Автор: Слезина Алла Александровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№1 п.г.т. Суходол СП-детский сад "Аленушка"
Населённый пункт: Сергиевский район, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей посредствам бумагопластики.
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики рук у детей посредствам бумагопластики.
Одной из основных задач дошкольного образования, согласно ФГОС
ДО, является воспитание ребенка как компетентной личности, способной
осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в
различных жизненных ситуациях.
Достичь этой цели путем использования только традиционных форм и
методов организации учебной деятельности невозможно.
Решению
этой
проблемы
в
значительной
степени
способствует
внедрение
в
образовательный процесс активных методов обучения.
Для успешного освоения программы школьного обучения влияет множество
факторов
развития дошкольника.
Отметим, один
из наиважнейших
факторов развития ребенка в период его подготовки к школе, это развитие
мелкой моторики и координации движений пальцев рук. На основании этого
педагоги считают, что работу по развитию мелкой моторики необходимо
начинаться с самого раннего возраста.
Дошкольники
с недостаточно
развитой ручной моторикой чувствуют себя несостоятельными в
простых, примитивных действиях, доступных для остальных детей. Это
глубоко влияет на его самооценку и эмоциональное благополучие ребенка.
Психологи в последнее время все чаще говорят об отставании в
развитии моторной функции мелких мышц пальцев рук у детей. Вследствие
ряда причин это явление становится проблемой. Ученые-исследователи
подтвердили тесную связь развития мышц руки ребенка с развитием его речи
и мышления.
Проблемой изучения развития мелкой моторики рук занимались,
Н.А. Бернштейн, Л.И. Быкова, В.М. Волков, В.А. Иванов, Л.Х. Матвеев,
Н.А. Ноткина, Е.Ф. Орехов, Т.Н. Сумищев и др.
Важность этой функции руки доказывают исследования И.М.
Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева и других.
Движения рук ребенка тесно связаны с его речью, так как они являются
необходимым условием его формирования и развития.
Известный педагог Мария Монтессори
отмечала тесную
связь между
развитием тонких движений руки и речью детей. Она обратила внимание на
то, что если у ребенка не все в порядке с речью значит, у него не достаточно
развитая мелкая моторика и на эту проблему необходимо обратить особое
внимание взрослых окружающих ребенка.
Именно в период старшего дошкольного возраста является этапом активного
развития механизмов движения рук. Этот процесс идет тяжело. Во многом,
из - за недостаточной сформированности, в этом возрасте, мелких мышц
кисти и пальцев рук, а так же
несовершенством их нервно-мышечной
регуляции
Форм и способов позволяющих развивать мелкую моторику множества это и
через изодеятельность (рисование, лепка, аппликация), игровую деятельность
с
применением
дидактических
и
настольных
игр,
применение
разнообразных упражнений на развитие мелкой моторики. Остановимся , на
таком средстве работы с дошкольниками как бумагопластика.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы выявилось
противоречие между тем, что необходимо развивать мелкую моторику рук у
детей 5-6 лет и недостаточным использованием бумагопластики в данном
процессе.
Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы
потенциальные возможности бумагопластики в развитии мелкой моторики
рук у детей 5-6 лет?
Гипотеза исследования : развитие мелкой моторики рук у детей 5-6 лет
посредством бумагопластики будет эффективно, если:
обогащена развивающая предметно-пространственная среда
оборудованием для бумагопластики;
организована совместная деятельность педагога и детей по
развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет
посредством использования бумагопластики;
разработаны и внедрены этапы работы по бумагопластике.
Первым шагом в работе с детьми старшего дошкольного возраста по
развитию мелкой моторики рук было обогащение и расширение предметно-
пространственной среды
В группу в центр «развития моторики» были внесены дополнительно
разнообразные
виды
конструктора:
магнитный,
мягкий,
деревянный;
шнуровки
«Лабиринт»,
«Кто
вперед»;
вертушки,
закрутки
и
много
разнообразных пособий и игр. В центре «творчества» появились новые
инструменты : палочки для «торцевания» разного размера, полоски бумаги
разной ширины, гофрированная бумага
разнообразного цвета,
картон,
бумага необычного оттенка: « под мрамор», «с набрызгом». Детям были
предложены дидактические игры «Сложи узор», «Геометрические пазлы» и
др. Изготовленными детьми игрушками украшали групповую комнату.
Следующим шагом работы в данном направлении стало разработка
совместной деятельности взрослых и детей.
В соответствии с задачами
провели цикл НОД с детьми направленная на ознакомление разных
техник бумагопластики
здесь мы провели такую работу как:
- формирование у детей знаний о бумаге, ее производстве, виды,
свойства, способы конструирования из бумаги;
- формирование умений и навыков работы с бумагой; изготовление
изделий в различных техниках, применение основных приемов работы;
- совершенствование умений и навыков по овладению инструментами
и приспособлениями при обработке бумаги.
Вся работа по овладению детьми методами бумагопластики
проходит поэтапно, ( были разработаны карточки поэтапного складывания
бумаги, пошагового выполнения изделий из бумаги для оформления панно и
др) поэтому дети быстро усваивали разнообразные техники и приемы
быстрого
пошагового
выполнения
действий.
Так интересно и
познавательно прошла непосредственно образовательная деятельность по
теме
«Астры
в
цветнике»
(аппликация
из
гофрированной
бумаги),
«Волшебная осень» (знакомство с методом обрывания), «Ветка рябины»
(аппликация с техникой «квиллинг») где дети используя карточки с
алгоритмом выполнения работы, без затруднений
самостоятельно не
прибегая к помощи взрослого выполняли работу др.
Особенно активно
с интересом
работа
проводилась
в
предверии
праздников
«Новый
год»,
«Праздник
мам»,
«Осенний
праздник»,
«Выпускной бал». Дети дарили изготовленные своими руками поделки из
бумаги родителям и сверстникам. Из изделий из бумаги были оформлены
выставки детского творчества: «Дары осени», «Ярмарка разудалая» и др.
Активную деятельность проявили ребята при изготовлении разнообразных
панно: «Жар-птица», «Деревенька моя», «В гостях у сказки» и др. Дети
совместно с родителями приготовили атрибуты, с применением техники
«объемного моделирования», для игры по правилам дорожного движения.
(данная работа заняла 1 место в муниципальном конкурсе на лучшее
оформление уголков по ПДД)
Если во время образовательной деятельности использовались методы в
основном направленные на обучении, то в совместной и самостоятельной
деятельности шло закрепление полученных ранее навыков работы с
бумагой.
Таким образом, можно отметить что позитивно повлияла на развитие
мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Проблему развития мелкой
моторики рук
у детей старшего
дошкольного возраста можно считать, бесспорно, актуальной в наше время.