Автор: Абрамовских Татьяна Матвеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 27"
Населённый пункт: город Коркино, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Животные нашего леса" для детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Проект «Животные нашего леса»
Разработчик: воспитатель Абрамовских Татьяна Матвеевна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский ад № 27»
(МКДОУ «Д/с № 27»)
Челябинская область, город Коркино
Информационная карта проекта
Наименование
проекта
«Животные нашего леса»
Вид проекта
Краткосрочный
Основание для
разработки проекта
- Закон «Об образовании»
- «Конвенция о правах ребенка»
- ООП ДО МКДОУ «Д/с № 27»
Цель проекта
- формировать представления детей о разнообразии животного
мира родного края;
- развивать познавательные и творческие способности детей в
процессе проекта;
- воспитывать у детей осознанно - бережное отношение к
природе родного края.
Задачи проекта
- обогащать предметную среду стимулирующим и
активизирующим дидактическим материалом.
- обогащать и систематизировать знания детей о жизни диких
животных наших лесов, об образе жизни, питании и жилищах.
- вовлекать родителей в образовательную деятельность ДОУ,
укреплять заинтересованность в сотрудничестве с детским
садом.
Сроки реализации
проекта
01 февраля – 26 февраля 2021г. (4 недели)
Этапы реализации
проекта
I этап – подготовительный
- анализ РПП среды группы
- беседа с детьми и родителями
- подбор и изучение литературы по теме проекта
II этап – основной
- создание в группе условий для реализации проекта
- деятельность в соответствии с планом проекта
III этап – итоговый
Участники проекта
Дети, родители средней группы, воспитатели ДОУ
Место реализации
проекта
г. Коркино, Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 27»
Разработчик проекта
Воспитатель Абрамовских Т.М.
Ожидаемые
результаты
В процессе реализации проекта дети научатся:
Знать и называть животных наших лесов, особенности
внешнего вида, повадки, приспособления к среде
обитания (сезонные изменения, способы защиты).
Владеть обобщающим понятием «дикие животные».
Сравнивать животных по нескольким признакам, находя
сходство и различие.
Составлять описательный рассказ о животном.
Связно и последовательно передавать содержание
литературного текста с опорой на предметные картинки.
Уметь с помощью различного материала совместно с
родителями создавать образ животного, подбирать
интересный познавательный материал об этом животном.
Актуальность данной работы
Экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к
Земле. Мир разноцветный, яркий. "Мир вокруг нас, Земля - это наш Зеленый дом". Моря и
реки, леса и горы, деревни и города... Как много в этом замечательном доме! И вместе с
нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери. "Не навреди!" -
одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание дошкольников в духе
природосбережения - одна из сторон экологического воспитания в детском саду. Любовь,
понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства
целесообразно воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому
образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится большое внимание.
Педагогический опыт показывает наиболее успешную для педагогической деятельности
технологию экологического воспитания - метод проектов. Эта технология имеет ряд
преимуществ: возможность углубленно изучать какую - нибудь тему и получение
быстрых практических результатов.
Дети средней группы детского сада имеют недостаточные представления о
животных наших лесов, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условиях
обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о животном, так
как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в
планировании рассказа.
Участие детей в проекте «Животные нашего края» позволит обогатить знания и
представления о диких животных и их детёнышах, особенностях жизни зверей; развить
связную речь, творческие способности детей.
Цель данного проекта
- формировать представления детей о разнообразии животного мира родного края;
- развивать познавательные и творческие способности детей в процессе проекта;
- воспитывать у детей осознанно - бережное отношение к природе родного края.
Задачи проекта
Воспитанники
Образовательные:
• обогащать и систематизировать знания детей о жизни диких животных наших
лесов, об образе жизни, питании и жилищах;
• знакомить детей с различными закономерностями и взаимосвязями в окружающем
мире;
• совершенствовать представление о взаимодействии людей разных профессий в
процессе охраны диких животных;
• уточнять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных
(берлога, логово, нора и др.); имен прилагательных (лохматый, неуклюжий, хитрый, злой,
голодный и др.); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться и др.).
Развивающие:
• развивать умение узнавать животных по характерным признакам (внешний вид,
способ питания, жилище);
• развивать связную речь через составление описательных рассказов о животных
наших лесов;
• развивать творческие способности и воображение у детей.
Воспитательные:
• воспитывать интерес, наблюдательность и любознательность к живой природе;
• воспитывать бережное отношение к животным родного края;
• воспитывать гуманное, осознанно - бережное отношение к природе родного края,
показать значимость сохраненной природы для жизни животных.
