Автор: Наськина Светлана Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №16
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Патриотизм- это чувство любви к Родине, чувство привязанности к истокам
русской народной культуры. Связь между поколениями людей ведет к
формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни
порождает нерушимую связь между поколениями, что приводит к общему
взаимодействию и порождает творческие усилия и достижения, придающие
особое своеобразие культуре.
У каждого народа своя культура и каждое достижение для народа является
общим для всего человечества. Национальный гений и его творчество
является предметом особой патриотической гордости и любви. Гений творит
от себя, но в то же время и за весь народ.
Россия- многонациональная страна. Но, чтобы быть россиянином
необходимо ощутить духовную жизнь нашего народа, принять русский язык,
историю и культуру нашей Родины. Патриот учится на исторических
ошибках своей страны. Национализм же ведёт к расовой ненависти,
обособлению и как правило к культурному застою.
Духовный, творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства.
Патриотизм прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Педагог должен быть патриотом своей страны, если он не будет им , то не
сможет привить ребёнку чувство любви к Родине. Навязать патриотизм
невозможно, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души
ребенка.
Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем
воспринимать старинные русские праздники, традиции, фольклор.
Уже в младших группах появляются народные игрушки: пирамидки,
матрешки, каталки, качалки и др. Малыши знакомятся с русскими народными
играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками,
сказками, загадками. От возраста к возрасту усложняется задача по
слушанию детей музыкального материала, восприятию.
Наша задача донести до воспитанников знания традиций, обычаев русского
народа, историю нашей культуры. Окружающие предметы детей должны
пробуждать душу ребенка, воспитывать в нем чувство прекрасного,
любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с
самого раннего возраста понять, что они являются частью русского народа,
великой культуры.
На занятиях необходимо использовать все виды фольклора. Знакомить с
особенностями культуры русского народа. Знакомя детей со сказками,
пословицами, загадками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим
ценностям. В пословицах и поговорках высмеются недостатки, восхваляются
положительные качества людей. Особое место в произведениях русского
народного творчества занимают уважительное отношение к труду,
восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор
является богатейшим источником познавательного и нравственного развития
детей.
Большое место в воспитании у детей народного патриотизма занимают
народные праздники и традиции. Дети знакомятся с народными танцами,
песнями, водят хороводы. Узнают о культуре проведения таких праздников.
Образовательная цель патриотического воспитания дошкольников является –
приобщение детей ко всем видам национального искусства- от архитектуры
до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Развитие чувства патриотизма у детей является одной из самых главных задач
в воспитании дошкольников.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры» Парциальная программа. Санкт- Петербург. Детство-
Пресс 2016г
Н. В. Бабинова «Тематические фольклорные номера для дошкольников»
В. Н. Косарева «Народная культура и традиции». Занятия с детьми 3-7 лет.
Волгоград «Учитель»
Н. А. Леонова «Знакомство детей с народным декоративно- прикладным
искусством» Санкт- Петербург 2015г