Напоминание

Проект "Чудо пальчики"


Автор: Елисеева Антонина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: город Кострома,Костромская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Чудо пальчики"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Костромы «Детский сад № 34»

Проект

« Как сохранить здоровье ребенка в период адаптации через

пальчиковые игры »

Проект разработан

воспитателем

второй младшей группы:

Антониной Николаевной Елисеевой

г. Кострома, 2020 г

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Малыши приходят в детский сад и встают на новую ступеньку в

своем развитии. Я поставила пред собой цель сделать так, чтобы период

адаптации прошел для каждого ребенка безболезненно, чтобы сохранить

здоровье каждого малыша. Для достижения поставленной цели был создан

проект «Как сохранить здоровье ребенка в период адаптации через

пальчиковые игры», который поможет детям через развитие мелкой

моторики рук безболезненно пройти период адаптации к новым условиям и

сохранить здоровье.

Развитие мелкой моторики детей очень актуальный вопрос. Это

известно

педагогам, психологам и другими специалистам в области

дошкольного образования.

Актуальность проекта по развитию мелкой моторики детей раннего возраста

обусловлена

возрастными

психологическими

и

физиологическими

особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно

развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет

его

возможности

в

познании

окружающего

мира.

Всестороннее

представление об окружающем предметном мире у человека не может

сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в

основе

чувственного

познания.

Именно

с

помощью

тактильно

двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме,

величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить

малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный

аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей

интеллектуального

развития

детей,

который

поможет

детям

быстрее

адаптироваться на новой ступеньке развития. Поэтому деятельность по

развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста.

Вид проекта: творческий

Продолжительность: сентябрь, октябрь

Участники

проекта:

дети

второй

младшей

группы,

родители

воспитанников, воспитатель группы, и.о. заведующего детского сада.

2

Образовательная область: познавательное развитие, физическое развитие,

речевое развитие.

Проблема: дети, которые пришли в детский сад из дома, тяжело

адаптируются к условиям детского сада

Цель: создание условий для адаптации каждого ребенка через развитие

мелкой моторики рук в играх, упражнениях и разных видах продуктивной

деятельности (рисование, лепка).

Задачи:

формировать произвольные координированные движения пальцев рук.

обучать различным навыкам работы с карандашом, пластилином.

развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

развивать речь детей.

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Предполагаемый результат:

1.

Дети успешно прошли адаптационный период

2.

Сформированы координированные движения пальцев рук.

3.

У большинства детей развита мелкая моторика пальцев, кистей рук.

4.

Развитие речи и памяти детей.

Роль родителей в реализации проекта:

1.

Участие родителей в итоговом мероприятии « Ладушки - ладошки»

2.

Оформление книжки - малышки «Чудо - пальчики»

3.

Участие родителей в жизни группы.

3

Этапы реализации проекта

Этапы

Пакет

работ

Организац

ия работы

Результаты

работы

Ответственные

Подготовительный

Выбор

участнико

в проекта

Определени

е

участников

проекта

дети второй младшей

группы, родители

воспитанников,

воспитатель группы,

и.о. заведующего

детского сада.

Воспитатели:

О.В. Крючкова

О.Н. Колмычкова

Целеполаг

ание

Постановка

цели и

определени

е задач

Цель проекта:

создание

условий

для

адаптации

каждого

ребенка

через

развитие

мелкой моторики рук

в играх, упражнениях

и

разных

видах

продуктивной

деятельности

(рисование, лепка).

Задачи:

формировать

произвольные

координирован

ные движения

пальцев рук.

обучать

различным

навыкам

работы с

карандашом,

пластилином.

Воспитатели:

О.В. Крючкова

О.Н.Колмычкова

4

развивать

мелкую

моторику

пальцев, кистей

рук.

развивать речь

детей.

воспитывать

усидчивость,

целенаправлен

ность.

Разработка

плана

мероприят

ий с

родителям

и и детьми

Составлен

план

мероприяти

й с

родителями

и детьми

Воспитатели:

О.В. Крючкова

О.Н.Колмычкова

Подбор

материала

для работы

над

проектом

Изучение

семей

воспитанни

ков, подбор

и изучение

методическ

ой

литературы,

подбор

наглядных

пособий,

интернет

ресурсы.

Воспитатели:

О.В. Крючкова

О.Н. Колмычкова

музыкальный

руководитель:

И.Н. Ковтун

5

Основной

Реализаци

я проекта

Выполнени

е проекта в

соответстви

е с планом

мероприяти

й

Воспитатели:

О.В. Крючкова

О.Н.Колмычкова

музыкальный

руководитель:

И.Н. Ковтун

Заключительный

Рефлексия

проекта

Подведение

итогов по

реализации

проекта

Полученные результаты

6

Перечень приложений для реализации проекта

п/п

Наименование

Содержание

№ приложения

1

План мероприятий с

детьми и родителями

Разные виды

деятельности по

реализации проекта

Приложение 1

2

Наглядная информация

-Анкета для родителей

на тему «Особенности

развития личности

моего ребенка»

-Анкета для родителей

на тему «Развитие

мелкой моторики рук у

дошкольников»

-Пальчиковая

гимнастика для

разучивания

-Конспект

непосредственной

образовательной

деятельности «Овощи и

фрукты»

