Напоминание

Праздник детской книги "Книжкины именины"


Автор: Корнеенкова Наталья Викторовна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "Болтутинская СШ"
Населённый пункт: д. Болтутино
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: Праздник детской книги "Книжкины именины"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Праздник детской книги

«Книжкины именины».

Мероприятие приурочено к 76 годовщине

праздника детской книги.

Для детской аудитории 8—12 лет.

Праздник подготовила:

библиотекарь МБОУ «Болтутинская СШ»

Корнеенкова Наталья Викторовна.

Цели: 1. прививать интерес к книге, любовь к чтению;

2. совершенствовать речь, дикцию;

3. тренировка выразительного чтения поэтического текста наизусть;

4. развивать эмоциональную сферу обучающихся, воспитывать их

эстетический вкус, интерес к литературе.

Задачи: 1. расширять кругозор детей;

2. пополнять словарный запас;

3. способствовать воспитанию бережного отношения к книге;

4. развивать сценические способности детей.

Оборудование: компьютер, видеозаписи, слайды, фотоаппарат, проектор.

Сцена украшена разноцветными воздушными шарами, в центре красочная

надпись «Книжкины именины», книжная выставка «Читающий мир --

читающий я», развешаны рисунки детей по теме «Мой любимый книжный

герой».

Сценарий праздника «Книжкины именины».

Библиотекарь.

Праздник был основан в непростое для страны время – в марте 1943 года.

Торжество длилось один день, у него была фиксированная дата – 26 марта.

Основателем традиции стал Лев Кассиль – сценарист и детский литератор, он

хотел вернуть детям утраченные за годы войны чувства счастья и

беззаботности, такие привычные для детства. Впервые Книжные именины в

московском Доме союзов, где детей встречали знаменитые писатели того

времени. Они прочитали специально подготовленный к празднику материал

собственного сочинения, проводили беседы о своем творчестве с юными

поклонниками, отвечая на их вопросы. Каждый ребенок получил небольшую

книжку, которая была очень просто и бедно оформлена, но зато была

подписана лично автором. Первый праздник имел такой большой успех, что

было решено каждый год проводить его в тоже время. Инициатива была

поддержана правительством, и с 1944 года праздник стал Всесоюзным. В

1945 году стало понятно, что одного дня для такого масштабного события

мало- было решено проводить целую тематическую неделю.

Как- то Маршак на празднике в Москве сказал:

Пусть эта «Книжкина неделя

Продлится только до апреля,

Но вы, читающий народ,

Любите книгу круглый год.

Маршак оказался провидцем, день 2 апреля стал международным Днем

детской книги. С тех пор этот праздник, превратившийся в Неделю детской

книги, отмечается каждый год.

Книга сегодня именинница. Среди наиболее значимых событий этого года –

года театра – это 20-тилетие

Всемирного

дня поэзии (Отмечается по

решению ЮНЕСКО с 1999 г.), 220 лет со дня рождения русского поэта,

прозаика,

драматурга

Александра

Сергеевича

Пушкина

(1799–1837).

Представляете, сколько поколений детей выросло на его сказках! 250 лет

великому баснописцу И.А. Крылову и множество других интересных

событий.

Наконец- то к нам пришла

Книжкина неделя-

Принц прекрасный на коне,

На печи — Емеля.

Пушкин, Андерсен, Бажов –

Страсти закипели.

Праздник радостный пришел—

Книжкина неделя.

Сколько книг чудесных есть!

Все прочтешь едва- ли.

Про добро, любовь и честь

Мы из них узнали.

Сколько этих добрых книг

Душу нам согрели.

Собрала друзей своих книжкина неделя.

«Библиотечная песня» с клипом. (Приложение 1.)

Ведущий 1. Есть в школе библиотека!

В ней лекарства, словно в аптеке,

От коварства, глупости, лени

Лечат книги без промедлений.

Есть по соседству библиотека

В ней все средства для человека,

Чтобы умным стать и великим…

Пусть всегда да здравствуют книги!

Ведущий 2. Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна- недотёпы ,

Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги, друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Ведущий 3.

Конкурс загадок.

Подбор загадок о книге

1. Я всё знаю, всех учу, 7. Открыть свои тайны

А сама всегда молчу. Любому готова .

Чтоб со мною подружиться, Но ты от неё

Нужно грамоте учиться. (Книга.)

Не услышишь и слова. (Книга.)

2. Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок. 8. Говорит она беззвучно,

Нету лап, нету рук. А понятно и не скучно.

