Напоминание

"Использование на уроках татарского языка и литературы приемов ТРИЗ (теории решения исследовательских задач) и РКМ (технологии развития критического мышления)".


Автор: Исмагилова Гузалия Ильтзаровна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ " Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С."
Населённый пункт: город Тетюши
Наименование материала: статья
Тема: "Использование на уроках татарского языка и литературы приемов ТРИЗ (теории решения исследовательских задач) и РКМ (технологии развития критического мышления)".
Раздел: среднее образование





Назад




Использование на уроках татарского языка и литературы приемов ТРИЗ

(теории решения исследовательских задач) и РКМ (технологии развития

критического мышления).

Использование на уроках татарского языка и литературы приемов ТРИЗ (теории

решения исследовательских задач) и РКМ (технологии развития критического

мышления) приобретают особую актуальность.

Таким образом, здесь используются различные приемы ТРИЗ и РКМ технологий:

«Мозговой

штурм»,

«Метод

контрольных

вопросов»,

«Синквейн»,

«Лови

ошибку»,

«Загадка»,

«Круги

Эйлера»,

игра

«Как

вы

думаете»,

«Инсерт»,

«Кластер»,

«Дерево

предсказаний»,

«Оживи

картину»,

«Зигзаг»,

«Чтение

с

остановками», игра «Да – нет», «Круги по воде», «Верно – не верно», «Словарная

карта».

Технологии (теории решения исследовательских задач) и (технологии развития

критического мышления позволяют не только умело овладеть информацией, но и

критически её оценить, осмыслить, применить.

Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся

знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить,

что помнят ребята по данной теме, можно использовать приём «инсерт».

Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом учащиеся

делают на полях пометки: «V» – знаю, «+» – новое для меня, «-» – думал иначе,

«?» – не понял, есть вопросы.

Затем

результаты

этой

работы

обсуждаются

всеми

учениками.

Этот

приём

помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся

задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них

системе знаний.

На

уроках

татарской

литературы

предусмотрено

знакомство

с

текстами,

посвящёнными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа редко вызывает

интерес учащихся, но она по-своему нужная и важная. В таких случаях мы

прибегаем к приёму, позволяющему высказать свою точку зрения на человека,

«синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1.

В

первой

строке

тема

называется

одним

словом

(обычно

существительным).

2.

Вторая

строка

это

описание

темы

в

двух

словах

(двумя

прилагательными).

3.

Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя

словами.

4.

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая

отношение к теме.

5.

Последняя

строка

это

синоним

из

одного

слова

(или

словосочетание), который повторяет суть темы.

Например, после знакомства в 9 классе с текстом, посвященным Каюму Насыри,

обучающиеся представили создателя первого учебника по русскому языку для

татар и первого татарско-русского словаря следующим образом:

Просветитель

Эрудированный, знающий языки

Переводил, создавал, исследовал

Окончил Казанский государственный университет

«Словарная карта». Этот прием используется для повышения эффективности

усвоения новой лексики и закрепления пройденной.

К работе со словарными картами мы приступаем с самого начала учебного года.

Во

всех

классах

у

учеников

появляются

серьезные

проблемы

с

чтением

и

выполнением

перевода

на

понимание

прочитанного.

Поэтому

пополнение

словарного запаса становится неотъемлемой частью нашей повседневной работы

и

для

того

чтобы

облегчить

работу

с

текстом

мы

с

учащимися

заполняем

словарные карты.

новое слово

П перевод

синоним

А антоним

Сло слово-

сочетание

П предложение

Этот прием можно использовать как на уроке татарского языка при изучении тем

«Существительное», «Прилагательное», так и на уроках литературы, заполнять

ее как на уроке, так и самостоятельно при прочтении текста дома.

«Мозговой

штурм»

(метод

«дельфи»)

это

метод,

при

котором

принимается

любой ответ учащихся на заданный вопрос.

Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и

записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать,

что от них не требуется обоснований или объяснений ответов [3].

Применяется «Мозговая атака», когда нужно выяснить информированность или

отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму

работы для получения обратной связи. Например (темы для обсуждения):

1.

Герой сказки Г. Тукая Шурале положительный или отрицательный

герой?

2.

Жизнь без прилагательных. Все за и против.

После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени,

в

среднем

4–5

минут),

необходимо

обсудить

все

варианты

ответов,

выбрать

главные и второстепенные.