- Конспект

непосредственной

образовательной

деятельности

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

7

«Волшебные машины»

- Конспект

непосредственной

образовательной

деятельности «Эти

забавные животные»

- Конспект

непосредственной

образовательной

деятельности

«Игрушки»

- Консультация для

родителей: «Адаптация

ребенка 3-4 лет»

- Консультация для

родителей «Развитие у

детей мелкой моторики

рук»

- Консультация для

родителей «Роль

развивающих игр для

детей 3 – 4 лет»

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

3

Результаты продуктивной

деятельности

- сценарий развлечения

«Ладушки - ладошки»

Приложение 12

8

4

Рефлексия участников

проекта

Полученный результат в

ходе данного проекта

Фотоотчет реализации

проекта

Приложение 13

Приложение 14

5

Список литературы

Приложение 15

9

Приложение 1

Мероприятия

С детьми

С родителями

Разучивание пальчиковых

гимнастик: «Приготовь

ладошку», «Ладушки-ладошки»,

«Это стул, на нём сидят»,

«Сорока-ворона», «С добрым

утром, глазки», «Мы солили

суп», «Вот замок».

Точечный массаж «Девочки и

мальчики, приготовьте

пальчики».

Знакомство с овощами и

фруктами

Знакомство с машинами

Знакомство с домашними и

дикими животными

Знакомство с игрушками

Д⁄игры “Овощи и фрукты”,

«Веселый огород», «Назови

животного», «Где чья мама?», «

Транспорт», «Построй длинную

(короткую) дорожку».

Развлечение по теме: «Ладушки-

ладошки» (социально-

коммуникативное развитие).

Анкетирование по теме:

«Развитие мелкой моторики

рук»

Регулярные занятия

пальчиковой гимнастикой дома

Консультация для родителей

«Развитие у детей мелкой

моторики рук»

Консультация для родителей:

«Адаптация ребенка 3-4 лет»

Индивидуальные беседы-

консультации.

Оформление журнала «Жизнь

замечательной группы

«Веселые смешарики».

10

Приложение 2

Анкета для родителей

«Особенности развития личности моего ребенка»

Фамилия, имя ребенка

………………………………………………………………………………..

Перечислите, пожалуйста, черты характера ребенка,

которые вам нравятся

………………………………………………………………………………

Какие черты характера ребенка вам хотелось бы исправить?

………………………………………………………………………………

Как ребенок относится к взрослым знакомым?

………………………………………………………………………………

к незнакомым?

………………………………………………………………………………

Как ребенок относится к сверстникам?

………………………………………………………………………………

Отметьте, пожалуйста, черты, ярко выраженные у ребенка:

раздражительный - обидчивый

тревожный - неспокойный

неподатливый - агрессивный

осторожный - возбудимый

пессимистический - поддающийся настроениям

сдержанный - импульсивный

необщительный - оптимистичный

11

спокойный - активный

пассивный - общительный

старательный - открытый

миролюбивый - контактный

направленный - живой

надежный - беззаботный

размеренный - любящий удобства

спокойный – инициативный

12

Приложение 3

Анкета для родителей на тему:

«Развитие мелкой моторики у дошкольников»

1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

- Да

- Затрудняюсь ответить

- Нет

2. В каком возрасте нужно начинать ее развивать?

- В младенчестве

- 3-4 лет

- 7 лет

3.

Какие

игры

используете

для

развития

моторики

рук

дома?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

4. Какой нетрадиционный материал используете в работе?

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки, нитки

- Конструктор, мозаика

- Кубики, пирамидки, матрешки

5. Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?

- В детском саду

- ТВ

- В интернете

- Подсказывает своя интуиция

6. Как ребенок выполняет задания игры?

13

- Пассивно

- Активно

7. Как ребенок воспринимает установку к игре?

- С первого раза

- Требуется многократное объяснение

- Требуется объяснение и показ действий

8. Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее

комфортна?

- Родительское собрание

- Мастер – класс

- Индивидуальная беседа

- Консультации в родительском уголке

- Никакая, информации хватает вполне.

9. Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой

моторики рук наших детей?

- Да –

- Не знаю

- нет

14

Приложение 4

Книжка – малышка «Чудо – пальчики»

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы

обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг

на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью

правой руки – «катаем машинку».)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы,

показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами

другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как

будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть

другой также сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко,

другой рукой

15

Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их

в рот.)

Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный

пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем

шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным

пальцем другой руки показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий

жест.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной

руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в

другую.)

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко

расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)

16

Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Жёлтый-жёлтый

наш

лимон,

(Одноимённые

пальцы

соединяются

подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний

пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.

(Пальцы в том же положении, делаем

вращательные движения –«помешиваем чай».)

Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая –

проводит по мизинцу и ребру

ладони, показывая направление надевания

перчаток.)

17

Натяну перчатку. (Смена рук.)

Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и

поднимают по одному.)

В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп

мы

ложками

едим.

(Вращательные

движения

рукой

с

воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены,

большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,

(Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с

мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)

18

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно! (Гладят животы.)

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним

пальцами одной руки.)

Мы её не слышим… (Рука за ухом.)

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с

остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

- Здравствуй, Дедушка Мороз!

