Автор: Ильина Наталья Дмитриевна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МКУДО "Старомайнская ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Старая Майна
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Техника работы пастелью"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Старомайнская детская школа искусств»
муниципального образования
«Старомайнский район» Ульяновской области
Открытый урок
« Техника работы пастелью»
Подготовила преподаватель Ильина Н.Д.
2021г.
Открытое занятие: « Техника работы пастелью »
План открытого урока.
Учебное заведение: МКУДО « Старомайнская детская школа искусств»
Предмет: «
Основы изобразительной грамоты
»
Отделение: художественное.
Обучающиеся:
Класс: 1 класс (по 8-летнему обучению), 7-8 лет.
Преподаватель: Ильина Н.Д.
Тип урока: Ознакомление с новым видом деятельности.
Форма урока: практическая работа.
Тема урока: техника работы пастелью.
Цель урока:
познакомиться с таким видом мягкого материала как пастель, с ее видами
и свойствами. Выполнить практическое занятия, используя полученные знания.
Задачи:
Образовательные:
ознакомить учащихся с техникой рисования пастелью,
закрепить навыки работы.
Развивающие:
развить творческую и познавательную активность учащихся,
фантазию, художественный вкус.
Воспитательные:
воспитать любовь и интерес к предмету, родной культуре,
традициям.
Введение.
Среди множества техник и инструментов, которые применяют современные
художники, пастель выделяется необычной фактурой и яркостью цвета.
Рисунок пастелью нарисовать непросто, но увлекшись этим направлением,
совершенствуя собственные навыки и прилагая усилия для получения
нужного результата, можно добиться желаемого. Тем более что сам по себе
процесс приносит удовольствие и увлекает в работу с головой.
Пастель - промежуточный материал между живописью и графикой,
поэтому она особенно интересна - есть возможность рисовать в цвете,
но наиболее удобными для художника графическими приёмами.
Работа мягкими палочками пастели требует шероховатого ворсистого
основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники
нередко рисовали на замше. В настоящее время в качестве основания для
пастели используют чаще всего шероховатый картон, специальную бумагу
или наклеенный на картон холст. Многие художники готовят основание
самостоятельно. Пастелью можно и писать, и рисовать. Иногда художник
передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое
решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается
подкрашенный рисунок. Но можно пастелью создавать и настоящую
живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры.
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Дмитриевна, и сегодня мы с вами
проведем
интересное занятие! Я вас познакомлю с новой техникой –
техникой рисования пастелью, а также мы вместе выполним практическую
работу «Натюрморт с яблоком».
Итак, что же такое пастель?!
Думаю, каждый из вас рисовал яркими, цветными мелками на асфальте.
Вспомним, как здорово у нас это получалось, сколько положительных
эмоций, радости приносили нам эти рисунки. Так вот, пастель по своим
свойствам и внешнему виду очень напоминает те самые мелки.
Пастель бывает разная: сухая, твердая, мягкая и даже масляная.
А как вы думаете, что можно нарисовать пастелью?
- Конечно, все, что угодно! И портрет, и пейзаж, и животных, и натюрморт, и
даже космос!
Пастель отлично сочетается с другими материалами, например с акварелью
или гуашью. Можно нарисовать акварельный рисунок, а сверху добавить
пастель. И тогда это уже будет смешанная техника! Здорово, не правда ли?
Теперь немного поговорим о свойствах этого удивительного материала.
Вспомните, после рисования мелками, ваши ручки какие становятся? Чистые
или нет? Правильно, на них остаются оттенки тех цветов, которыми вы
рисовали. Вот и сухая пастель делает ваши пальчики цветными. Поэтому
нельзя забывать об аккуратности и беречь одежду.
А еще она очень хрупкая. С пастелью нужно работать крайне осторожно и
бережно, не бросать и не кидать. Иначе она сломается.
Мы обсудили свойства, теперь поговорим про приёмы работы, здесь тоже
есть свои особенности.
Знаете, мы, художники, народ креативный и предприимчивый, кто-то
использует сухие тряпочки для растирания и смешивания цветов, кто-то
ватные диски и даже ватные палочки. Но, на мой взгляд, самый творческий и
интересный способ, это, конечно, наши пальчики.
Так начнём творить!
Я предлагаю поработать сегодня с натюрмортом. Кто знает, что такое
натюрморт? Что означает это слово?
- Да, верно. НАТЮР – природа, МОРТЕ – мертвая, не живая. Другими
словами, изображение неживых предметов. Мы же с вами уверены, что
яблоко сейчас не спрыгнет и не убежит? Хорошо.
Прежде, чем приступить к работе, давайте проанализируем наш объект –
яблоко, и ответим на вопросы:
-какой у яблока цвет?
-какой цвет у драпировки?
-где свет? С какой стороны освещенная часть яблока?
-где тень?
Теперь приступим. Возьмем пастель и сделаем контур. Чтобы получилась
тонкая, четкая линия, нужно использовать кончик у мелка. Дальше будем
двигаться слева на право. Закрашиваем наше яблоко, добавляем разные
оттенки. При этом стараемся штриховать по форме. Какая форма у яблока?
Круглая. Значит штрихи по форме дуги.
Конечно же, не забудем про свет и тень. Вспомним, что есть несколько видов
тени: собственная, падающая. Обязательно их покажем на рисунке.
Завершение работы.
Какие красивые работы у вас получились! Давайте с вами ещё раз повторим
новые слова для вас. Что вы узнали сегодня на занятии? Какие виды пастели
бывают?
Желаю удачи в творчестве и вдохновения!
САМОАНАЛИЗ.
Урок проходил с обучающимися: 1 класс. 6 человек. 7-8 лет.
Тема урока: техника работы пастелью.
Тип урока: Ознакомление с новым видом деятельности.
Форма урока: практическая работа.
Цель урока:
познакомиться с таким видом мягкого материала как пастель, с ее видами
и свойствами. Выполнить практическое занятия, используя полученные знания.
Задачи:
Образовательные:
ознакомить учащихся с техникой рисования пастелью,
закрепить навыки работы.
Развивающие:
развить творческую и познавательную активность учащихся,
фантазию, художественный вкус.
Воспитательные:
воспитать любовь и интерес к предмету, родной культуре,
традициям.
Урок начался вовремя. Класс к уроку готов.
Работа на уроке проходила в соответствии с планом.
На уроке применялись методы:
Объяснительно-иллюстративный метод: беседа, рассказ, иллюстрация.
Наглядный метод.
Рефлексия.
Дидактическое оснащение:
Сборники иллюстраций великих мастеров.
Материально-техническое оснащение:
1.
мольберт
2.
бумага для пастели
3.
пастель
4.
стулья
Цели и задачи урока выполнены.
Урок проходил в доброжелательной обстановке, замечания педагогом
делались корректно.
Между
обучающимися
и
педагогом
происходит
увлекательное
эмоциональное
общение,
при
котором
обучающиеся
раскрываются,
заинтересовываются занятиями, а педагог, в свою очередь, выясняет, что
удается с легкостью, а над чем в дальнейшем придется поработать, чему надо
будет
уделять
особое
внимание.
Темп менялся по ходу урока в соответствии с успехами при выполнении
работы. Педагог использует в работе такие методы, как мотивация учебной
деятельности, наглядный метод, метод образного сравнения, актуализация
знаний и пробное учебное действие, рефлексия.
Материал подобран доступный, в соответствии возрасту и способностям
обучающихся.