А приходит в дом, как друг Ты беседуй чаще с ней -

На колени к маме ляжет, Станешь вчетверо умней. (Книга.)

Обо всём тебе расскажет. (Книга.)

3. Хоть не шляпа, а с полями, 9. Сама мала, а ума придала. (Книга.)

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (Книга.)

4. Склеена, сшита, 10. Поселились мудрецы

Без дверей, а закрыта . В застеклённые дворцы,

Кто её открывает - В тишине наедине

Многое знает. (Книга.)

Открывают тайны мне. (Книги.)

5. Я с полки книгу взял, приставил "А",

И стало вдруг мучительно обидно:

От книги не осталось и следа,

И даже в микроскоп не видно. (Том - Атом.)

6. Языка не имеет, а у кого побывает - тот много знает.

(Книга, газета, журнал.)

Стихотворение

Читает пятиклассник

За окном гуляла вьюга,

Чертила на стекле узор,

А мы в тепле с любимым другом,

Вели весь вечер разговор.

Показывал он мне картинки

Ребячий лагерь, лес, костер….

Я взял чернильную резинку,

И с друга пятнышки все стер.

Потом закладкой голубой

Листы до завтра заложил.

Взял друга бережно рукой,

И в шкаф на полку положил

Ведущий 1.

А сейчас реклама!

Ты с трудом запоминаешь, что задано на дом?

Не можешь выучить параграф по истории и географии?

Путаешься в формулах по физике и химии?

Представляем сборник стихов! Учи наизусть! Развивай свою память!

Ведущий 2.

А сейчас приглашаю вас к истокам детской литературы.

Библиотекарь: Итак , готовы?

Дети (вместе): Да!

Мальчик: А куда мы отправимся? Давайте прямо в десятый век или в

двенадцатый! Давайте!

Библиотекарь: Погодите, друг мой. В X—XV веках на Руси еще не было

детской литературы. Литература вообще еще только зарождалась вместе с

появлением письменности. Специальных произведений для детей на Руси не

существовало.

Девочка: А что же читали дети?

Библиотекарь: Первые рукописные сведения о том, что читали дети на

Руси, относятся к X веку. В ту эпоху ребята читали те же произведения, что и

взрослые. Но воспитатели и учителя, обучающие их грамоте, вынуждены

были отбирать из имеющихся книг наиболее близкие и доступные детям, как

по своему содержанию, так и по форме изложения. Произведения эти не

были детскими, хотя и входили в круг детского чтения. Конечно же, это были

религиозные книги: Библия, Ветхий и Новый Завет, Псалтырь, Жития

святых. Использовали для детского чтения и отрывки из летописей.

Мальчик: А что такое летопись? То, что написано летом? А если книгу

написали зимой, как она называлась?

Библиотекарь: «Лето» — это год. Так он назывался в Древней Руси. А

летопись — это книга, в которой запись велась по годам.

Библиограф: Даю справку. Начальная русская летопись была создана в XI—

XII веках. Она называлась «Повесть временных лет» («временных» означает

«минувших») и рассказывала о происхождении русского государства, о

начальном периоде его истории, о первых его деятелях. Эту летопись

составляли несколько летописцев-монахов, которые были по тем временам

весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из

былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни

Киевской Руси IX—XI столетий.

Девочка: А когда же появились книги специально для детского чтения? Это

известно?

Библиотекарь: Конечно. Настоящая история детской литературы на-

чинается с появлением специальных произведений для детей. Первой ру-

кописной книгой для юных читателей был написанный в 1491 году учебник

латинского языка «Донатус». Его автор — русский дипломат и переводчик

Дмитрий Герасимов и есть первый русский детский писатель.

Мальчик: Теперь мы узнали о первой рукописной книге для детей. А когда

появились печатные ? Какие они были? Кто их написал?

Библиотекарь: Чтобы это узнать, нам придется переместиться во вторую

половину XVI века. Первой печатной книгой была Азбука. Ее составил

русский первопечатник Иван Федоров и издал в городе Львове в 1574 году.

«Возлюбленный, честный, христианский, русский народ» — так обращается

автор к взрослым читателям и сообщает, что книга эта создана «ради

скорого младенческого научения». Хотите послушать, как Иван Федоров

обращается к детям? Уважаемый Библиограф, пожалуйста, прочитайте нам

отрывок из его Азбуки.

Библиограф: «Сын мой, приклони ухо твое и послушай словес мудрых и

приложи сердце к научению моему, понеже украсит тебя... Как сот медов

сладок есть гортани твоему, також наука мудрости душе твоей... Поищеши и

обрящеши и имети будеши».