(Ладонь поглаживает подбородок –

«бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

Пальчиковая гимнастика «Части тела»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

19

У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на

соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вот, убрав царапки, («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами –

показываем, как кошка моет ушки.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши домашних животных»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по

поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные наших лесов»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих

рук «идут» навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в

разные стороны.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

20

Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с

мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы

выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Илья Муромец – (Приосаниться.)

Добрый молодец. (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит (Рука козырьком.)

Да врагов разит. («Бросить копьё».)

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные жарких стран»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Хобот носит только он –

(Рукой плавно двигаем перед собой –

изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон. (Приставляем руки к ушам.)

21

Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Есть у курицы цыплёнок,

(Большим пальцем поочерёдно касаются

остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая –

«дятел» - кулачком стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

22

Целый день в лесу стоит (Смена рук.)

Стук-стук-стук.

Пальчиковая гимнастика «Наш дом»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Этот дом – одноэтажный. (Разгибают пальцы из кулака, начиная с

мизинца.)

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели.

(Вращательные движения рукой с

воображаемой ложкой.)

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются

параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен –

«сигналим».)

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

23

Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.

Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мы пошли гулять на луг, («Идём» указательными и средними пальцами

обеих рук.)

А по лугу ползал жук! (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной

руке.)

Пальчиковая гимнастика «Лето»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами

одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от

груди вперёд.)

И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в

другую.)

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это

«ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по

одному.)

Считать ромашки лепестки.

24

Приложение 5

Конспект непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Овощи и фрукты»

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,

физическое развитие.

Цель: Формирование у детей представлений об овощах и фруктах.

Задачи:

Формировать у детей элементарные представления об овощах и

фруктах.

Формировать навык объединять предметы по одному признаку и

выделять среди них лишний предмет.

Упражнять в наклеивании готовых форм.

Развивать мелкую моторику рук

Предварительная работа: Беседа с детьми об овощах и фруктах.

Рассматривание иллюстраций, муляжей. Чтение сказки «Репка», разучивание

стихов для пальчиковой гимнастики, дидактические игры «Чудесный

мешочек», «Назови овощ», «Назови фрукт», «Что лишнее?».

Материал: иллюстрации с изображением овощей и фруктов, картинка репки,

муляжи: яблоко, огурец, помидор, кабачок, апельсин, перец, банан, лук,

морковь, слива, груша, две корзины, заготовки фруктов из цветной бумаги,

бумага с изображением тарелки, кисти, клей, клеенки, салфетки.

Содержание непосредственной образовательной деятельности педагога с

детьми.

1.

Организационный момент.

25

Дети входят в группу, встают в круг

Воспитатель: Девочки и мальчики, я очень рада вас всех видеть, давайте

повернемся друг к другу и улыбнемся, что бы у нас было хорошее

настроение

.

Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Ответы детей

Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас на наш чудесный огород. А что

же может расти на этом огороде?

Ответы детей

Воспитатель: Сейчас я достану чудесный мешочек, и мы узнаем, что у нас

растет!

Проводится дидактическая игра” Что растет на грядке”.

Дети по очереди достают овощ и его называют. При этом говорят его

описание, отвечая на вопрос воспитателя.

Например: Помидор, какой? (помидор круглый, красный, сочный) .

Огурец, какой? (Огурец длинный, зеленый) .

Воспитатель: Какие вы молодцы. Поиграем в пальчиковую игру «Салат из

моркови»

Пальчиковая игра: «Салат из моркови»

Мы морковку чистим, чистим (дети стоя выполняют пальчиковую игру)

Мы морковку трем, трем (Скользящие движения ладонью о ладонь)

26

Сахарком ее посыплем (Показывают,

как посыпают сахаром, собирая

пальцы правой руки вместе)

И сметаною польем («поливают сметаною», складывая пальцы в кулак)

Вот такой у нас салат витаминами богат (вытягивают руки вперед)

Вкусный и полезный! (Гладят живот)

Дидактическая игра: «Что лишнее?»

Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в интересную игру.

Дети с помощью воспитателя выбирают из муляжей фруктов лишний

предмет, также из муляжей овощей лишний предмет.

Физкультминутка «Компот»

Будем мы варить компот (маршируем на месте)

Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками «много»)

Будем яблоки крошить. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают,

насыпают сахар)

Грушу будем мы рубить

Отожмем лимонный сок

Слив положим, сахарок (имитировать, как мешают ложкой)

Варим, варим мы компот!

Вкусный и полезный (имитировать, пьют компот)

Воспитатель: А сейчас мы с вами наклеим на тарелочку разные фрукты.

Дети вместе с воспитателем рассматривают фрукты, вырезанные из цветной

бумаги. Воспитатель при этом спрашивает, название фруктов. Затем фрукты

27

дети приклеивают в нарисованную тарелочку. Воспитатель следит за

правильной работой с клеем и как дети умеют пользоваться салфеткой.

Воспитатель: Про что мы сегодня с вами говорили?

Дети: Про овощи и фрукты.

Воспитатель: Чем мы еще с вами делали?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все хорошо запомнили и очень красивые

у вас получились тарелочки с фруктами. Мы из этих тарелочек сделаем

выставку, чтобы наши мамы и папы, бабушки и дедушки тоже порадовались.

28

Приложение 6

Конспект непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Волшебные машины»

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,

физическое развитие.

