Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве: Экологические здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве"


Автор: Первий Игорь Сергеевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации»
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве: Экологические здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве"
Раздел: полное образование





Назад




Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Санкт-Петербургский кадетский военный корпус

Министерства обороны Российской Федерации»

Здоровьесберегающие технологии в образовательном

пространстве:

Экологические здоровьесберегающие технологии

в образовательном пространстве.

Автор-составитель:

воспитатель-И.С.Первий

Санкт-Петербург

2021г.

Экологические

здоровъесберегающие

технологии

направлены

на

создание

экологически

оптимальных

условий

жизни

и

учебной

деятельности

учащихся,

гармоничных взаимоотношений с природой. Они позволяют перенести учащегося из

виртуального

компьютерного

мира

высокотехнологичной

среды

образовательной

организации в реальный мир. Обеспечить для учащихся полноценные природосообразные

рекреационные условия. В образовательной организации это обустройство прилегающей к

ней территории, комнатные растения в классах, рекреациях, участие в природоохранных

мероприятиях.

1. Обустройство территории учебного заведения

Благоустройство и озеленение территории учебного заведения (далее – территории)

очень важный и ответственный процесс.

Под благоустройством и озеленением территории подразумевается обеспечение

благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и

развлечений учащихся, создание эстетичного вида территории. Окруженная зеленью и

оформленная территория не только воспитывает чувство прекрасного, бережное отношение

к природе, а также способствует общению, психологической разгрузке учащихся, снятию

стрессов, создает условия для повышения двигательной активности, снятию зрительного

напряжения, профилактике заболеваний дыхательной и сердечнососудистой систем, что

приобретает особое значение в условия высокотехнологичной среды образовательного

учреждения.

Благоустройство территории необходимо начать с ее детального исследования. На

этом этапе проводят необходимые замеры, выясняют состав и тип почвы, а также

определяют состояние построек. К работе над проектом обустройства территории можно

привлечь самих учащихся, объявив конкурс на лучший дизайн-проект. Ландшафтные

дизайнеры смогут ознакомиться с пожеланиями учащихся. Такой подход широко

практикуют за рубежом, где на прилегающей к учебному заведению территории можно

встретить продукты творческой деятельности учащихся.

Территорию необходимо разделить на необходимые функциональные зоны, между

которыми предусмотрены границы в виде дорожек, клумб, деревьев, живой изгороди и

прочих элементов дизайна. Учебное заведение может быть окружено деревьями и

кустарниками в виде живых изгородей. Желательно высеять газон и создать открытую

зеленую площадку-лужайку, удобную как для отдыха, так и для проведения уроков на

свежем воздухе. Уместными будут и беседки, урны, лавочки и осветительные приборы.

Для озеленения можно использовать дикий виноград, отлично подходят также

жимолость вьющаяся, гортензия, лимонник, клематис и прочие. На клумбах можно

высадить яркие бархатцы, астры, рудбекию, хризантемы и многие другие растения. На

территории выгодно смотрятся цветущие растения, высаженные в контейнеры и вазоны.

Среди

кустарников

и

деревьев

отдают

предпочтение

зарослям

сирени,

аронии

черноплодной, лиственницам.

Благоустройство территории предусматривает наличие спортивной площадки с

беговыми дорожками и зонами для проведения командных игр (футбол, баскетбол,

волейбол) с соответствующим спортивным инвентарем (корзины для мячей, футбольные

ворота, турники и пр.). Спортивные площадки должны быть удобными не только для

проведения уроков по физкультуре, но и для отдыха учащихся во время перемен, где у них

будет возможность подвигаться, размяться на различных тренажерах после длительно

нахождения в учебном классе или компьютерным столом.

Активный отдых для учащихся очень важен, поскольку большую часть своего

времени они проводят, находясь в учебных кабинетах.

Пристальное внимание необходимо уделить месту для игровой зоны, при

оформлении которой нужно учитывать потребности различных возрастных групп. Для

учащихся младших классов, например, необходимо установить качели, горки, карусели и

др., а для старшеклассников - те же скамейки, беседки и засеянные мягкой травой газоны.

