Напоминание

"Актуальные проблемы раскрытия музыкальной одарённости детей дошкольного возраста".


Автор: Балдуева Татьяна Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №214
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальные проблемы раскрытия музыкальной одарённости детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальные проблемы раскрытия музыкальной

одарённости детей дошкольного возраста.

Автор: Балдуева Татьяна Евгеньевна

Музыкальный руководитель высшей категории МБДОУ детский сад №

214 г. Ульяновск

Электронный адрес:tatyana.baldueva@mail

«В каждом ребенке живет солнце, которое надо раскрыть» Сократ .

В настоящее время внимание педагогов и психологов все больше

привлекает проблема развития одаренных и талантливых детей. Забота об

одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и

социальной жизни завтра. Что значит воспитывать человека в

современном мире? Как сделать так, чтобы не навредить ребёнку? Каким

путём идти, чтобы в век информатизации и компьютеризации указать ему

верную дорогу, ведущую к добру, любви и справедливости?

В таких случаях принято говорить: «Пробуй! Дерзай! Организуй!». И я

приступила к действиям в 2002 году. Решила начать с построения системы

организации кружковой деятельности детей по эстрадному вокалу.

Актуальна ли эта тема? Для чего детям петь? Какую роль эстрадный вокал

играет в формировании внутреннего мира ребёнка?

Актуальность темы не подлежит сомнению! Музыка существовала

раньше, существует сейчас и будет существовать до тех пор, пока есть

жизнь. Музыка призвана раскрыть человеку его самого, его эмоции, его

душу.

Певческая деятельность с древних времен считалась самой

могущественной системой, связанной с формированием единства

эмоциональной и интеллектуальной сфер психики человека. Как считает

Радынова О., детская эстрада – это достаточно новое направление детского

музыкального творчества. Оно привлекает детей своей яркой

выразительностью, «взрослыми» аранжировками, современной

стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои

креативные способности. Г.А. Семячкина пишет о том, что в процессе

певческой деятельности успешно формируются весь комплекс

музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку,

обогащаются переживания ребенка. Кроме того решаются воспитательные

задачи, связанные с формированием личности дошкольника. Современной

наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более

отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение

голосом дает возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении. И

этот эмоциональный всплеск заряжает ребенка жизненной энергией.

Вокальное пение является одним из средств разностороннего развития

личности. Развивает музыкальный и художественный вкус, расширяет и

обогащает музыкальный кругозор. Музыкальное воспитание закладывает

основы музыкальной культуры человека, а музыкальное образование

служит приобщению к музыкальной деятельности и открывает путь к

профессии музыканта. На самом деле, у каждого нормального ребенка

присутствуют задатки практически к любой деятельности. Но это отнюдь

не означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и

тех же способностей у всех детей. Таким образом, интерес и

необходимость изучения проблемы детской одаренности никогда не

потеряет своей значимости и актуальности. Детский возраст имеет

наибольшее значение для развития способностей и одаренности.

Существует качественное своеобразие детских особенностей. Это

связано с их иной душевной организацией: необычайная чуткость к

образным впечатлениям, богатство воображения, любознательность,

легкость и прочность формирования некоторых свойств. Моя

задача как педагога: увлечь ребят разного возраста пением, раскрыть все

многообразие звучащего мира, подвести к пониманию того, что пение –

это проявление духовной сущности человека, и истечение из уст,

вызванное размышлением (Платон).

Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической

практике я использую технологию педагогического наблюдения.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата

целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться

одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в

дальнейшей жизнедеятельности.

Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное,

направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать

возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема

общественного характера: создание условий для сохранения и развития

одаренности, начиная с детского возраста. Для решения этой проблемы я

организовала на базе МБДОУ детский сад№214 вокальную студию «

ДОМИСОЛЬКА». Мною была разработана программа, в которой речь идёт

о ребёнке, наделённом музыкальными способностями, любящем музыку, и

желающем научиться красиво петь. План работы был составлен на основе

результатов диагностики музыкальных способностей ребёнка, а именно

пения. Основными задачами в моей работе являются:

- Создание оптимальных условий для развития вокальных данных на

основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей,

склонностей и потребностей;

-Развитие музыкального слуха, чувства ритма, певческого голоса,

музыкальной памяти и восприимчивости, способности сопереживать.

-Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в

вокальной деятельности.

Отбор детей в вокальную студию производится по желанию детей и по

просьбам родителей. Ситуация проверки вокальных данных и

музыкального слуха – обычная обстановка. Необходимо учитывать, не

скован ли ребенок не стесняется ли он петь, двигаться, стремится ли

преодолеть трудности.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти

большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для

его будущего, и надо как можно полнее использовать их.