Цель: Формирование у детей представлений о транспорте.

Задачи:

Формировать у детей представление о транспорте (автобусе,

троллейбусе, грузовых машинах и легковых автомобилях).

Познакомить детей с профессией шафер.

Дать знания о правилах поведения в транспорте.

Материал: картинки с изображением транспорта, грузовая машина,

медвежонок.

Ход деятельности:

Воспитатель завозит в группу грузовую машину с медвежонком.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам приехал!

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, как называется эта машина?

Дети: Грузовая.

Воспитатель: Правильно, Мишка к нам приехал на грузовой машине,

давайте послушаем, что он нам расскажет о своем путешествии.

Медвежонок (воспитатель): Я ехал на грузовой машине по широкой дороге,

моя машина едет очень быстро, мне очень нравится моя машина: у нее есть

колеса, кузов, окна, двери, руль. (Воспитатель все показывает на машине )

Воспитатель предлагает детям рассмотреть машину. Дети рассказывают

о том, для чего нужны колеса машине, для чего нужен кузов, руль.

29

Воспитатель: Ребята, медвежонок приехал к нам в гости на машине, он

шофер. Давайте поиграем в шаферов.

Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики «Мы

шаферы»

Дети встают около воспитателя и повторяют движения.

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль, движемся по

группе)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются

параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Остановились, погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен –

«сигналим».)

Воспитатель: Скажи, Миша, ты, когда ехал по дороге, встречал другой

транспорт?

Медвежонок (воспитатель): Да, я видел много машин, больших и

маленьких, но я не знаю, как они называются. У меня с собой есть картинки

этих машин, поможете мне разобраться?

Медвежонок показывает картинки: автобус, грузовик, автомобиль,

троллейбус. Воспитатель предлагает детям назвать транспорт и

рассказать о нем. Дети рассказывают о транспорте (автобус ездит по

дороге, перевозит людей, грузовик перевозит грузы и т.д.).

Мишка благодарит детей за интересную информацию и говорит о том, что

ему захотелось прокатиться на автобусе.

Воспитатель: Миша, а ты знаешь, как надо себя вести в транспорте?

Медвежонок (воспитатель): Знаю, я сяду один на сиденье, буду смотреть в

окошко и от радости хлопать в ладошки! Смотрите, как! (Вместе с детьми

хлопает в ладошки.)

Воспитатель: Миша, так себя не ведут в транспорте. Зашел в транспорт,

никому не мешай, сядь на сиденье и держись за поручни.

Медвежонок (воспитатель): А зачем?

30

Воспитатель: Если ты не будешь держаться, во время остановки транспорта

ты упадешь и ударишься, тебе будет больно.

Медвежонок (воспитатель): Спасибо, что вы мне сказали, как надо вести

себя в транспорте. А сейчас мне пора домой.

Миша «уезжает» на грузовике; воспитатель подводит итог о том, как себя

правильно вести в транспорте, и что еще интересного дети узнали сегодня.

31

Приложение 7

Конспект непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Эти забавные животные»

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,

физическое развитие.

Цель: Формирование у детей представлений о домашних животных.

Задачи:

Познакомить детей с домашними животными и их детёнышами: кошка,

котенок; корова, теленок; лошадь, жеребенок; собака, щенок; свинья,

поросенок; коза, козленок. Учить называть и сравнивать их по

величине.

Развивать связную речь, любознательность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.

Материалы: сюжетные картинки с изображением коровы, лошади, собаки,

кошки, козы, свиньи и их детёнышей.

Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о домашних животных.

Д/и «Чьи детки?», «Кто это», «Кто лишний».

Ход деятельности:

Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о домашних животных. А о каких

животных, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Но с водой не знается. (Кошка)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

Хвост - крючком,

32

Нос - пяточком,

Посередине - спинка,

на спинке – щетинка. (Поросенок)

«М-е-е!»- Ребяток кто зовёт?

Бородою кто трясёт?

У кого витые рожки

И как ягодки глаза?

Это к деткам по дорожке

Приближается… (Коза).

Есть копыта и рога,

Летом ходит на луга.

Чтобы были все здоровы,

Молоко дают ...(Коровы).

У меня большая грива,

Ушки и копытца.

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?...(Лошадка).

Воспитатель рассматривает сюжетные картинки с изображением

домашних животных вместе с детьми.

Пальчиковая гимнастика «Расскажу про кошку»

Приготовь ладошку дети показывают ладошку

Расскажу про кошку гладят ладошку второй ладошкой

Будем пальчики считать?

Будем пальчики считать! Пошевелить пальчиками

Один, два, три, четыре, пять загибают пальчики в кулачек

Вот кулак показываю кулачек

33

А вот ладошка показываю ладошку

На ладошку села кошка поставить на раскрытую ладошку два пальчика

И крадется потихоньку …. двумя пальчиками «идти» по руке до подмышки

Видно мышка там живет! спрятать пальчики под мышкой.

2. Побеседовать о детёнышах домашних животных, показывая

картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Воспитатель: У кошки маленький …

Дети: котенок.

Воспитатель: а у собаки маленький …

Дети: щенок.

Воспитатель: У коровы – телёнок, а у лошади – жеребёнок. Посмотрите,

мама кошка большая, а котёнок какой?

Дети: маленький.