Желательно предусмотреть, чтобы на игровой площадке и прилегающей к ней территории

не было канализационных люков, электрощитов, мусорных баков и прочего, что в той или

иной степени может угрожать жизни и здоровью ребенка.

Зеленые насаждения нужно подбирать осторожно: они не должны быть аллергенами,

быть ядовитыми и иметь шипы и колючки.

Перед

главным

входом

нужно

оборудовать

широкую,

ровную,

лучше

асфальтированную площадку, удобную для проведения различного рода мероприятий.

2. Комнатные растения в классах, рекреациях.

По данным ВОЗ загрязнение воздуха в закрытых помещениях до четырех раз

превышает показатели открытого воздуха. Если помещение не проветривается, эти

показатели могут возрасти многократно. Возникает так называемый болезненный синдром

помещений:

учащиеся

начинают

быстро

уставать,

чувствовать

головную

боль

и

головокружение. Закрытые помещения являются благоприятной средой для развития

разного рода болезнетворных бактерий. По данным Роспотребнадзора Российской

Федерации, в воздушной среде жилых и общественных зданий наибольшую опасность

представляют формальдегиды, фенол, бензол, стирол, этилбензол, толуол, альдегиды,

аммиак, оксиды азота и углерода. Малые дозы фитонцидов оказывают благоприятное

влияние на организм, а большие являются ингибиторами и отрицательно влияют на

здоровье и самочувствие учащегося. Различные виды фикусов, драцены, каланхое,

хлорофитум, различные виды бромелиевых растений могут аккумулировать из атмосферы

вредные химические вещества (серу, азот, углерод, некоторые металлы) и их соединения.

Правильно подобранные и расположенные в помещении растения создают экологически и

психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение учащихся,

придают помещению своеобразный колорит и создают уют.

Взаимодействие учащегося с живыми растениями в учебных кабинетах и рекреациях

глобально важно. Оно позволяет уменьшить напряженность, снимает стрессовые ситуации,

тренирует координацию, повышает концентрацию внимания, а также учит бережному

отношению к природе. Растения насыщают кислородом воздух в помещении и очищают его

от пыли, тем самым способствуя укреплению здоровья детей. Особое внимание необходимо

уделить подбору растений, необходимо помнить, что для детских учреждений очень важно,

чтобы растения не были ядовитыми и не имели острых колючек и шипов, способных

поранить ребенка.

3. Влияние комнатных растений на микроклимат учебных помещений и

здоровье учащихся.

Комнатные растения являются одним из факторов создания здоровьесберегающей

среды (микроклимата) учебных кабинетов в любом учреждении.

Микроклимат - комплекс физических факторов внутренней среды помещений,

оказывающий влияние на тепловой обмен организма и здоровье человека.

К микроклиматическим показателям относятся температура, влажность и скорость

движения воздуха, температура поверхностей ограждающих конструкций, предметов,

оборудования, а также некоторые их производные (градиент температуры воздуха по

вертикали и горизонтали помещения, интенсивность теплового излучения от внутренних

поверхностей).

Оптимальные микроклиматические условия - это такое сочетание параметров

микроклимата, которое при длительном и систематическом воздействии на человека

обеспечивает ощущение теплового комфорта и создает предпосылки для высокой

работоспособности.

Допустимые микроклиматические условия - это такие сочетания параметров

микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на учащегося

могут вызвать напряжение реакций терморегуляции и которые не выходят за пределы

физиологических приспособительных возможностей. При этом не возникает нарушений в

состоянии здоровья, не наблюдаются дискомфортные теплоощущения, ухудшающие

самочувствие и понижение работоспособности.

Оптимальные параметры микроклимата в помещениях обеспечиваются системами

кондиционирования воздуха, а допустимые параметры - обычными системами вентиляции

и отопления.