Как известно, дошкольный возраст - возраст игры. Данные исследований

показывают, что решающее влияние на обогащение содержания детских

игр оказывают организованные и тщательно продуманные взрослыми

наблюдения окружающей жизни. Игровая форма занятий в соответствии

со стремлениями дошкольника, например в приобщении к миру музыки,

помогает развивать дарование ребенка, а умелое сочетание методов

руководства игрой максимально способствует развитию творческой

одаренности ребенка. В настоящее время доказана тесная взаимосвязь

развития способностей с позиции эмоций, которые вызывают у ребенка

интерес к деятельности. Ни в какой другой детской деятельности

эмоциональный опыт так успешно не накапливается, как в игре. Кроме

того, игра может выступать эффективным средством профилактики и

коррекции таких личностных проблем одаренного ребенка, как

тревожность и агрессия, а также выступать главнейшим фактором

развития детской креативности.

В начале обучения главная задача – научить ребенка правильно дышать.

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность

выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный

выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Кроме того, в

вокальной практике, важное место занимает индивидуальность

исполнителя. Для приведения голосового аппарата в форму применимы

простые разогревающие упражнения, которые приводят в гармонию

физику и психику, все основные органы, работающие на голос. Эти

упражнения «чистят» подсознание, снимают психофизическое

напряжение, настраивают весь организм как музыкальный инструмент.

Только когда инструмент настроен, на нём можно играть. Это способствует

дисциплинированности детей. В

процессе работы я стараюсь добиваться: - пения естественным звуком без

напряжения; - чистого интонирования в удобном диапазоне- пения без

музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под

фонограмму; - слышать и передавать в пении постепенное и

скачкообразное движение мелодии; - слышать и оценивать правильное и

неправильное пение; - самостоятельно попадать в тонику; - эмоционально

исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в

вокальной группе и индивидуально; - чувствовать и соблюдать в пении

метроритм. Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным,

без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом

только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не

сформированного голосового аппарата. Репертуар, несомненно, подбираю

таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского

голоса.Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных

между собой произведений, и различные по тематике.

Использую в работе малоизвестные, не “запетые” аудитории песни.

Выбрав песню, я использую методы и приёмы, создающие желание

исполнять её, при этом перед показом песни, тщательно учу её, усвоив

мелодию и текст. Продумать все динамические оттенки (где быстрее, где

заменить темп, динамику, какие фразы и слова выделить, где брать

дыхание). Для того чтобы детям песня непременно понравилась,

необходим яркий художественный показ. Занятия пением должны

приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить

психопрофилактический характер, создавать возможность для

самовыражения. Специальные распевки по музыкотерапии В. Н

Петрушина повышают жизненный тонус, настроение детей,

эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться.

Для осуществления поставленной мною задачи –вырастить хорошего

вокалиста я изучила фонопедические упражнения В. Емельянова, которые

позволяют расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания

голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и

раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

Совместно с логопедом провожу работу по развитию и укреплению

артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи.

Совместно с воспитателями наблюдаем и выделяем проявление

музыкальных способностей, создаём и поддерживаем положительный

эмоциональный настрой.

Совместно с родителями расширяем музыкальный кругозор ребёнка

(походы в театр, прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального

жанра, привлечение к участию в конкурсных программах по вокалу).Для

дальнейшего развития способностей одарённого ребёнка я рекомендую

родителям посещение профессиональных вокальных студий и школ

искусств. Хорошо стимулирует детей на дальнейшее творческое развитие

их участие в мероприятиях и конкурсах творческого характера.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является

важнейшим условием формирования творческого потенциала общества,

развития науки и культуры, всех областей производства и социальной

жизни. В связи с этим исследования природы одаренности и таланта,

разработка научных методов их диагностики и программ развития должны

занимать подобающее им место в системе образования. Исходя из всего

сказанного, можно сделать вывод, что работа с одаренными детьми – это

будущее нашей страны. Важно, чтобы зерна детского таланта попали на

благодатную почву и рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться

умный, внимательный, талантливый наставник, который поможет

развитию его таланта для самореализации и самоактуализации в

современном обществе. Сегодня, только педагог может помочь детям

раскрыть его музыкальные способности и талант.

Литература:

1.

В. В. Емельянов. Методическая разработка «Фонопедические упражнения для

стимуляции голосового аппарата в процессе формирования певческих навыков»,

1983г., М «Просвещение» 95-с.

2. Петрушина В. Интеграция музыкальной терапии с ведущими направлениями

психологии . 2001

.

3.Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя. - Дошкольное

воспитание, 1994 год, № 11.

4.

Семячкина Г. А. Развитие музыкальных способностей младших школьников на

основе певческой деятельности - автореф. Дис.. канд. Пед. Наук. //Семячкина Г.

А. –Якутск., 2009.



В раздел образования