Воспитатель: Собака большая, а щенок какой?

Дети: маленький.

Воспитатель: Корова большая, а телёнок какой?

Дети: маленький.

Воспитатель: Лошадь большая, а жеребёнок какой?

Дети: маленький.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как заботятся животные о своих

детенышах? Они их кормят молоком, чистят шёрстку языком, защищают,

согревают.

Как заботятся животные о детёнышах?

Ответы детей.

3. Физкультминутка «Лошадка».

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка - серый бок! (Поочередное топанье одной ногой, затем другой.)

34

Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.)

Если хочешь - прокачу! (Легкий бег на месте.)

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива. (Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо.)

Цок, цок, цок, цок,

Я лошадка — серый бок! (Кружимся на месте.)

4.Подведение итога занятия.

Воспитатель: О ком мы сегодня говорили?

Дети: О животных.

Воспитатель: Как их назвать одним словом?

Дети: Домашние.

Предложить детям назвать животных и их детенышей, каких они

запомнили.

35

Приложение 8

Конспект непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Игрушки»

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,

физическое развитие.

Цель: Воспитание бережного, доброжелательного отношения к игрушкам.

Задачи:

воспитывать бережное отношение к собственному труду и труду

других людей;

развивать у детей умения:

- сравнивать две группы предметов, использовать понятия «больше»,

«меньше», «один», «много»;

- находить предметы по заданным свойствам (цвет, размер, форма);

развивать мелкую и общую моторику через игру;

Материалы и оборудование: игрушки (зайчик, мишка, машина, мячик);

влажные тряпочки для пыли; большой физкультурный мяч в физкультурном

уголке; один ежик на верхней полке; три куклы (большая, средняя,

маленькая; три чашки одинакового цвета, но разной величины (стоят на

столе, за которым сидят куклы); на столе цветные круги, разрезанные на

четыре части для каждого ребенка (синие, красные, зеленые, желтые).

Предварительная работа:

- беседы на темы: «Правила поведения в нашей группе»; «Как мы играем в

детском саду»;

- чтение художественной литературы: стихи А. Барто «Игрушки» и другие

произведения об игрушках;

- подвижные игры «Мой веселый звонкий мяч», «Веселые погремушки».

Ход деятельности: Воспитатель в игровой комнате убирает большую

часть игрушек, когда дети этого не видят.

Дети приходят и замечают, что на полках нет многих игрушек, если не

замечают, то воспитатель подводит их к этому.

36

Воспитатель: Ребята, и, правда, многих игрушек на полках нет, как вы

думаете, что произошло с игрушками. Куда они могли деться?

Ответы детей

Воспитатель: Они ушли от нас, почему?

Дети: Мы их обижали, бросали на пол, ломали, не убирали на место, не

берегли.

Воспитатель: А вы знаете, что игрушки могут огорчаться или грустить? А

когда игрушки огорчаются?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, когда дети игрушки бросают, кидают, ломают –

игрушки огорчаются. А кто-нибудь из вас помнит стихотворения о том, как

игрушек обижали, плохо с ними обращались.

Дети читают стихи А.Барто «Мишка», «Зайка», «Мячик», «Лошадка»,

небольшая беседа по этим стихотворениям.

Воспитатель: Что же нам теперь делать, как нам вернуть игрушки назад?

Дети: показать, что мы дружные добрые ребята, будем беречь игрушки,

будем убирать игрушки на место, не будем больше обижать их ломать.

Воспитатель: Ребята, на этой полочке, где стоял конструктор, много пыли и,

наверное, игрушкам это не понравилось? Что нам можно сделать?

Дети предлагают варианты уборки, и организуется совместная

деятельность: воспитатель вместе с детьми влажными тряпочками

вытирают пыль на полке.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Посмотрите, как стало чисто, теперь

игрушки обязательно вернутся на эту чистую полочку!

Пальчиковая гимнастика «Веселый мяч»

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы,

показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

37

Воспитатель: Ой, в нашем физкультурном уголке тоже не хватает игрушек.

Что изменилось? Вспомните, сколько было мячиков? А сколько осталось?

Дети: было много мячиков, а остался один.

Воспитатель: Правильно, остался только один мячик.

Воспитатель обращает внимание, что остался только большой красивый

мячик и предлагает с ним поиграть.

Воспитатель: Хотите поиграть с нашим мячиком в игру «Больше-меньше,

один-много» и показать, какие мы веселые и интересные ребята. Делаем

красивый круг. Я встану в середину с мячиком. Буду задавать вопрос и

кидать мячик тому, кто будет отвечать. После ответа возвращаете мне мячик.

Запомнили правила? Тогда начинаем.

Кто больше: слон или мышка?

Сколько ребяток сегодня: много или мало?

Кто больше: самолет или птица?

Сколько ежиков у нас на полке?

Сколько звезд на небе?

Сколько иголок у ежей?

Сколько мячей у меня?

Сколько кубиков на полке?

Воспитатель: Молодцы. Мячику понравилось с вами играть, и он

обязательно расскажет остальным игрушкам, как интересно с нами играть.

Физкультминутка «Куклы».

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

38

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)

Воспитатель: Ребята, а здесь у нас нарядные куклы за столом сидят. Они

хотят попить чаю, а чашечки не расставлены. Это кукла Таня, какая она по

размеру?