Родители
вовлекать
родителей
в
образовательную
деятельность
ДОУ,
укреплять
заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Сроки и этапы реализации проекта
I этап
Подготовительный
(констатирующий)
01-05
февраля
2021г.
Начальный этап предполагал
обнаружение проблемы, анализ
методической литературы,
подбор диагностического
инструментария для проведения
исследования в рамках проекта.
Составление плана работы над
проектом, создание команды
детей и родителей.
Конспекты НОД,
бесед, рассказов,
консультации,
наглядный
иллюстрированный
материал,
дидактические игры
II этап
Основной
(формирующий)
08-24
февраля
2021г.
На формирующем этапе была
проведена апробация методов и
приемов, способствующих
повышению ровня
сформированности у
дошкольников представлений о
жизни диких животных зимой.
Наполнение РППС
дидактическими
играми, макетами,
альбомами.
Познавательные
беседы, составление
рассказов, чтение
художественной
литературы,
продуктивная
деятельность
III этап
Заключительный
(контрольный)
25-26
февраля
2021г.
Обрабатывались и обобщались
полученные данные,
формулировались выводы.
Итоговые
мероприятия с
участием
родителей, выставка
детских работ,
представление
созданной книги
«Дикие животные»,
обобщение
результатов работы.
Фотоотчет для
родителей.
Самоанализ.
Ожидаемые результаты
Работа с детьми:
1.
Повысить познавательную активность детей, знать и называть животных
наших лесов, особенности внешнего вида, повадки, приспособления к среде обитания
(сезонные изменения, способы защиты).
2.
Владеть обобщающим понятием «дикие животные».
3.
Сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и
различие.
4.
Составлять описательный рассказ о животном.
5.
Связно и последовательно передавать содержание литературного текста с
опорой на предметные картинки.
6.
Уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать
образ животного, подбирать интересный познавательный материал об этом животном.
Работа с родителями:
1.
Привлечь родителей к оформлению РПП среды группы в рамках проекта
«Животные нашего леса»
2.
Повысить творческую активность, участие в проекте.
Таким образом, взаимодействие с родителями приведет к повышению уровня знаний
детей о диких животных нашего леса.
Перспективное планирование на февраль 2021г.
Пн.01.02.2021
Чтение:
В. Бианки "Как
звери готовятся к
зиме"
Д/игра
«Кто где живёт»
Рисовани
е «Белочка»
Консульт
ация для
родителей «Что
рассказать детям
о диких
животных»
Вт.02.02.2021
Пальчиковая
игра «Заячьи
прятки»
Лепка
«Зайчики на
полянке»
П/игра
«Бездомный
заяц»
Ср.03.02.2021
Подготовка к
экологической
сказке «Лесные
жители просят
помощи»
П/игра
«Волк во рву»
Чт.04.02.2021
Д/игра
Чьи детки»
Загадывание
загадок о
животных
Чтение
сказки
«Заюшкина
избушка»
Пт.05.02.2021
Рассказ
воспитателя «Что
делают белки,
если корма в лесу
не хватает»
Пальчиковая
игра
«Животные
зимой»
С/р игра
«Больница для
животных»
Изготовление
макета
«Лесные
жители» (с
родителями)
Пн.08.02.2021
Чтение
сказки
«Теремок»
Конструи
рование
«Теремок для
всех зверей»
Пальчиковая
игра «Кто в
лесочке живет»
Вт.09.02.2021
Игра-
инсценировка по
сказке «Теремок»
Лепка
«Бурый мишка»
П/игра «У
медведя во бору»
Ср.10.02.2021
Беседа
«Как зимуют
дикие звери»
Сюжетно-
ролевая игра
«Зоопарк»
Чт.11.02.2021
Д/игра
«Кто чем
питается?»
Чтение
«Лисичка
сестричка и
серый волк»
Пт.12.02.2021
Рассказ
воспитателя
«Зачем ежу
иголки?»
Пальчиковая
игра «Ежик»
Создание
мини-плакатов
«Правила
поведения в
лесу» (с
родителями)
Пн.15.02.2021
Д/игра
«Где чья мама»
Лепка
«Ежик»
Чтение:
Е. Чарушин «Про
зайчат»
Вт.16.02.2021
Рассказ
воспитателя
«Почему зайца
называют
косым?»
Заучиван
ие потешки
«Зайчишка-
трусишка»
Ср.17.02.2021
Рассказ
воспитателя о
профессии
лесник
Пальчиковая
игра «У кого
какая шуба»
П/игра
«Узнай по
Чт.18.02.2021
Рассматривание
альбома
«Животные
Южного Урала»
Д/игра
«Кто как голос
подает?»
