Напоминание

Проблема реализации полномочий прокурором при производстве дознания


Автор: Лосевская Галина Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: РАНХиГС
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Научная статья
Тема: Проблема реализации полномочий прокурором при производстве дознания
Раздел: полное образование





Назад




Одним из базовых и наиболее важных прав гражданина, исходя из

статьи 52 Конституции Российской Федерации

1

, выступает право на доступ к

правосудию, которое обеспечивает права: на личную неприкосновенность,

личную и семейную тайну, жизнь, достоинство личности и т.д.

В п.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ

2

указано, что полномочиями прокурора

является проверка соблюдения, как органами дознания, так и органами

предварительного следствия, соблюдения требований федерального закона

при приеме, регистрации и разрешений сообщений о преступлениях.

Ст. 21 Федерального закона от N 2202-1 "О прокуратуре Российской

Федерации"

устанавливает,

что

основополагающим

предметом

прокурорского

надзора

является

надзор,

за

соблюдением

порядка,

разрешения сообщений и заявлений

о преступлениях, совершенных и

готовящихся,

а

также

законности

решений,

которые

принимают

уполномоченные органы, такие как: органы дознания, предварительного

следствия, а также органы, которые осуществляют оперативно-розыскную

деятельность

3

.

В

ситуациях,

при

которых,

прокурором

был

обнаружен

факт

совершения нарушения в процессе регистрации и разрешения сообщений о

преступлении,

он

обязан

соответственно

отреагировать.

Например,

потребовать устранить, выявленные нарушения, отменить, как незаконные,

так и необоснованные постановления органов дознания и предварительного

следствия

4

.

Также прокурор может вынести мотивированное постановление, в

случае выявления признаков, характеризующих состав преступления.

1

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием

12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2

"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-

ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021);

3

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021) "О прокуратуре

Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021);

4

Агапов П. В. Экстремизм. Стратегия противодействия и прокурорский надзор.

Монография. — М.: Проспект, 2019. 432 с.

Стоит отметить, что на данном этапе существует проблема реализации

полномочий прокурором. В ситуации, при которой прокурор выявил

нарушения уголовного законодательства, он не имеет права вынести

постановление о возбуждении уголовного дела, поручить уголовное дело

дознавателю или следователю, либо же принять уголовное дело к своему

производству. В 2007 году произошли изменения законодательства, исходя

из которых, был создан Следственный комитет РФ, до его создания прокурор

имел возможность оперативно реагировать на нарушения, на сегодняшний

день, подобное не возможно. В ситуациях, при которых прокурор выявляет

нарушения законодательства, или же получает сообщение о нарушении, он

имеет право направить сообщение в орган дознания для осуществления

процессуальной проверки, или же собрать соответствующие материалы и

вынести постановление, в порядке установленном законодательно

5

.

В анализируемой ситуации, руководитель следственного органа, и,

непосредственно, сам следователь, могут не согласиться, и отказать

прокурору в устранении, установленных нарушениях

6

. В таком случае,

прокурору необходимо вынести мотивированное постановление, в котором

подробно

излагаются

материалы

и

обстоятельства,

подлежащие

дополнительной проверке. Однако и в этом случае, прокурор может получить

отказ от возбуждения уголовного дела. Законодательно не регулируется

количество постановлений, которые прокурор может направлять, и какое

количество отказов может получить. В связи с этим, получается ситуация,

при которой прокурор и следователь могут «обмениваться» постановлениями

бесконечное количество раз.

Безусловно, так не происходит повсеместно, однако на практике

подобное происходит достаточно часто, что является прямой проблемой

реализации полномочий прокурора. Рассмотренная ситуация не позволяет

5

Винокуров А. Ю., Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор. Учебник. — М.:

Юрайт, 2020. 380 с.

6

Прокурорский надзор. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета /

Под ред. Смирнов А. Ф., Усачев А. А. — М.: Юрайт, 2019. 454 с.

прокурору в короткий срок восстановить конституционные права гражданина

на одно из основополагающих конституционных прав – право на доступ к

правосудию

7

,

которое

возникает

в

случае

необоснованных

или

же

немотивированных отказов от возбуждения уголовного дела органов

дознания и следственных органов, в ситуации явных признаков уголовно-

наказуемого деяния.

Еще одной проблемой реализации полномочий прокурором выступает

отсутствие достаточного количества процессуальных возможностей, которые

позволяли бы эффективно реагировать на нарушения законодательства.

Одним из таких полномочий прокурора, выступает право прокурора

требовать устранения нарушений федерального законодательства от органов

дознания, которые были допущены в процессе реализации предварительного

следствия

8

.

Однако большинство научных деятелей, изучающих данную область,

находят подобное полномочие не достаточно эффективным

9

. Дело в том, что

следователь не обязан, с точки зрения законодательства, отчитываться перед

прокурором о выполнении поставленных требований, а также следователь

имеет

возможность

высказывать

возражения,

касательно

требований,

вынесенных прокурором.

Подобная ситуация напрямую препятствует реализации полномочий

прокурором при производстве дознания.

Таким образом, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день

существует ряд фактических проблем и недоработок, которые препятствует

реализации полномочий прокурором при производстве дознания.

Большинство

из

этих

проблем

связаны

с

несовершенством

законодательства,

которое

существует

на

сегодняшний

день.

Такой

7

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием

12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

8

Бобров В. К. Прокурорский надзор. Учебник и практикум для СПО. — М.:

Юрайт, 2019. 212 с.

9

Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону "О прокуратуре Российской

Федерации" (постатейный). М.: Проспект, 2018. 400 с.

проблемой выступает возможность следователя отказать в исправлении

нарушений, выявленных прокурором. Немаловажное значение в этой

проблеме имеет многоэтапность и сложность процедуры регулирования

внутренних конфликтов между прокуратурой и следственными органами,

влекущее за собой пустую трату времени.

Проблема

отсутствия

достаточного

количества

процессуальных

возможностей, которые позволяли бы эффективно реагировать на нарушения

законодательства, также связана с несовершенством законодательства.

Список литературы:

1.

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным

голосованием

12.12.1993

с

изменениями,

одобренными

в

ходе

общероссийского голосования 01.07.2020)

2.

"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от

18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021);

3.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021)

"О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.09.2021)

4.

Агапов

П.

В.

Экстремизм.

Стратегия

противодействия

и

прокурорский надзор. Монография. — М.: Проспект, 2019. 432 с.

5.

Бобров В. К. Прокурорский надзор. Учебник и практикум для

СПО. — М.: Юрайт, 2019. 212 с.

6.

Винокуров А. Ю., Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор.

Учебник. — М.: Юрайт, 2020. 380 с.

7.

Зюбанов

Ю.А.

Комментарий

к

Федеральному

закону

прокуратуре Российской Федерации" (постатейный). М.: Проспект, 2018. 400

с.

8.

Прокурорский надзор. Учебник и практикум для бакалавриата и

специалитета / Под ред. Смирнов А. Ф., Усачев А. А. — М.: Юрайт, 2019. 454

с.



В раздел образования