Напоминание

"Психологическое здоровье ребенка"


Автор: Искандерова Самира Сабировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Корсаков, Сахалинская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Психологическое здоровье ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовила

педагог-психолог

МБДОУ №2

Искандерова С.С.

2017г

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

РЕБЁНКА

Консультация для родителей

О психологическом здоровье детей в последнее время говорят все

чаще.

Только

ленивый

не

упрекает

в

отсутствии

заботы

о

детях

власть,

правительство,

школы

и

программы

обучения.

Все

это

справедливо,

но

важно подчеркнуть, что только (или почти только) семья способна дать

ребенку

полноценное

психологическое

здоровье,

разумеется,

семья

полноценная. Лишь она способна наполнить ребенка радостью бытия. А это

и есть конечная цель родительского воздействия.

Эмоциональное

развитие

ребёнка

начинается

с

первых

мгновений

беременности матери, и даже ещё раньше. Ведь хроническая усталость,

семейные неурядицы и прочее уже подготовили "негативную почву" для

эмоциональных

проблем

ребёнка.

Процесс

рождения,

первые

минуты,

месяцы жизни определяют многое в эмоциональной сфере мальчика или

девочки. И очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда

ребенку не придется «разрываться» в выборе своих действий, не нужно

будет приспосабливаться, ловчить.

При авторитарном,

командном

стиле

воспитания,

у

детей

чаще

наблюдается склонность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству.

Эмоциональное

здоровье

ребенка

определяется

и

наследственным

фактором

(на

кого

похож

ваш

малыш).

Некоторые

дети

эмоциональны

внешне (шумные, плаксивые), иные внутренне эмоциональны (боязливые,

тревожные), но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями.

Крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей.

Что же делать? Прежде всего, необходимо попытаться понять своего

ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Когда

родители

в

конфликтах

проговаривают

свое

понимание

детям,

ситуация

значительно меняется. Например: «Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь

(печаль, радость, страх...) или хочешь (играть, гулять, кричать ...), но ты

пойми и меня, я чувствую ...». После этого останется только предложить

ребенку

альтернативу

или

ограничить

эмоциональные

проявления

во

2

времени. Для этого на помощь приходит игрушка (лучше всего звуковая).

Например: «Ты еще немного поиграешь, а когда зайчик тебя позовет, игра

закончится».

Таким образом, убирается агрессия, направленная на взрослых, и родителям

легче

быть

более

последовательными

в

требованиях.

А

когда

последовательности нет, т. е. если сегодня вы сказали «да», а завтра «нет»,

не объясняя причин, или после детских приставаний вы «сдались», тогда

можете считать, что ребенок начнет вами манипулировать, искать «новые

кнопки».

Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает «можно» и

«нельзя»? На помощь приходит игра «Солнышки», в которую родители могут

поиграть с детьми дома (так называемая жетонная терапия).

Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Детям предлагается вступить

в

игру:

«Ты

у

нас

уже

совсем

большой,

многое

можешь

делать

самостоятельно (необходимо перечислить 2 — 3 положительных качества

ребенка), но, например, убирать игрушки у тебя еще не совсем получается.

(Объясняется ребёнку, как надо убирать.) Можно формировать любое другое

желаемое взрослыми качество, назвав его ребенку.

«Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь и сам правильно

уберешь игрушки. Если у тебя будет более двух солнышек (затем количество

увеличивается), то в конце дня получишь сюрприз». (Детям не объясняется,

что

именно,

но

в

качестве

сюрприза

используются

нематериальные

ценности.

Например:

игра

с

папой,

чтение

любимой

сказки,

просмотр

мультфильма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и др.) Сюрприз

обязателен!

Когда

одно

качество

сформировано

(сроки

индивидуальны),

тогда можно приступать к формированию другого.

Родителям перед проведением такой игры рекомендуем выяснить, чего

же все хотят от ребенка, каким его видят в будущем папа, мама, бабушка,

дедушка.

Некоторым семьям это удобно делать в письменном виде. Возможно,

каждая семья сама выберет общий, единый образ-мечту для ребенка.

3

Эмоциональные

дети

(боязливые

или

шумные)

нуждаются

в

двигательной

физической

активности.

Можно

использовать

«агрессивные

игры» («Злая — добрая кошка», «Упрямая подушка», «Минута шалости» и

др.). Кроме того, необходимо обучать их расслаблению, так как постоянные

зажимы у детей (агрессивные или тревожно-боязливые) могут приводить к

психосоматическим заболеваниям.

