Напоминание

Основные требования к организации и дозированию домашнего задания


Автор: Пахова Татьяна Михайловна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Лешуконская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Архангельская область, с. Лешуконское
Наименование материала: выступление на педсовете
Тема: Основные требования к организации и дозированию домашнего задания
Раздел: полное образование





Назад




Основные требования к организации и дозированию домашнего задания.

Домашнее задание,

отношение к нему

учеников, родителей, учителей весьма неоднозначное.

Наиболее остро проблема домашнего задания обострилась во время дистанционного обучения в

конце прошлого учебного года. Почему ученики не выполняют домашнее задание? Что задавать?

Как задавать? С какой целью? Для чего задавать? Нужно ли всем одинаковое домашнее задание? Как

часто и вообще нужно ли его проверять? Если ребёнок не выполнил домашнее задание, это «2»?

Список вопросов можно продолжать и продолжать. Эти вопросы задавал себе, я думаю, каждый из

здесь сидящих. Проблема «домашнее задание» не новая. Так, Лев Толстой, посчитав, что домашние

задания – это испорченный вечер ученика и его родителей, отменил их в своей Яснополянской

школе. А вот Константин Ушинский доказывал целесообразность домашних заданий лишь после

специальной подготовки школьников к их выполнению.

Наша задача на педсовете проанализировать роль домашнего задания в современном образовании и

обобщить опыт наших педагогов по этому вопросу.

Начнем с определения. Домашняя учебная работа – форма организации учебного процесса;

самостоятельная учебная работа учащихся по повторению и более глубокому усвоению изучаемого

материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований,

совершенствованию учебных умений и навыков, выполняемая вне класса без непосредственного

руководства учителя, но под его опосредованным влиянием ( Словарь по педагогике. / Г. М.,

Коджаспирова,

А.

Ю.,

Коджаспиров

М.:

ИКЦ

«МарТ»,

2010.-

456с.)

Домашняя учебная работа школьников является важной составной частью процесса обучения и

является одной из существенных форм его организации. От того, насколько успешно ученик

выполняет домашнее задание, часто зависит и успешность обучения в целом.

Основными документами, регламентирующими объем (дозировку) домашнего

задания на сегодня, являются:

1. Конвенция о правах ребенка, которая закрепляет за ним право на отдых и досуговую

деятельность. Необходимо учитывать данный факт при задавании на дом. Рекомендуется

тщательно следить за объемом домашнего задания, учитывать выходные и каникулярные дни, а так

же периоды заболевания детей.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»:

Закон определяет каникулы как плановые перерывы при получении образования для отдыха или

иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным

учебным графиком.

В соответствии с этим законом образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в

полном объеме образовательных программ. Соответственно учащиеся обязаны добросовестно

осваивать образовательную программу, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям,

выполнять задания ( в том числе и домашние), данные педагогическими работниками в рамках

образовательной программы.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об

утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к

условиям воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодежи». Эти СанПины

вступили в силу с 1 января 2021 года. В

новых СанПинах нет

конкретики по нормам

продолжительности выполнения домашнего задания учащимися, поэтому обратимся к предыдущим

Сан Пин:

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его

выполнение не превышали (в астрономических часах):

2-3 классы – 1,5ч

4-5 классы – 2ч.

6-8 классы – 2,5ч.

9-11 классы – до 3,5ч.

Рассмотрим основные виды домашнего задания.

По своим частным целям домашние задания можно разделить на следующие виды:

а) задания для повторения и закрепления теоретических знаний; - например: прочитать параграф 1 и

2, ответить на вопросы после параграфа.

б) задания для обобщения изученного учебного материала; - § 22, 23; З (§ 22) - № 1,7 - п;

подготовиться к К/Р, повторить тему "Динамика"

в) задания для выработки прочных умений и навыков в решении задач - п.31, №7,8, 14-а

г) домашние задания для подготовки учащихся к очередной теме или уроку – в ходе подготовки к

педсовету вам было дано домашнее задание - узнать, кому принадлежат интересные мысли о

домашнем задании. Задание было дано в пятницу 5 февраля, сдать надо было не позднее 10 февраля.

Выполнили задание только 21 педагог, причем из них два выполнили, не всё верно и один педагог

выполнил не все. Прежде чем спрашивать с других, давайте научимся спрашивать с себя. И если мы

с вами не отличаемся исполнительностью, то давайте будем снисходительны к ученикам. Некоторые

высказывания

заставляют

задуматься.