Дети: большая.

Воспитатель: Это кукла Катя, какая она по размеру?

Дети: маленькая.

Воспитатель: А кукла Оля, какая по размеру?

Дети: средняя.

Воспитатель: Тане поставим какую чашечку…

Дети: большую.

Воспитатель: Какую чашечку поставим Кате…

Дети: маленькую.

Воспитатель: Какую чашечку поставим Оле…

Дети: среднего размера.

Воспитатель: Молодцы, куклы очень довольны и говорят нам спасибо!

Воспитатель: Ребята, чашки мы куклам поставили, а вот тарелочек нет, они

нечаянно разбили свои тарелочки: смотрите – эти осколки от них (показывает

цветные круги, разрезанные на 3-4 части). Что же делать? Поможем куклам

сложить тарелочки?

дети складывают «тарелочки»).

Воспитатель: Какой тарелочки формы?

Дети: круглой.

Воспитатель: Какого цвета?

Дети: красного, синего, зеленого и т.д.

Воспитатель: Какое доброе дело мы с вами сделали, куклы говорят вам

большое спасибо.

39

Воспитатель: Ребята. Вот как много хороших и добрых дел мы сегодня с

вами сделали! Давайте перечислим, какие это были дела?

Ответы детей о том, что они запомнили.

Приложение 9

40

Консультация для родителей на тему:

«Адаптация детей в новой группе»

Новая группа – новый дом, где ребенок впервые встречает своего

воспитателя, знакомится с такими же детками, которые пришли первый раз.

Для них это первый и серьезный шаг. Для педагога и для родителей главное,

как ребенок себя покажет в этой ситуации. Как будет протекать его

адаптация.

Адаптация разделяется на три уровня:

Легкая: поведение нормализуется в течение первой недели. Аппетит также к

концу первой недели восстанавливается. Сон приходит в норму в течение

второй недели. Итог легкой формы адаптационного периода-1 месяц.

Средняя: поведение восстанавливается в течение месяца. Ребенок плачет,

вялое настроение. Итог средней формы адаптационного периода-до 1, 5

месяцев.

Тяжелая: у ребенка неадекватное поведение. Он очень долго отказывается от

еды, аппетит снижен, порой наблюдается у ребенка невротическая рвота.

Вызванные

адаптацией

стрессовые

реакции

надолго

нарушают

эмоциональное состояние ребенка.

По мнению психологов, у ребенка 3-4 лет адаптационный период длится 2-3

месяца.

А

если

период

длится

дольше,

то

родителям

приходится

консультироваться с психологом, чтобы как то помочь своему ребенку.

В возрасте 3-4 лет у ребенка все взаимосвязано: состояние его здоровья,

нервно-психическое, физическое развитие, эмоциональный настрой. Это

самый

такой

возраст

-

когда

ощущаются

изменения:

ребенок

сам

самостоятельно собирает или разбирает пирамидку, начал общаться со

сверстниками и взрослыми, задает первые вопросы: почему? куда? И это еще

далеко не все.

Развитие ребенка проходит и связано в основном с игрушками. Самое важное

занятие для ребенка – это игра. В детском саду педагоги проводят

образовательную деятельность в игровом порядке. И родители должны

понимать, что добиться желаемого можно через предложение: Давай

поиграем!

В игре ребенок знакомится с художественной литературой, окружающим

миром,

изобразительной

деятельностью,

конструированием.

С

игрой

развивается и речь ребенка.

41

Чтобы адаптационный период ребенка прошел без потрясений, педагоги

стараются по максимуму избавить новичков от травмирующих факторов.

Педагоги с первых же дней рекомендуют родителям в период адаптации к

детскому

саду

обучать

ребенка

дома

необходимым

навыкам

самообслуживания: кушать за столом аккуратно, пользоваться ложкой,

умываться, вытираться индивидуальным полотенцем, проситься в туалет.

Чтобы адаптация проходила благополучно, нужно ребенка приучать к

режиму дня. Педагоги должны объяснить родителям, что ребенку нужна

эмоциональная поддержка со стороны родителей. Снизить эмоциональную

нагрузку. Необходимо сделать выходной день своему ребенку в середине

недели, чтобы предупредить нервное истощение. Воспитатель рекомендует

родителям, чтобы в первый месяц посещения детского сада у них была

возможность не оставлять ребенка на целый день. Первая неделя посещения

детского сада ограничивался 2-3 часами, а позже ребенка можно будет

оставлять до обеда. Затем по рекомендации воспитателя оставлять ребенка на

целый день.

Очень часто родители сталкиваются с такими ситуациями, когда начался

адаптационный период:

-Ребенок плачет, каждый раз капризничает, когда приходит в сад. Если

родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, ребенок чаще

всего хорошо адаптируется к детскому саду.

- Ребенок заболевает с первых же дней посещения детского сада. Неделя в

садике, две - дома. Как известно, психическое и физическое развитие ребенка

они взаимосвязаны. Организм ребенка справляется с переживаниями и с

тревогой. Часто заболевают дети, которые не очень сильно капризничают. Но

если адаптационный период ребенка проходит сложно, организм ребенка

дает передышку и ребенок начинает заболевать.

Разные ситуации случаются между детьми и родителями в детском саду.