В настоящее время учеными установлено, что кроме эстетических свойств, растения

обладают еще одной полезной функцией - комнатные растения улучшают состав воздуха,

очищают

атмосферу,

что

благотворно

влияет

на

наше

самочувствие

мозговую

деятельность. Воздушная среда городских квартир и, в особенности, учебных кабинетов

далеко не идеальна. Помимо обычной пыли, часто воздух помещений имеет повышенное

содержание химических соединений, выделяемых стройматериалами, мебелью. Кроме того,

воздушная среда содержит условнопатогенные микроорганизмы, такие как стафилококк,

микроскопические плесневые грибы. Эти организмы, попадая в благоприятные условия на

слизистых оболочках верхних дыхательных путей, могут вызвать острые респираторные и

аллергические заболевания. Растения же часто служат фильтром вредных веществ, являясь

детоксикаторами и ионизаторами воздуха. Среди всего их многообразия комнатных

растений, есть те, которые отчищают воздух от токсинов, а, следовательно, улучшают

микроклимат помещений.

4 Комнатные растения

Параметры выбора цветов для учебного заведения

Чаще всего именно вид цветка становится главным мотивом при его приобретении.

Перед покупкой цветов в класс следует изучить информацию о цветке. При выборе

растения нужно учитывать данные о важных свойствах цветов.

1.

Безопасность комнатных цветов для детей

Следует убедиться, что растение не является ядовитым, не способно вызывать

аллергических реакций.

2.

Неприхотливость растения и простота ухода за ним

К уходу за комнатными цветами в учебном заведении приобщают детей. Учащиеся,

под руководством педагога ухаживают за растениями.

3.

«Оздоравливающее» воздействие на атмосферу помещения

Учебный класс — помещение с ежедневной наполняемостью группами детей.

Причем за день таких групп сменяется несколько. Будет полезным развести такие цветы в

учебном заведении, которые смогут благотворно влиять на атмосферу. В учебных

кабинетах особенно ценятся растения, которые влияют на:

снижение излучения от электромагнитных волн,

повышение уровня влажности;

очищение воздуха от выделяемых различными пластиками вредных веществ;

антибактериальную обработку окружающей среды

Выбор растения

Задумываясь, какие цветы можно в учебном заведении развести, нужно отдать

предпочтение одной из следующих групп.

Декоративно-лиственные

Красивые растения с оригинальной формой и окраской листьев преобразят любой

кабинет. Впишутся в интерьер класса:

аспидистры, хорошо себя чувствующие в тени;

драцены и гинуры, очищающие воздух от вредных веществ;

толстянки, привлекательные своей оригинальностью;

сансевиерии, нетребовательные и неприхотливые.

Красивоцветущие

Но ведь помимо полезных растений, хочется и красивых, настоящим украшением

станут представители красивоцветущих:

веселые бальзамины,

нежные разноцветные сенполии, которые мы чаще называем просто

фиалками,

пеларгонии

, не только радующие глаз, но одновременно оказывающие

бактерицидное воздействие.

Ампельные

Для оформления стен и простенков между окнами идеально подходят висящие

ампельные растения:

хлорофитумы, совмещающие декоративные свойства с выполнением

обеззараживающих функций,

сциндапсусы с блестящими глянцевыми листьями;

бордовые гинуры,

традиционные традесканции,

вечнозеленые филодендроны.

Вьющиеся

В классных комнатах можно расположить также вьющиеся растения:

плющ, который пользуется особой любовью всех цветоводов из-за своей

неприхотливости,

ажурные аспарагусы, выполняющие важную миссию очищения воздуха в

классе.

Луковичные и клубневые

Луковичные и клубневые цветы в классе, в учебном заведении смогут порадовать

юных цветоводов и их наставников ярким цветением:

эффектные гиппеаструмы,

красочные глоксиньи.

Конечно, не следует размещать в одном помещении все цветы из этого списка.

Чувство меры подскажет, сколько растений хорошо впишутся в интерьер учебной

комнаты, оставляя основное пространство помещения ее хозяевам — учащимся и их

педагогу.

Как бы не были красивы цветы, но не все растения подходят для учебных заведений.

Растения, содержащие ядовитый для кожи сок.