Высказывание

Надежды

Константиновны

Крупской

"Задавание на дом уроков — палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может

приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к

выполнению обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учебе, обманывать". Я

считаю, что очень это высказывание актуально и сейчас, хотя это выдержка из статьи …. Кто помнит

какого года статья? 1931 года, статья «МЕТОДИКА ЗАДАВАНИЯ УРОКОВ НА ДОМ». Если мы

пятиклассникам задаем на дом п. 29-35 (31 страницы), подготовиться к проверочной работе, то о

каком методически грамотном подходе к домашнему заданию идет речь.

Продолжаем дальше рассматривать виды домашнего задания. По своему характеру домашние

задания могут быть:

а) теоретические;

б) практические;

в) решение конкретно-практических задач.

По срокам выполнения домашние задания делятся на такие виды:

а) одноурочные задания, которые необходимо выполнять к следующему уроку;- что чаще всего и

бывает.

б) длительные задания, выполнение которых рассчитано на срок от недели и более;- подготовиться к

зачету.

в) задания с неопределенным сроком выполнения – решить задачи по такой-то теме, сдавать по мере

решения.

Домашние задания должны иметь развивающий характер, поэтому в объем домашней работы

необходимо

включать

задания

на

понимание

всеми

детьми необходимости

постоянно

приобретать знания, на развитие готовности к самообразованию, на развитие у учащихся

творческих способностей, на формирование научного мировоззрения, метапредметных умений.

Домашнее задание может быть дано лишь при условии его доступности и подготовленности

учащихся к его самостоятельному выполнению в ходе предшествующих занятий. Если новый

материал на уроке плохо понят, то учитель не может требовать, чтобы учащиеся выучили его к

следующему уроку или выполнили дома соответствующую письменную работу, так как при этом

основная тяжесть усвоения переносится на домашнюю работу, что недопустимо.

Именно не

усвоенный на уроке материал у большинство учеников нашей школы вызывает трудности при

выполнении домашнего задания. Это выяснилось в ходе анкетирования учащихся 5-11 классов

нашей школы.

Для успешного усвоения планируемых результатов необходимо использовать большой

дополнительный

материал,

обращаться

к

справочникам, первоисточникам, предварительно

проводить наблюдения и т. д. Сюда можно отнести

подготовку рефератов, докладов, создание презентаций, работу над исторической

справкой, по изготовлению оборудования, конспектирование и т. д. – почти все наши педагоги

такую работу проводят.

Давая задание ученикам на дом, мы должны делать не только прикидку времени, требуемого для

выполнения домашней работы средним учеником, но и учитывает индивидуальную подготовку

каждого: домашнее задание для слабых учеников не должно быть осложнено, чтобы они могли

сосредоточиться на одном и разобраться в главном – у нас в школе 48 детей с ОВЗ; в то же время

можно

увеличить объем задания сильному ученику,

но

обязательно

точно указать,

что

дополнительно должны сделать учащиеся. Домашнее задание по каждому предмету должно быть

строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам. Необходимо

учесть и то обстоятельство, что существует определенная динамика работоспособности в течение

недели: понедельник – период включения; вторник, среда – период оптимальной работоспособности,

четверг и последующие дни – период спада. Это особенно необходимо учитывать, задавая домашние

задания особенно по русскому языку и математике, т.к. эти предметы есть каждый день.

Родители и дети должны четко знать основные гигиенические требования, касающиеся

выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и

продолжительность

занятия,

сосредоточенность

при

их

выполнении.

Об этом надо говорить на родительских собраниях с родителями и на классных часах с учащимися.

И говорить об этом надо ежегодно, т.к. многое забывается и трудность домашних заданий

увеличивается класс от класса.

В последнее время проблема домашних заданий стала наиболее актуальной. Миллионы школьников

по всей стране без зазрения совести используют сегодня Интернет для выполнения домашних

заданий. Конечно, от домашнего задания отказываться не следует, но замотивировать учеников на

самостоятельное выполнение, предлагать на дом творческие задания, не предусмотренные учебной

литературой, использовать интерактивные пособия это в нашим с вами силах. И мои содокладчики

поделятся с вами опытом задавания домашнего задания и его проверки.

Рекомендации по дозированию домашнего задания.

Необходимо:

– на объяснение домашнего задания отводить не менее 1–2 минут от урока;

– осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания;

– предупреждать учащихся о возможных затруднениях;

– включать в содержание домашнего задания работу над ошибками;

– осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания;

– проверять наличие записей домашнего задания в дневниках учащихся;

– давать для работы дома задания, подобные которым выполнялись на уроке;

– при выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объем;

– систематически проверять домашнюю работу учащихся;

– учитывать нормы продолжительности домашней подготовки к урокам.



В раздел образования