Напоминание

Актуальные проблемы физического воспитания детей


Автор: Ловчина Надежда Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 с. Измалково Слободской филиал
Населённый пункт: Липецкая область, Измалковский район, с. Слобода
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные проблемы физического воспитания детей
Раздел: среднее образование





Назад




Физическое развитие детей дошкольного возраста

В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным

физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования школьной

программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной

двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного

аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы.

Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация

физического

воспитания

с

раннего

детства.

Основное средство изучения физической культуры - освоение ребенком базовых ее основ,

то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня

физической

культуры,

без

которого

невозможно

эффективное

осуществление

жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в

будущем.

К сожалению, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние

здоровья наших детей катастрофически ухудшается. Сегодня в среднем по России на

каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20–27 %

детей относится к категории часто и длительно болеющих. Количество детей, страдающих

ожирением, возрастает на 1 % ежегодно. По данным прогнозов, 85 % этих детей –

потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей

нуждаются

в

психокоррекции,

что

характеризуются

серьезным

психологическим

неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста,

уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.

Выполняя общие задачи всестороннего развития личности, физическое воспитание

имеет

и

свое

особое

назначение.

Его

задачи

сложны

и

многообразны.

1. Укрепление здоровья и закаливания организма школьников, содействие из правильному

физическому развитию и повышению работоспособности. Сохранение здоровья русской

нации является государственной задачей.

Успешному

решению

задачи

способствует

систематический

врачебно-

педагогический контроль за состоянием здоровья, за динамикой физического развития, а

также

учет

возрастных,

индивидуальных

и

половых

особенностей

учащихся.

2. Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений и сообщение

связанных с этим знаний. Двигательные навыки и умения играют значительную роль в

жизни человека. Они лежат в основе многих видов практической деятельности.

Формирование этих навыков - основное назначение физического воспитания в школе.

3.

Развитие

основных

двигательных

качеств.

Осуществление

человеком

многих

практических действий связано с проявлением физических способностей. К качествам

двигательным относятся такие, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.

4. Формирование привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям

физическими упражнениями. Значение этой задачи определяется тем, что положительное

воздействие физических упражнений достигается только тогда, когда они выполняются

регулярно. Важно добиться интереса учеников к регулярным занятиям, посредством

внешкольной и внеклассной работы, однако чтобы этот интерес приобрел активные

формы,

вызвал

потребность

в

самостоятельных,

каждодневных

занятиях.

5. Воспитание гигиенических навыков, сообщение знаний в области физических

упражнений

и

закаливания.

6. Формирование организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного

актива, т.е. включение в активную физкультурную и спортивную деятельность.

Необходимо привлекать учащихся к общественной работе по физической культуре: к

организации соревнований, игр, походов.

В стране необходимо создание новой национальной системы физкультурно-

спортивного воспитания населения,

а также модернизация системы физического

воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных

учреждениях профессионального образования. Кроме того, дальнейшему развитию

физической культуры в стране будет способствовать развитие инфраструктуры сферы

физической

культуры

и

спорта

и

совершенствование

финансового

обеспечения

физкультурно-спортивной

деятельности.

В ходе обсуждений и дискуссий участники конференции отметили, что в последние годы

в демократической России упрочилась система государственной власти, защищающая

интересы народа. Сегодня в стране реализуются национальные проекты в системе

здравоохранения, образования, науке, ЖКХ и т.д. Люди стали жить несколько лучше,

постепенно восстанавливается связь и доверие между народом и властью. Что

незамедлительно сказалось и на развитии физической культуры и спорта в регионах и

Южный федеральный округ, здесь, не исключение, а правило. Суть этих положительных

изменений заключается в том, что в федеральную целевую программу на 2006-2015 годы

только в Ростовской области внесены дополнительно еще 36 объектов строительства

спортсооружений на 2008-2010 годы на общую сумму около 1,7 млрд. рублей! Активное

строительство спортсооружений развернулось в Краснодарском, Ставропольском и т.д.

краях. И, действительно, Правительством Российской Федерации в стране проводятся

масштабные социально-экономические и организационные мероприятия в рамках

исполнения федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в

Российской Федерации на 2006-2015 гг.» – с целью сохранения и укрепления здоровья

россиян средствами физической культуры и спорта, где главной своей задачей

государство считает поддержание физической и социальной активности каждого

гражданина России, укрепление здоровья людей, улучшение демографической ситуации в

стране. В соответствии с этой Федеральной целевой программой уже к 2010 году в России

будет завершено масштабное строительство и реконструкция ещё 196 новых современных

спортивных объектов, и это: физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи), ледовые

арены, бассейны, многофункциональные спортивные залы. Профессор, д.п.н. Лукьяненко

В.П. (г. Ставрополь) посвятил свой доклад проблемам дальнейшего совершенствования

физкультурной образованности учащейся и студенческой молодежи. По мнению В.П.

Лукьяненко, сегодня в российских школах, да и в вузах, в основном, всё сводится к

физической подготовке. Это в лучшем случае и очень мало внимания преподавателями

уделяется физкультурному образованию Личности. А между тем, чтобы молодежь была

здоровой – её этому надо учить, поэтому физическую культуру молодежи невозможно

формировать без интеллектуального компонента.

В.П. Лукьяненко считает, что в занятиях по физической культуре, кроме

образовательной

составляющей,

должна

присутствовать

и

оздоровительная

направленность, и тренировочный подход. Поэтому занятия по физической культуре

должны быть: отдельно-теоретическими, отдельно - практико-методическими, и отдельно-

практическими. По мнению докладчика, девизом дня, для специалистов физической

культуры, сегодня должен стать лозунг: « От физического воспитания к физкультурному

образованию».

Современные дети, к сожалению, больше времени проводят за компьютером и

телевизором. Спортивные залы и активный отдых забыты, а ведь именно они гармонично

развивают не только позвоночник, но и организм в целом. Из-за отсутствия физической

активности наши дети предрасположены к лени. Им, как это ни печально, не интересно на

улице, не хочется двигаться, они считают, что тяжелый физический труд и любое

движение, кроме ходьбы, вообще излишне. В 70% случаев кифозы и сколиозы

обусловлены именно отсутствием адекватной и правильной, равносторонней нагрузки на

мышцы спины. Фиксация позвоночника несовершенна, что связано с развитием мышц, и

легко приводит к изменениям осанки. При неправильном положении тела, когда

позвоночный столб изогнут, нагрузка на телa позвонков увеличивается и смещается. При

статической нагрузке без движения начинает страдать кровоснабжение и питание мышц и

суставов. Мышцы теряют эластичность и замещаются грубой соединительной тканью.

Межпозвонковые суставы дегенерируют, развивается артроз. Снижается упругость

дисков,

страдает

их

амортизирующая

функция.

Теряют

эластичность

связки

позвоночника. В результате, мы видим сгорбленных девочек, мальчиков с впалой грудью,

которые могли бы быть очень красивыми.

Литература.

Теория и методика физического воспитания, т. 1, 1967;История физической

культуры и спорта,1975;Доклад Профессора, д.п.н. Лукьяненко В.П.



В раздел образования