Сок некоторых растений содержит вещества, которые при соприкосновении с кожей

человека могут вызвать болезненные реакции. К таким растениям относятся диффенбахии,

монстеры, спатифиллумы, молочаи, цикламены и др.

Растения с плодами, шипами или иглами

Не рекомендуется держать в помещениях, предназначенных для детей, растения, у

которых есть яркие плоды: паслены, перцы, фатсии, полисциасы и др. Нежелательны также

разнообразные кактусы, острые иглы которых могут травмировать ребенка.

Растения с сильным ароматом, вызывающие аллергические реакции

Некоторые комнатные растения в период цветения выделяют сильный аромат. Они

могут спровоцировать приступ аллергии или астмы, вызвать сильную головную или

сердечную боль. Поэтому в учебном заведении держать такие растения нельзя. В эту

группу входят представители кутровых: олеандры, адениумы, строфантусы и др.

По этой же причине нужно быть внимательными при выращивании пеларгоний и

гераней. Эти цветы иногда вызывают аллергию у некоторых людей, хотя у большинства

такой реакции не возникает.

Санитарные нормы, касающиеся размещения растений

Помещения, в которых обучаются дети, должны соответствовать ряду требований:

На подоконниках не должны стоять комнатные растения. Дело в том, что

они загораживают солнечный свет. Ведь детям необходимо хорошее освещение, чтобы они,

не напрягая зрения, могли делать записи в тетрадь или читать учебники;

Санитарные правила гласят, что растения обязаны находиться в переносных

цветочницах. Также их можно пересадить в подвесные кашпо и повесить на межоконные

простенки;

Емкости для цветов не должны быть тяжелыми и наполнены большим

количеством почвы. Ведь во время уборки класса учащиеся должны без особых усилий

снять кашпо с цветами, чтобы протереть листья.

Педагоги и флористы давно подметили, что озеленение классов и рекреаций

благотворно сказывается на умственной и физической активности учащихся. Живой уголок

обогащает закрытые помещения кислородом, очищает воздух от формальдегида, бензола и

других вредных веществ, наглядно показывает важность бережного отношения к природе, а

также способствует эстетическому воспитанию ребенка.

Вестибюль

Учебное заведение начинается с вестибюля, именно здесь задается ритм и

настроение на весь день. Как правило, администрация учебного заведения именно на этой

площадке разбивает зеленый уголок. И это правильно. Но какие цветы здесь чувствуют

себя комфортно? Рекомендуемые для этого помещения цветы- крупные и неприхотливые

растения, которые не боятся сквозняков и не нуждаются в ярком солнечном свете (пальмы;

драцены; фикусы; монстера; сансевиерия; аспидистра и др.).

5. Участие в природоохранных мероприятиях

Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач

общества и образования. Очень важно закладывать с детства бережное, заботливое

отношение к природе, желание беречь ее.

Современная критическая экологическая ситуация, когда исчезает естественная

красота природы, ухудшаются условия местообитания человека, заставляет общество

задуматься о будущем.

“Все большее число специалистов склоняются к мнению, что главная причина

экономического кризиса кроется не только в отсталых технологиях, малоэффективной

природоохранной деятельности и несовершенстве законодательства, но в крайне низкой

культуре людей”. (Дежникова Н.Н.)

Воспитание экологической культуры – одно из основных средств выхода из

экологического кризиса, на грани которого находиться наша Земля.

Важнейшая форма экологического образования учащихся - практическое участие их

в той или иной природоохранной деятельности. Организация и проведение акций -

действенный инструмент педагогики сотрудничества, объединения различных социальных

групп в созидательной деятельности, развития социального партнерства. Какой бы характер

не носила природоохранная акция, она является наиболее привлекательной формой работы

в процессе воспитания гражданской ответственности, т.к. воздействует на все сферы

сознания личности учащегося: интеллектуальную, эмоциональную, волевую.

Природоохранные

акции

позволяют

эффективно

организовать

различную

практическую социально-значимую деятельность в природе (исследования состояния

окружающей

среды

и

ее

компонентов,

уход

за

ландшафтом

и

агитационно-

пропагандистскую работу).

