Автор: Ловчина Надежда Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 с. Измалково Слободской филиал
Населённый пункт: Липецкая область, Измалковский район, с. Слобода
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные проблемы физического воспитания детей
Раздел: среднее образование
Физическое развитие детей дошкольного возраста
В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным
физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования школьной
программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной
двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного
аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы.
Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация
физического
воспитания
с
раннего
детства.
Основное средство изучения физической культуры - освоение ребенком базовых ее основ,
то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня
физической
культуры,
без
которого
невозможно
эффективное
осуществление
жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в
будущем.
К сожалению, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние
здоровья наших детей катастрофически ухудшается. Сегодня в среднем по России на
каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20–27 %
детей относится к категории часто и длительно болеющих. Количество детей, страдающих
ожирением, возрастает на 1 % ежегодно. По данным прогнозов, 85 % этих детей –
потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей
нуждаются
в
психокоррекции,
что
характеризуются
серьезным
психологическим
неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста,
уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.
Выполняя общие задачи всестороннего развития личности, физическое воспитание
имеет
и
свое
особое
назначение.
Его
задачи
сложны
и
многообразны.
1. Укрепление здоровья и закаливания организма школьников, содействие из правильному
физическому развитию и повышению работоспособности. Сохранение здоровья русской
нации является государственной задачей.
Успешному
решению
задачи
способствует
систематический
врачебно-
педагогический контроль за состоянием здоровья, за динамикой физического развития, а
также
учет
возрастных,
индивидуальных
и
половых
особенностей
учащихся.
2. Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений и сообщение
связанных с этим знаний. Двигательные навыки и умения играют значительную роль в
жизни человека. Они лежат в основе многих видов практической деятельности.
Формирование этих навыков - основное назначение физического воспитания в школе.
3.
Развитие
основных
двигательных
качеств.
Осуществление
человеком
многих
практических действий связано с проявлением физических способностей. К качествам
двигательным относятся такие, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.
4. Формирование привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям
физическими упражнениями. Значение этой задачи определяется тем, что положительное
воздействие физических упражнений достигается только тогда, когда они выполняются
регулярно. Важно добиться интереса учеников к регулярным занятиям, посредством
внешкольной и внеклассной работы, однако чтобы этот интерес приобрел активные
формы,
вызвал
потребность
в
самостоятельных,
каждодневных
занятиях.
5. Воспитание гигиенических навыков, сообщение знаний в области физических
упражнений
и
закаливания.
6. Формирование организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного
актива, т.е. включение в активную физкультурную и спортивную деятельность.
Необходимо привлекать учащихся к общественной работе по физической культуре: к
организации соревнований, игр, походов.
В стране необходимо создание новой национальной системы физкультурно-
спортивного воспитания населения,
а также модернизация системы физического
воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных
учреждениях профессионального образования. Кроме того, дальнейшему развитию
физической культуры в стране будет способствовать развитие инфраструктуры сферы
физической
культуры
и
спорта
и
совершенствование
финансового
обеспечения
физкультурно-спортивной
деятельности.
В ходе обсуждений и дискуссий участники конференции отметили, что в последние годы
в демократической России упрочилась система государственной власти, защищающая
интересы народа. Сегодня в стране реализуются национальные проекты в системе
здравоохранения, образования, науке, ЖКХ и т.д. Люди стали жить несколько лучше,
постепенно восстанавливается связь и доверие между народом и властью. Что
незамедлительно сказалось и на развитии физической культуры и спорта в регионах и
Южный федеральный округ, здесь, не исключение, а правило. Суть этих положительных
изменений заключается в том, что в федеральную целевую программу на 2006-2015 годы
только в Ростовской области внесены дополнительно еще 36 объектов строительства
спортсооружений на 2008-2010 годы на общую сумму около 1,7 млрд. рублей! Активное
строительство спортсооружений развернулось в Краснодарском, Ставропольском и т.д.
краях. И, действительно, Правительством Российской Федерации в стране проводятся
масштабные социально-экономические и организационные мероприятия в рамках
исполнения федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в
Российской Федерации на 2006-2015 гг.» – с целью сохранения и укрепления здоровья
россиян средствами физической культуры и спорта, где главной своей задачей
государство считает поддержание физической и социальной активности каждого
гражданина России, укрепление здоровья людей, улучшение демографической ситуации в
стране. В соответствии с этой Федеральной целевой программой уже к 2010 году в России
будет завершено масштабное строительство и реконструкция ещё 196 новых современных
спортивных объектов, и это: физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи), ледовые
арены, бассейны, многофункциональные спортивные залы. Профессор, д.п.н. Лукьяненко
В.П. (г. Ставрополь) посвятил свой доклад проблемам дальнейшего совершенствования
физкультурной образованности учащейся и студенческой молодежи. По мнению В.П.
Лукьяненко, сегодня в российских школах, да и в вузах, в основном, всё сводится к
физической подготовке. Это в лучшем случае и очень мало внимания преподавателями
уделяется физкультурному образованию Личности. А между тем, чтобы молодежь была
здоровой – её этому надо учить, поэтому физическую культуру молодежи невозможно
формировать без интеллектуального компонента.
В.П. Лукьяненко считает, что в занятиях по физической культуре, кроме
образовательной
составляющей,
должна
присутствовать
и
оздоровительная
направленность, и тренировочный подход. Поэтому занятия по физической культуре
должны быть: отдельно-теоретическими, отдельно - практико-методическими, и отдельно-
практическими. По мнению докладчика, девизом дня, для специалистов физической
культуры, сегодня должен стать лозунг: « От физического воспитания к физкультурному
образованию».
Современные дети, к сожалению, больше времени проводят за компьютером и
телевизором. Спортивные залы и активный отдых забыты, а ведь именно они гармонично
развивают не только позвоночник, но и организм в целом. Из-за отсутствия физической
активности наши дети предрасположены к лени. Им, как это ни печально, не интересно на
улице, не хочется двигаться, они считают, что тяжелый физический труд и любое
движение, кроме ходьбы, вообще излишне. В 70% случаев кифозы и сколиозы
обусловлены именно отсутствием адекватной и правильной, равносторонней нагрузки на
мышцы спины. Фиксация позвоночника несовершенна, что связано с развитием мышц, и
легко приводит к изменениям осанки. При неправильном положении тела, когда
позвоночный столб изогнут, нагрузка на телa позвонков увеличивается и смещается. При
статической нагрузке без движения начинает страдать кровоснабжение и питание мышц и
суставов. Мышцы теряют эластичность и замещаются грубой соединительной тканью.
Межпозвонковые суставы дегенерируют, развивается артроз. Снижается упругость
дисков,
страдает
их
амортизирующая
функция.
Теряют
эластичность
связки
позвоночника. В результате, мы видим сгорбленных девочек, мальчиков с впалой грудью,
которые могли бы быть очень красивыми.
Литература.
Теория и методика физического воспитания, т. 1, 1967;История физической
культуры и спорта,1975;Доклад Профессора, д.п.н. Лукьяненко В.П.