Девочка: Значит, первыми детскими книгами были учебники? Но кто же,

все- таки был первым русским поэтом для детей?

Библиотекарь: Чтобы это узнать, мы переносимся в середину XVII века. Вы

готовы? Нам пора в путь! Человека, который вас интересует, можно

встретить в монастыре, который находился на территории Московского

Кремля. Звали его Терентий Васильев, по прозвищу Тейша, но так его звали

в миру, а в монастыре он принял имя Савватий. Он написал самые первые

стихи для детей и был самым первым детским поэтом. Известно одиннадцать

стихотворений Савватия, возможно, их было больше, но до нас дошли только

одиннадцать.

Ведущий 3.

Книга

Книга – учитель, книга - наставник.

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если выпустишь книгу из рук.

Книга – советчик, книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец.

Книга - нетленная память и вечность,

Спутник планеты земли, наконец.

Книга не просто красивая мебель,

Не приложенье дубовых шкафов,

Книга – волшебник, умеющий небыль

В быль превращать и в основу основ.

(В. Боков)

Читают обучающиеся 4 класса.

Мальчик 1:

Что за шум и гам стоит,

Громко музыка гремит?

Может быть в библиотеке

Стало как на дискотеке?

Фонари вокруг горят,

Модные хиты звучат,

Все танцуют и поют,

На уроки не идут?!

Девочка 1:

Нет, такому не бывать,

И не нужно сочинять!

Там таится тишина,

И порядок там всегда!

Мальчик 2:

Не пойду на физкультуру,

Лучше книжечку возьму,

До звонка на перемену

Все картинки просмотрю.

А потом возьму другую,

И еще потом одну,

Но читать я их не буду,

Полистаю и верну!

Девочка 2:

Нет, такому не бывать,

И не нужно сочинять!

Ты картинки не смотри,

Лучше книги те прочти!

Мальчик 3:

По стране несутся вести:

Не стоит прогресс на месте,

Книжек в школе больше нет,

Заменил их Интернет.

И теперь в читальном зале

Ноутбук поставили,

Не читать наших ребят,

А играть заставили!

Девочка 3:

Нет, такому не бывать,

И не нужно сочинять!

Компьютер там поставили

Для интернет – читателей!

Мальчик 4:

Если от «гранита знаний»

Закипела голова,

Ты беги в библиотеку,

Рады там тебе всегда!

Вместо книжек выдают

«Эскимо» на палочке,

Посчитают, сколько съел,

И запишут в карточке!

Девочка 4:

Нет, такому не бывать,

И не нужно сочинять!

«Эскимо» там не дают,

А вот книги выдают!

Ведущий 1.

А сейчас реклама!

Надоели компьютерные игры?

Ты устал от телевизора?

Приходи в библиотеку! Почитай книгу! Посиди в тишине!

Ведущий 2.

У Скворцова

Гришки

Жили-были

Книжки -

Грязные,

Лохматые,

Рваные,

Горбатые,

Без конца

И без начала,

Переплеты -

Как мочала,

На листах -

Каракули.

Книжки

Горько

Плакали.

2

Дрался Гришка с Мишкой.

Замахнулся книжкой,

Дал разок по голове -

Вместо книжки стало две.

3

Горько жаловался Гоголь:

Был он в молодости щеголь,

А теперь, на склоне лет,

Он растрепан и раздет.

У бедняги Робинзона

Кожа содрана с картона,

У Крылова вырван лист,

А в грамматике измятой

На странице тридцать пятой

Нарисован трубочист.

В географии Петрова

Нарисована корова

И написано: "Сия

География моя.

Кто возьмет ее без спросу,

Тот останется без носу!"

4

- Как нам быть? - спросили книжки. -

Как избавиться от Гришки?

И сказали братья Гримм-

- Вот что, книжки, убежим!

Растрепанный задачник,

Ворчун и неудачник,

Прошамкал им в ответ:

- Девчонки и мальчишки

Везде калечат книжки.

Куда бежать от Гришки?

Нигде спасенья нет!

- Умолкни, старый минус, -

Сказали братья Гримм, -

И больше не серди нас

Брюзжанием своим!

Бежим в библиотеку,

В свободный наш приют, -

Там книжки человеку

В обиду не дают!

Ведущий 1.

- Нет, - сказала "Хижина

Дяди Тома", -

Гришкой я обижена,

Но останусь дома!