Родители должны знать, что ребенок своим поведением всегда что-то

говорит. Ребенок не все может сказать словами, но присмотревшись, можно

понять о его переживаниях, мыслях, чувствах.

Период привыкания - это не время для перевоспитания. Всегда надо помнить

о том, что никакой детский сад не заменит ребенку любовь родителей.

Удачи всем!

Приложение 10

42

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики рук у детей»

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не

все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой

моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и

упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим

подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения

кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий

важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики

кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой

моторики включает большое количество разнообразных движений: от

простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений

(например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш

разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет

предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным)

пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной

системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также

ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно

связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и

моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при

стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает

активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи

ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк,

который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о

готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то

ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и

рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и

воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у

каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша

неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу

совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие

игры.

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой

моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры,

игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

43

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития

мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и

массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых

маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с

удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие

доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

Разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь

книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому

можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и

формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их

пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра

формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу

рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую

моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку

в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их

пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-

нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует

найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и

проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий,

прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите

ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и

положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те

же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится.

Покажите малышу всю цепочку действий медленно, несколько раз и тогда он

обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро

44

надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку

другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок,

бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему

малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более

разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек.

Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и

расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук,

но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь

ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером

для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин,

глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой

ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет

горд, что помогает маме.

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий,

а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на

вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно

повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы

также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и

картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их,

делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и

пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития

мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых.

Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или

подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие

мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый

день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом

становятся плавными, четкими и скоординированными.

Приложение 11

Консультация для родителей

«Роль развивающих игр для детей 3 – 4 лет»

45

Что

нужно,

чтобы

ребёнок

рос

любознательным,

умным,

сообразительным?

Постарайтесь

прислушаться

к

малышу,

понять

особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные

возможности.

Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и

начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира

окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш

уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша

задача - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное

это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет,

расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает

ребёнка.

Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в

основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития

восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать

предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые.

Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные

особенности предметов, например на их назначение. Если это вызовет у

малыша затруднение, помогите ему.

Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного

рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и

различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где

запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком

взятой на себя роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной

памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие

мышления ребёнка. Для трёхлетнего малыша наиболее целесообразно

решение мыслительных задач, требующих раскрытия строения предметов и

их взаимного пространственного расположения. Следующая группа игр

ориентирована

на

развитие

творческих

способностей

ребёнка,

стимулирование его воображения. Малыш будет стремиться замечать

одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты

видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-

задания помогут научить ребёнка выделять количественные отношения

между предметами.

Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему,

оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко

46

справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот,

в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем

случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что

он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него

уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё

решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые

обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой

оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без

обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел

и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои

ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и

поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять

задания,

отделываясь

первым

попавшимся

ответом,

то

хорошо

бы

заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая

знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание,

ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд,

лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне,

потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно

важно при выполнении творческих заданий.

Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают

становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно следовать

намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к

другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть

сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов.

Интерес легко возникает (особенно, когда ребёнок видит новые и яркие

предметы), но также легко и пропадает.

Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните

три правила:

Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки,

с которыми будете проводить игры, чтобы к него не пропал интерес к ним.

Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние

предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

47

Правило

третье: пусть

игры

будут

достаточно

простыми

и

совсем

короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы

ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую -

и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.

Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это

школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника,

и

стойко

переносит

свои

неудачи.

Доброжелательность,

поддержка,

радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры

будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с

несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут

откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и

вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам

сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так играйте же вместе с

малышом!

Приложение 12

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

48

города Костромы «Детский сад № 34»

Конспект

развлечения для детей второй младшей группы на тему:

«Ладушки - ладошки»

Подготовили и провели

музыкальный руководитель и воспитатели:

Ирина Никтополеоновна Ковтун

Ольга Викторовна Крючкова

Ольга Николаевна Колмычкова

2014 год

Цель: создание праздничного настроения у детей и взрослых.

Задачи:

49

1.

Вызвать интерес и желание играть вместе

2.

Развитие мелкой моторики рук

3.

Воспитывать интерес к слову, движению, музыке

4.

Развивать слух, голос, музыкальную память, чувство ритма

Ход развлечения:

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем играть, но не с игрушками, а с

нашими ручками. Да-да, именно с ними (показывает ладошки). Покажите

мне ваши ручки.

(дети показывают)

Воспитатель: А знаете ли вы, как ласково можно назвать руки?