«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:

- обсуждения спорных вопросов;

- стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;

- сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;

- выяснения информированности или подготовленности аудитории.

Прием «Оживи картину» является универсальным для систематизации знаний.

Фантазия при работе над «оживлением» картины столь безгранична, что можно

смело

говорить

о

развитии

творческого

мышления

учащихся.

Суть

приема

заключается

в

том,

что

учащимся

предъявляется

какая-либо

картина

и

предлагается

ответить

на

серию

вопросов

о

мыслях

и

чувствах,

вызванных

картиной. При этом точка зрения может отражать не только мнение автора или

зрителя, но и ощущения объектов, изображенных на данной картине. Например,

дается картина на тему «Семья» и вопросы:

1.

Бу гаилә зурмы?

2.

Гаиләдә ничә кеше бар?

3.

Маратның сеңлесе бармы?

4.

Алсуның чәче карамы? Һ.б.

«Метод контрольных вопросов». Этот метод позволяет решить поставленную

задачу творчески. Это активная форма работы, в противовес репродуктивным

формам.

Она

позволяет

получить

информацию

об

изучаемом

предмете

или

объекте через вопросы, кратко выражать свои мысли, слушать и слышать друг

друга, искать новые (творческие) подходы к изучению темы. В процессе решения

задачи применяются контрольные вопросы. Они облегчают процесс работы, что

особенно важно при обучении иноязычному говорению, и направляют мышление

обучающихся в область возможных ответов. Однако стоит отметить, что данный

метод работы следует применять на заключительных этапах работы над темой,

когда лексический запас достаточен для говорения.

Например: активизировать речевые навыки по теме «Города РТ». Рассмотрите

проблему и предложите возможные варианты ее решения: «Многие дети путают

принадлежность

городов

РТ

с

городами

РФ».

Для

формулирования

решений

ответьте на следующие вопросы:

- какую придумать ассоциацию с картой?

- какую придумать ассоциацию с городами? и т.д. (результат: школа – это РФ,

кабинеты в школе-города РФ, начальная школа – это РТ, кабинеты в начальной

школе – это города РТ).

Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на

любой

стадии

изучения

татарского

языка.

Он

позволяет

активизировать

в

памяти

учащихся

изученные

лексические

единицы

и

способствует

развитию

различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на

начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц. Например:

тема «Животные». «Прячется» картинка любого животного. Необходимо отгадать

что это. Даются наводящие подсказки (Ул урманда яши. Ул хәйләкәр. Ул тавык

ашарга ярата.)

Например, цель урока: активизировать лексический материал по теме «Мәктәп».

Обучать

изучающему

чтению

и

монологическому

высказыванию

на

основе

прочитанного. Задача: прочитать предложенный текст. Заполнить таблицу

«Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками» Этот прием эффективен при

работе

над

чтением

текста

проблемного

содержания,

а

так

же

при

работе

с

аудиальными

и

визуальными

пособиями.

Прием

«Чтение

с

остановками»

помогает

прорабатывать

материал

детально.

Кроме

того,

учащиеся

имеют

возможность

пофантазировать,

оценить

факт

или

событие

критически,

высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению,

так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому,

на стадии прогнозирования событий. Все имеющиеся лексико-грамматические

навыки востребованы, поскольку от учащихся требуется связное монологическое

высказывание.

Если

таковая

цель

имеется,

то

можно

направить

речевую

деятельность

учащихся

в

конкретном

грамматическом

русле,

например,

на

стадии

прогнозирования,

активизировать

структуры

будущего

времени

или

прошедшего времени.

Например, просмотр любой сказки, спектакля или мультфильма на татарском

языке

с

остановками.

Задаются

параллельно

вопросы,

с

проверкой

понятия

содержания. (Просмотр сказки «Су анасы». Вопросы: Малай кем белән йөзгән?

Су анасы нәрсәне оныткан? Малай нәрсә урлаган? Су анасын нәрсә куркыткан?

Һ.б.)

Стоит отметить, что главная ценность приемов технологий заключается в том,

что они формируют целый ряд умений (компетентностей), столь востребованных

в современном мире:

- рефлексивные умения;

- поисковые (исследовательские) умения;

- умения и навыки работы в сотрудничестве;

- менеджерские умения и навыки;

- коммуникативные умения.



В раздел образования