Напоминание

Развитие мелкой моторики рук у детей посредствам бумагопластики.


Автор: Слезина Алла Александровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№1 п.г.т. Суходол СП-детский сад "Аленушка"
Населённый пункт: Сергиевский район, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей посредствам бумагопластики.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики рук у детей посредствам бумагопластики.

Одной из основных задач дошкольного образования, согласно ФГОС

ДО, является воспитание ребенка как компетентной личности, способной

осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в

различных жизненных ситуациях.

Достичь этой цели путем использования только традиционных форм и

методов организации учебной деятельности невозможно.

Решению

этой

проблемы

в

значительной

степени

способствует

внедрение

в

образовательный процесс активных методов обучения.

Для успешного освоения программы школьного обучения влияет множество

факторов

развития дошкольника.

Отметим, один

из наиважнейших

факторов развития ребенка в период его подготовки к школе, это развитие

мелкой моторики и координации движений пальцев рук. На основании этого

педагоги считают, что работу по развитию мелкой моторики необходимо

начинаться с самого раннего возраста.

Дошкольники

с недостаточно

развитой ручной моторикой чувствуют себя несостоятельными в

простых, примитивных действиях, доступных для остальных детей. Это

глубоко влияет на его самооценку и эмоциональное благополучие ребенка.

Психологи в последнее время все чаще говорят об отставании в

развитии моторной функции мелких мышц пальцев рук у детей. Вследствие

ряда причин это явление становится проблемой. Ученые-исследователи

подтвердили тесную связь развития мышц руки ребенка с развитием его речи

и мышления.

Проблемой изучения развития мелкой моторики рук занимались,

Н.А. Бернштейн, Л.И. Быкова, В.М. Волков, В.А. Иванов, Л.Х. Матвеев,

Н.А. Ноткина, Е.Ф. Орехов, Т.Н. Сумищев и др.

Важность этой функции руки доказывают исследования И.М.

Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева и других.

Движения рук ребенка тесно связаны с его речью, так как они являются

необходимым условием его формирования и развития.

Известный педагог Мария Монтессори

отмечала тесную

связь между

развитием тонких движений руки и речью детей. Она обратила внимание на

то, что если у ребенка не все в порядке с речью значит, у него не достаточно

развитая мелкая моторика и на эту проблему необходимо обратить особое

внимание взрослых окружающих ребенка.

Именно в период старшего дошкольного возраста является этапом активного

развития механизмов движения рук. Этот процесс идет тяжело. Во многом,

из - за недостаточной сформированности, в этом возрасте, мелких мышц

кисти и пальцев рук, а так же

несовершенством их нервно-мышечной

регуляции

Форм и способов позволяющих развивать мелкую моторику множества это и

через изодеятельность (рисование, лепка, аппликация), игровую деятельность

с

применением

дидактических

и

настольных

игр,

применение

разнообразных упражнений на развитие мелкой моторики. Остановимся , на

таком средстве работы с дошкольниками как бумагопластика.

В процессе анализа психолого-педагогической литературы выявилось

противоречие между тем, что необходимо развивать мелкую моторику рук у

детей 5-6 лет и недостаточным использованием бумагопластики в данном

процессе.

Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы

потенциальные возможности бумагопластики в развитии мелкой моторики

рук у детей 5-6 лет?

Гипотеза исследования : развитие мелкой моторики рук у детей 5-6 лет

посредством бумагопластики будет эффективно, если:

обогащена развивающая предметно-пространственная среда

оборудованием для бумагопластики;

организована совместная деятельность педагога и детей по

развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет

посредством использования бумагопластики;

разработаны и внедрены этапы работы по бумагопластике.

Первым шагом в работе с детьми старшего дошкольного возраста по

развитию мелкой моторики рук было обогащение и расширение предметно-

пространственной среды

В группу в центр «развития моторики» были внесены дополнительно

разнообразные

виды

конструктора:

магнитный,

мягкий,

деревянный;

шнуровки

«Лабиринт»,

«Кто

вперед»;

вертушки,

закрутки

и

много

разнообразных пособий и игр. В центре «творчества» появились новые

инструменты : палочки для «торцевания» разного размера, полоски бумаги

разной ширины, гофрированная бумага

разнообразного цвета,

картон,

бумага необычного оттенка: « под мрамор», «с набрызгом». Детям были

предложены дидактические игры «Сложи узор», «Геометрические пазлы» и

др. Изготовленными детьми игрушками украшали групповую комнату.

Следующим шагом работы в данном направлении стало разработка

совместной деятельности взрослых и детей.

В соответствии с задачами

провели цикл НОД с детьми направленная на ознакомление разных

техник бумагопластики

здесь мы провели такую работу как:

- формирование у детей знаний о бумаге, ее производстве, виды,

свойства, способы конструирования из бумаги;

- формирование умений и навыков работы с бумагой; изготовление

изделий в различных техниках, применение основных приемов работы;

- совершенствование умений и навыков по овладению инструментами

и приспособлениями при обработке бумаги.

Вся работа по овладению детьми методами бумагопластики

проходит поэтапно, ( были разработаны карточки поэтапного складывания

бумаги, пошагового выполнения изделий из бумаги для оформления панно и

др) поэтому дети быстро усваивали разнообразные техники и приемы

быстрого

пошагового

выполнения

действий.

Так интересно и

познавательно прошла непосредственно образовательная деятельность по

теме

«Астры

в

цветнике»

(аппликация

из

гофрированной

бумаги),

«Волшебная осень» (знакомство с методом обрывания), «Ветка рябины»

(аппликация с техникой «квиллинг») где дети используя карточки с

алгоритмом выполнения работы, без затруднений

самостоятельно не

прибегая к помощи взрослого выполняли работу др.

Особенно активно

с интересом

работа

проводилась

в

предверии

праздников

«Новый

год»,

«Праздник

мам»,

«Осенний

праздник»,

«Выпускной бал». Дети дарили изготовленные своими руками поделки из

бумаги родителям и сверстникам. Из изделий из бумаги были оформлены

выставки детского творчества: «Дары осени», «Ярмарка разудалая» и др.

Активную деятельность проявили ребята при изготовлении разнообразных

панно: «Жар-птица», «Деревенька моя», «В гостях у сказки» и др. Дети

совместно с родителями приготовили атрибуты, с применением техники

«объемного моделирования», для игры по правилам дорожного движения.

(данная работа заняла 1 место в муниципальном конкурсе на лучшее

оформление уголков по ПДД)

Если во время образовательной деятельности использовались методы в

основном направленные на обучении, то в совместной и самостоятельной

деятельности шло закрепление полученных ранее навыков работы с

бумагой.

Таким образом, можно отметить что позитивно повлияла на развитие

мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Проблему развития мелкой

моторики рук

у детей старшего

дошкольного возраста можно считать, бесспорно, актуальной в наше время.



В раздел образования