(ответы детей)

Воспитатель: Верно, ручки, реченьки, ладушки. Давайте их погладим и

скажем ласково: «Ладушки-ладошки»

(дети гладят свои руки)

Пальчиковая игра «Ладушки-ладошки»

Ладушки-ладошки - Поглаживают поочередно правую и левую

кисти рук

Звонкие хлопошки - хлопают в ладоши

Прыгали, скакали - хлопают по коленям

Деток забавляли - выполняют движение «фонарики»

Узелок вязали - круговые движения кулачками «моталочка»

с поворотом корпуса вправо

50

Узелок вязали - те же движения с поворотом корпуса влево

А потом… пропали - прячут кулачки в подмышки, скрестив руки

на груди

Где ручка правая? - смотрят через правое плечо

Где ручка левая? - смотрят через левое плечо

Что же мы наделали? - Берутся обеими руками за голову, горестно

покачивают головой

Да нет! Вот ручка правая - выставляют вперед правую руку

Вот ручка левая! - выставляют вперед левую руку

Снова наши ручки - хлопают по коленям

Прыгали, скакали

Деток забавляли - движения «фонарики»

Узелок вязали - круговые движения кулачками «моталочка»

с поворотом корпуса вправо

Узелок вязали - те же движения с поворотом корпуса влево

А потом устали - опускают руки вниз

И легли на подушку - соединяют ладошки вместе перед собой

Под правое ушко - ладошки подносят к правому уху, слегка

наклоняют голову

Баю-баю, баю-бай - дети покачиваются вправо и влево

Поскорее засыпай

Баю-баю, баю-бай - дети приподнимают голову с «подушки»

Снова глазки открывай и открывают глаз

Воспитатель: Все ли детушки поспали?

А сны сладкие видали?

51

Мы не станем больше спать,

Лучше мы пойдем гулять!

Песня «Топ-топ, ножки»

(сл. О.Громова, Т.Прокопенко, муз.И. Бодраченко)

Исполняют: воспитатели и дети

1.

Малыши, малыши, дети, взявшись за руки парами

Все шагают в ряд идут по залу

На прогулку вышел

Целый детский сад

Топ, топ ножки

Прямо по дорожке.

Топ, топ, малыши,

Все мы хороши

2.

Ярче, ярче, солнышко дети останавливаются, поднимают

С неба нам свети. руки вверх и покачивают ими

Помогай нам, солнышко, вправо-влево

Побыстрей расти

3.

Топ, топ, ножки. Дети снова, взявшись за руки

Прямо по дорожке. Парами идут по залу

Топ-топ, малыши

Мы уже пришли

Воспитатель: Хорошо шагали Дети раскрывают ладошки

Да чуть-чуть устали

На лужайке посидим

Да на ручки поглядим

52

Пусть расскажут пальчики Приставляют ладоши к

Голове «заячьи ушки»

Сказку нам…про зайчика

Хотите, малыши, сказку про зайчика послушать?

(ответы детей)

Воспитатель: А может мы ее с вами вместе расскажем? Согласны? Итак,

сказка начинается.

Пальчиковая игра «Сказка про зайку»

Стоит домик на опушке Соединяют кончики пальцев, локти в

стороны – крыша «домика»

Домик зайки длинноушки приставляют руки к голове – «ушки зайца»

Смотрит заинька в окно соединяют руки в кольцо над головой,

кончики пальцев соединены – «окно»

Не идет ли в гости кто? Ставят кулачки под подбородок – «ждет»

В гости к зайкиной избушке

Идут разные зверюшки! Разводят кулачки в стороны

Прискакали две лягушки Сгибают руки в локтях, пальцы раздвинуты -

«лягушачьи лапки»

Две зеленые квакушки встают и прыгают на 2-х ногах, руки в

стороны, пальцы растопырены

Ква-ква

Идет козлик бородатый Дети ходят по залу, руки перед грудью

Ме-ме-ме это «копытца»

За ними котенька усатый Приставляют указательные пальцы к лицу

53

Мяу-мяу и разводят локти в стороны – «усы котика»

Принесли зверюшки зайке Прыгают, приставив ладони к голове, «уши»

Барабан бум-бум,

бам-бам Ритмично поднимают и опускают указательные

пальцы – «барабанные палочки»

Колокольцы-бубенцы выполняют «фонарики»

Дзынь-дзынь

Ай, зверята, молодцы протягивают руки вперед

Получай подарки, зайка, прижимают ладоши к груди

Для гостей ты поиграй-ка! «просим зайку»

Зайка весело играет указательными пальцами – «палочками»

Вот так, вот так Изображают игру на барабане

Всех зверюшек потешает качают головой вправо-влево

Вот так, вот так.

Воспитатель: Наши пальчики играли показывают пальцы рук

А теперь они устали опускают руки

Отдохнуть и нам пора прижимают ладони к груди

До свидания. Пока машут рукой

Дети уходят.

Приложение 13

Рефлексия проекта.

54

1.

Дети адаптировались к новой группе.

2.

Сформированы координированные движения пальцев рук у

большинства детей.

3.

Развита мелкая моторика пальцев, кистей рук у большинства детей.

4.

Речь детей стала более развита.

Презентация: представление и защита проекта на педагогическом совете.

Приложение 14

55

ФОТООТЧАЕТ

Приложение 15

Литература:

1.

Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей в

условиях детского сада (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик

и др.; Сост. Е. В. Соловьева).

2.

Растим малыша 3-4 лет ,Лункина Е.Н. М. - :ТЦ Сфера, 2008.

3.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста:

книга для воспитателя детского сада, Богуславская З.М.Смирнова

Е.О.– М.: Просвещение, 1991г.

4.

Музыкальные игры в детском саду, И.Бодраченко, издательство

«Айрис- Пресс», Москва, 2009

5.

Песня

«Топ-топ,

ножки»

муз.

И.Бодраченко,

сл.О.Громова,

Т.Прокопенко.

6.

Интернет ресурсы.

56



В раздел образования