Опыт показывает, что участие в практических природоохранных мероприятиях

позволяет молодым людям лучше адаптироваться в обществе, создает стимул для их

личностного роста и творческого саморазвития. Осознавая свою причастность, пусть к

небольшому, но значимому для общества и природы делу, учащиеся не только решают

конкретные природоохранные задачи, но и находят новых друзей, учатся общаться в

коллективе,

приобретают

новые

навыки

и

умения.

Трудовая

деятельность

природоохранного характера на практическом уровне обогащают опыт эмоциональных

переживаний учащихся разных возрастных категорий, способствуя становлению опыта

поведения в природных условиях. Таким образом, практическая природоохранная

деятельность является необходимым условием формирование экологической культуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 686 от 11 июля 1996 года

принято решение о ежегодном проведении на территории России с 15 апреля по 5 июня

Дней защиты от экологической опасности под девизом: “Экология – безопасность – жизнь”.

В рамках этих дней особо отмечается:

22 апреля – День Земли;

26 апреля – День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах;

1 июня – День защиты детей;

5 июня – День охраны окружающей среды.

Развитие экологического миропонимания и формирования экологической культуры

детей необходимо начинать на самых ранних этапах жизни.

Природоохранные

акции

позволяют

эффективно

организовать

различную

практическую социально-значимую деятельность в природе (исследования состояния

окружающей

среды

и

ее

компонентов,

уход

за

ландшафтом

и

агитационно-

пропагандистскую работу).

В наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за

состоянием окружающей среды, владение учащимися практическим опытом созидательной

деятельности. Для того чтобы учащиеся учились любить природу, восхищались ее

красотой,

учились

защищать

и

бороться

за

ее

сохранение

ведется

активная

природоохранная деятельность. Эта деятельность в учебных заведениях занимает особое

место и включает в себя: природоохранные рейды, направленные на выявление нарушений;

сбор и распространение экологической информации о близлежащих экосистемах;

вовлечение учащихся и населения в природоохранную деятельность и экологическое

просвещение населения. Постепенно накапливается местный краеведческий материал,

который необходим, так как это знания о крае, в котором родились и жили наши предки,

где растѐт и живѐт наше поколение и будет расти и жить следующее поколение. Валентин

Распутин в своем произведении «Чувство Родины» пишет: « Малая родина даѐт нам

гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из

детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от вырастившей

нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые

прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее… природа

родного края отчеканивается в наших душах навечно».

Внеклассные экологические мероприятия должны проводиться обязательно. Ведь

это отличный способ, посредством которого преподаватели могут оказывать на учащихся

воспитательное воздействие в интересной для них форме. Почему важно затрагивать

экологию? Потому что она представляет собой науку о взаимоотношениях живых существ

между собой и природой. И так как в этой системе важное место занимает человек, то тему

нельзя обойти вниманием.

ФГОС

Пару слов хотелось бы сказать о стандартах, в соответствии с которыми в

обязательную программу и были включены экологические мероприятия.

По ФГОС одна из задач образовательной системы заключается в формировании

духовно-нравственной личности. И воспитание в данном плане очень многогранно по

содержанию. Оно включает привитие учащимся гордости за свой народ, рассказ о

различных ценностях, а также донесение до учащегося сути того, что они являются

неотъемлемой частью этого мира. Поэтому цель образовательно-экологической программы

– сформировать у учащихся культуру, которая в дальнейшем будет проявляться в их

отношении к здоровью, окружающей среде, а также в соблюдении моральных норм в

системе ценностных ориентаций. Потому что все они – будущие члены общества. И лишь

люди с правильным мировоззрением, касающимся нашей природы, способны вывести

планету из той катастрофической ситуации, в которой она сейчас пребывает. Поэтому так

важны экологические мероприятия в учебном заведении. Названия отражают саму их суть:

уроки доброты и мышления, экоэкскурсии, клуб исследователей природы, лаборатория

юного эколога. На самом деле способов заинтересовать учащихся природой - масса.



В раздел образования