Чтение
«Заяц-хваста»
Пт.19.02.2021
Составление
рассказа по
картине
«Медведь с
медвежатами
Заучивание
стиха
«Почему
медведь
Аппликация
«Зайчик
беленький сидит»
П/игра
«Охотник и
зайцы»
голосу»
зимой спит?»
П/игра «У
медведя во бору»
Рисование
рисунков
«Дикие
животные
нашего леса»
(с
родителями)
Ср.24.02.2021
Составление
рассказа по
картине
«Лиса с
лисятами»
Пальчиковая
игра «Лиса»
Чтение
сказки «Лисичка
со скалочкой»
Чт.25.02.2021
Д/игра
«Кто как
передвигается?»
Решение
проблемной
ситуации «Как
люди могут
помочь
животным
зимой?»
Пальчиковая
игра «Лесное
население»
Пт.26.02.2021
Экологическая
сказка «Лесные
жители просят
помощи»
Д/игра
«Чудесный
мешочек»
Выставка
поделок из
бросового
материала «Кто в
лесу живет»
Реализация проекта «Животные нашего края»
Развитие речи и
приобщение к
художественной
литературе
Составление рассказа по картине "Медведь с медвежатами"
Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами"
Чтение:
русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заяц-
хваста», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Теремок».
В. Бианки "Как звери готовятся к зиме"
Е. Чарушин "Про зайчат", "Лисята"
Заучивание потешки "Зайчишка - трусишка"
Заучивание стихотворения В. Орлова "Почему медведь зимой спит"
Отгадывание загадок о животных
Познавательное
развитие
Беседа «Как зимуют дикие звери»
Рассказ воспитателя о профессиях: лесник
Опытническо-
исследовательская
деятельность
Рассказы воспитателя: «Зачем ежу иголки?», «Почему зайца называют
косым?»,
«Что делают белки, если корма в лесу не хватает?».
Решение проблемной ситуации: «Как люди могут помочь животным
зимой».
Игры
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Больница для животных».
Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто чем питается», «Чьи
детки?», «Где чья мама?», «Кто как голос подает», «Чей хвост?», «Кто
как передвигается?», "Чудесный мешочек"(дикие и домашние
животные).
Игра – драматизация по сказке «Теремок», экологической сказке
«Лесные жители просят помощи».
Подвижные игры: «Узнай по голосу», «Охотник и зайцы», «Волк во
рву», «У медведя во бору», «Бездомный заяц», «Зайка серенький
сидит».
Пальчиковые игры: «Животные зимой», «Ежик», «Лиса», «У кого какая
шуба?», «Заячьи прятки», «Лесное население», «Кто в лесочке живет?»,
«Белочка».
Продуктивная
деятельность
Рисование «Белочка», «Мишка в лесу»
Лепка «Ёжик», "Бурый мишка", «Зайчики на полянке»
Аппликация «Зайчик беленький сидит»
Конструирование «Теремок для всех зверей" (деревянный конструктор)
Региональный
компонент
Рассматривание альбома «Животные Южного Урала»
Нравственное
воспитание и ОБЖ
Создание мини-плакатов «Правила поведения в лесу»
Работа с родителями
Консультация для родителей
«Что рассказать детям о диких животных?»
Создание книги детских рисунков и рассказов «Дикие животные нашего
леса».
Создание мини-плакатов «Правила поведения в лесу»
Изготовление макета «Лесные жители».
Поделки из бросового материала «Кто в лесу живет?».
Пополнение
предметно-
пространственной
среды группы
Изготовление макета «Лесные жители».
Картотеки: пальчиковые игры «Дикие животные».
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Зоопарк».
Презентация проекта
Реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями.
Обобщение и распространение опыта работы
Презентация проекта в ДОУ.
Результат проектной деятельности
Систематическая работа с детьми, рефлексивная оценка родителей показали, что у
детей стало преобладать эмоционально-положительное отношение к объектам природы.
Работа над проектом способствовала развитию познавательного кругозора детей,
интереса к окружающему миру, воспитанию любви, уважение к природе.
У дошкольников значительно расширился словарный запас. Дети научились
составлять рассказы, используя распространенные предложения.
Дети научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Разработан перспективный план по ознакомлению детей среднего возраста с
дикими животными нашего леса; подобран наглядно-иллюстрированный материал,
дидактические игры, конспекты НОД и бесед.
Литература:
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.:
МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для
воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004.
Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для
дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников
(средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.
Обухова. - Москва: ВАКО, 2005.
Васильева А.М. Учите детей наблюдать природу. – М., 2002.