В играх, как и в требованиях, желательно быть последовательными и

систематичными. Если родителям не хватает предложенных психологических

приемов, или что-то не получается, необходимо почувствовать свой путь,

найти свои интересные решения. Собственная интуиция родителя может

подсказать

удивительные

психологические

техники.

Например,

мама,

ребенка, страдающего перевозбуждением перед сном, придумала игру в

«Бессонницу».

Поглаживая

теплыми

ладонями

по

телу

малыша,

мама

«собирала бессонницу», а затем выбрасывала ее, прогоняя прочь, т. е. в

игровой форме производилась релаксация ребенка.

Однако,

прежде

чем

применять

свои

педагогические

находки,

рекомендуем родителям посоветоваться с профессиональным психологом.

Так как иногда родительское творчество вместо положительных результатов

приносит отрицательные. Например, в семье, где с гиперактивным ребенком

использовалась игра «Солнышки», родители добавили «тучки» (как элемент

наказания), и ребенку стало нравиться «получать тучки».

И действительно, с точки зрения детской психологии, обращать на себя

внимание ребенку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно

и не так уж весело. Поэтому психологи рекомендуют только позитивные

подкрепления, поощрения (в речи — «Если сделаем так, то будет еще

лучше», в действиях — обнять, погладить; в сюрпризах).

Эмоциональному

здоровью

ребёнка

способствует

также

и

то,

как

относятся к нему в семье. Ребёнок должен чувствовать, что его любят, он

значим для родителей и то, как он сам относится к родителям. Осмысление

себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет

4

его реакции на происходящее в семье и, более того, представляет собой

фундамент для существующих и будущих отношений с людьми.

Это

своеобразные

сценарии,

на

основе

которых

ребенок

предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что

чувствуют другие люди по отношению к нему. Сценарии очень стабильны.

Часто человек несет их на протяжении всей жизни. Те, кто имеет опыт

общения

с

так

называемыми

“трудными”

детьми,

знают,

как

нелегко

поколебать их веру в то, что никому до них нет дела, что взрослые желают

им лишь плохого. Да и взрослые люди, кажется, имеющие все - и уважение

на работе, и любящего супруга, детей, - часто грустят: “Никто меня не

любит”, “Никому я не нужен”. Все это не только реакции на происходящее, но

и отголоски детских установок на жизнь.

В

любом

периоде

жизни

человека

родители

являются

для

него

примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в

своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его

одним из прекрасных человеческих проявлений - родительской любовью. Эта

взаимосвязь

имеет

огромное

значение

для

ребенка,

так

как

влияет

на

формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение

к людям, в целом на формирование его личности.

Благодаря

эмоциональной

связи,

любящие

и

понимающие

свои

обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль

поведения,

объясняют

ему

мир

человеческих

ценностей,

внушают,

что

можно, а что не следует делать.

Развитие

ребенка

и

помощь

ему

невозможно

оторвать

от

реалий

семейной

жизни.

Взаимоотношения

между

родителями

и

детьми

всегда

тесно связаны с характером взаимоотношений и психологическим здоровьем

самих

родителей,

образом

жизни

семьи,

здоровьем,

благополучием,

ее

счастьем.

Эмоциональное

благополучие,

как

и

ровное

и

счастливое

детство,

возможно только в счастливом доме.

5

Сохранению

эмоционального

здоровья

ребенка

способствует

доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений,

которая

дает

чувство

защищенности

и

одновременно

стимулирует,

и

направляет его развитие.

Семья

-

единый

организм.

Нарушение

эмоционального

состояния

ребенка, его «плохое поведение», как правило, являются симптомом других

семейных

«болезней».

Самая

хорошая

профилактика

-

оздоровление,

улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не

изолированно, а прямо вплетены в отношения с ребенком, и именно от них

зависит

показатель

его

психологического

здоровья.

Это

важный

фактор

развития личности ребенка.

Когда

в

семье

господствует

хороший

эмоциональный

климат,

то

дети

постепенно

обогащаются

жизненным

опытом,

который

необходим

для

формирования здоровой личности.

Большое значение имеет отношение отца и матери к каждому из детей.

Если родители одному из них создают привилегированное положение, то

другие дети чувствуют себя в родном доме неуверенно, им кажется, что они

нелюбимы, у них отсутствует чувство безопасности.

Только

ровное,

чуткое

отношение

родителей

ко

всем

своим

детям

снимает любое напряжение при возникновении конфликтов между братьями

и сестрами, препятствует возникновению чувства соперничества и ревности,

помогает

детям

правильно

понимать

различные

семейные

ситуации

и

способствует сохранению психологического здоровья.

6



В раздел образования