- Идем! - ответил ей Тимур. -

Ты терпелива чересчур!

- Вперед! - воскликнул Дон-Кихот.

И книжки двинулись в поход.

5

Беспризорные калеки

Входят в зал библиотеки.

Светят лампы над столом,

Блещут полки за стеклом.

В переплетах темной кожи,

Разместившись вдоль стены,

Словно зрители из ложи,

Книжки смотрят с вышины.

Вдруг

Задачник-

Неудачник

Побледнел

И стал шептать:

- Шестью восемь -

Сорок восемь,

Пятью девять -

Сорок пять!

География в тревоге

К двери кинулась, дрожа.

В это время на пороге

Появились сторожа.

Принесли они метелки,

Стали залы убирать,

Подметать полы и полки,

Переплеты вытирать.

Чисто вымели повсюду.

И за вешалкой, в углу,

Книжек порванную груду

Увидали на полу -

Без конца и без начала,

Переплеты - как мочала,

На листах - каракули...

Сторожа заплакали:

- Разнесчастные вы книжки,

Истрепали вас мальчишки!

Отнесем мы вас к врачу,

К Митрофану Кузьмичу.

Он вас, бедных, пожалеет,

И подчистит, и подклеит,

И обрежет, и сошьет,

И оденет в переплет!

Библиотекарь.

Сказочная викторина.

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева

«Цветик-семицветик»? (Женя)

3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе».

(Егоровна)

4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью?

(Алиса)

6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)

13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке?

(Дюймовочка)

14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)

15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из

тыквы)

17. Друг Вини - Пуха. (Пятачок)

18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке

«Дикие лебеди»? (Из крапивы)

21. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)

22. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)

23. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)

24. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)

25. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу

Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий 3.

С момента появления на свет человек начинает учиться. Он учится ходить,

говорить, понимать мир и людей. Его учат солнечный луч и пролетевшая

мимо бабочка, смешная картинка и добрая песня, веселая игра и любимая

книга!

Ведущий 2.

Обо всем на свете рассказывает книга. Ты можешь побывать в жарких

странах, прогуляться по горам на луне… Откроешь страницу, другую –

раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко—далеко; услышишь голоса

тех, кто жил давным – давно или кто от тебя за тридевять земель, за лесами и

морями.

Ведущий 3.

С книгой каждый из нас путешествует на триста лет вперед, в будущее, и на

триста лет назад, в историю. Человек, любящий, умеющий читать, --

счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных

друзей. Друзья эти—книги.

Стихотворение. Читает обучающийся 6 класса.

Снова в печке огонь шевелится,

Кот клубочком свернулся в тепле,

И от лампы зеленой ложится

Ровный круг на вечернем столе.

Вот и кончены наши заботы —

Спит задачник, закрыта тетрадь.

Руки тянутся к книге. Но что ты

Будешь, мальчик, сегодня читать?

Хочешь, в дальние синие страны,

В пенье вьюги, в тропический зной

Поведут нас с тобой капитаны,

На штурвал налегая резной?

Зорок взгляд их, надежны их руки,

И мечтают они лишь о том,

Чтоб пройти им во славу науки

Неизведанным прежде путем.

Сжаты льдом, без огня и компаса,

В полумраке арктических стран

Мы спасем чудака Гаттераса,

Перейдя ледяной океан.

По пещерам, подземным озерам

Совершим в тесноте и пыли,

Сталактитов пленяясь узором,

Путешествие к центру земли.

И без помощи карт и секстанта,

С полустертой запиской в руке,

Капитана, несчастного Гранта,

На безвестном найдем островке.

Ты увидишь леса Ориноко,

Города обезьян и слонят,

Шар воздушный, летя невысоко,

Ляжет тенью на озеро Чад.

А в коралловых рифах, где рыщет

«Наутилус», скиталец морей,

Мы отыщем глухое кладбище

Затонувших в бою кораблей…

Что прекрасней таких приключений,

Веселее открытий, побед,

Мудрых странствий, счастливых крушений,

Перелетов меж звезд и планет?

И, прочитанный том закрывая,

Благодарно сходя с корабля,

Ты увидишь, мой мальчик, какая,

Тайны полная, ждет нас земля!

Вел дорогой тебя неуклонной

Сквозь опасности, бури и мрак

Вдохновленный мечтою ученый,

Зоркий штурман, поэт и чудак.

Всеволод Рождественский

Звучит песня «О библиотекарях». (Приложение 2.)



В раздел образования