Напоминание

"Техника работы пастелью"


Автор: Ильина Наталья Дмитриевна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МКУДО "Старомайнская ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Старая Майна
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Техника работы пастелью"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

«Старомайнская детская школа искусств»

муниципального образования

«Старомайнский район» Ульяновской области

Открытый урок

« Техника работы пастелью»

Подготовила преподаватель Ильина Н.Д.

2021г.

Открытое занятие: « Техника работы пастелью »

План открытого урока.

Учебное заведение: МКУДО « Старомайнская детская школа искусств»

Предмет: «

Основы изобразительной грамоты

»

Отделение: художественное.

Обучающиеся:

Класс: 1 класс (по 8-летнему обучению), 7-8 лет.

Преподаватель: Ильина Н.Д.

Тип урока: Ознакомление с новым видом деятельности.

Форма урока: практическая работа.

Тема урока: техника работы пастелью.

Цель урока:

познакомиться с таким видом мягкого материала как пастель, с ее видами

и свойствами. Выполнить практическое занятия, используя полученные знания.

Задачи:

Образовательные:

ознакомить учащихся с техникой рисования пастелью,

закрепить навыки работы.

Развивающие:

развить творческую и познавательную активность учащихся,

фантазию, художественный вкус.

Воспитательные:

воспитать любовь и интерес к предмету, родной культуре,

традициям.

Введение.

Среди множества техник и инструментов, которые применяют современные

художники, пастель выделяется необычной фактурой и яркостью цвета.

Рисунок пастелью нарисовать непросто, но увлекшись этим направлением,

совершенствуя собственные навыки и прилагая усилия для получения

нужного результата, можно добиться желаемого. Тем более что сам по себе

процесс приносит удовольствие и увлекает в работу с головой.

Пастель - промежуточный материал между живописью и графикой,

поэтому она особенно интересна - есть возможность рисовать в цвете,

но наиболее удобными для художника графическими приёмами.

Работа мягкими палочками пастели требует шероховатого ворсистого

основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники

нередко рисовали на замше. В настоящее время в качестве основания для

пастели используют чаще всего шероховатый картон, специальную бумагу

или наклеенный на картон холст. Многие художники готовят основание

самостоятельно. Пастелью можно и писать, и рисовать. Иногда художник

передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое

решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается

подкрашенный рисунок. Но можно пастелью создавать и настоящую

живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры.

Ход урока.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Дмитриевна, и сегодня мы с вами

проведем

интересное занятие! Я вас познакомлю с новой техникой –

техникой рисования пастелью, а также мы вместе выполним практическую

работу «Натюрморт с яблоком».

Итак, что же такое пастель?!

Думаю, каждый из вас рисовал яркими, цветными мелками на асфальте.

Вспомним, как здорово у нас это получалось, сколько положительных

эмоций, радости приносили нам эти рисунки. Так вот, пастель по своим

свойствам и внешнему виду очень напоминает те самые мелки.

Пастель бывает разная: сухая, твердая, мягкая и даже масляная.

А как вы думаете, что можно нарисовать пастелью?

- Конечно, все, что угодно! И портрет, и пейзаж, и животных, и натюрморт, и

даже космос!

Пастель отлично сочетается с другими материалами, например с акварелью

или гуашью. Можно нарисовать акварельный рисунок, а сверху добавить

пастель. И тогда это уже будет смешанная техника! Здорово, не правда ли?

Теперь немного поговорим о свойствах этого удивительного материала.

Вспомните, после рисования мелками, ваши ручки какие становятся? Чистые

или нет? Правильно, на них остаются оттенки тех цветов, которыми вы

рисовали. Вот и сухая пастель делает ваши пальчики цветными. Поэтому

нельзя забывать об аккуратности и беречь одежду.

А еще она очень хрупкая. С пастелью нужно работать крайне осторожно и

бережно, не бросать и не кидать. Иначе она сломается.

Мы обсудили свойства, теперь поговорим про приёмы работы, здесь тоже

есть свои особенности.

Знаете, мы, художники, народ креативный и предприимчивый, кто-то

использует сухие тряпочки для растирания и смешивания цветов, кто-то

ватные диски и даже ватные палочки. Но, на мой взгляд, самый творческий и

интересный способ, это, конечно, наши пальчики.

Так начнём творить!

Я предлагаю поработать сегодня с натюрмортом. Кто знает, что такое

натюрморт? Что означает это слово?

- Да, верно. НАТЮР – природа, МОРТЕ – мертвая, не живая. Другими

словами, изображение неживых предметов. Мы же с вами уверены, что

яблоко сейчас не спрыгнет и не убежит? Хорошо.

Прежде, чем приступить к работе, давайте проанализируем наш объект –

яблоко, и ответим на вопросы:

-какой у яблока цвет?

-какой цвет у драпировки?

-где свет? С какой стороны освещенная часть яблока?

-где тень?

Теперь приступим. Возьмем пастель и сделаем контур. Чтобы получилась

тонкая, четкая линия, нужно использовать кончик у мелка. Дальше будем

двигаться слева на право. Закрашиваем наше яблоко, добавляем разные

оттенки. При этом стараемся штриховать по форме. Какая форма у яблока?

Круглая. Значит штрихи по форме дуги.

Конечно же, не забудем про свет и тень. Вспомним, что есть несколько видов

тени: собственная, падающая. Обязательно их покажем на рисунке.

Завершение работы.

Какие красивые работы у вас получились! Давайте с вами ещё раз повторим

новые слова для вас. Что вы узнали сегодня на занятии? Какие виды пастели

бывают?

Желаю удачи в творчестве и вдохновения!

САМОАНАЛИЗ.

Урок проходил с обучающимися: 1 класс. 6 человек. 7-8 лет.

Тема урока: техника работы пастелью.

Тип урока: Ознакомление с новым видом деятельности.

Форма урока: практическая работа.

Цель урока:

познакомиться с таким видом мягкого материала как пастель, с ее видами

и свойствами. Выполнить практическое занятия, используя полученные знания.

Задачи:

Образовательные:

ознакомить учащихся с техникой рисования пастелью,

закрепить навыки работы.

Развивающие:

развить творческую и познавательную активность учащихся,

фантазию, художественный вкус.

Воспитательные:

воспитать любовь и интерес к предмету, родной культуре,

традициям.

Урок начался вовремя. Класс к уроку готов.

Работа на уроке проходила в соответствии с планом.

На уроке применялись методы:

Объяснительно-иллюстративный метод: беседа, рассказ, иллюстрация.

Наглядный метод.

Рефлексия.

Дидактическое оснащение:

Сборники иллюстраций великих мастеров.

Материально-техническое оснащение:

1.

мольберт

2.

бумага для пастели

3.

пастель

4.

стулья

Цели и задачи урока выполнены.

Урок проходил в доброжелательной обстановке, замечания педагогом

делались корректно.

Между

обучающимися

и

педагогом

происходит

увлекательное

эмоциональное

общение,

при

котором

обучающиеся

раскрываются,

заинтересовываются занятиями, а педагог, в свою очередь, выясняет, что

удается с легкостью, а над чем в дальнейшем придется поработать, чему надо

будет

уделять

особое

внимание.

Темп менялся по ходу урока в соответствии с успехами при выполнении

работы. Педагог использует в работе такие методы, как мотивация учебной

деятельности, наглядный метод, метод образного сравнения, актуализация

знаний и пробное учебное действие, рефлексия.

Материал подобран доступный, в соответствии возрасту и способностям

обучающихся.



В раздел образования