, растениях и других

вещах окружающего мира – первый важнейший урок для малыша.

Переданные вами знания станут хорошим стартом для обучения

ребенка, развития его способностей, в том числе и творческих.

2) Развивающие игры и игрушки.

Следите, чтобы в «арсенале» вашего непоседы были только

полезные игрушки и игры. У малыша обязательно должны быть

мозаики и конструктор, но при этом очень важно, чтобы они и

другие игры соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем дать

ребенку в руки игру, ознакомьтесь с ней сами и подумайте,

насколько она ценна для ребенка и принесет ли она ему какую-

нибудь пользу.

3) Рисование.

Не бойтесь давать своему ребенку в руки краски и кисточки,

карандаши и фломастеры. Запаситесь бумагой и…терпением. Да,

вам придется стирать перепачканные рубашки и штанишки,

следить, чтобы малыш не изрисовал весь дом, а ограничился лишь

бумагой и так далее. Занимайтесь рисованием вместе с ребенком,

научите правильно держать кисточку, пользоваться красками.

Сначала изучите цвета, начинать лучше с рисования простых

геометрических фигур. Обязательно обсуждайте с ребенком весь

процесс и его первые «шедевры». Постепенно, когда ребенок

многому научится, дайте волю его самостоятельности.

4) Лепка.

Далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И зря –

ведь лепка очень полезна для ребенка, она помогает развитию

пальчиков малыша, в лепке ребенок может проявить свое

творчество и фантазию. Сначала ваш малыш будет лепить для вас

колбаски, шарики, колечки, но постепенно ему захочется

расширить спектр своих умений, и он начнет лепить что-то более

сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и

мягкий.

5) Чтение.

Читать детям нужно не только на ночь, но в любое другое время.

Это должны быть сказки, стихи, рассказы и другие литературные

произведения для детского возраста. Специалисты рекомендуют

уделять чтению для ребенка не менее тридцати минут в день.

Посещайте вместе с малышом библиотеку, и вы увидите, когда ваш

малыш подрастет и пойдет в школу, он будет сам частенько

захаживать в библиотеку.

6) Музыка.

С самого раннего детства давайте ребенку слушать детские

песенки, классическую музыку. Это способствует развитию

образного мышления и памяти. Постепенно вы сможете вместе с

ребенком сами петь песенки. Если у вас нет музыкальных

способностей, то по желанию ребенка его можно записать в

танцевальный кружок, или кружок по обучению игре на том или

ином музыкальном инструменте.

7) Аппликация.

Занимайтесь с ребенком аппликацией, не бойтесь давать ему

ножницы в руки. Пусть сначала он вырезает под вашим

присмотром, объясните ему, как нужно работать с ножницами,

какие правила необходимо соблюдать, чтобы не пораниться.

Начинать можно с простой аппликации из геометрических фигур.

Вы можете нарисовать на цветной бумаге фигуры, пусть малыш их

вырежет и потом составит аппликацию по своему замыслу. Можно

использовать и уже готовые комплекты для аппликаций.

Игры на развитие творческих способностей

• «Превращение» - нарисуйте ребенку 4 круга, пусть каждый из них

он во что-нибудь превратит (дорисует), например, в солнце,

цветок, воздушный шарик и так далее. То же самое можно

проделать со всеми остальными геометрическими фигурами.

• «Что там такое?» - положите какой-нибудь предмет в коробочку

(шкатулку), пусть ребенок угадает, что там находится, он может

задавать вопросы, строить догадки.

• «Игры со словами» - пока идете с детского сада домой, ждете

очереди в больнице и так далее, играйте с ребенок в слова – вы

называете слово, а он пусть подбирает антоним (противоположное

по значению: белый-черный, добрый-злой, мокрый-сухой),

синоним (близкое по значению: красивый – прекрасный,

великолепный, очаровательный и т. д.)

• «Хорошо-плохо» - вы называете предмет или явление, а ребенок

должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг:

хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер:

хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно

простыть.

• «Нестандартные задачки» - пусть малыш находит предметам

необычный способ использования, например, ложкой можно не

только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в

другую и т. п. Придумайте необычный способ использования

зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами

придумывать различные задачки.

Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в

городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши,

чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся

семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но

когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для

открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна

задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых

игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

• «Что будет, если…» - предложите ребенку пофантазировать: что

будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки

заговорят человеческим языком и так далее.

1. Развивать творческое воображение ребенка можно всегда и

везде, а не только в специально отведенное для этого время и

место.

2. Окружающая ребенка обстановка и атмосфера должна

способствовать развитию.

3. У малыша должны быть все материалы и инструменты для

детского творчества: краски, пластилин, цветная бумага и другие.

4. Поощряйте только безопасные творческие инициативы ребенка.

5. Не ругайте его за испачканные в красках руки и другие

последствия творческого поиска ребенка.

6. Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с

ним в скучные уроки.

7. Не старайтесь «вбить» в мозг ребенка как можно больше

информации. Ваша задача – развитие способностей.

8. Развитие творческих способностей должно носить регулярный

характер, а не осуществляться время от времени.

9. Развитие и обучение ребенка дошкольного возраста должно

проходить только через игру, игровые задания и упражнения.

Родителям и другим близким людям не нужно подавлять ребенка

своим авторитетом, а, наоборот, поощрять инициативу ребенка,

желание включиться в творческий процесс, развивать его

художественно-творческие способности.

10. Родителям важно помнить: нужно развивать у ребенка и

психические процессы: мышление, память, внимание, восприятие,

воображение, которые индивидуальны.

11. Относится к творчеству ребенка, следует гибко и гуманно.

Рисует черным, пусть рисует. Главное, чтобы не терялся интерес к

художественному творчеству, не погибла тяга себя выразить, а

может быть так, снять напряжение. Если человек поет грустные

песни, то произнося протяжно звуки, он выливает. В связи, с чем

очень важно установление взаимообратной связи между ребенком,

педагогом и» свою боль. Так и здесь постепенно темные цвета

преобразятся и перейдут в яркие, если мы будем создавать яркие

впечатления в жизни ребенка.

12. Родители помните: «Творить, уметь отстоять свои мысли и

суждения – важная черта личности. Берешь ли ты в руки кисть,

карандаш или же глину, тесто, пластилин – сразу попадаешь в

творческую мастерскую своей души (ощущений, переживаний,

мыслей и настроения)».

13. Отношение к детским работам должно быть серьезным.

Оказываясь в ситуации творческого процесса, взрослые сами

начинают испытывать чувство сомнения: получится или нет? Как

лучше сделать? Что еще придумать? Какие средства и материалы

выбрать? Ребенок становиться им ближе и его переживания

оказываются более понятными.

Выполненная вместе с родителями работа доставляет детям

искреннюю радость и восторг, желание сделать что-то еще. А эти

эмоции, в свою очередь, являются важным стимулом развития

художественно-творческих способностей дошкольников

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который

надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и

следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не

забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный

уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет

нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.



В раздел образования